11.10.2023

Памяти православного мыслителя

22 сентября исполнилось 130 лет со дня рождения гениального мыслителя Алексея Фёдоровича Лосева (1893–1988).

Внук новочеркасского протоиерея, совершивший в 1929 году тайный монашеский постриг с именем Андроника, он, как говорится в одной из посвящённых ему публикаций, был «выдающимся философом, православным человеком, разделившим с Родиной её судьбу. Характерен путь А.Ф. Лосева: религиозно-философские общества; встречи с отцом Павлом Флоренским, отцом Сергием Булгаковым, И.А. Ильиным и другими крупнейшими философами Серебряного века; издание в 1920-е годы опасных книг, которые привели его в тюрьму; лагерь, слепота, вынужденное двадцатилетнее молчание, гибель родного дома».

28 сентября речь об Алексее Фёдоровиче шла в Кировской областной научной библиотеке имени А.И. Герцена. О нём членам клуба «Вятские книголюбы» имени Е.Д. Петряева рассказали доктор филологических наук Вадим Григорьевич Долгушев и пишущий эти строки. Первый поделился воспоминаниями о том, как, будучи аспирантом, учился у А.Ф. Лосева в Московском государственном педагогическом институте, на память о чём осталась книга с автографом великого учёного. По словам В.Г. Долгушева, философ «говорил живо, интересно, увлекательно. Мы словно бы слышали речь молодого человека, а не девяностолетнего старца. Его особенность, как и всякого гениального человека, состояла в том, что он объяснял глубокие вещи самым простым языком (кстати, таким языком написаны и некоторые его труды, например, предисловие к сочинениям Платона). Мозг Алексея Фёдоровича работал, как суперсовременный компьютер».

Второй докладчик поведал о вятских связях А.Ф. Лосева, о контексте, в котором в его трудах фигурируют имена наших земляков, например, композитора П.И. Чайковского, певца Ф.И. Шаляпина, академика-химика Н.С. Курнакова, писателя А.С. Грина. Был приведён и такой факт: одним из наиболее известных фотопортретов Алексея Фёдоровича является тот, что был сделан в 1984 году Павлом Павловичем Кривцовым. Известный московский фотограф бывал на Вятке, дружил с кировским мастером светописи Станиславом Петровичем Шаклеиным, который помещал его работы на страницах издававшейся им международной фотографической газеты «Мастерская». Так, в одном из её номеров был опубликован цикл работ П.П. Кривцова под общим названием «Господи, дай мне силы донести свой крест!». Один из снимков был перепечатан в майско-июньском номере «Вятского епархиального вестника» за 1993 год. Вместе со своим кировским другом Павел Павлович заходил тогда в редакцию «Вятского епархиального вестника», где познакомился с тогдашним редактором газеты, автором этих строк.

Надо сказать, что имя Лосева, которого заслуженно ставят в один ряд с Платоном и Гегелем, на заседании клуба книголюбов впервые прозвучало в январе 1984 года из уст основателя этого общественного объединения Е.Д. Петряева. Поводом к этому явилось широко отмечавшееся в стране 90-летие здравствовавшего тогда мыслителя. К сожалению, имя А.Ф. Лосева в книгах и статьях Евгения Дмитриевича не встречается, хотя со слов его дочери Натальи Евгеньевны Петряевой известно, что её отец наклеивал вырезки из прессы с публикациями о религиозных философах в отдельную тетрадь. Попадали в неё и материалы о полузапрещённом тогда Алексее Фёдоровиче, книга которого «Вл. Соловьёв», пополнившая в 1983 году серию «Мыслители прошлого», сначала была запрещена, а потом продавалась разве что в глубинке.

Такая же судьба постигла и сборник трудов Николая Фёдоровича Фёдорова (1829–1903), доклад о котором Евгений Дмитриевич делал ещё в 1976 году на апрельском заседании клуба книголюбов. Философа-идеалиста удалось протащить тогда сквозь рамки цензуры как безобидного «библиотекаря», «наставника К.Э. Циолковского», которого Максим Горький назвал «замечательным, но мало известным — потому что был своеобразен — мыслителем», что и напечатано в памятке заседания. Всё это сделало возможным снабдить её фрагментом известного портрета Н.Ф. Фёдорова работы художника Леонида Осиповича Пастернака.

Полностью эта иллюстрация дана после титульного листа тома избранных сочинений Николая Фёдоровича, выпущенных в свет в 1982 году Институтом философии Академии наук СССР как 85-й том серии «Философское наследие» (основу книги составили фрагменты знаменитой «Философии общего дела»). Несмотря на предваряющую издание критическую статью и характеристику автора как «оригинального мыслителя-энциклопедиста и утописта, основателя “космического” направления в русской научно-философской мысли», книга была признана крамольной. Чтобы добру не пропадать, её также отправили на реализацию из Москвы на самые окраины Советского Союза.

В отличие от философии всеединства В.С. Соловьёва учение Фёдорова «о физическом воскрешении покойников» Лосев не признавал. Как бы там ни было, труды и Алексея Фёдоровича Лосева, покинувшего сей мир 35 лет назад, и Николая Фёдоровича Фёдорова, 120-летие со дня кончины которого также приходится на этот год, вызывают неподдельный интерес у всех интересующихся русской религиозной философией.

Иллюстрации:

- А.Ф. Лосев. Фото П.П. Кривцова, 1984 год;
- Портрет Н.Ф. Фёдорова.

Владимир Семибратов
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Фото

Возврат к списку