Век ХХ: документы и факты
Какой замечательный подарок православным читателям и краеведам сделали известные вятские архивисты Елена Николаевна Чудиновских и Владимир Сергеевич Жаравин, издав книгу «Вятка православная. Век ХХ: документы и факты»! Все, кто интересуются историей родного края и Церкви в прошлом столетии, найдут в ней множество уникальных фактов из подлинных архивных документов.
Значение многих событий такого непростого для России ХХ века стало раскрываться только в нынешнем столетии, ибо «большое видится на расстоянии». Когда мне посчастливилось взять в руки эту книгу, оторваться от неё уже не могла. Теперь она вся в закладках: что-то хочется перечитать, о чём-то побольше узнать, и такая возможность есть, так как после каждой статьи указаны источники, а для исследователей это важнейший фактор.
Издание имеет три больших блока архивных материалов: «Государство и Церковь», «Из истории вятских монастырей» и «Репрессии в отношении служителей Церкви». Каждый очерк книги — это документальное свидетельство о различных исторических событиях, отразившихся в церковной жизни и в судьбах конкретных людей, с множеством биографических данных, сохранившихся в судебно-следственных делах. Временной охват исследования, проведённого авторами, достаточно широк — 1918–1960-е годы. Территориально тоже впечатляет: Вятский, Уржумский, Белохолуницкий, Омутнинский, Лальский, Слободской, Котельничский и Нолинский уезды (районы). Полистаем вместе новую книгу и остановимся на некоторых страницах.
100 лет назад советской властью по всей стране была проведена кампания по изъятию церковных ценностей. «Голод, порождённый войнами и продразвёрсткой, когда у крестьян отбирали последнее, в Вятской губернии был ужасающим, особенно в южных уездах…» Патриарх Тихон обратился к верующим с воззванием: «Мы нашли возможным разрешить церковноприходским советам и общинам жертвовать на нужды голодающих драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления». Но Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) после резких выпадов в газетах против Церкви постановил: «Для оказания помощи голодающим изъять из храмов все драгоценные церковные вещи» — включая богослужебные предметы, что является святотатством. По всей стране изъятия проходили буквально по одному сценарию. Об этом рассказывает первый очерк, посвящённый событиям в Уржумском уезде в марте 1922 года.
Если свидетельства об обновленческом расколе не станут для вас открытием, то «Политические сводки ЧК-ОГПУ о деятельности и настроениях духовенства и мирян за 1921–1927 годы» точно удивят. Карательными органами была проведена серьёзная работа с целью объективно оценить настроение населения в ходе проводимых государством мероприятий по отношению к Церкви и верующим.
А вы что-нибудь слышали или читали о Пламенных младенцах? Судебно-следственное дело 1929–1930 годов сохранило историю возникновения в конце ХIX века паломничества к часовне Пламенных младенцев в Слободском уезде.
1920–1930-е годы в истории нашей Родины отмечены непримиримой борьбой безбожной власти с Церковью. Храмы закрывались, их взрывали или использовали под склады, тракторные мастерские, клубы. В Кировской области к 1941 году осталось только шесть действующих церквей. Но война внесла свои коррективы, и атеизм на время отступил. Храмы стали открывать, а оставшихся в живых священнослужителей освобождать из лагерей и тюрем. Ослабление гонений на Церковь длилось недолго: Н.С. Хрущёв, первый секретарь ЦК КПСС с 1953 по 1964 год, открыто провозгласил в числе первоочередных задач государства борьбу с религией. Авторы новой книги нашли в архивах и опубликовали интереснейшие документы, рассказывающие о том, каким преследованиям подвергались верующие в нашей области.
Как в те времена закрывались монастыри, как буквально выживали их насельники, можно судить по замечательному исследованию о Вятской Преображенской обители. На одном дыхании прочитала «О ликвидации Покровского женского монастыря Котельничского уезда». Для меня стали открытием очерки о женских Пешнитогорской Стефановской обители и общине в честь Абалацкой иконы Божией Матери в селе Уни. Как пытались изгнанные из своего монастыря иноки продолжать монашескую жизнь, поселившись в деревне, можно узнать из очерка о «Болячкинском монастыре в Нолинском уезде», существовавшем с 1923 по 1925 год.
Блок «Репрессии в отношении служителей Церкви» рассказывает о трагических судьбах огромного числа вятских священников и монахов. Назовём лишь некоторые имена. Протоиерей Казанского собора г. Орлова Михаил Петрович Тихоницкий был расстрелян 20 сентября 1918 года. Игумен Спасо-Орловского мужского монастыря Мартиниан (в миру Михаил Фролович Ершов) казнён 5 сентября 1919 года. Среди 30 расстрелянных 14 октября 1937 года священников, монахинь и мирян были Леонид Владимирович Кедров и Павел Корнилович Бондал. О них вы узнаете в очерке «Викторовцы из Трёхречья Вятского района». В статье «Февраль 1938 года. 13 расстрелянных священно- и церковнослужителей» вы найдёте биографические сведения о священниках Василии Николаевиче Панине, Никаноре Николаевиче Новокшонове, Александре Алексеевиче Князеве, Феодоре Константиновиче Новосёлове, Николае Михайловиче Дьяконове, Прокопии Зиновьевиче Василькове, Аркадии Гавриловиче Кибардине, Иоанне Михайловиче Короваеве, Константине Ивановиче Лилееве. Рассекреченные судебные дела позволяют понять, как обвиняемые в мнимых преступлениях против советской власти стойко держались на допросах, отстаивая свою невиновность.
Завершает новую книгу обнадёживающий блок «Возрождение» с фотографиями храмов и часовен нашей области, изуродованных и поруганных в безбожные годы, но ныне восстанавливаемых. Эти снимки, сделанные Еленой Николаевной Чудиновских во время её многочисленных поездок по Вятскому краю, не могут не тронуть до глубины души. Искренняя благодарность авторам за «Вятку православную».