06.07.2022

«Быть тебе диаконом»

26 июля 1992 года совершилась диаконовская хиротония клирика Свято-Успенского кафедрального собора протодиакона Дмитрия Мартынова. Этим летом исполняется тридцать лет с этой знаковой даты в жизни священнослужителя, в связи с чем мы побеседовали с отцом Дмитрием о выбранным им пути служения.

— Отец Дмитрий, 30 лет назад Вы начинали свой диаконский путь, Вы видели в этом присутствие Божиего промысла?

- Меня рукоположили 26 июля 1992 года в Успенском соборе Трифонова монастыря, хиротонию совершал тогда архиепископ Хрисанф. Хиротонию хотели изначально назначить на день памяти обретения мощей Сергия Радонежского, затем на память апостолов Петра и Павла... Но в итоге рукоположение состоялось в Собор Архангела Гавриила. И для меня это знаковый день. Вижу в этом взаимосвязь именно с диаконовским служением. Объясню почему. В Ветхом Завете сказано, как Архангел Гавриил разговаривает с пророком Даниилом. Пророку Захарии он являлся, предвещая о рождении Иоанна Предтечи. И самое известное, когда он явился Божией Матери и сказал слова: «Радуйся, Благодатная, Господь с тобою», возвещая о предстоящем пришествии через Нее в мир Спасителя. А служение диакона воспринимается мной как ангельское служение.

— Отец Дмитрий, расскажите о диаконовском служении – что положено в его основе? Чем запомнилось время, когда начинали свое служение в священном сане?

- Служение диакона – это великая ответственность. Диакон в переводе с греческого переводится как служитель, а священник на службе является совершителем Таинства. И самая главная задача – обеспечить совершителю – епископу, священнику или даже Патриарху – в зависимости от того, кто служит, – наибольший комфорт в совершения Таинства с наименьшим отвлечением от этого священнодействия, поскольку он при этом полностью поглощен молитвой. Поэтому, прежде всего, с первых дней служения ощущал повышенную ответственность, боязнь что-либо неправильно сделать, нарушить что-либо, старался предугадать и действия священника, и обеспечить слаженность песнопений церковного хора во взаимодействии со священником и приходом.

— За что ответствен протодиакон на богослужении?

— Пока батюшка Таинства совершает, священнодействие в алтаре, диакон провозглашает от лица молящихся прошение Богу: «Миром Господу помолимся», «О свышнем мире и спасении душ наших…». Это все ответственно, поскольку молится Господу от всех стоящих в храме и даже больше – «о всех и за вся». Диакон старается, чтобы ход службы шел гармонично, не было пауз, огрешностей, он должен чувствовать службу, слушать хор, чтобы вовремя выйти на амвон, сделать возглас, вынести Святые Дары. У диакона глаза бегать должны на все 360 градусов. Желательно, чтобы был приятный тембр, ведь диакон читает много молитвословий, к тому же в храмах особая акустика, и людям должно быть понятно и комфортно совместно молиться. В целом диаконовское служение – это, если можно так выразиться, своя каста. А сам диакон должен быть своеобразной связующей нитью между священником, хором, приходом.

— Отец Дмитрий, расскажите подробнее о Ваших первых шагах к вере и храму?

— Родился и вырос я в Полтаве. Мама у меня работала в епархии, и здание епархии находилось в паре кварталов от нашего дома. Тогда епархией там управлял епископ Дамаскин, частенько приходилось наблюдать, как Владыка Дамаскин вечером в подряснике прогуливался по улице. В советское время это был нонсенс. Хотя все-таки на Украине отношение к верующим было помягче, чем в России, но и там встречались предвзятости. В школе можно было даже от учителей услышать неодобрительные замечания: «ты богомольный», но я не придавал этому значения, и в храм продолжал ходить.

Еще в раннем детстве у меня даже случилось знакомство с самим архиереем! Как свойственно детям, я лазил по крышам, и однажды заметил, как взрослые что-то прячут под настил крыши. Мне было года четыре, и к тому времени я уже научился читать, и прочитал на табличке «Московский Патриархат», а табличка была сделана из эбонита (высоко-вулканизированный каучук), а материал этот пользовался успехом тогда у тех, кто мог его продать с целью недобросовестного заработка. Я прибежал домой, рассказал родным, а брат, он тогда уже иподиаконствовал, мне говорит: «Бери и отнеси в епархию». Я в газету завернул, прибежал, принес. И мы с архиереем с тех пор познакомились. Иногда к нему забегал, и он со мной разговаривал. О чем, конечно, может, разговаривать ребенок с архиереем? Это не был разговор на духовную тему. Просто была беседа несмышленого младенца со взрослым человеком.

— Отец Дмитрий, а почему Вы не стали священником?

— Господь меня поставил на то место, где я нахожусь. И с самого начала служения и по сегодняшний день это ощущаю. У каждого свои способности, которые могут быть выражены в своей форме служения Богу. Честно сказать, я себя и не мыслю в другой стезе. Вот спрашивали про промысел. В детстве был такой случай. Мне было лет шесть, жили мы в Полтаве. Мама пошла на Пасху в церковь. Это был примерно год 1980-й. Там, конечно, таких гонений не было, как здесь в советское время, но некие притеснения или иное отношение к верующим ощущалось, поэтому детей предпочитали лишний раз с собой не брать, а оставлять дома. А я не утерпел, выскочил в форточку вслед за матерью. Зашел в храм, идет служба, а мне нужно маму найти, и вдруг вижу ее вверху на клиросе, и прямо во время пасхальной службы закричал на весь храм «мааама»! Вскоре после этого случая брали благословению у архиерея. Тогда у нас был епископ Дамаскин (Бодрый). Он меня уже к тому моменту заприметил, подозвал и говорит: «Скажи: паки и паки». Я прокричал: «Паки и паки». Он мне руки на голову положил и говорит: «Быть тебе диаконом».

— И запомнив это благословение, Вы с детства знали, кем станете?

— Мне было шесть лет тогда. И будучи ребенком, и после отроком при выборе профессии в расчет это, конечно, не брал. Вылетело. Хотя мама о произошедшем впоследствии напоминала. А уже после хиротонии этот случай очень ярко сразу вспомнился.

В 1989 году, мне тогда лет семнадцать было, я решил сюда, на Вятскую землю, к брату приехать. Он здесь в армии служил, а потом здесь и остался. Погостил, а брат к тому времени помогал служить при храме, а после стал священником (сейчас ему Царство Небесное). Так, погостив у брата, вернулся на родину, а через год – в 1990-м переехал сюда на место постоянного жительства, стал помогать при церкви и был рукоположен.

— Какое было отношение родителей и близких к вашему выбору служения в Церкви?

— Мама была верующей, как уже сказал, прежде в Полтаве трудилась в епархии, и она была «за» конечно. Супруга регентовала здесь в Успенском соборе, поэтому она также разделила это решение. А отца у меня не стало, когда мне было еще четырнадцать лет. Поэтому родные меня поддержали.

Служение диакона требует во время богослужений особого сосредоточения и молитвенного настроя, чем Вы руководствуетесь в своей духовной жизни?

— Во-первых, надо помнить апостольские наказы, что апостол Павел пишет нам: «Поминайте наставников ваших», иметь кротость, быть терпеливым к своим собратьям. Сам апостол говорит: как можно любить Бога, которого ты не видел и брата своего, которого ты видишь, с ним взаимодействуешь и при этом не уважаешь. Это не соответствует христианской любви. Человек — это творение Божие, образ Божий и в нем всегда нужно видеть образ нашего Творца. И любому человеку присуще и ошибаться, и он может быть не такой расторопный, как ты, нужно все это помнить. И самое главное, что я помню среди мудрых наставлений, слова нашего архиерея Владыки Марка: учитесь жить по благословению. Если мы на службе находимся, там старший архиерей или священник, то во-первых, нужно с ним согласовывать порядок службы, будет ли после службы славление, будут ли особые добавления, прошения, сугубые ектении, чтобы именно все это совершалось сообща, потому что все мы вместе сообщаем службу Богу. Не один я – диакон и не один священник, а мы вместе, совместно с хором, алтарником, приходом. Такое отношение к молитве касается и клира, и мирян. Нужно помнить, для чего мы ходим в Церковь. И не просто ходить, а стараться понимать, зачем идем на службу. Тем более диакон должен не просто читать, а понимать, что он читает, и соответственно донести читаемые тексты до молящихся в храме людей, как можно понятнее.

— На каких приходах епархии несли послушание диаконом?

— Служил диаконом во многих храмах города. Начинал в Успенском, в Серафимовском служил, в деревянном храме в честь новомучеников и исповедников российских на Филейке. Потом служил в храме Иоанна Предтече года три. А затем в 2013-м году меня вновь перевели сюда – в Успенский собор Трифонова монастыря, где несу послушание и по сегодняшний день.

— С кем из священников, кто принимал участие в возрождении, становлении духовной жизни на Вятке после богоборческих лет, вам довелось разделять служение? Какие духовные уроки от них почерпнули?

— Архимандрит Макарий Коробейников – это такой был человек, на него смотришь и сразу вспоминаются слова апостола Павла: «образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» и также чтение из Послания к Галатам святого апостола Павла: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона», и «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны». Отец Макарий… на него смотришь – и сразу эти слова в голове всплывают.

И конечно, старец – митрофорный протоиерей Герман Дубовцев. Он многое пережил в годы хрущевских гонений и конечно, делился с нами пережитым. Однажды он рассказал произошедшем случае. Совершал в Федоровской церкви проскомидию, еще в прежнем каменном храме, вдруг стекло трескается и в окно влетает пуля. Запустил ее с улицы человек, который явно был не в себе. Позднее с этой пули изготовили копие, которым проскомидию совершают. А ведь могла бы пуля поразить самого батюшку во время совершения Святого Таинства.

Отцу Геннадию Сухареву благодарен. Первые сорок дней после хиротонии, так называемый сорокоуст, мне довелось с ним служить. И много чего интересного я на ум брал, что касается и совершения богослужений, и каких-то духовных и жизненных моментов.

Отец Александр Образцов – был такой своеобразный священник, который и в КГБ побывал «в застенках», рассказывал, как воды не давали, при этом кормили селедкой с черным хлебом, чтобы сломать человека. Признаться, подход нужен был к этому батюшке с особым характером. Просто нужно понимать, что все мы состоим из компромиссов, нет одинаковых людей, и помнить слова Спасителя, выраженные в двух главных заповедях Нового Завета: Возлюби Бога. И возлюби ближнего, как самого себя. Отец Геннадий, архимандрит Макарий, отец Герман преподали мне в совместном служении своим примером эти духовные уроки.

Да, вспоминается, как от отца Германа Дубовцева, который закончил в Санкт-Петербурге, тогда еще в Ленинграде, семинарию, не так просто похвалы было дождаться, но однажды он меня похвалил, и я запомнил это на всю жизнь. Тогда при архиерее служил протодиакон Сергий, и он заболел, шла первая неделя Великого поста, и воскресное богослужение – торжество православия, а там особый молебен, а я никогда его не совершал, это был первый год моего служения, и отслужил. А потом отец Герман ко мне подходит и говорит: «Я не думал, что у тебя так получится хорошо. Молодец».

Конечно, протодиакон особую ответственность ощущает, участвуя в богослужениях, совершаемых архиерейским чином. На моем веку такие службы довелось совершать с Владыкой Хрисанфом и порядка последних десяти лет в Успенском кафедральном соборе с Владыкой Марком.

Ответственный момент, когда в гости приезжают архиереи других епархий. Довелось совершать богослужения во время визитов к нам архипастырей: с митрополитом Волоколамским и Юрьевским Пятиримом (Нечаевым), митрополитом Калужским и Боровским Климентом, Петрозаводским и Карельским Мануилом (ныне покойным). Довелось участвовать в службах и с предстоятелями Церкви – Патриархом Алексием II и с Патриархом Кириллом.

Из диаконов мне запомнился архидиакон Андрей (Мазур) – при Патриархе служил. Еще до службы он четко объяснил порядок, переспрашивать не приходилось, можно сказать, вдохновил на службу.

Отец Игорь Мельников – с него пример надо брать, можно сказать, у него диаконовская жила: если я стараюсь предугадать особенности службы на шаг вперед, то он – на два. И богослужение сопровождает особая атмосфера – молитвенный настрой.

— Можете ли поделиться своими наблюдениями о приходе за тридцатилетний период вашего служения?

— Многие из ревностных прихожан уже ушли из этого мира. Зато в храме больше стало молодежи. По крайней мере, мое такое наблюдение в Успенском соборе. И особенно это заметно в великие праздники.

— Какие из богослужений и каких церковных праздников Вам больше всего нравится совершать?

— Рождество Христово, когда мы славим пришествие в мир Господа нашего, и Светлое Христово Воскресение, когда Церковь ликует о Воскресшем Спасителе. Хотя душа на каждый праздник откликается. И пост — благое время, чтобы подумать о душе, поразмыслить, при условии, что когда звучит чтение псалтыри, канонов не просто летаешь где-то мыслями, а находишься на службе.

— И у священнослужителей мысли могут «разлетаться» во время службы?

— А чем мы отличаемся от других людей? Другое дело, что нужно отсекать все лишнее, воспитывать сосредоточенность. Такое выражение есть: можно стоять в церкви, ходить в церковь, но быть вне церкви. Нужно стараться быть на службе, а не находиться физически в храме, а душой и мыслями вне службы.

— Что в этом помогает?

— Когда иду на службу, стараюсь мысленно проанализировать: что и как будет идти, совершаться, а затем «про себя» 50-й псалом читаю или просто «Господи, помилуй». Просто нужно понимать, куда ты и для чего идешь. Даже если ты простой прихожанин. Цель – не встреча со знакомыми для бесед, а общение с Богом. А все остальное на это время оставлять за церковной оградой.

— Дома что-нибудь поете? Какую музыку предпочитаете слушать во время отдыха?

— У нас супругой не всегда совпадают выходные дни, поэтому время стараемся уделять простому человеческому общению. Тем более летом, когда сад – не до пения. А вот послушать музыку, когда позволяет время, люблю. Это может быть классическая гитара или лютневая музыка, произведения Баха.

— Что вас воодушевляет?

— Утром проснулся, ощущаешь силы, здоровье идти на службу или в выходной летний день потрудиться в сад – это ли не счастье? Чего и всем желаю.

— Спасибо за искреннюю беседу. С духовным юбилеем Вас!

Беседовала Лада Баева

Фото

Возврат к списку