Паломники посетили удивительное место, связанное с житием преподобного Трифона Вятского - храм Похвалы Пресвятой Богородицы
С 21 по 25 сентября 2023 года состоялась паломническая поездка в Пермскую Митрополию по местам, связанным с житием преподобного Трифона Вятского Чудотворца.
В поездке приняли участие прихожане и сотрудники Свято-Успенского Собора города Кирова, храма великомученика Пантелеймона, храма Рождества Пресвятой Богородицы города Кирова, Покровской церкви села Адышево, сотрудники Вятского Духовного училища и епархиального управления.
Перед выездом был совершен молебен у раки преподобного Трифона Вятского Чудотворца в Успенском соборе Трифонова монастыря, по пути в Пермь паломники посетили Троицкий храм города Омутнинска. Утром 22 сентября паломники посетили скит преподобного Трифона Вятского Чудотворца в селе Пыскор, а уже днем направились в Спасо-Преображенский Усольский женский монастырь, в котором помолились и написали записки.
В прибрежном ансамбле Спасо-Преображенский Усольский женский монастырь занимает главенствующую роль. Каменный собор был построен на месте прежде существовавшей деревянной Казанской церкви. Расположение глав не совсем обычное: четыре боковых главы расположены здесь по сторонам света (север, юг, запад, восток), а не по диагоналям, как это обычно делается в пятиглавых храмах.
О строительстве Спасо-Преображенского собора в Усолье, есть запись в Летописи о церквах Нового Усолья: «Строгановы... Императором Петром... пожалованы в бароны. В знак усердия... и в благодарность Богу... в 1724 г. иждивением барона Сергея Григорьевича Строганова основана в Усолье церковь каменная».
В этот же день паломники посетили удивительное место, связанное с житием преподобного Трифона Вятского Чудотворца - Орел-городок, который находится недалеко от города Усолье на берегу реки Камы и храм Похвалы Пресвятой Богородицы.
О возникновении этого городка, строительстве и благоукрашении храма нам любезно рассказал настоятель храма Похвалы Пресвятой Богородицы в Орле-городке иерей Зотик Джанаев. В паломнической поездке мы молитвенно обращались к преподобному, узнавали историю храмов и святынь, вспоминали житие Трифона Вятского и его деяния, связанные с тем местом, где мы находились.
Именно здесь когда-то на паперти молился будущий преподобный. Правда церковь тогда была немного на другом месте. Она была перенесена на более высокий берег когда участились случаи ее затопления. От паперти прежней церкви остались камни, на которых когда-то и сидел преподобный Трифон - они были уложены в основание нового каменного храма.
В житии преподобного Трифона Вятского говорится: «святой, помня свой обет, особенно наставление духовного отца, тайно оставил Шомоксу и пришел сначала в Пермь, а после в городок, основанный Строгановыми. Здесь целый год прожил он на церковной паперти. Легко выносил он суровую зимнюю стужу, несмотря на то, что ходил в ветхой одежде странника, прикрывающей только наготу тела».
Внутри храма сохранён деревянный золочёный иконостас, старинные иконы в деревянном окладе, перенесённые из более старой, деревянной церкви. С Орлом-городком связано еще одно очень важное событие, связанноес духовной жизнью тех мест –произведение «Статиръ», которое было написано в Орле в 1683-1884. С Орлом-городком связано еще одно очень важное событие, связанное с духовной жизнью тех мест – уникальнейшее произведение «Статиръ», которое было написано в Орле в 1683-1684 годах. Рукопись включает в себя 156 проповедей, произнесенных священником орлинской церкви.
Мы с благоговением приложились к иконе Похвала Пресвятой Богородицы, к другим старинным иконам, подали записочки, а потом поднялись на колокольню, откуда открылся великолепный вид на камские просторы. Уезжать совсем не хотелось, но впереди нас ждали село Успенка и женский монастырь Казанская Трифонова Пустынь.
***
На протяжении почти столетия Орёл-городок, официально возникший в 1564 году как опорный пункт охраны обширных строгановских владений, являлся экономическим, ремесленным и духовным центром Строгановской империи. Особое значение для посёлка имеет храм Похвалы Богородицы.
В «Переписи Ивана Яхонтова» 1579 года есть такое указание: «На Каме реке слобода Орёл. В слободе церковь Воздвижения Честного Креста Господня». Свидетельство о существовании церкви Похвалы Богородицы находим в записи 1612 года в книге «Устав» («Око церковное»), вложенной Никитой Григорьевичем Строгановым во Введенскую церковь Сольвычегодска.
Описание церкви приводится в писцовых книгах, составленных в 1623 – 1624 годах Михаилом Кайсаровым. Это первый исторический документ, в котором даётся перепись Пермской строгановской вотчины: «…А в городке храм деревян клетски, вверх шатром, во имя Воздвижения Честнаго Креста… Другой храм Похвалы Пречистый Богородицы древян клетски вверх шатром о пяти верхах».
Загадочна история о том, как выглядел храм Похвалы Богородицы. В течение XVII в. Орёл-городок тревожили постоянные наводнения. Кама начала «пробивать» себе новое русло, и городок вместе с церковью и солеварнями затопляло. Это вынудило жителей переместить своё поселение на противоположный берег Камы. И по сей день, весной и осенью, по малой воде напротив посёлка тянется цепь остатков бывшего городка: древние укрепления берега, рассолоподъёмные трубы, где ведутся археологические раскопки. Вместо деревянного на другой стороне реки был построен в 1735 году белокаменный храм – преемник древнего «о пяти верхах». Он своим чётким графическим силуэтом объединяет раскинувшийся посёлок и является самой высокой точкой, доминантой.
Его архитектура тоже особенная. В ней есть элементы и древнерусского зодчества, и барочного стиля, что отличает постройку от других сооружений этого времени, придаёт особенные черты и уникальность. Вначале одноглавая церковь была украшена лекальным и простым кирпичом и состояла из алтаря, центральной храмовой части, трапезной, притвора и колокольни. Позднее, в 1730-х годах, внутри трапезной устроили второй алтарь – во имя Александра Невского.
В конце XIX в. с юга и севера добавили пристрои. Центральная часть имеет редкую композицию: восьмерик на четверике. На фасадах восьмерика – кокошники, триглифы, сухарики, круглые окна, закомары и фронтоны. Эти особенности также выделяют памятник среди строений этого времени. Переходом от четверика к восьмерику в интерьере служат паруса. Сам восьмерик перерастает в восьмигранный купольный свод, который завершается восьмигранным световым фонарём с окнами в каждой грани.
Известно, что основные работы по украшению главного вотчинного деревянного храма в Прикамье проводились в 1590-е годы и позднее, так же, как и Благовещенского, центрального собора Сольвычегодска – родового имения Строгановых. Обустройство храма создавалось несколькими поколениями семейства.
По поводу иконостаса церкви Похвалы Богородицы существуют различные мнения. Одно из них: иконостас был выполнен специально для новой каменной церкви в XVII в. Другое – иконостас создан мастерами-резчиками Оружейной палаты Московского Кремля в конце XVII в. ещё для деревянной церкви. Церковь Похвалы Богородице много раз упоминалась не только в исторических документах, но и в произведениях русских писателей-путешественников: П.И. Мельникова-Печёрского «Дорожные записки по пути из Тамбовской губернии в Сибирь», Д.Н. Мамина-Сибиряка «Старая Пермь», В.И. Немировича-Данченко «Кама и Урал».
21 октября православная Вятка отмечает День памяти преподобного Трифона Вятского и Собор Вятских святых. В течение октября на сайте Вятской Епархии мы будем рассказывать о паломничестве по местам, связанным с житием преподобного Трифона Вятского Чудотворца, публиковать фотографии и впечатлении паломников о поездке.
- Начало паломнической поездки: Молебен у раки преподобного Трифона Вятского Чудотворца в Успенском соборе Трифонова монастыря
- 22 сентября паломники посетили скит преподобного Трифона Вятского Чудотворца в селе Пыскор.
Фотографии: Спасо-Преображенский Усольский женский монастырь, храм Похвалы Пресвятой Богородицы в Орле-городке.
Руководитель паломнической службы «С Вятки» матушка Надежда Шаповал
Пресс-служба Вятской Епархии