07.11.2022

Сердце православной Вятки

К празднику преподобного Трифона Вятского вышла новая книга «Трифонова обитель», о которой мы побеседовали с её автором протоиереем Александром Балыбердиным.

— Отец Александр, как возник замысел этого издания?

— Идея написать книгу о Трифоновом монастыре появилась в 2021 году, когда православная Вятка отмечала 30-летие возрождения Успенского кафедрального собора. Но прошёл целый год, прежде чем я сел за работу: долгое время не мог понять, кто будет читателем этой книги, для кого её следует написать. Тем более что несколько лет назад, когда широко отмечалось 400-летие преставления преподобного Трифона, вышел в свет труд Елены Витальевны Кустовой об Успенской Трифоновой обители, который настолько хорош, что добавить к нему что-либо просто невозможно. С другой стороны, мне казалось, что за все эти годы не осталось человека, который бы в этом монастыре не побывал. Он всегда полон паломников, и порой экскурсии следуют одна за другой.

— Что же Вас подтолкнуло к написанию книги?

— Однажды раздался телефонный звонок из церковной лавки Трифоновой обители. Женщина приглашала меня освятить квартиру. Завязался разговор, возникли вопросы, и я пригласил её прийти в Успенский монастырь, чтобы поговорить более обстоятельно. «В Успенский? — переспросила она. — А где это?» «Разве не знаете? — удивился я. — Вы же звоните мне из Трифоновой обители!» «Да, Трифонов монастырь знаю, — подтвердила женщина, — а где Успенский — нет». «Так это одно и то же, — ответил я и, подумав, что моя собеседница живёт в Вятке недавно, поинтересовался: — Вы, наверное, неместная?» — «Ну что Вы! Я здесь родилась, выросла и живу уже семьдесят лет». Казалось бы, за годы, что прошли с момента возрождения Трифонова монастыря, о нём уже всё известно. Однако порой многие не знают самого элементарного, например, того, что по имени главного храма обитель также называется Успенской. Именно для этих людей — решил я — надо написать новую книгу и выстроить её так, будто читатель пришёл в монастырь впервые.

— Пожалуйста, подробнее…

— Как правило, впервые увидев Трифонову обитель, паломники спрашивают, почему она расположена за Засорным оврагом и южной границей старого города. Почему преподобный Трифон выбрал именно это место, и чем оно примечательно? Затем паломники через Святые врата входят на территорию монастыря, обводят взглядом его архитектурный ансамбль и хотят узнать, как он сложился. Интересуются: почему обитель посвящена Успению Божией Матери? Какой она была при преподобном Трифоне? Как выглядела построенная им шатровая соборная церковь? В каком порядке возводились храмы и другие здания?

— Известно, что внимание паломников всегда привлекает Успенский собор, который просто невозможно не заметить.

— Именно так. При этом я не раз наблюдал, как, войдя под своды главного и самого древнего храма православной Вятки, люди останавливаются, не ожидав увидеть такую красоту. Затем интересуются, как собор строился и благоукрашался, о чём может рассказать старинный пятиярусный иконостас, в котором сегодня ровно сто святых образов, и каждый из них — настоящее произведение искусства. Появляется множество других вопросов: правда ли, что эти иконы были написаны во времена преподобного Трифона в знаменитом строгановском стиле? В чём его особенность? Когда и кем были расписаны своды и стены собора? Чему и кому посвящены эти росписи? Как иноки чтили память преподобного Трифона? Как выглядела его рака? Как связан монастырь с Вятской духовной семинарией? Что мы знаем о её выпускниках? Какой была судьба обители и братии в советские годы, когда монастырь был закрыт? Как удалось спасти храмы от уничтожения? Какую роль в этом сыграли монахи и активные прихожане? Когда началось возрождение Успенской обители? Отвечая на эти и другие вопросы, мне хотелось не только перечислить события и даты, но также назвать имена людей, которым мы должны быть благодарны за всё доброе, что они сделали для Трифонова монастыря и православной Вятки.

— Судя по перечисленным вопросам, Вы постарались охватить все стороны жизни обители. Где удалось найти ответы?

— К счастью, об истории и архитектуре, братии и святынях Трифонова монастыря писали многие исследователи. Слова особой благодарности хотелось бы сказать Елене Витальевне Кустовой, с которой во время работы над книгой мы неоднократно созванивались, сверяя известные нам события, имена и факты. Вятский епархиальный архив предоставил немало уникальных фотографий, благодаря которым издание интересно не только читать, но также перелистывать и смотреть. Хотелось, чтобы книга получилась яркой, красивой и при этом исторически достоверной, чтобы её можно было прибрести на память о посещении монастыря, преподнести в виде подарка родным и друзьям, использовать на занятиях в воскресной или обычной школе. Буду рад, если эти надежды оправдаются.

— В завершение можете ли привести факт, который Вас особенно удивил?

— Их множество. Если в начале казалось, что о Трифоновой обители мне почти всё известно, то уже вскоре это обманчивое впечатление прошло. Работая над книгой, я не переставал удивляться и в итоге сегодня смотрю на монастырь совсем другими глазами. Например, многие ли знают о том, что прежде практически всё пространство между Благовещенской и Трёхсвятительской церквями занимал обширный некрополь обители, в границах которого было более 800 захоронений? В книге мы перечислили лишь малую часть — 100 имён, но даже этого достаточно, чтобы убедиться в том, как глубоко вятчане чтили преподобного Трифона и любили основанный им монастырь. И таких интересных и поучительных открытий было сделано немало.

— Спасибо за интересный разговор! Пожелаем, чтобы книга «Трифонова обитель» нашла своих неравнодушных и благодарных читателей!

Подготовил протоиерей Олег Филимонов
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Фото

Возврат к списку