21.06.2022

Паломники посетили монастыри города Москвы

В понедельник, 20 июня 2022 года, участники крестного хода, посвященного 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского посетили Спасо-Андроников монастырь, Симонов монастырь и Саввино-Сторожевский мужской монастырь.

В понедельник крестоходцы продолжили путь по святым местам, выехав из Твери через Москву до Звенигорода. В Москве паломники в первую очередь посетили Спасо-Андроников монастырь, на экскурсии по которому познакомились с историей основания и житиями подвижников благочестия, подвизавшихся в этом святом месте.

Спасо-Андроников монастырь

Спасо-Андроникова обитель — одна из самых древних в Москве, а Спасский собор монастыря является древнейшим монастырским храмом, построенным в XV веке и сохранившимся до нашего времени. В 1360-е годы за чертой города, к юго-востоку от Кремля, на левом берегу реки Яузы митрополит Алексий, во исполнение обета, основал мужской Спасский монастырь с деревянным собором в честь Образа Спаса Нерукотворного. Один из притоков Яузы был назван Золотым Рожком в память о бухте, где митрополит укрылся от бури, застигшей его при возвращении из Константинополя, и позднее одна из улиц старинной Рогожской слободы стала называться Золоторожским валом.

Монастырь был основан на перекрестье двух оживленных путей. Одна дорога, начинавшаяся на площади у Рогожской заставы (ныне шоссе Энтузиастов), вела на восток, во Владимир и Нижний Новгород. Другая дорога, называвшаяся Болвановской, шла через Таганскую площадь на юг, в Коломну, Рязань и дальше в Золотую Орду. Здесь князь Всеволод Юрьевич встретил татарского хана Батыя. По этому пути против Тамерлана (Тимура) выступил великий князь Василий Дмитриевич.

Настоятелем монастыря стал один из любимых учеников преподобного Сергия Радонежского Андроник, причисленный к лику святых, после чего монастырь стал называться Спасо-Андрониковым. В монастыре долгое время сохранялся колодец, выкопанный его руками.

Духовное родство Троице-Сергиевой обители и нового монастыря выразил в образе Святой Троицы, написанном в «похвалу отцу Сергию», Андрей Рублев — «иконописец преизрядный, всех превосходящий в мудрости зельней». По преданию, преподобный Сергий несколько раз посетил обитель. Недалеко от Спасо-Андроникова стоит часовня «Проща», построенная на месте прощания преподобных Сергия и Андроника.

В Средние века обитель неоднократно подвергалась нападениям. Видела она и литовских князей Ольгерда (1368 и 1371 годы) и Кейстута (1372 год), и золотоордынского хана Тохтамыша (1382 год), и крымского хана Девлет-Гирея (1571 год). В 1611 году, в эпоху Смуты, монастырь пострадал от нашествия поляков.

В 1371 году великий князь Дмитрий Иванович, будущий — Донской, провожаемый митрополитом Алексием в Орду за ярлыком, молился в монастыре об избавлении от опасностей. В 1380 году митрополит Киприан встречал близ Спасской обители полки князя Дмитрия Донского, победно возвращавшиеся после Куликовской битвы. В монастыре отслужили благодарственный молебен и панихиду об упокоении русских воинов, «за веру и отечество живот свой на поле брани положивших». Здесь захоронена часть павших в сражении.

В XV веке, по житийным свидетельствам — при третьем игумене — Александре, вместо деревянного собора Спаса Нерукотворного Образа возвели новый, белокаменный. Это древнейший из сохранившихся за пределами Кремля московских храмов, шедевр не только русской, но и мировой архитектуры. В Спасском соборе находилась главная святыня монастыря — Нерукотворный Образ Спаса, привезенный из Царьграда.

Расписывали собор знаменитые изографы Андрей Рублев и Даниил Черный. К сожалению, фрески были уничтожены в XVIII веке при реставрации храма, остались лишь небольшие фрагменты.

Уже в XVI веке почитались в лике святых первые четыре настоятеля Спасо-Андроникова монастыря: преподобные Андроник, Савва, Александр и Ефрем. В 1439 году монастырь получил архимандрию, что подтверждало высокий статус обители.

В XVI и XVII столетиях монастырь был одним из центров переписки книг; его библиотека содержала значительную часть сочинений Максима Грека.

Как и многие московские монастыри, перенес Спасо-Андроников и нашествие Наполеона. Перед вступлением французских войск в Москву архимандрит Феофан успел вывезти из обители в Юрьев-Польский наиболее ценное имущество. Сентябрьской ночью 1812 года, разбив ворота, в обитель ворвались французские солдаты. Через два дня разграбленный монастырь загорелся: огонь перекинулся на него от соседней Сергиевской церкви. Купол собора обрушился. Чудом не пострадали мощи св. Андроника и св. Саввы — сень над ними не сгорела. После пожара наполеоновские захватчики расположились в монастыре на постой и образа кололи на дрова. Огонь уничтожил архив монастыря, иконостас Спасского собора.

В XIX веке при Спасо-Андрониковом монастыре действовали духовное училище и библиотека. К 1917 году в обители жили 17 монахов и один послушник.

С 1910-го и до закрытия монастыря в 1919 году его настоятелем был епископ (с 1921 года — архиепископ) Владимир (Соколовский) (1852 — 1931) — ученый, миссионер, строитель храмов, знаток церковной музыки, сподвижник святителей Николая Японского и Тихона Московского.

Советская власть упразднила обитель. На ее территории до 1922 года находился один из первых лагерей ВЧК. С его созданием из обители изгнали последних монахов. Спасский собор закрыли в 1924 году. В 1930-х монастырскую колокольню разобрали на кирпич. Тогда же разрушили южную стену и юго-западную башню.

10 декабря 1947 года постановлением советского правительства был учрежден Музей имени Андрея Рублева, расположившийся на территории монастыря. В 1960 году, когда по решению ЮНЕСКО во всем мире отмечалось 600-летие со дня рождения Андрея Рублева, музей открыли для посетителей.

С 1989 года Спасский собор действует как приходской храм. В настоящее время продолжаются работы по восстановлению монастыря и приведению его к историческому виду.

Симонов монастырь

Следующим монастырем, который посетили паломники, стал Симонов монастырь. В этом монастыре покоятся святые мощи преподобных Пересвета и Осляби - воинов, которых преподобный Сергий Радонежский благословил и дал Димитрию Донскому перед Куликовской битвой.

Алек­сандр Ра­до­неж­ский, в ми­ру Пе­ре­свет, был брян­ским бо­яри­ном, опыт­ным рат­ни­ком. Он при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Алек­сандр.

18 ав­гу­ста 1380 го­да бла­го­вер­ный князь Мос­ков­ский Ди­мит­рий ис­про­сил у пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го бла­го­сло­ве­ние на Ку­ли­ков­скую бит­ву и про­сил так­же дать ему в под­креп­ле­ние двух во­и­нов – бра­тьев Алек­сандра-Пе­ре­све­та и Ан­дрея-Ос­ля­бю. При­зва­ние мо­на­хов-бой­цов име­ло в первую оче­редь ду­хов­ное зна­че­ние. Пре­по­доб­ный Сер­гий дал им «вме­сто тлен­но­го ору­жия нетлен­ное – крест Хри­стов, на­ши­тый на схи­мах, и ве­лел вме­сто зо­ло­че­ных шле­мов воз­ло­жить на се­бя». Пе­ре­дав во­и­нов-схим­ни­ков в рас­по­ря­же­ние кня­зя, пре­по­доб­ный Сер­гий ска­зал им: «Мир вам, бра­тья мои, креп­ко сра­жай­тесь с по­га­ны­ми та­та­ра­ми, как доб­рые во­и­ны, за ве­ру Хри­сто­ву и за все пра­во­слав­ное хри­сти­ан­ство».

По до­ро­ге на бит­ву Алек­сандр-Пе­ре­свет оста­но­вил­ся в ке­ллии от­шель­ни­ка, жив­ше­го на ме­сте бу­ду­ще­го Ди­мит­ри­евско­го мо­на­сты­ря. Об­ла­чив­шись в во­ин­ские до­спе­хи, мо­нах-бо­га­тырь от­дал от­шель­ни­ку свой до­рож­ный по­сох, сде­лан­ный из цель­но­го яб­ло­не­во­го де­ре­ва. С тех пор по­сох сде­лал­ся мест­ной ре­лик­ви­ей.

В день Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы пе­ред на­ча­лом Ку­ли­ков­ской бит­вы Алек­сандр Пе­ре­свет при­нял вы­зов богаты­ря из вой­ска Ма­мая и всту­пил с ним в еди­но­бор­ство. Во­и­ны уда­ри­лись ко­пья­ми, оба упа­ли с ко­ней и скон­ча­лись. Ни­чей­ный ис­ход по­един­ка явил ду­хов­ную си­лу бла­го­сло­ве­ния пре­по­доб­но­го Сер­гия, во­оду­ше­вил рус­ские вой­ска и стал за­ло­гом их ис­то­ри­че­ской по­бе­ды.

По­двиг свя­то­го Алек­сандра-Пе­ре­све­та ста­ли сра­зу ста­ли про­слав­лять в по­вест­во­ва­ни­ях о Ку­ли­ков­ской бит­ве – древ­ней­ший из­вест­ный рас­сказ «О по­бо­и­ще, иже на До­ну», а так­же ле­то­пис­ная «По­весть о Ку­ли­ков­ской бит­ве» со­об­ща­ют о его ги­бе­ли на Ку­ли­ко­вом по­ле. Так­же о ней по­вест­ву­ет и наи­бо­лее пол­ный рас­сказ о схим­ни­ках-во­и­нах Алек­сан­дре и Ан­дрее, из­ло­жен­ный в «Ска­за­нии о Ма­ма­е­вом по­бо­и­ще». Его имя во­шло в ле­то­пис­ные спис­ки уби­ен­ных на Ку­ли­ковом по­ле и в си­но­ди­ки.

Симонов монастырь основан в 1370 году по благословению преподобного Сергия Радонежского его учеником и племянником - архиепископом Феодором. Свое название монастырь получил по имени инока Симона, в миру боярина Стефана Васильевича Ховрина, пожертвовавшего землю для монастыря. На этих землях - к югу от Москвы, в десяти верстах от Кремля - и был заложен монастырь.

Каменная церковь Успения Божией Матери была освящена в 1405 году. Преподобный Сергий Радонежский считал Симонов монастырь отраслью своей Троицкой обители и всегда останавливался здесь во время приездов в Москву.

Из стен Симонова монастыря в XV-XVII веках вышла целая плеяда выдающихся подвижников и церковных деятелей: преподобный Кирилл Белозерский, святитель Иона, митрополит Московский, святитель Геронтий, митрополит Московский, патриарх Московский и всея Руси Иосиф, архиепископ Ростовский Иоанн, знаменитый деятель нестяжательства инок Вассиан, в миру князь Василий Иванович Косой- Патрикеев.

В монастыре жил и работал преподобный Максим Грек. В 1383 году Симонова обитель первой на Руси сделалась ставропигиальной, войдя под непосредственное управление патриарха Константинопольского. Монастырь вскоре прославился по всей России, и сюда стекались огромные вклады.

Симонов монастырь особенно любил посещать царь Феодор Алексеевич. В конце XVII века собор был расписан артелью московских царских мастеров.

Тогда же был выполнен резной золоченый иконостас, в котором находилась главная реликвия монастыря - Тихвинская икона Божией Матери, которой св. Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву,

Трапезная Симонова монастыря сооружена в 1680 году на средства царя Федора Алексеевича артелью каменщиков во главе с Парфеном Петровым. В ее состав вошли фрагменты предыдущей постройки 1485 года. Трапезная Симонова монастыря стала одним из самых значительных сооружений конца XVII века. Церковь Сошествия Св. Духа при трапезной построена в 1700 году на средства царевны Марии Алексеевны, сестрой Петра I. В XIX веке к ней были пристроены два придела.

В 1771 году, при Екатерине II, монастырь был упразднен и по случаю распространившейся в ту пору эпидемии чумы превращен в чумной карантин. В 1795 году по ходатайству графа Мусина-Пушкина обитель была восстановлена.

За долгие годы своего существования Симонов монастырь не раз принимал на себя натиск вражеских полчищ, подвергался татарским набегам, в Смутное время был разорен и разрушен едва не до основания. В 1812 году монастырь подвергся разорению от французов.

На территории Симонова монастыря находился обширный некрополь, где были похоронены поэт Д.В. Веневитинов (1805-1827), писатель С.Т. Аксаков (1791-1859), его сын Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860), композитор А.А. Алябьев (1787-1851), известный библиофил и коллекционер А.П. Бахрушин (1853-1904), дядя А.С. Пушкина - Николай Львович Пушкин, а также многочисленные представители старинных русских дворянских фамилий - Загряжские, Оленины, Дурасовы, Вадбольские, Соймоновы, Муравьевы, Исленьевы, Татищевы, Нарышкины, Шаховские.

Живописное местоположение монастыря вдохновляло многих поэтов, писателей и художников, Около монастыря находился пруд, по преданию, выкопанный Сергием Радонежским.

В мае 1929 года был закрыт последний храм монастыря. В ночь на 21 января 1930 года Успенский собор Симонова монастыря (на то время одно из древнейших зданий Москвы) и стены вокруг него были взорваны, также погибли колокольня, надвратные церкви, башни Сторожевая и Тайнинская, были уничтожены все могилы на территории обители. От монастыря уцелела лишь южная стена с башнями, трапезная палата с обезглавленной церковью Тихвинской иконы Божией Матери, и хозяйственная постройка.

С 1931 г. в трапезной монастыря находился киноклуб. Трапезная реставрировалась с 1955 по 1966 гг. и с 1982 по 1990 гг. В 1992 году была зарегистрирована община глухих и слабослышащих Тихвинского храма бывшего Симонова монастыря. В 1995 году остатки монастырского ансамбля были переданы Церкви.

Саввино-Сторожевский мужской монастырь

Третьим монастырем, которые посетили паломники 20 июня, стал Саввино-Сторожевский мужской монастырь. В монастыре крестоходцы поклонились святым мощам преподобного Саввы, посетили скит, находящийся неподалеку и пещеры, в которых преподобный Савва уединялся для молитвы, искупались в святом источнике.

Монастырь основан в 1398 г. под Звенигородом (50 км от Москвы) на высоком берегу р. Москвы на горе Стороже, которая являлась оборонительным укреплением Московского княжества. Его основал преподобный Савва, Звенигородский чудотворец, один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, второго сына Великого Московского князя Димитрия Донского.

Первоначально был построен небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы и келья при нем. Добрая слава о житии Звенигородского игумена разносилась далеко окрест, и иноки стекались в обитель, ища духовного руководства. Строились новые кельи. Монастырь был обнесен деревянной оградой с воротами с северной стороны.

Звенигородский князь Юрий Дмитриевич почитал преподобного Савву и покровительствовал обители. Князь получил благословение святого на далекий военный поход против камских булгар и, по предсказанию преподобного Саввы, вернулся победителем. В благодарность на устроение монастыря были даны монастырю села и деревни в Звенигородском и Рузском уездах.

В начале XVII в. обитель пострадала во время польско-литовской интервенции. «Монастырь Пречистыя Богородицы и монастырские деревни разорили, монастырские казенные деньги и лошадей и всякия монастырския запасы и хлеб забрали, игумена Исаию с братиею оградили и огнем жгли». Монастырь и Звенигородскую округу грабили войска двух самозванцев — Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, а также польского королевича Владислава.

Монастырь стал возрождаться уже при первом Государе из династии Романовых — Михаиле Федоровиче и его отце Патриархе Филарете, которые приезжали на богомолье в «Дом Пречистыя на Стороже» и по молитвам прп. Саввы получали исцеление от своих недугов. В 1650 г. царь Алексей Михайлович издал указ о строительстве нового монастырского ансамбля на горе Стороже, с которого начался второй в монастырской истории строительный период.

В стенах обители находился так называемый «больничный монастырь» с больничными кельями и церковью Иоанна Лествичника, фундаменты которой сохранились. Под горой и с северной стороны обители были гостиный и хозяйственные дворы, рыбные пруды, мельницы и прочие хозяйственные посторойки.

Царь Алексей Михайлович в юности часто бывал в обители, но регулярные богомольные царские выходы в монастырь на Сторожах начались в 1649 г. Второй царь из династии Романовых избрал монастырь своей резиденцией. Монастырское предание объясняет особое его усердие к монастырю чудесным заступничеством Звенигородского чудотворца — спасением царя на охоте от лютого медведя.

При царе Алексее Михайловиче монастырь стал Лаврой и был подчинен личной канцелярии царя, приказу Тайных дел. По уставу он был приравнен к Троице-Сергиеву монастырю. К Саввино-Сторожевскому монастырю было приписано 19 монастырей.

При царе Федоре Алексеевиче он назывался «комнатным государевым и первостатейным». Во время стрелецкого, так называемого Хованского, бунта в нем укрывалась царевна Софья с меньшими братьями царевичами Петром и Иваном.

В синодальный период монастырь постепенно утратил свое положение, привилегии и значительную часть земельных владений. Его продолжали посещать государи: императрица Елизавета Петровна (1749 г.), при которой настоятелем монастыря был придворный проповедник архимандрит Гедеон, а также императрица Екатерина II (1762 и 1775 гг.). При Екатерине II митрополитом Платоном (Левшиным) был осуществлен проект размещения в стенах обители духовного учебного заведения — семинарии, которая находилась в царском дворце.

В Отечественную войну 1812 года неприятелю под монастырем был дан бой, задержавший продвижение французских войск к Москве на 6 часов. С 31 августа до 15 октября 1812 г. монастырь был занят неприятелем.

Благодаря чудесному заступничеству преподобного Саввы — явлению Звенигородского святого командиру 4-го корпуса французской армии, вице-королю Италии Евгению Богарне — святые мощи остались нетронутыми, хотя монастырь серьезно пострадал во время вражеского нашествия.

После войны монастырь возрождался, в том числе и на щедрые царские пожертвования. В 1839 г. его посетил император Николай I с Великими князьями, позже неоднократно посещал император Александр II Освободитель.

Особое покровительство монастырю на Сторожах оказывали Великий князь Сергей Александрович, Московский генерал-губернатор, и его супруга Великая княгиня Елисавета Феодоровна, причисленная ныне к лику святых.

В 1918 г. в Звенигороде в результате действий местных властей, реквизировавших часть собственности монастыря, произошел вооруженный конфликт, повлекший человеческие жертвы. По «звенигородскому делу» были осуждены наместник монастыря игумен Макарий (Попов), священнослужители, миряне. В марте 1919 г. кощунственное вскрытие мощей преподобного Саввы вызвало протесты братии и жителей города. Последовали аресты. Мощи прп. Саввы были конфискованы, монастырь закрыт. В советское время в обители размещались различные учреждения: воинские части, санаторий, музей.

Часть мощей прп. Саввы Сторожевского была сохранена в семье Успенских. В 1985 г. святыня была передана в Московский Свято-Данилов монастырь. В 1995 г. монастырь был возрожден. Во время празднования 600-летия обители в 1998 г. Святейший Патриарх Алексий II торжественно перевез в него мощи преподобного Саввы.

Также паломники встретились с потомком князей Шаховских. Встреча была неслучайной, так как в семье Шаховских долгое время хранилась глава преподобного Сергия Радонежского. Иван Дмитриевич Шаховской принял паломников у себя дома и поделился воспоминаниями и историей иммиграции.

Паломники рассказали и поделились впечатлениями о путешествии, вспомнили историю, обменялись мнением  и опытом своей духовной жизни.

Пресс-служба Вятской Епархии

По материалам andronikov-monastery.moscow, tihchurch.ru, savvastor.ru, azbyka.ru, и иных православных источников

Фото

Возврат к списку