18.01.2023

Навечерие Богоявления в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Кирова

В Крещенский сочельник 18 января 2023 года в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Кирова совершились торжественные богослужения: Царские Часы, Изобразительны, Литургия, Вечерня, Великое освящение воды.

Праздничные богослужения в Навечерие Богоявления возглавил митрополит Вятский и Слободской Марк.

За богослужением сегодня Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Сергий Ендальцев, клирик храма иерей Евгений Виноградов.

За богослужениями звучали красивые праздничные песнопения в исполнении хора прихода под регентством Ирины Пересторониной.

Перед Таинством Святого Причащения протоиерей Сергий Ендальцев обратился к верующим с пастырским словом:

- Дорогие братья и сестры, сегодня мы совершаем богослужение в Навечерие Богоявления Господня. Праздник этот называется Богоявлением, потому что Христос явился миру в этот день на реке Иордане. Когда Иоанн крестил, и люди приходили к нему, Иоанн проповедовал грядущего Мессию, он говорил: «Покайтесь, потому что приблизилось Царство Небесное». И люди приходили, каялись, приносили покаяние в своих грехах, кто-то приходил искренне, как мытари, блудницы, воины, и все спрашивали: а что же нам делать, как же нам быть? И для каждого у Иоанна Крестителя был свой ответ, чтобы каждый жил по совести, имел надежду и веру в сердце своем.

Воины спрашивали его, как нам быть? Получали ответ, чтобы они никого не обижали, чтобы никого не обременяли своими оброками. Мы можем также сказать, как воин может не обижать кого-то, когда он воюет? Но здесь понятно одно: когда человек защищает свое Отечество, он жертвует сам собой, он не дает врагу пройти, но если воин, имея оружие, имея силу, будет обижать им простого безоружного человека, то тем самым он согрешит. Но каков же велик соблазн, имея власть, имея силу, отнять все это у того, кто этой силы не имеет. И вот Иоанн Креститель всем увещает, всем говорит о покаянии, чтобы веровали во грядущего Спасителя Иисуса Христа.

Почему нужно было очистить грех? Потому что грех удалил человека от Бога. Когда Адам и Ева согрешили, они лишились радости богообщения, они больше не смогли говорить с Богом, им пришлось покинуть рай и им пришлось жить здесь на этой земле, в поте лица они должны были есть хлеб.

Но как говорит знаменитый христианский писатель Тертуллиан еще во II веке, что душа человеческая по природе христианка. Так Господь создал каждого человека, и у каждого человека есть это стремление к Богу, оно заложено. Но порой грех отодвигает нас, он подменяет это истинное стремление к Богу стремлением к грехам и соблазнам. И когда мы говорим «грех», что мы имеем в виду? Грех – это преступление против заповедей Божиих. Тогда, когда мы совершаем грех, становимся преступниками и не можем войти в Царство Божие.

Сейчас много говорят о западных ценностях, но мы видим каковы они. Вот даже само слово «грех» там в проповеди священника часто заменяется на другое слово – «стресс». Но смотрите, какая подмена понятий происходит: если человек хочет избавиться от стресса, что он делает? Он идет к психологу, к психотерапевту, он пытается как-то решить свой вопрос иным путем. Но когда он говорит слово «грех» и понимает, что является преступником, то единственным выходом для него остается покаяние. И вот к этому покаянию нас призывал Иоанн Креститель. Но мы видим, что не все приходили искренне, и те, кто приходил лицемерно, книжники и фарисеи, они слышали от Иоанна обличение: «порождения ехиднины, кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3:7-8), и Господь помилует и вас.

Как говорил святитель Иоанн Златоуст, если человек знает все о вере и исповедует веру правильно, безошибочно, но если он не живет по этой вере, не соблюдает заповеди, то он далек от спасения. Так будем же, братья и сестры, приносить искреннее покаяние от всего сердца, каяться, просить у Бога милости, просить Его о прощении нас, грешных, и сами приложим усилия, насколько это возможно исправить свою жизнь, чтобы наследовать Царство Небесное. Аминь.

Владыка совершил чин Великого освящения воды и окропил верующих святыней.

Прихожане соборно помолились сегодня за богослужением, а после службы выстроилась очередь за святой водой.

Сегодня вечером, в канун праздника Крещения Господня, в 17.00 Владыка совершит Всенощное бдение в Свято-Успенском кафедральном соборе. 19 января, в праздник Крещения Господа нашего Иисуса Христа, в 00.00, будут совершаться богослужения архиерейским чином: Литургия, Великое освящение воды в храме и на источнике. Приглашаем верующих разделить радость молитвенного общения за праздничными богослужениями в эти святые дни!

Из истории праздника Богоявления

До V века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день — 6 января и назывался этот праздник Феофанией — Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в V веке. Так было положено начало новому церковному явлению — святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.

Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом — сочиво. Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво.

В сочельник, после Литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с XI – XII века водоосвящение происходит два раза — и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином.

Фотографии
Пресс-служба Вятской Епархии

Фото

Возврат к списку