13.10.2022

На церковном соборном начале

Представим вашему вниманию доклад руководителя Епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению иерея Георгия Неустроева: «Сила России – в церковно-приходском единении».

Святая, соборная, апостольская Церковь

Главной и неизменной целью церковной миссии во все времена является приведение людей ко Господу нашему Христу во спасение их бессмертных душ. И это спасение, по премудрому Промыслу Божию, достигается не в одиночку каждым человеком, а в общине верных. Так определил Сам Господь, Который создал Свою Церковь.

Святые отцы, разъясняя нам об этом Божественном установлении, свидетельствуют о том, что вне Церкви, вне этой общины верных, нет и спасения. Каждый Приход является частью большой церковной семьи, где люди, собирающиеся в храме вокруг Евхаристической Чаши, обретают настоящее духовное единство во Христе. И потому развитие общинной жизни и активное вовлечение в нее верующих - задача актуальная и очень важная для Церкви.

После всех испытаний, через которые прошла Россия за годы лихолетья в XX веке, русские люди, оставшиеся ей верными, нашли поддержку в том первоначале, из которого и родилась наша государственность, а именно - в Православной Церкви.

И это ещё раз убеждает нас в том, что ни изменения государственного строя, ни его управления, никогда не станут могущественнее того общественного устроения, который основан на церковном соборном начале, объединяющем верующих, согласно учению Православной Церкви, в приобщении Святых Христовых Таинств.

Как бы ни развивалась наука обществоведения, учащая о способах общего благоденствия, никогда она не дойдет до высоты и жизненности учения Церкви Христовой о любви к ближнему.

Какими бы ни были новые идеи и современных людей – учёных, политологов - о способах объединения граждан страны, - объединение России и пробуждение русского народа осуществимы при условии активной жизнедеятельности Православного прихода, не только церковного – в Церкви, но и общежитейского – вокруг Церкви.

К сожалению, современная общественность, особенно молодёжь, не верит ни в успех трудовых и технических достижений своего народа, ни в его высокий творческий и научный потенциал, доверяя иностранным источникам о силе финансового капитала, не знакомясь с ними по существу. Иногда можно встретить и отзывы с пренебрежением, и даже с ненавистью, ко всему прошлому России, не осознавая важности объективной исторической правды.

Прихожане - люди ответственные и активные

В основание Православной Церкви положено начало соборности, т.е. общественности, где каждый прихожанин должен ясно сознавать свое деятельное и ответственное участие в жизни Церкви.

К каждому новому человеку на Приходе должен быть свой подход. Кто-то готов сразу подключиться и активно участвовать в приходской жизни, даже в хозяйственных работах и социальной помощи. А кто-то постепенно начинает общаться с новым кругом знакомых, и такому человеку необходимы личное внимание священника, сотрудников Прихода, беседы на духовные темы. Ведь не знать что-то - не грешно. Люди часто не понимают, что такое Приход, что такое Евхаристия, воспринимают хождение в храм как личное дело, не предполагающее активного участия в жизни Церкви. И вот если мы не помогли человеку восполнить незнание, проигнорировали его доброе устремление, то трудно нам будет оправдаться пред Господом.

Беда наша в том, что многие приходящие в храм, не чувствуют, что они приходят в единую семью, где о них помнят, о них заботятся, ими интересуются, на них обращают внимание. Люди сейчас истосковались от одиночества, им часто не хватает глубокого общения, но они, к сожалению, не находят этого и в Приходе церковном, где человека могут просто не заметить, и даже обидеть; пришел он - хорошо, не пришел - тоже хорошо; редко кто станет его искать или предлагать свою помощь. Поэтому новоначальные часто и вовсе остаются вне общинной жизни.

Конечно, приходской работой должны заниматься люди, горящие верой, и такие найдутся в каждой церковной общине. Прихожане - люди ответственные и активные, реализующие свой потенциал в светских профессиях. И опыт нам показывает, что если верующий человек добился хороших результатов в своей профессии, то и к приходской работе он будет относиться также ответственно и серьезно.

Если мы дадим возможность людям раскрыть в приходской деятельности свои таланты, то в дальнейшем получим не только мощную поддержку в наших же трудах, но, и это главное, - изменение отношения мирян к церковной жизни. Необходимо, чтобы миряне воспринимали Приходы не только как место, куда можно прийти помолиться, но как важную часть своей жизни.

Когда воцерковлённый человек будет находить в приходской жизни удовлетворение своих духовных потребностей и ещё увидит результаты своего труда, то он будет иметь ясное представление о том, что он должен отстаивать и защищать в своей жизни.

Православный Приход дает возможность каждому человеку по мере сил и способностей приложить свой труд, принять участие в общецерковном деле. Каждый, кто несет свою посильную лепту в благоустройство храма Божьего, на помощь приходским нуждающимся, или на приходское общеполезное начинание, должен осознавать, что он участвует одновременно и в устроении важного общегосударственного дела.

«Приход - это одна духовно единая семья. Важно, чтобы прихожане осознали и прочувствовали, что их Приход - место для них родное и любимое. Приходская работа - самый ответственный участок жизни Церкви, её передовая линия, - говорит в своих обращениях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Церковный Приход - первоисточник Церкви Христовой. И значение Церкви Христовой - в единении верующих, объединенных общим участием в Таинстве Причастия в приходском храме. Сила нашей Церкви - в ее духовной силе.

Сила России – в церковно-приходском единении

В состав Российской Федерации входят целые народности, населяющие отдельные области, бывшие ранее самостоятельными государствами, и среди русских областей целые народности нерусского происхождения и неправославного вероисповедания, которые были покорены русским народом после вековой борьбы не в целях расширения своих владений, а ввиду необходимой самообороны.

Прежде чем торжествовать победу над татарами, Турцией, крымским ханом, среднеазиатскими народностями, поляками и шведами, Россия не раз видала их у стен своих столиц, не раз принуждена была им даже подчиниться и окончательно победила их превосходством силы своей народности и своей государственности.

Поэтому задача России – сохранить Православную веру и, своё приобретенное в тысячелетней борьбе право на русскую самобытность.

«Никакое самое совершенное вооружение не спасет Россию от гибели, никакие гениальные полководцы не приведут ее к победе. Сила России – в церковно-приходском единении русского народа.

Причины испытанных нами неудач исключительно нравственные. Русский Царь и русский народ остались одинокими в своей вере в свою духовную мощь.

В предстоящей мировой борьбе России приходится, с одной стороны, стоять на страже своих владений и своих интересов, с другой – все более растет её значение как единственной державы, могущей своей военной мощью удержать другие государства от военных столкновений, т. е. быть Хранительницей Мира.

...Поэтому необходимо, чтобы боевая мощь государства коренилась в общенародной, сознательной и просвещенной поддержке всего населения, чтобы корни боевой мощи брали бы начало в самой мелкой общественной единице - в Церковно-приходской общине», – писал накануне Первой Мировой войны князь и государственный деятель Александр Григорьевич Щербатов в своём труде «Обновленная Россия» в 1908 году.

Ещё генералиссимус Александр Васильевич Суворов определил, что уверенность в победе не за более способными, не за более учеными, не за лучше вооруженными, а исключительно за более сильными духом!

                                                                                                                                                  Фотографии

Священник Георгий Неустроев, настоятель Прихода в честь иконы Божией Матери «Всецарица»,
руководитель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Вятской Епархии

Фото

Возврат к списку