14.11.2022

Художник Геннадий Бушмелёв

Предлагаем вниманию наших читателей статью Раисы Васильевны Ложкиной, посвящённую художнику Геннадию Николаевичу Бушмелёву (публикуется в сокращении).

Ещё в 1980-е годы в старом альбоме по истории школы села Бобино обнаружила фотографию художника Геннадия Бушмелёва и его письмо к учащимся, датированное 1967 годом. Почему он написал, стало ясно, когда судьба свела меня с Владимиром Александровичем Петровым, рассказавшим о созданном в 1920-е годы школьном городке в селе Митино Бобинской волости. От него я услышала о некоторых выпускниках той школы, в том числе и о художнике Геннадии Бушмелёве. Потом была незабываемая встреча с Борисом Геннадьевичем, его сыном. Из беседы с ним я многое узнала о тяжёлой, многогранной и интересной жизни Геннадия Николаевича.

* * *

Он родился в 1903 году в Вятке, но воспитывался в деревне Бушмели Нагорской волости Вятского уезда в семье своей матери Дарьи, которая прежде находилась в работницах в доме известного вятского фотомастера Петра Григорьевича Тихонова. Геннадий был внебрачным сыном Николая Петровича Тихонова. Когда мальчику исполнилось пять лет, мать умерла. Ещё через пять лет бабушка собрала узелок и направила внука в губернский город устраивать свою судьбу. Геннадий пришёл в Вятку пешком и устроился в магазин аптекарским мальчиком. Через некоторое время его забрал к себе дед Пётр Григорьевич, у которого Геннадий жил до 1918 года.

П.Г. Тихонов (1852–1918) происходил из мещан Царёвококшайска (ныне Йошкар-Ола). Сначала был разъездным фотографом, работал в Яранске и Слободском. В 1881 году он женился на осиротевшей дочери священника Еримионии Ивановне. На следующий год Пётр Григорьевич открыл в Вятке собственную «Общедоступную фотографию» на улице Спасской, которая пользовалась большой популярностью среди горожан. Он также имел писчебумажный магазин, в котором можно было купить материалы для фоторабот.

Пётр Григорьевич много работал и того же требовал от своих учеников, лучшим из которых был С.А. Лобовиков, ставший впоследствии крупным мастером светописи. Пётр Тихонов умел привлечь к себе талантливых людей и помочь им найти своё призвание. Например, А.А. Рылов (1870–1939), вятский художник, заслуженный деятель искусств, трудился у него ретушёром. Пётр Григорьевич покупал у него картины и помог ему отправиться в Петербург на учёбу в Академию художеств. Геннадий тоже работал в фотомастерской деда.

В доме Тихоновых были свои законы: жили строго по часам, безделье не поощрялось, дети воспитывались не только словом, но и примером. Здесь царила творческая обстановка. У Петра Григорьевича собирались фотографы, театралы, писатели, музыканты и художники (например, Аполлинарий Васнецов), которые брали мальчика с собой на этюды. Геннадий запомнил деда большим, с чёрной бородой, постоянно хлопочущим о чём-то или занимающимся в домашней лаборатории. Именно он привил внуку любовь к живописи, фотографии, театру и кино. П.Г. Тихонов после революции был арестован как владелец фотоателье и большого дома и вместе с епископом Исидором (Колоколовым), иеромонахом Флавианом (Даниленко) и ещё четырнадцатью вятчанами был расстрелян осенью 1918 года.

* * *

После смерти деда Геннадий Бушмелёв оказался в детском приюте в Бобино, затем его отправили в Митино. Директор здешнего школьного городка В.А. Петров вспоминал о приезде в 1921 году трёх воспитанников: Бурундуковского, в будущем ректора института, профессора, Бушмелёва, ставшего известным художником, и Китовского: «Это были молодые люди, которые требовали к себе особого подхода, внимания. Прибыли они ночью и разбудили старшего учителя Василия Васильевича Россова. Тот с радостью принял их, торопливо поставил самовар. За чайком душевно поговорили обо всём, а утром все четверо были уже на работе во дворе».

Геннадий Николаевич вспоминал о том времени: «В народном доме в Бобино мы вместе с учителями ставили спектакли, организовывали декламационные вечера. Я играл на балалайке, мандолине, немного на фортепиано, любил «Венгерскую рапсодию № 10» Листа. На этих бесплатных мероприятиях всегда было много местных крестьян. В Митино школа была с сельскохозяйственным уклоном, большой приусадебный участок мы обрабатывали сами с помощью машин. Приходилось много работать и всё делать самим не только по хозяйству, но и по интернату.

Кроме того, по моей инициативе мы взяли шефство над ближайшими деревнями в радиусе десяти километров. Делали доклады по агрономии, вызывавшие большой интерес у крестьян. Они задавали нам многочисленные вопросы, которые мы записывали, обрабатывали и посылали в московскую газету «Беднота». От редакции я получил благодарность и был премирован поездкой в Петроград. С Вятки нас тогда отправилось 20 человек. Мы жили в Смольном, слушали Шаляпина в оперном театре».

* * *

После митинской семилетней школы Геннадий Бушмелёв обучался в художественно-промышленных мастерских г. Вятки, где раскрылся художественный талант молодого человека, который вместе с увлечением литературой, театром и музыкой привели его на театрально-декоративное отделение Всесоюзного художественно-технического института г. Москвы. Окончив учёбу в 1930 году и получив диплом художника-декоратора, он остался жить и работать в столице, где в 1935-м женился. Вскоре родился сын Борис.

Осенью 1941 года Г.Н. Бушмелёв ушёл на фронт, под Москвой был ранен, демобилизован. Позднее семья пережила вместе с родственниками по линии жены ссылку в Западную Сибирь, где в алтайском городе Рубцовске Геннадий Николаевич преподавал в сельхозтехникуме (пригодились знания, полученные в митинском школьном городке) и работал как художник в театре Бийска. В 1943 году Бушмелёва направили в Астрахань в театр драмы, а жена Слава Иосифовна с сыном Борисом вернулись в Москву. Благодаря хлопотам кинорежиссёра С.В. Герасимова художник весной 1945 года тоже оказался в столице и сразу же включился в работу по оформлению улицы Горького к празднику Победы. Пришлось пережить неустроенность с жильём и голод послевоенного времени, потерю своих лучших картин, которые соседи по коммунальной квартире во время войны использовали для топки печей…

С 1953 по 1963 год Г.Н. Бушмелёв работал в архитектурно-планировочном управлении, неутомимо создавал эскизы по оформлению улиц и площадей столицы. Участвовал в проектировании парка имени М.А. Горького, оформил павильоны «Башкирия» и «Поволжье» на Выставке достижений народного хозяйства. Занимался рекламой, оформительством, живописью и любительскими фильмами. На приобретённую в 1945 году камеру снял документальный фильм «Реставрация храма Василия Блаженного».

Из воспоминаний Бориса Геннадьевича, сына художника: «Мой отец был заядлым кинолюбителем. После войны, когда появилась трофейная техника, он купил в комиссионном магазине на Смоленской площади киносъёмочный аппарат «Siemens». Позже приобрёл проектор той же фирмы, впоследствии превратившийся в звуковой. Мы стали брать в прокате отечественные и зарубежные фильмы. Смотрели их дома по воскресеньям со школьными друзьями и знакомыми. В тёплое время года отец показывал кинокартины во дворе. Аппаратуру со второго этажа спускали вниз, из окна протягивали шнур. На кирпичную стену дома вешали экран, и, когда смеркалось, начинался бесплатный киносеанс. Зрители приходили со всей округи со своими стульями и табуретками.

Мы также организовали любительскую киностудию, которую назвали «Буш-фильмом», и делали короткие игровые и документальные ленты. Отец снимал фильмы о Москве, об архитектуре, о поездках по стране, которые показывали по центральному телевидению. Они были для него как дневники, как записные книжки. На всех своих вернисажах и творческих вечерах он показывал своё кино. Отец много фотографировал, путешествовал по старинным городам России, Кавказа, Прибалтики, Чехословакии, Средней Азии и других стран».

* * *

Совместно с другими художниками Геннадий Николаевич выставлял свои работы два–три раза в год. Персональная посмертная выставка произведений Г.Н. Бушмелёва состоялась в 1973 году в Москве, где было представлено многообразие жанров, в которых трудился мастер, в том числе эскизы по оформлению улиц и площадей столицы, театральных постановок, которых на счету Геннадия Николаевича более 30 в театрах разных городов. Эскиз оформления спектакля по пьесе М.А. Горького «Последние» хранится в краеведческом музее бобинской школы. Значительное место на выставке 1973 года занимали монотипии, литографии, пейзажные зарисовки, а также графические работы художника Бушмелёва. Его произведения представлены в пятидесяти музеях страны: например, в московских Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Театральном музее имени А.А. Бахрушина, в Русском музее Санкт-Петербурга и других. Три работы переданы в Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых.

Большое влияние Г. Н. Бушмелёв оказывал на развитие таланта своего сына. Борис Геннадьевич вспоминал: «Отец сильно повлиял на меня. Много лет днями и вечерами я пропадал в его мастерской, бывал и у других художников. Друзья отца по цеху стали и моими друзьями. Они общались, показывали свои работы, спорили, рисовали в моих школьных альбомах. Частым гостем был писатель Иван Рахилло, с которым мы ходили в кинолекторий Дома журналистов. По прошествии лет я понимаю, как важно находиться в постоянной работе, в которой был отец. Тогда окружающий мир преломляется в нашем сознании, превращаясь в зрительные образы, вырабатывается визуальное мышление, образуется своя система и стиль. Даже перед смертью отец говорил: «Закрою глаза, а передо мной картины, картины…»

Последний раз Геннадий Николаевич посетил Вятку в 1967 году, мечтал организовать на родине выставку своих работ, но не успел. Г.Н. Бушмелёв скончался в 1970 году и погребён на Введенском кладбище в Москве. Выставка его произведений, организованная Слободским краеведческим музеем к 110-летию со дня рождения художника, дала начало знакомству вятчан с творчеством нашего земляка.

На фото:

- Геннадий Бушмелёв в бобинском приюте, 1918 г.;

- Геннадий Бушмелёв в молодости;

- Борис Бушмелёв;

- Пётр Григорьевич Тихонов.

Раиса Ложкина

По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Фото

Возврат к списку