Семёнов день
После Крещения Руси в конце X века церковное Новолетие отмечалось 1 сентября, хотя гражданское летоисчисление следовало римскому календарю, где Новый год начинался 1 марта. Но с 1492 года и этот календарь стал соответствовать церковному. Так продолжалось до начала XVIII века, когда царь Пётр I перенёс гражданский Новый год на 1 января. А в Церкви всё осталось по-прежнему: начало индикта, Новолетие, приходится на 1 (14) сентября, день памяти преподобного Симеона Столпника, сирийского подвижника IV–V веков, основоположника новой формы аскезы — столпничества. В народе праздник раньше называли Семёновым днём; для крестьян это были осенины, проводы лета.
На Руси этот день отмечали всеобщим весельем. В Москве о начале Нового года от Сотворения мира в полночь возвещалось выстрелом вестовой пушки. На колокольне Ивана Великого радостно звенели колокола. Утром народ сходился в Кремль на богослужение в Успенском соборе. Православные молились о даровании Божьего благословения на предстоящий год. По окончании службы патриарх в сопровождении духовенства торжественно выходил в западные двери собора со святыми образами. На церковном дворе совершалось «патриаршее молитвословие». Царь подходил к Евангелию и принимал благословение от предстоятеля Русской Церкви. Народ славил государя, радостно поздравляя друг друга с Новолетием.
Этот день имел особое значение для крестьян: «Семён лето провожает», и начинается осень. Завершались полевые работы, заканчивались уборка яровых и посев ржи. Были особые народные приметы. О них, например, вспоминала жительница села Рябово Лидия Николаевна Копытова: «Именно с Семёнова дня начиналось бабье лето. Примечали: если в первой половине дня пройдёт дождь, то осень будет ведренная. А ещё говорили: «Если встанет дурная баба, то и осень бывает дурная». Бабье лето ожидали, его любили в народе. Помню, как в рябовской школе нас посылали теребить лён руками: его расстилали, мяли, сушили. В Рябове была у нас маслобойня, где из льна делали масло. Интересно было смотреть, как лошади ходили по кругу и толкли льняное семя». В это время женщины готовились ткать холсты на станках.
С Семёнова дня начинались посиделки, работа в избах при лучине, как изображено на рисунке юного Аполлинария Васнецова «При луне». Это было славное время общения. Песни пелись без умолку. Вятские крестьянки с душой выпевали о радостях и скорбях своей женской доли. Велико было воздействие песни на душу. Она быстро запоминалась, а пелась всю жизнь. В 90-е годы прошлого столетия записали мы у Марфы Адриановны Симановой, жительницы села Рябово, старинную песню «Винный мой колодец». Значение слова «винный» здесь такое: колодец повинен в том, что нет воды.
Винный ты мой колодец, винный ты мой глубокий.
Пойду по воду в колодец, пойду по воду в глубокий.
Что стоишь ты? Воды нет. Что стоишь ты? Воды нет.
И конь воду выпивал да копытцем выгребал.
В нижегородских хороводах нашли мы продолжение этой песни:
Нашего хозяина, нашего богатого
В доме не случилось, в доме не случилось:
Уехал наш хозяин, уехал наш богатый
В Нижний город погулять.
Выездил наш хозяин, выездил наш богатый
Нижненскую умницу, выведу на улицу…
Повсеместно звучала на празднике народная частушка. Звонко распевалась она и на рябовских угорах. Мы записали у Дины Михайловны Суворовой и Ираиды Михайловны Марёнкиной, а также у Лидии Николаевны Копытовой задорные вятские частушки:
Подруга, пой, подруга, пой, горя нет у нас с тобой.
Горя нет, не забывай, подруга, пой, не унывай.
Ягодиночка уехал и меня оставил.
Всё равно воротится, любовь его заставит.
Где-то я не вижу речки, где-то я не вижу мост.
Где-то я не вижу дролечку, его высокий рост.
Дайте мне, дайте мне сахара кусочек.
До чего же я люблю полый вороточек.
Никогда не унывала и не буду унывать.
Как я пела-напевала, так и буду напевать.
Ягодиночка играет, ягодиночка поёт.
У него на белом личике пылает огонёк.
Белая рубашка с ума меня свела,
А вторая, голубая, скоро высушит меня.
Вспомни-вспомни, говорил, вспомни, уговаривал,
Под ногами белый снег до земли оттаивал.
Ягодиночка уехал далеко за озеро.
Стояла тихая погода, долго не морозило.
Мы живём в то время, когда старинные традиции ещё переплетаются с народными обычаями. Нам нужно сохранить и передать детям и внукам интерес к истокам отечественной культуры.