23.06.2022

Паломники посетили Оптину пустынь, Спас-на-Угре и святые обители города Серпухова

В среду 22 июня 2022 года участники крестного хода, посвященного 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, начали свой день с молитвы в Оптиной пустыни. Затем посетили Спасо-Преображенский женский Воротынский монастырь, известный также как Спас-на-Угре, после  прибыли в старинный город Серпухов, где поклонились святыням Высоцкого мужского монастыря и Введенского Владычнего женского монастыря.

В среду 22 июня 2022 года участники крестного хода, посвященного 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, начали свой день с молитвы в Оптиной пустыни, помолились на братском молебне. Часть паломников причастилась Святых Христовых Таин за Божественной литургией. 

Время основания Оптиной неизвестно. Вероятно, что основателями ее стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья, у пограничной засеки с Польшей, место неудобное для хлебопашества и никому не принадлежащее. Таким образом, Оптина принадлежит к числу древнейших монастырей. В 1630 году там была деревянная церковь, шесть келлий и двенадцать человек братии и управлял ею иеромонах Феодор. Царь Михаил Феодорович пожаловал Оптиной мельницу и землю в Козельске под огороды. В 1689 году братья Шепелевы (местные бояре) построили Введенский собор.

Вскоре наступило время реформ Петра I. В 1704 году отобрали в казну мельницу, перевоз через Жиздру и рыбную ловлю, а в 1724 году обедневшая обитель указом Синода и совсем была упразднена, как «малобратный монастыр». Но уже в 1726-м по ходатайству стольника Андрея Шепелева она была восстановлена. При закрытии совершенно разоренная, она теперь медленно восстанавливалась. Указом 1727 года ей была возвращена мельница.

Но ее полное восстановление началось лишь с 1795 года, когда на нее обратил внимание московский митрополит Платон и назначил туда строителем иеромонаха Иосифа, а через год был назначен вместо него строителем отец Авраамий. Стараниями сначала митрополита Московского Платона (Левшина), затем епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) Оптина пустынь превратилась, по словам отца Павла Флоренского, в «духовную санаторию многих израненных душ», чем довольно быстро и привлекла к себе внимание современников.

Очень важной вехой в истории Оптиной пустыни был приход к власти митрополита Филарета, который поддерживал установление старчества в монастыре. С конца 1820-х годов берет свое начало история оптинского старчества, и Оптина пустынь становится ярким светильником Православной Руси в ХIХ – ХХ веков. Главной же святыней обители были ее прославленные боголюбивые старцы, сияние жизни которых продолжает освещать жизненный путь очень многих. Праведники соединяют прошлое и будущее, живых и усопших, земное и небесное – дивен Бог во святых Своих. Со времени появления старчества в Оптиной пустыни на нее обильно изливается благодать Святого Духа и вместе с тем «тихий свет» чистейшего пламени Святой Руси.

После Оптиной пустыни паломники направились в Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь, также известный как Спас-на-Угре, где их с любовью приняли сестры во главе с матушкой Анастасией, которая с момента открытия монастыря и по сей день занимается его возрождением, благоукрашением и благоустройством. 

Монастырь располагается на живописном берегу реки Угры, - неподалеку было знаменитое Стояние на Угре, когда орды татаро-монголов подошли с целью напасть на Русь, но не решились перейти реку Угру. Паломники запечатлели на фотографии место, где совершалось противостояние: с одной стороны стояли русские войска, с другой стояли орды татаро-монгол. Это великое Стояние на Угре, после которого татаро-монгольские ига на Русь не нападали.

Монастырь был основан князем Дмитрием Фёдоровичем Воротынским, владетелем этих земель, в XV веке в честь главного исторического события этого региона — Великого стояния на реке Угре, состоявшегося в 1480 году. Возможно, создателем обители был ученик преподобного Тихона Калужского местночтимый святой Никифор Медынский (ум. 1506 г.). Первое письменное упоминание о монастыре относится к 1511 году в грамоте московского князя Василия III, который владел этими землями к этому периоду. Поддерживалась обитель на средства Воротынских, Хитетовских, Стрешневых, Тургеневых и других местных знатных родов. Монастырь спокойно существовал до реформы XVIII века, пока в 1764 году он был упразднён. Две церкви, уцелевшие к началу ХХ века, являлись к этому моменту приходскими. В 1930-е их закрыли, имущество разорили и вдобавок уничтожили древнее кладбище со старинными надгробиями.

Хотя в советское время монастырь имел статус исторического наследия, здания находились в упадке. В начале XXI века полуразвалины были переданы Церкви. Началась реконструкция храмов. В 2007 году монастырь был возрождён как женский — теперь он действует как скит Калужского Казанского монастыря.

Далее паломники направились в старинный город Серпухов. Сначала посетили Высоцкий мужской монастырь, где находится особо почитаемая в Серпухове прославленная своими чудотворениями икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша». 

Основан монастырь по благословению преподобного Сергия Радонежского в 1374 году Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, двоюродным братом и сподвижником великого князя Димитрия Иоанновича Донского. Первым настоятелем монастыря преподобный Сергий поставил своего любимого ученика Афанасия. Свое название монастырь получил от места, находящегося на высоком красивом холме, в народе называвшемся «Высокое».

В XVIII веке Андрей Тимофеевич Болотов, живший в своей усадьбе Дворяниново неподалеку от Серпухова, писал: «... любовался я величественным видом монастыря Высоцкого, представшим взору моему посреди широкого отверстия между двух густых и высоких лесов, украшавших собою холм сей уже многие столетия и видевших праотцев наших...».

Сегодня монастырь насчитывает десять насельников. Игуменом обители является Преосвященнейший Роман, епископ Серпуховской. Богослужения в монастыре проходят по полному суточному кругу. Ежедневно служатся молебны перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Многие из паломников, приезжающих в монастырь, ощущают особую благодать в стенах обители: молитвенную настроенность, стремление к покаянию и очищению души, успокоение в «Доме Пресвятой Богородицы».

Этот день паломники завершили в Введенском Владычном женском Серпуховском монастыре, где среди других святынь также находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша». Настоятельница монастыря игумения Алексея рассказала паломникам про особо чтимую в обители святыню Крест-Голгофу, от которого произошло чудо – он мироточит с 1999 года, и обратила внимание на то, что это современный крест, и изготовлен он в софринских церковных мастерских. 

Владычний монастырь основан в 1360 году святителем Алексием по особому изволению Божией Матери: «Алексие! Подобает тебе монастырь поставити имени Моему, купно же и себе в память… в пределе града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим!»

В 1362 году уже «составлена была каменная церковь» трудами келейника святителя Алексия и ставшего первым настоятелем Владычнего монастыря преподобного Варлаама, через предстательство которого в 1878 году в обители была явлена чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Все эти монастыри передавались Русской Православной Церкви в очень разрушенном состоянии, и паломники вновь и вновь отмечают, сколько богоборческая власть приложила усилий, затратила сил, чтобы это все разорить – наше национальное, духовное и историческое достояние. И в то же время сегодня верующие становятся свидетелями возрождения старинных обителей и вместе с тем духовного становления Отечества.

Пресс-служба Вятской Епархии

По материалам: 

Фото

Возврат к списку