20.10.2022

Подвиг и служение учителя в духовно-нравственном воспитании

19 октября 2022 года в рамках XXVII Свято-Трифоновских образовательных чтений в Институте развития образования Кировской области состоялся областной семинар: «Подвиг и служение учителя в духовно-нравственном воспитании». Традиционно на семинаре проходит презентация работ и награждение победителей регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Областной семинар «Подвиг и служение учителя в духовно-нравственном воспитании», который проходит в рамках XXVII Свято-Трифоновских образовательных чтений - это важное мероприятие, ставшее одним из важнейших событий в духовной жизни нашего региона, призванное привлечь внимание к истории Отечества, истории Православной Церкви, к тысячелетним традициям христианства и современным проблемам духовно-нравственного воспитания.

Традиционно на семинаре происходит награждение и презентация работ победителей регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при поддержке Аппарата Президента РФ во всех субъектах Российской Федерации.

Региональный этап проводится ежегодно при поддержке епархий Вятской Митрополии, регионального министерства образования и Института развития образования Кировской области.

Стоит отметить, что Кировская область была всегда достойно представлена и на уровне Приволжского федерального округа и на Всероссийском уровне.

- Многогранный и положительный опыт учителей по духовно-нравственному воспитанию представляется ежегодно на городском, а затем региональном этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», конкурсе Приволжского федерального округа «Православный учитель», где наши педагоги занимают призовые места, что является характерным показателем профессионального роста педагогов и воспитателей Кировской области, - подчеркивает ректор Института развития образования Кировской области Наталья Соколова.

Главная ценность работ – это представленный живой педагогический опыт работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми разных возрастов в различных типах образовательных учреждений.

Решением конкурсной комиссии победителями и лауретами регионального этапа конкурса стали:

РАСПОПОВА Нина Николаевна, методист МБУК «Слободской музейно-выставочный центр» - Лучшая дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи; 

ЛАДЫГИНА Ольга Тимофеевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 4 «Родничок» г. Котельнича - Проект «Кораблик под названием «Книга»;

САЛАМАТОВА Людмила Васильевна воспитатель МБОУ детского сада «Радуга» деревни Канахинцы Унинского муниципального округа Кировской области «Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста через русские народные сказки».

Дополнительными региональными наградами за 2 и 3 места награждены:

Пермякова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов МОУ ООШ с. Лопьял Уржумского района Кировской области -  «Тропинка к Храму». Система работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников на основе православной культуры.

Копысева Алевтина Ивановна, заместитель директора по УВР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов 74» города Кирова - Духовно-нравственное воспитание средствами литературы.

Никонова Валентина Павловна, заместитель заведующей, Лапихина Любовь Евгеньевна (воспитатель), Кривцева Светлана Николаевна (воспитатель) МКДОУ детский сад «Алёнушка» г. Слободского - Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста "Человек государственный" социально-гуманитарной направленности.

Участникам Конкурса, не ставших победителями и призерами I этапа XVII ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» вручкены сертификаты участника

Мы поздравляем победителей и желаем дальнейшей плодотворной работы на пути развития духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения!

Приветственное слово протоирея Евгения Смирнова, руководителя Отдела религиозного образования и катехизации Вятской епархии:

Подвиг как духовный выбор. Цели и задачи конкурса «За нравственный подвиг учителя» в условиях современных вызовов.

«Глобальные вызовы современности и духовный выбор современного человека» - такова главная тема нынешних XXVII Свято-Трифоновских образовательных чтений, которые являются региональным этапом Международных Рождественских образовательных чтений.

С глобальными вызовами Россия сталкивалась многократно на протяжении своей многовековой истории и достойно с ними справлялась. Если бы это было не так, то нас сейчас просто бы не существовало. Тяжёлые испытания ещё больше закаляли наших предков, которые прекрасно понимали, что от проблем и вызовов не уйти. На них придётся давать ответ, и этот ответ они давали. Этим ответом был всенародный подвиг, основанный на нашей вере и любви к Родине. Сила русского духа была несокрушима. И именно она была основой победы. Даже в сказках её боится всякая нечисть. Былинные богатыри и герои нашего народа на протяжении столетий были сильны не только оружием. Они поражают нас своим духовным величием. Это мужество, это несгибаемая воля, благородное любящее сердце. Подвиг и жертвенное служение всегда были главным духовным выбором лучших сыновей и дочерей нашего народа и делали возможной победу в любых, даже самых сложных условиях.

Главная тема чтений призывает нас ответить на вопрос - каков духовный выбор современного человека. Частично ответ на него дала недавняя мобилизация. Мы столкнулись одновременно и с примерами самоотверженности и подлинного патриотизма, и с примерами трусости и предательства.

Вообще свой духовный выбор мы делаем ежедневно. Его делают взрослые, независимо от своего общественного положения, его делают и дети. И важно, чтобы этот выбор был правильным. Важно понять, что является критериями этого выбора и на чём он основан.

Чтобы выбрать подвиг, человек к этому должен быть внутренне готов. Человек с холодным сердцем, сожжённой совестью и слабой волей на подвиг не способен, даже если ему в руки дать самое современное оружие. Такой человек не только не способен Родину защитить, он и себя-то в руки взять не может. То же самое касается людей рассчетливых, для которых главное – это деньги и выгода. К сожалению, мы видим, как люди продают, пользуясь служебным положением то, что им явно не принадлежит, используя различные схемы. Коррупция и продажность, банальное воровство и жажда наживы любой ценой опрокинут любое государство. Сейчас иногда мы слышим от молодёжи, что невыгодно вступать в брак и создавать семью, рожать и воспитывать детей….Сложно говорить о самопожертвовании и подвиге в обществе потребления. Человек эгоист, в принципе не способен на подвиг, поскольку думает только о себе.

Итак, мы видим, что подвиг начинается с воспитания собственного сердца. Духовно-нравственное воспитание является одним из приоритетов в современном образовании.

Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя» помогает нам выявить лучшие педагогические практики духовно-нравственного воспитания. Работы педагогов, представленные на конкурс, показывают нам, каким многогранным может быть этот опыт. Выявление и тиражирование этого положительного опыта является одной из задач конкурса.

Участниками конкурса могут быть педагоги всех типов образовательных учреждений на территории Российской Федерации: школ, дошкольных учреждений, учреждений дополнительного, специального, профессионального и высшего образования.

Среди участников конкурса мы видим преподавателей отдельных предметов, педагогов – организаторов, завучей и руководителей. Участники конкурса находят огромный воспитательный потенциал, по сути, во всех школьных предметах и это зерно они стремятся донести до детей. И это зерно приносит плод не только в виде хороших оценок, но и в воспитании в сердце определённых нравственных приоритетов и ценностей.

Здесь очень много почвы для размышления нам дают предметы гуманитарного цикла, особенно история и литература, изобразительное искусство, музыка, наиболее ярко выражающие духовный мир человека.

Чаще всего, это работы, представленные в номинации лучшая программа по духовно-нравственному воспитанию.

Если духовно-нравственное воспитание стало приоритетным направлением работы в масштабах школы или класса и вышло далеко за рамки одного предмета или ряда предметов, эта работа попадает в номинацию «За организацию работы по духовно-нравственному воспитанию в учреждении». Эта работа может быть организована руководителем, завучем, методистом, классным руководителем, педагогом-организатором, преподавателем любого предмета. Работы, представленные в этой номинации, впечатляют своими масштабами. Чаще всего, благодаря им в стенах учреждения создаётся благоприятная воспитывающая среда, благотворно влияющая на всех участников воспитательного процесса.

Если педагоги готовы поделиться своим опытом с коллегами и начинают его тиражировать их работа может быть представлена в номинации «Лучший издательский проект года». Это учебные и методические пособия, рабочие тетради, электронные ресурсы и т.п. Здесь ответственность ложится за каждое написанное слово и представленный опыт.

Наконец, номинация «Лучшая разработка по ОПК». Здесь непосредственно педагоги обращаются к уникальному миру православной культуры через курс ОРКСЭ, предметную область ОДНКНР, внеурочную деятельность. Это не только рабочие программы. Прежде всего, это опыт преподавания. А он может быть очень многогранным и представлять не только уроки в классе, но и экскурсии, и паломнические поездки, и проведение праздников, и систему работы с родителями. Конечно, здесь мы далеко выходим за рамки одного урока, и класса.

Преподавание православной культуры не может быть сухим и формальным. Здесь как нигде, важно, чтобы дети осмыслили душой и сердцем всё богатство веры и основанной на ней православной культуры.

Одним из важных критериев, применяемых к этой номинации, да и ко всем остальным тоже, является сотрудничество с социальными партнёрами, и в первую очередь с религиозными организациями. Важно, когда духовно-нравственное воспитание становится нашим общим делом на постоянной основе. Очевидно, что приоритетом являются не только разовые экскурсии или праздничные мероприятия, а совместная системная работа

Не менее важным критерием конкурса является апробация представленной работы на практике и её оценка всеми участниками образовательного процесса – обучающимися и воспитанниками, родителями, коллегами-педагогами, профессиональными экспертами, общественностью. Важен не только прогнозируемый, но и реальный результат работы педагога, хотя измерить его какими-либо формальными критериями бывает непросто.

Очевидно, что это не красивый отчёт о проведённых мероприятиях, поскольку в большинстве работ речь идёт о воспитание сокровенных глубин человеческого сердца. Лучшую оценку педагогу здесь, наверное, поставит жизнь. Вместе с тем, мы видим, как могут меняться отношения в коллективе, как меняются и духовно растут сами дети, как преодолеваются негативные явления, как дети и подростки обретают надёжную нравственную опору. Хотя как воспитывается сердце человека можно почувствовать только сердцем.

Конкурс «За нравственный подвиг учителя» - пример уникального многолетнего соработничества Церкви и школы в духовно-нравственном воспитании на всех уровнях. На положении о конкурсе мы видим подпись Святейшего Патриарха и Министра просвещения. В положении прописаны механизмы взаимодействия организаторов на межрегиональном и региональном уровнях между аппаратами полномочных представителей президента в федеральных округах, региональными министерствами образования и Митрополиями и Епархиями. В критериях оценки работ приоритетным заявлено взаимодействие между учреждениями и приходами и представленные работы этот опыт отражают.

И отражают они не только опыт, но и подвиг учителя. Подчас этот подвиг совершается в сложнейших условиях. Педагоги, совершающие этот подвиг, не только заслуживают общественного признания и уважения, но и всесторонней поддержки, потому что от этого зависит наше будущее, ведь мы воспитываем поколение, которое придёт на смену нам.

Духовно-нравственное воспитание – наша общая задача. И представленные работы вновь и вновь подтверждают, что мы можем её вместе решать. Объединяет нас здесь любовь к Родине и нашим детям.

Россия – наш общий дом. У России богатая история. Православие и другие традиционные религии нашей страны сейчас обозначены в нормативных документах как базовая национальная ценность. Мы владеем не только полезными ископаемыми, не только фундаментальной наукой, но и колоссальным духовным богатством. Это духовное богатство нашей веры не должно оставаться святыней под спудом. По меньшей мере, нам надо его осмыслить и донести нашим детям.

Страшно, если им будут навязаны псевдо-ценности, как это давно происходит в Европе и как случилось на братской нам Украине, где за 30 лет вырастили целое поколение фашистов, воспитанных в ненависти к братскому русскому народу. Сейчас мы видим горькие плоды такого псевдо-воспитания.

Мы видим, как правда и ложь, подчас искусно перемешиваются в современном информационном пространстве. Какие ценности неизвестные блогеры предлагают, а порой настойчиво навязывают наивным поклонникам ТИК-ТОКА? Как сберечь душу ребёнка при таком информационном прессинге?

Отличить ложь от правды, сформировать верную иерархию ценностей, сохранить в чистоте душу и воспитать собственное сердце всегда помогала вера. Опираясь на многовековые традиции духовно-нравственного воспитания, анализируя этот уникальный опыт и применяя его на практике, современная педагогика может дать достойный ответ глобальным вызовам совеременности.

Отдел религиозного образования и катехизации Вятской епархии

Институт развития образования Кировской области

Пресс-служба Вятской епархии

Фото

Возврат к списку