16.02.2022

Господь есть Любовь

В преддверии Великого поста мы побеседовали с благочинным Оричевского церковного округа протоиереем Николаем Федько. Священник поведал о приходах Оричевского благочиния, о семейных традициях, о вопросах прощения Божьего, любви и благодати.

- Отец Николай, расскажите об особенностях приходов Оричевского церковного округа, благочинным которого Вы являетесь?

- В Оричевском благочинии сохранилось много храмов, которые не были разрушены в годы гонений на Церковь. Сохранили не только свой внешний вид, но и в большинстве своем внутреннее убранство.

Примером близости к нам ушедших эпох могут быть два уникальных храма в Истобенске: один рабочий – Троицкая церковь, в ней богослужения совершаются регулярно, а другой – храм в честь святителя Николая - нуждается в серьезной реставрации, и все же стены церкви с самобытной архитектурой сохранились до наших дней. В этом же селе есть каменная Никольская часовня, построенная на берегу в 1855 году.

В селе Спасо-Талица храм в честь Спаса Нерукотворного сохранился в хорошем состоянии. Жизнь прихода в современный период насыщена, при храме действует хорошая воскресная школа.

В настоящее время на месте разрушенного храма в селе Камешница строится новая церковь в честь Димитрия Солунского. Строительство производится благодаря местному предпринимателю, который здесь проживал, и тем самым желал увековечить добрую память о его верующих предках и чтобы и другие люди впоследствии имели возможность приезжать в родные места и помолиться.

Еще один уникальный по своей архитектуре красивейший храм нашего благочиния – белоснежная Михайло-Архангельская церковь в селе Русском. Благодаря настоятелю протоиерею Владимиру Зорину, который много лет подвизается, сегодня мы наблюдаем, как храм практически засиял.

В Бахте в здании возрождающейся церкви не так давно еще был тракторный склад. А сегодня храм преображается на глазах, завершается строительство колокольни.

Молодой приход в поселке Мирном. Недавно выстроен храм в честь святого Георгия Победоносца, но много чего еще предстоит сделать, включая церковно-приходской дом, где бы проводились встречи с военнослужащими.

В селе Пищалье старинный храм, в котором подвизается молится и трудится, несмотря на свое подорванное здоровье, отец Гурий. Работы по восстановлению церкви предстоит много, но увы, пока восстановить храм трудно.

В поселках Дороничи и Лянгасово имеются небольшие деревянные храмы. В реалиях нашего времени, с учетом повышающейся потребности людей в духовной жизни, для таких крупных жилых районов города Кирова требуются храмы большей площади. В связи с этим видится необходимость разработки проекта строительства каменных храмов большей площади.

Настоятели всех храмов нашего благочиния трудятся в меру своих сил, у каждого из них есть желание восстановить вверенную ему на служение церковь. Конечно, по разным причинам кому-то найти помощников и благотворителей проще, кому-то сложнее.

Свои коррективы внесла пандемия, в этот период мы потеряли много людей, которые из-за страха не ходят в храм.

- Расскажите о приходе Троицкого храма в Быстрице, где вы несете свое служение. Чем он примечателен не только для прихожан, а также паломников?

- Троицкий храм уникален тем, что не закрывался даже в советское время, поэтому в нем многое сохранилось, включая старинный иконостас, что для нас немаловажно, ведь архитектура, убранство храма и святыни напоминают нам о тех людях, которые здесь жили прежде, об их вере и молитвах. В 1754 году была получена храмозданная грамота на начало строительство каменного храма.

История прихода связана с именами служивших в нем священников, имена которых известны не только в нашей епархии, но и за пределами. Здесь нес свое служение отец Михаил Тихоницкий, который сейчас канонизирован, мощи его пребывают в храме Рождества Пресвятой Богородицы города Орлова. Настоятелем был отец Сергий (Костин), и после того, как овдовел, он был рукоположен во епископа Костромского и Галицкого. Отец Серафим Суторихин нес служение настоятелем, а после сослан в Самарканд, где служил и был впоследствии похоронен и сейчас собираются сведения для его канонизации. Отец Константин Гулин – участник Великой Отечественной войны, капитан мотострелковой роты, служил здесь в тяжелое время хрущевских гонений, благодаря его мудрости, терпению удалось сохранить храм, приход, собрать людей, которые много трудились на благо прихода.

- Расскажите об изменениях в храме и жизни прихода в настоящее время.

- За последние годы многое было сделано, что видно человеческим глазом: храм приобрел новые кресты с куполами, побелен, заменены полы, подключено газовое отопление, благодаря чему та часть, которая была закрыта, в народе называлась «летняя» открыта сейчас полностью и храм не делится на теплый и холодный.

Жизнь прихода наполнена и радостями, и скорбями, ведь он как живой организм. Время от времени в храме что-то ломается, требуя починки, что-то приобретается, приходят люди туда с разными взглядами, но радует, что приходят, значит, каждый из прихожан своим путем идет к Богу.

Моих достижений в этом нет, если Бог мне что-то дал, то Он может и отобрать. Мне хочется поблагодарить людей, которые всегда помогают храму, пожелать им крепкого здоровья. Всем кто когда-либо чем-то помог – кто копейкой, кто миллионом – для Бога важно устремление человека. Ценны мудрость и опыт нашего Владыки, внимание его к людям, здесь трудящимся, и к храму. Митрополит Марк делится своим видением, что помогает нам правильно сделать ремонт, благоукрасить храм. Следуем его советам, а потом радуемся тому, как храм преображается.

- В преддверии Великого поста – Ваши наставления, как лучше проводить это время, на что обратить внимание?

- Скоро наступит Великий пост. И конечно, каждый из нас будет проводить эти дни по-своему. Но часто люди говорят: батюшка, не могу соблюдать, даже не могу решиться, потому что знаю, что не выдержу, то есть уже начинаем себя оправдывать тем, что не выдержим. Если это оправдание идет впереди нас, то мы и не начнем поститься.

Бывает, человек вроде сам начинает поститься, а своей семье говорит: вы уж не поститесь. Был случай в практике, когда бабушка внука ко Причастию приводила, а сама не ходила. Он достиг потом уже такого возраста, когда спросил: бабушка, а почему ты сама к Таинству Причащения не приступаешь? Этот случай типичный для жизни, и он свидетельствует о том, что нужно быть примером для своих детей и внуков в исповедании веры не только на словах, но и на деле.

Пост – семейное духовное общение, о котором надо говорить искренне со своими детьми, внуками. Дай Бог, чтобы каждый постился в меру своих сил, тогда и радость, с которой человек встретит Пасху, будет у него особенной.

Много можно говорить, как надо поститься, какие соблюдать ограничения в пище, делиться рецептами… сколько класть поклонов, не в этом суть – как и сколько – суть в том, чтобы идти этим путем во благо спасения своей души и небесного царствия. И детям правду говорить, приобщать. Многое зависит от мамы, что мама приготовит, то семья покушает. Если дети маленькие, учатся, можно даже постный день сделать раз в неделю и ввести традицию, что потом, на следующий день, вместе идем в храм.

- Вы начинали свое священническое служение в 1990-е годы, по Вашим наблюдениям люди были прежде более верующими или сейчас прихожане в целом стали более ответственными в духовной жизни?

- В 90-е годы двадцатого века много было прихожан и причастников. Каждый хотел себя испытать. Вера, с одной стороны, была для человека чем-то новым, отрывающим от действительности, с другой, душа человека ощущала возвращение к корням – к вере своих предков. Сейчас, когда храмы открыты, восстанавливаются, службы совершаются, прихожане подрасслабились. Особенно это стало заметно в пандемию. Причиной этого у современных людей, к сожалению, стало, наверное, и то, что мы ослепли настолько, что не видим своих грехов. А в словах Андрея Критского, которые мы будет слышать и произносить в начале поста, говорится: «Господи, дай видеть свои прегрешения вольные и невольные».

Самое главное, чтобы дни поста прошли в любви, смирении и молитве.

- С чудесами сталкиваться приходилось? Быть может, в Вашем храме чудеса происходили – иконы есть мироточивые?

- А почему человек ищет чудо? А разве без чуда нельзя верить? Икона должна проявить чудо? Они все чудотворные. Мы молимся Богу перед образами. Порой в поисках чуда мы забываем о Боге. Каждый день, прожитый на этой земле, вот оно, чудо, особенно в это время, когда болезнь шагает по планете.

Вчера был праздник новомучеников и исповедников Российских – этот день навел на мысль. Часто встречаю людей, которые спрашивают: как можно было руку поднять на Церковь? А сейчас люди не интересуются: как живет Церковь, как ее надо отапливать, освещать и прибираться. Благодаря людям, которые молятся, помогают, сопереживают, храм жив. Это и есть то чудо, на которое мы не обращаем внимание.

Уже говорил, что многих людей потеряли, потому что вышли из храма и не вернулись. Людей стало меньше. И дай Бог, чтобы люди вернулись в лоно Святой Матери Церкви и жили духовной жизнью, которой они обещали при Крещении.

- Зачем по-Вашему послана затянувшаяся пандемия?

- В свое время люди кричали, что сильные, создали цифровой век, а наступила болезнь и оказались перед ней беспомощные незащищенные, что еще раз доказало – без Божией воли ничего на земле не совершится. Если не будет Божией воли – даже волос не упадет.

- А войны зачем попускаются?

- Человек отступает от Бога, отдается в руки дьяволу. В наше время говорить о войне трудно и сложно, видим, как дьявол подсмеялся над братскими народами, сталкивает людей и разогревает вражду в душах, это он внушает людям принцип: бери от жизни все, невзирая ни на что.

Сегодня каждый в интернете пишет то, что думает. Высказывает свое мнение и считает, что прав. Мы сейчас обижаемся на времена, когда была жесткость, но была цензура, а сейчас человек почувствовал вседозволенность, в том числе и заповеди Божии выполнять становится современным людям все сложнее.

- Человек пришел на землю быть счастливым или страдать? Есть разные мнения по этому философскому вопросу, в том числе у православных.

- Человек пришел на землю быть счастливым, создавать рай. Но если он не хочет создавать рай, то страдает.

Патриарх Кирилл недавно озвучил такую мысль: мы ропщем на жизнь и говорим, как выйти из этой трудности. Если человек из трудности выходит с Богом – ему это удается. А если он без Бога – то снова войдет в трудность. Мы ищем дверь выхода, при этом можем или снова заблудиться, или выйти в новое духовное измерение. К примеру, от греха блуда можем впасть в грех зависти, обмана, пьянства, воровства, убийства. И это будет одна и та же дверь злодеяния. Но если человек найдет выход с Богом, оставит все эти пороки, то и жизнь у него на земле будет для радости предназначена, а не для страданий.

- Отец Николай, расскажите, как вы пришли к вере? Как встали на путь церковного служения?

- Родился я на Украине, в 1967 году, тогда был Союз, в крестьянской семье. Был крещен в младенчестве. Семья у нас была верующая, каждое воскресенье посещали храм. Нам, детям, давали лучшие одежды и всей семьей мы шли в церковь.

Самое теплое мое знакомство с храмом, тогда я особенно проникся к церкви, состоялось, когда мне было семь лет: батюшка дал подержать кадило во время службы. Ответственный был для меня момент, с тех пор меня особенно притягивало к храму.

Пошел в армию, - брал благословение. Вернулся – снова взял благословение на дальнейший путь. Так как семья большая, надо было решить свою судьбу. Было много желаний, свойственных для молодого возраста, когда кажется, что весь мир открыт перед тобой, но батюшка благословил съездить к отцу Николаю – двоюродному брату (протоиерею Николаю Федько, который в то время служил настоятелем Троицкого храма в селе Кстинино). Приехав на Вятку, я увидел величественные храмы. На родине были красивые, но небольшие. От величия местных соборов и церквей перехватывало дух. Отец Николай, пообщавшись со мной, вскоре познакомил меня с Владыкой Хрисанфом, который сразу благословил нести послушание в Серафимовском соборе алтарником – мне тогда был 21 год. В 1990-м году 1 июля меня рукоположили в сан священника.

Период церковного служения в Серафимовском соборе многое внес в мое духовное становление, здесь я познакомился с уважаемыми протоиереями – в храме служили отец Герман Дубовцев, отец Серафим Исупов, отец Симеон Петров, которые преподали мне уроки на всю жизнь. Это были люди великого духовного опыта, в свое время они были гонимы за веру Христову, испытали притеснения в хрущевский период советской власти. И когда я уезжал нести свое священническое служение в Быстрицу по благословению Владыки в 1990 году, они мне говорили: люби храм, и люди полюбят тебя. И вот с этого времени несу пастырское служение в Троицком храме села Быстрица, и эти слова стали мне благословением. За годы служения у нас с приходом сложились доверительные отношения, что подтверждает благоукрашенный Троицкий храм.

- Удалось ли продолжить семейные традиции, которые заложили в вас исповедание веры Христовой, в вашей нынешней семье, главой которой являетесь?

- Матушка – моя супруга поет на клиросе. Воспитывая двоих сыновей, приложила все усилия, чтобы они были верующими людьми. В данное время один из них помогает в алтаре, а другой – звонарь. Пока они выбрали другой путь, верю, что их профессия не будет мешать исповеданию Бога.

- В преддверии Прощеного воскресенья такой вопрос: любой ли грех Бог прощает человеку? Как человек должен ощутить, что его Бог точно простил?

- Не возвращаться больше к этому греху. Если человек посчитает, что вот Бог мне сегодня простил, а завтра снова буду возвращаться к конкретному греху, который исповедовал, то это будет не покаяние, а это будет кощунство перед Богом. Мы говорим: «Господь прощает». Конечно, Господь прощает, но Он призывает больше не возвращаться ко греху. Славянское слово «Покаяние» переводится с греческого «метанойя», что означает «перемена, исправление ума», «перемена образа мыслей», изменение воззрения, жизни, прекращение совершения ошибки, греха.

По человеческим меркам никто не может рассудить: прощает ли Господь убийце грех. Мы должны понимать, что такое убийство и как оно произошло. Есть умышленное, а есть солдат, который защищает родину, а есть человек, который каждый день убивает. И сказать, что Господь мне простил одно убийство, завтра делаю другое, в этом случае не будет прощения. Мы должны каждому греху принести искреннее раскаяние, после покаяния исправляться, а не возвращаться, никогда.

Мы человеческими мерами не будем мерять Божию любовь к нам. Думаю, Господь уже прощает какой-то грех, если продлевает нам жизнь на земле. Господь – любовь, а не наказание. Если бы был наказание, Он бы уже за каждый грех руку отрубил или ногу оторвал. Господь есть Любовь, Он дает Свою Любовь, когда нас прощает, и ждет от нас любви. И даже скорби, эти же болезни, испытание какое-то в жизни,- все это от Бога нам дано. Мы тоже, бывает, Боженьку «обижаем», даем Ему обет, в трудный жизненный момент обещание, потом это у нас забывается, боль уходит, пустота заполняется чем-то другим и мы Его забываем, как и свое обещание.

- Какова любовь Божия, можно ли сравнить ее с человеческой?

С одной стороны, человеческая любовь возвышает человека, с другой стороны она корыстна, то есть человек всегда желает и ожидает какой – то ответной положительной реакции. В свою очередь любовь Божия приносит смирение – тишину души, покой сердца, чувство благодати. Тепло на душе, когда Ты незаметно что-то сделал хорошее Христа ради.

Беседовала Лада Баева

Фото

Возврат к списку