19.10.2023

«Победитель. Сказание об игумене Земли Вятской»

Вечером 17 октября 2023 года состоялась профессиональная читка пьесы «Победитель. Сказание об игумене Земли Вятской» – нового художественного произведения о преподобном Трифоне Вятском писателя Андрея Антонова.

В рамках Свято-Трифоновских образовательных чтений в городе Кирове традиционно проходят мероприятия, посвященные взаимодействию Церкви и светских образовательных учреждений в области духовно-нравственного воспитания молодежи. Одним из таких мероприятий в 2023 году стало проведение профессиональной читки пьесы «Победитель. Сказание об игумене Земли Вятской». Профессиональная читка пьесы состоялась вечером 17 октября в доме А.Л. Витберга. Слова действующих лиц читали профессиональные актеры, что создало особую сценическую атмосферу.

Пьеса написана писателем Андреем Антоновым, членом Союза писателей России, в рамках просветительского драматургического проекта «Механика памяти – 2023». Проект «Механика памяти – 2023» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Вятского государственного университета и направлен на сохранение и популяризацию историко-культурного наследия города Кирова.

Пьеса посвящена нравственному подвигу преподобного Трифона Вятского. Его справедливо считают основателем православного просветительства на Вятской земле в XVII веке, бережливым книжником и хартофилаксом, создавшим в монастырской обители уникальную библиотеку для своего времени. Пример жизни преподобного Трифона Вятского, достойно донесенный с помощью театрального искусства до жителей города, приумножит в сердцах любовь к Церкви и родному городу, будет способствовать положительному влиянию на туристический имидж Кирова и Кировской области.

В завершение литературного вечера мы задали автору пьесы Андрею Антонову несколько вопросов:

- Расскажите, как родилась идея создания пьесы о преподобном Трифоне?

- Когда я приехал в Вятку в 1989 году и узнал о преподобном Трифоне, то сразу его полюбил. Идея же написать о нем пьесу родилась чуть позже. О преподобном существует достаточно большая научно-историческая и популярно-житийная литература, но его образ художественный отсутствовал. И мне захотелось людям, живущим в Кирове, о преподобном Трифоне рассказать не языком агиографа, а языком художественным, чтобы этот образ запечатлелся в уме и сердце, зримо предстал перед ними: его живая речь, мысли, чувства, тем более что в его житии есть слова святого. А его завещание, которое звучало в финале пьесы – подлинное завещание преподобного Трифона всем вятским людям. Желание написать пьесу появилось давно, но из-за различных земных дел задумка откладывалась. Но в прошлом году руководитель проекта «Механика памяти» Евгений Ланцов предложил вятским писателям принять участие в этом замечательном проекте и написать пьесу, пусть небольшую, о том или ином герое вятской земли из мира науки, литературы или церковной жизни. Я понял – время пришло, и пьесу написал.

- Каким образом шла подготовка к написанию пьесы?

- С момента, как родилась идея, больше двадцать лет я читал историческую литературу о времени жизни преподобного, обращался к агиографическим сведениям, документам. При этом пьеса – сложный литературный жанр, и чтобы в ней гармонично соединить события и диалоги, необходимо было выбрать героев, время действия. Большая ошибка, когда создают спектакль-байопик, и начинают на сцене отражать его жизнь практически с рождения и до самой смерти, а ведь это невозможно. Получится только иллюстрация. Поэтому было важно выбрать, почувствовать самые судьбоносные точки в жизни Трифона, соединить их с другими историческими лицами.

- Все герои пьесы – реальные исторические лица?

- Единственный выдуманный персонаж – это Ванька, ученик преподобного Трифона из разбойников. В житии преподобного есть упоминание об его ученике, это вполне мог быть реальный человек. В лесах тогда было очень неспокойно, и Ванька легко мог быть далеким правнуком ушкуйников из Великого Новгорода, которые вместе с новгородскими переселенцами много веков назад прибыли на Вятскую землю.

- А диалоги, они также опираются на исторические события того времени?

- Безусловно. Это была одна из сложностей, чтобы документальность вписать в художественное событие, чтобы они ладно сочетались, и не допустить того, когда персонаж говорит, действует не по своему характеру, не по тем историческим реалиям, которые были.

- Каким образом происходил подбор актеров для читки пьесы?

- Поскольку я уже давно работаю в театре кукол, мы с актерами других театров встречаемся и на фестивалях, и на премьерах, поэтому при выборе того или иного персонажа мной учитывались душевные особенности, творческий актерский темперамент.

- А на роль Ионы легко было уговорить актера?

- Актер Кировского театра кукол Павел Стволов – очень талантливый, щедрый на игру! Он сказал, когда прочитал пьесу, что это шикарная роль, там действительно есть, что играть. С одной стороны Иона - тоже ученик преподобного, а с другой – предатель. И актеру в ходе читки вместе со своим персонажем приходится проживать душевные метания персонажа.

- В пьесе отражена страна в Смутное время XVII века, как-то перекликается действие, поднимаемые проблемы, с современной Россией?

- Конечно, перекликается. Специальная военная операция идет, кругом огни пожаров: Армения, Азербайджан, Сирия, Египет, Израиль, Палестина – все это окружает нашу землю. И внутри этот раздор еще не преодолен, тридцать лет нас культурно колонизировали, пытались раскроить русское государственное тело, но все-таки мы, братские народы единой страны, сплотились, соединились, не дали разорвать землю Русскую. И теперь по заветам преподобного Трифона Вятского, мы призваны, не должны, а призваны – воздвигать духовные опоры в регионах, не гасить духовные светильники.

- Можем ли мы, слушатели читки пьесы, вскоре ожидать спектакля по ее мотивам в одном из театров нашего города?

- Мне это неизвестно. Но я благодарен всем семерым актерам Кировских театров: Павлу Стволову, Вячеславу Мидонову, Андрею Огородникову, Вячеславу Чистякову, Егору Злобину, Егору Паншину, и, конечно же, заслуженному артисту России Никите Третьякову, который читал за преподобного Трифона. Никто не отказался участвовать, не сказал, что мне это неинтересно, это все «мхом поросло», все согласились искренне. Есть, наверное, особый промысел Божий в том, что актеры не из одного театра, а из всех трех профессиональных театров города принимали участие в читке пьесы. И я благодарен Вятской епархии – за внимание к пьесе и поддержку.

- Удалось ли Вам воспринять отклик аудитории слушателей первой профессиональной читки пьесы?

- Поскольку читка проходила в рамках XXVIII Свято-Трифоновских чтений, то и среди слушателей собрались люди церковные, можно было говорить прямо о Боге и церкви. Было ощущение, что слушатели прониклись, выразили пожелания в дальнейшей постановке пьесы на сцене профессионального театра. Но если пьесу в нашем городе решат поставить для светской аудитории, то я добавлю и некоторые другие сцены, чтобы связности и динамичности было больше, исторического материала для этого у меня достаточно.

- Слушая пьесу, невозможно было не отметить благозвучный самобытный исторический язык. Как Вам удалось его воспроизвести, при этом сделать так, что все диалоги понятны для современника?

- Действительно, есть исторические произведения, которые так напичканы историзмами, архаизмами, что за пониманием смысла приходится продираться, поэтому приходилось искать баланс между современным языком и языком тех людей, которые разговаривали в XV – XVI веках. Ведь известно же, что они обращались друг к другу в основном на «ты», не говорили «кальмары», а «черепокожие», когда речь шла о морепродуктах. Работа с языком была большая, чтобы он звучал интересно для современного человека и не уходил в былинную архаику.

- Можете еще привести несколько архаизмов пьесы с переводом на современный язык.

- В начале пьесы Трифон вспоминает «Слово о погибели земли Русской» и говорит, какая она прекрасная, сколько много в ней полей обширных, гор крутых, а в финале вот эти слова о красоте русской земли преподобный произносит уже применительно к земле Вятской: «О светло светлая и красно украшенная страна Вятская! Многими красотами дивишь ты: дивишь ты реками, холмами высокими, лесами многими, полями широкими, людьми вольными, — всем ты исполнена, страна Вятская!» Можно еще привести такие архаичные изречения, как «послы иноземные к нему ласкаются», «вкушают со гласом хваления», «государевы повинности», «насильство», «потреба державная».

- Поделитесь, пожалуйста, словами духовного наставления Трифона Вятского, прозвучавшими в финале пьесы, которые могут звучать особенно актуально для «народа вятского» в дни Трифоновских чтений.

- «Умоляю вас, отцы, братья и сестры, народ Вятский, будьте в мире между собою, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем, всегда ищите добра друг для друга и ко всем. Русь святую любите, храните веру православную, яко зеницу ока».

Зрительский отклик

Слушатель пьесы Людмила Ялтаева выразила автору и актерам слова благодарности:

«Сегодня побывала в доме Витберга, смотрела и слушала чтение пьесы Андрея Антонова "Победитель". Несколько тёплых слов об авторе и о пьесе сказал протоиерей Андрей Лебедев, клирик женского Преображенского монастыря.

Пьеса основана на исторических событиях XVI века и посвящена преподобному Трифону Вятскому. Любовь, смирение архимандрита Трифона побеждают зависть, корысть его духовного сына Ионы Мамина. Последний ложным путем добился грамоты стать наместником монастыря и выгнал своего учителя.

Семь актёров наших театров были приглашены для прочтения пьесы. Читали с листа, но все актеры так вошли в свои роли, передавая тонкие нюансы настроения, черты характера героев голосом, что я представляла их на большой сцене. Хотела бы отметить Никиты Третьякова, заслуженного артиста России, сыгравшего преподобного Трифона. Замечательно прочел роль Ионы Мамина актер Павел Стволов. Мне очень понравилось, я даже всплакнула.

В этот же день дом Витберга был освящен настоятелем Спасского Собора иереем Петром Машковцевым. Он подарил старинную (1862 г.) икону Господа нашего Иисуса Христа.
Слава Богу за все!»

О действующих лицах и актерах

Действующими лицами и исполнителями ролей выступили профессиональные актеры государственных театров города Кирова:

Трифон – основоположник и первый настоятель Успенского монастыря / Заслуженный артист России, актер Никита Третьяков;

Иона Мамин – московский дворянин, ученик Трифона / Актер театра кукол Павел Стволов;

Федор Иоаннович – царь всея Руси и великий князь Московский / Актер театра кукол Андрей Огородников;

Григорий Отрепьев – Юшка Отрепьев, самозванец Лжедмитрий I / Актер театра кукол Егор Паншин;

Федор Рязанцев – городской приказчик в Хлынове, глава города / Актер драматического театра Вячеслав Мидонов;

Максим Мальцев – друг и подвижник Трифона, диакон Никольской церкви / Актер драматического театра Вячеслав Чистяков;

Ванька, он же монах Иоанн – бывший разбойник и ватаман, ученик Трифона / Актер Театра на Спасской Егор Злобин;

Братья Успенского монастыря;

Служка в Чудовом монастыре;

Мальчик Егорка.

Пресс-служба Вятской Епархии

Фото

Возврат к списку