20.10.2022

Взаимодействие Церкви и школы в духовно-нравственном воспитании

В рамках ХХVII Свято-Трифоновских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» 20 октября 2022 года на базе МКОУ ДПО «Центр повышения квалификации и ресурсного обеспечения муниципальной системы образования» города Кирова состоялась педагогическая секция. Секция была посвящена теме: «Взаимодействие Церкви и школы в духовно-нравственном воспитании».

В работе секции участие приняли педагоги светских образовательных учреждений, воскресных школ, священнослужители. С приветственным словом к участникам пленарного заседания педагогической секции обратилась заместитель начальника департамента образования администрации города Кирова Вера Юрьевна Жуйкова.

Затем вниманию участников пленарного заседания были представлены следующие доклады:

  • «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» - протоиерей Сергий Гомаюнов, заместитель директора МБОУ «Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского» города Кирова.
  • «Вера как ответ глобальным вызовам. Грани сотрудничества Церкви и современной школы» - протоиерей Евгений Смирнов, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Вятской Епархии
  • «Православная культура в школе в соответствии с ФГОС» - Раменская Надежда Геннадьевна, методист МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова.
  • «Организация работы с родителями по выбору модуля комплексного курса ОРКСЭ» - Коврижных Наталия Владимировна, заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ с УИОП №66» города Кирова.
  • «ОПК в ОДНКНР в 5-6 классах. Подросткам о вере» - Диакон Илья Кокин, кандидат богословия и культурологии, член Союза писателей, победитель Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»

По окончанию пленарного заседания педагогическая секция продолжила свою работу по следующим направлениям:

Также в рамках секции состоялась презентация просветительских проектов синодального отдела по делам молодёжи РПЦ и Государственной Третьяковской галереи -«Изобразить неизобразимое. Иисус Христос на полотнах русских художников - диакон Илья Кокин, кандидат богословия и культурологии, член Союза писателей, победитель Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Подобные встречи способствуют духовно-просветительскому просвещению педагогического сообщества, формированию ценностно-мировоззренческой культуры современных педагогов.

***

Вера как ответ глобальным вызовам. Грани сотрудничества Церкви и современной школы.

Протоиерей Евгений Смирнов, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Вятской Епархии

С глобальными вызовами на протяжении многовековой истории наша страна сталкивалась многократно. Голод, неурожай, эпидемии, войны, многократно обрывали мирную и спокойную жизнь. Масштабы этих вызовов были поистине ужасными. Чего стоили, например, нашему народу монголо-татарское иго или Смутное время, падение Российской империи и последующая Гражданская война и репрессии, страшнейшая II Мировая война и холодная война, распад Советского Союза. Сейчас мы снова говорим о глобальных современных вызовах. Нам пока непонятны их окончательные масштабы, и в каких формах они проявятся. Это то, что нас настораживает и пугает, выбивает нас из обычного русла нашей жизни. Каким будет наш ответ на современные вызовы?

Опыт предшествующих поколений и наша история показывают нам, что несокрушимым камнем, о который разбивались все испытания, постигавшие нашу страну, была вера. Именно она помогала выстоять, когда вокруг всё рушилось. Русский дух был несокрушим. Даже в сказках он пугает всякую нечисть, которая не может ничего с ним поделать.

В чём же сила загадочного русского духа? Мы можем давать разные ответы на этот непростой вопрос, волновавший не только русских мыслителей, но и врагов России. Это явно не природные ресурсы и богатства нашей страны, и даже не красота нашей природы. Это не просто какая-то выгода, расчетливость, смекалка и даже мудрость. Продвинутые братья у Ивана- дурака обычно всегда куда-то пропадают.

Только нравственно чистая благородная душа, любящая до самопожертвования родную землю и своих близких, оказывается способной на подвиг и побеждает в неравном поединке. Искренняя чистая любовь всегда бывает выше коварства и ненависти, и она преодолевает все невзгоды и испытания.

Наша православная вера указывает нам на источник этой любви. Это БОГ. И Бог дарует такую любовь только чистой душе, способной вместить этот дар. Если же душа занята чем-то иным, если она нечиста, либо у человека иные приоритеты, тогда нет места для подвига, и вместо подвига, основанного на самопожертвовании, приходят расчет и корысть.

Человек не только бывает не способен на какой-либо глобальный подвиг, но даже на семейное счастье. Эгоист не может построить счастливую семью.

Вера в Бога, который есть Любовь, Который пришёл в наш мир для спасения человека, взошёл на крест и своей смертью победил зло и смерть - на протяжении столетий была надёжным основанием духовной жизни нашего народа и главным нравственным ориентиром.

Эта вера подразумевала строгое соблюдение заповедей Божиих, которые для наших предков были незыблемыми основами личной и общественной жизни. Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лги не завидуй – говорили заповеди Бога, само имя которого было свято для каждого православного человека. А ещё, почитай родителей и старших, люби ближних, как самого себя, а Богу на Его любовь ответь ответной любовью всей душой и всем сердцем. Вот они - основы духовной жизни нашего народа, которые берегли души наших предков в чистоте на протяжении столетий и делали страну духовно сильной, способной вынести любые испытания.

А ещё всегда верили, что Бог рядом, призывали Его на помощь, особенно в трудные минуты испытаний. И эта помощь приходила.

Глобальные вызовы и страшные испытания люди переносили ещё и потому, что помогали друг другу и поддерживали друг друга. Без этого братства, основанного на любви к ближнему, не было бы никакой победы.

В наши дни мы наблюдаем серьёзную коррозию духовных ценностей в современном обществе потребления, потому что любовь и самопожертвование невозможны в обществе, где доминирует эгоизм, где люди привыкли потреблять, а не отдавать. Любовь быстро выветривается, либо приобретает извращённые формы, если она не имеет прочной основы, если основанием её является мимолётное чувство, эмоции, расчёт или корысть. Всё это быстро перегорает и выветривается и вместо светлого чувства наступает повседневная рутина, к которой человек просто не готов морально. Ну а жизнь идёт своим чередом и может преподнести массу «сюрпризов» на уровне семьи, государства, на мировом уровне. Готов ли человек лично ответить на эти вызовы?

В наши дни это серьёзная проблема, и проблема, прежде всего духовная. Это показала недавняя мобилизация. Нашей стране брошен страшный вызов. Мы снова боремся с фашизмом и не где-то, а на братской нам Украине, за которой стоит блок НАТО, цели и задачи которого нам хорошо известны. Из истории мы знаем, как наши предки отвечали на подобные вызовы. И вот теперь ответ за нами. И мы видим, что ответы разные. От добровольцев и героев, до откровенных предателей.

Мы видим, как в одночасье ушла почва из-под ног у целого поколения блогеров, которые занимались непонятно чем на просторах интернета, зарабатывая при этом колоссальные деньги, уходившие тоже непонятно куда, как повели себя многие звёзды эстрады и представители культурной элиты, наконец, огромные очереди на границе в Казахстан и Грузию во время мобилизации. - О чём всё это говорит? Могло ли что-то подобное произойти во время Великой Отечественной войны? I Мирововой войны, Отечественной войны 1812 г.? В чём причина?

Причина в нашем различном духовном состоянии. Тогда было верующее поколение, духовная жизнь которого строилась по иным законам. Главной духовной основой их жизни была вера в Бога. И никто не позволял себе отменять или корректировать Закон Божий, любое отступление от которого считалась грехом. Исповедуя православную веру, человек не мог поступить иначе, чем Бог велит. И если Бог есть любовь, то и я не должен быть эгоистом. Если Бог взошёл на крест для спасения мира, то и я должен положить свою жизнь за Отечество и своих ближних. Даже смерть была не страшна верующим людям, потому что знали, куда пойдёт душа, если человек положил свою жизнь за Отечество, а не просто умер от пьянки или наркотиков.

Люди достойно принимали страшные вызовы времени, потому что духовно к этому были готовы. Не нужна была психологическая поддержка, потому что у каждого был опыт личной молитвы к Богу, который укреплял и воинов, и тех, кто был в тылу. Чище были души людей, поэтому меньше было подлости, предательства и трусости.

А эта чистота души, чувство ответственности перед Богом за свои слова и поступки воспитывались с детства через веру в Бога, молитву, исповедь, причащение, воспитывались примером не только русских праведников и святых, но и старшего поколения, которое понимало свою ответственность перед Богом за детей и внуков. Это были нормальные крепкие семьи, жившие по вере в Бога. Так формировался в каждом уникальный и несокрушимый русский дух. Всё зависело только от самого человека, насколько он лично воспринял эту веру, и насколько живёт по этой вере. Множество русских святых и героев нашего Отечества, всенародный подвиг во время постигавших испытаний говорит нам о том, в чём подлинная духовная сила России.

XX век, и особенно вторая его половина, а также начало XXI века нам, напротив, хорошо показывают, что бывает с обществом, если из него уходит вера, либо она куда-то выдавливается на периферию как на личном, так и на семейном и общественном уровне, когда люди не живут по вере, либо сама эта вера становится сомнительного качества.

Масштабы греха в личной семейной и общественной жизни воочию показывают нам горькие плоды неверия и атеизма. Ф.М. Достоевский говорил «Что если Бог нет, то можно всё». Для многих это стало девизом ещё со времён Октябрьской революции 1917г., когда как говорили многие - «Бога отменили». Правда тогда ещё в народе по инерции оставалась совесть и любовь к своей стране. И этого запаса прочности хватило почти на 100 лет.

За 100 лет и это выветрилось из сознания, и вместо веры пришли совершенно ложные и страшные ценности. Не об этом ли нам ещё недавно говорила реклама - возьми от жизни всё! Эгоист не способен на подвиг. Он не способен полюбить, создать семью, родить и воспитать детей, тем более к подвигу во имя Отечества. И когда приходит беда такие люди просто говорят –«валить отсюда надо» - от семьи, от детей, из России.

Итогом выдавливания веры стал колоссальный духовный кризис, в условиях которого мы вынуждены давать ответ на страшные вызовы времени.

Пример преподобного Трифона, который сам жил в Смутное время, да и других русских святых, показывает нам, что все кризисы и вызовы наши предки преодолевали, опираясь на веру и очищая душу от греха.

Нам не лишним будет осмыслить опыт их духовной жизни. Поэтому в школах и других образовательных учреждениях сейчас возможно преподавание Основ православной культуры. Оно возможно в качестве предмета, кружка, факультатива, внеурочной деятельности, тематических классных часов. Накоплен и немалый положительный опыт преподавания Основ православной культуры. Есть множество учебных пособий и рабочих материалов, доступных и для детей, и для учителей. Постепенно сформировалась система подготовки и повышения квалификации учителей ОПК – это курсовая подготовка и методическое сопровождение преподавания ОПК. Появились методические объединения педагогов по ОПК и временные творческие коллективы. Многие педагоги радуют нас своим уникальным опытом, представленным на православные педагогические конкурсы «За нравственный подвиг учителя», «Серафимовский учитель» и др. За этими работами стоит не только труд и опыт учителя, а его подлинный нравственный подвиг.

Постепенно складывается система взаимодействия православных приходов и образовательных учреждений. Где-то есть даже свои домовые храмы и молельные комнаты, где-то это эпизодические встречи со священнослужителями. Регулярными стали экскурсии детей в храмы, а также участие детей в православных конкурсах – Красота Божьего мира, Олимпиаде по ОПК, Рождественнских и Пасхальных конкурсах.

Всё это разнообразие форм сотрудничества говорит нам о том, что мы, Церковь и школа, можем вместе плодотворно работать во благо наших детей. Результатами этой работы являются не только дипломы за конкурсы и благодарственные письма. Прежде всего, это сердца наших воспитанников. Конечно, здесь многое зависит от них самих. Но добрые семена уже посеяны, а значит, есть надежда, что они взойдут и принесут плоды. Во всяком случае, дети получают надёжные нравственные ориентиры через знакомство с миром православной культуры и осмысление духовного опыта наших предков.

Станет ли он их личным духовным опытом – зависит от многих факторов, прежде всего от их собственного нравственного выбора, от качества преподавания, от атмосферы в обществе, поддержки родителей и многого другого.

Примечательно, что ОПК не являются навязанным предметом. Главным условием здесь является выбор родителей, а ещё готовность школы преподавать ОПК. Здесь есть над чем поработать.

В настоящее время ОПК в Кировской области выбирают от 20 до 30 % родителей детей, обучающихся в 4 классе, где ведётся предмет ОРКСЭ. Много это или мало?…В любом случае, это показатель духовного выбора нашего общества. Анализ причин этого выбора нам показал, что очень часто выбор родителей бывает не осознанным, потому что ни школа, ни приход, не могут организовать работу с родителями на должном уровне. Диалог с родителями либо ведётся формально, либо отсутствует вообще. Наконец, есть масса фактов, когда родителям навязывалась светская этика вместо ОПК лишь потому, что школа не готова была преподавать ОПК.

К сожалению, у отдельных директоров и завучей это стало жизненной позицией. Такие школы годами бывают не готовы, и ничего не делают, для того, чтобы быть готовыми – не готовят учителей, не обеспечивают детей учебниками. Вот и возникает вопрос – куда смотрит обр. надзор при таком халатном отношении? Если бы таким было отношение к математике или русскому языку, если бы школа провалила ОГЭ или ЕГЭ – что бы было за это директору? Наплевательское отношение к истории и духовно-нравственному воспитанию в 1990-е годы нам уже приносит горькие плоды. Если здесь директора и завуча даже никак не накажет обр. надзор – накажет Бог, а родителей и наше общество потом беспощадно может научить жизнь, если дети пойдут не по той дороге.

Преподавание ОПК возможно в качестве предмета в рамках предметной области ОДНКНР в 5, 6 и последующих классах по выбору родителей. Школы здесь также постепенно нарабатывают опыт работы.

Опыт показывает, что все проблемы преподавания ОПК, где бы ОПК не преподавалось, решаемы, если их хотеть решать, если духовно-нравственное воспитание станет приоритетом не на словах, а на деле.

Там где это дело делается добросовестно и качественно – результаты не могут не радовать. И мы благодарим таких учителей и руководителей. Ну а лучшей благодарсностью будет жизнь наших воспитанников, если они пойдут по правильному жизненному пути. По тому пути, по которому шли наши предки, достойно отвечая на все вызовы, какими мы тяжёлыми они не были. Нам всем необходимо для этого потрудиться. Пусть Господь благословит наши труды!

Пресс-служба Вятской Епархии

Фото

Возврат к списку