Настало время взрослой веры
«Настало время взрослой веры…», - эти слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказанные на пленарном заседании XXXII Международных Рождественских образовательных чтений, которые прошли с 24 по 27 января в Москве, очень чётко обозначили важную проблему, стоящую перед Церковью в современных условиях и стали своеобразным эпиграфом в работе мероприятий направления «Деятельность Церкви в сфере образования и катехизации», в которых приняли участие представители Отделов религиозного образования и катехизации Епархий Вятской Митрополии и приглашённые ими представители Министерства образования, Института развития образования и образовательных учреждений Кировской области.
Обозначая главную тему Международных Рождественских образовательных чтений «Православие и Отечественная культура. Потери и приобретения минувшего, образ будущего», - Святейший Патриарх Кирилл отметил, что данная тема призывает «с одной стороны, осмыслить пройденный исторический путь страны со всеми ошибками и достижениями, победами и поражениями, а с другой — сформулировать ответ, каким мы хотим видеть наше будущее».
Что может быть его основой? - «Церковь смотрит на мир глазами вечной Божественной правды. Она эту правду неустанно возвещает и свидетельствует о том, что главное духовное сокровище, которое есть у нашего народа, — это православная вера»
Верующий человек не может быть пассивным и равнодушным наблюдателем. «От каждого из нас зависит, в какой стране мы будем жить, насколько справедливым будет социальное устройство, сколько в нашем мире будет любви, доброты и сострадания», - сказал Святейший Патриарх, давая оценку нынешнему состоянию Церкви.
«Бурные 90-е и начало 2000-х стали периодом духовного возрождения страны, а вернее — долгожданного возвращения в ее жизнь православной веры и интереса к церковной традиции после нескольких десятилетий безбожия. Россия вспомнила о своих христианских корнях. Народ потянулся в храмы, стали открываться новые приходы, монастыри. Церковь вернулась в общественное пространство. Многие из нас жили и трудились в эту эпоху; то был период всеобщего духовного подъема, энтузиазма, горения. Но, конечно, невозможно все время гореть, то есть на прежнем уровне сохранять то же эмоциональное состояние. И сегодня в духовной жизни нашего народа и Церкви наступил новый этап. Я называю его временем духовного сосредоточения. Настало время взрослой веры — не той юношеской, исполненной энтузиазма, но не имеющей опыта, но веры крепкой и вдумчивой, руководствующейся не столько эмоциями, сколько духовным рассуждением. Этот период, быть может, даже более важный и ответственный для духовной жизни народа, потому что он проверяет зрелость и глубину нашей веры. Поэтому не нужно думать, что всё важное в прошлом, все судьбоносные свершения в прошлом, — и нынешняя эпоха судьбоносна для нашей Церкви, для нашей страны.
…На этом пути, к сожалению, были и будут потери. Для кого-то церковная жизнь стала временным увлечением, а Евангелие затронуло их только по касательной. Но большинство тех, кого затронуло по касательной, уже ушли в сторону. И Церковь, во все времена стремящаяся донести миру спасительное Евангелие, неустанно свидетельствует о правде Божией и призывает всех и каждого приобщиться к сокровищу вечной жизни, которая «сокрыта со Христом в Боге» (Кол. 3:3)».
Уделяя особое внимание защите традиционных семейных ценностей и другим духовным проблемам современного общества, Святейший Патриарх обратил особое внимание на проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
«Образование должно стать той средой, где передача духовно-нравственных ценностей станет доминантой. Существенную роль в этом играет изучение Основ православной культуры в 4-х классах. Сейчас это без малого 700 тысяч ребят. Мониторинг 2023 года показывает, что в этом курсе лидируют «Основы православной культуры» и «Светская этика». Выбор иных модулей не достигает и 4%. Это доказывает высокую заинтересованность родителей школьников в стремлении познакомить своих детей с культурой Православия.
«…Хочу подчеркнуть, что за последние полтора десятилетия именно Русская Православная Церковь разработала инновационную методическую базу для осуществления преподавания не только Основ православной культуры, но и других религиозных культур в рамках указанного образовательного курса, и процесс методической поддержки развивается.
Синодальным отделом религиозного образования и катехизации был создан и успешно работает уже третий год эффективный инструмент методической помощи педагогам, работающим в этих областях — это цифровая образовательная платформа «Клевер Лаборатория», основной миссией которой является помощь педагогам в повышении их квалификации, а подрастающему поколению — в выборе правильных ценностных ориентиров в жизни.
И все же в условиях, когда преподавание предмета ограничивается одним годом, что очень печально, достичь требуемого результата крайне сложно. Необходимо и в других классах развивать ценностно-ориентированное обучение, передачу духовно-нравственных ценностей — прежде всего в предметах гуманитарного цикла…
Убежден, что каждый предмет из школьного курса, а также внеклассные беседы могут иметь глубокое нравственное и воспитательное содержание и оказать большое влияние на подрастающее поколение.
…Необходима соответствующая подготовка преподавателей, и не только гуманитарного блока. Большую надежду возлагаем на решения минувшего XXV Всемирного русского народного собора, в ходе которого были подняты вопросы суверенизации национальной системы образования, внедрения в отечественное преподавание, в том числе в высшей школе, новой социогуманитарной парадигмы, опирающейся на российскую цивилизационную идентичность и традиционные российские духовно-нравственные ценности. Необходимо найти механизмы, чтобы действительно актуализировать это решение.
…Еще один важный аспект православного образования — это православные школы и гимназии. Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны. Преосвященные владыки, к вам сейчас обращаюсь. Вы в первую очередь ответственны за открытие православных школ в епархиях. Прошу Синодальный отдел религиозного образования совместно с Министерством просвещения проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались. А в программу деятельности епархиальных Преосвященных прошу поставить этот вопрос как приоритетный. По тому, как у вас развивается работа с учебными заведениями, со школами, насколько интенсивно создаются школы, где преподаются Основы православной культуры, во многом будет зависеть и рейтинг того или иного Преосвященного».
Конечно, проблема открытия православных школ или классов не является сугубо церковной. Это в своём выступлении на пленарном заседании отметил Министр просвещения РФ С.С. Кравцов: «Сегодня школы делятся на государственные и частные, при этом школы Православной Церкви и других конфессий относятся к частным и, как следствие, они не включены в федеральные программы, которые сегодня реализуются по поручению Президента страны. Это программа капитального ремонта, национальный проект «Образование». На мой взгляд, нужно установить статус православной школы. Предлагаю совместно определить формат, по которому православные школы смогли бы получать такую поддержку со стороны государства».
Различным формам, опыту и перспективам сотрудничества Церкви и государства в духовно-нравственном воспитании посвящался целый ряд секций образовательного направления.
Именно эти вопросы стали доминирующими на конференции «Основы православной культуры. Опыт взаимодействия школы и Церкви».
Открывая эту конференцию, Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений отметил, что выбор родителями модуля Основ православной культуры растёт примерно на 1-2% в год. Но за этими скромными % стоят немалые цифры. Так в этом учебном году детей, изучающих ОПК стало больше на 25.000, а число учителей, преподающих данный модуль увеличилось на 500.
Далее были обозначены проблемы и перспективы курса ОДНКНР в 5-6 классах, содержание которого в настоящее время вызывает массу критики. Дискуссия о формах преподавания ОДНКНР продолжается.
Митрополитом Евгением также были отмечены проблемы подготовки педагогов и отсутствие должной работы с родителями как главные факторы, мешающие расширению курса ОПК на всю школу. Вместе с тем есть возможность открытия классов с православным компонентом в современных школах по выбору родителей. Такой формат преподавания поддерживает и министерство просвещения РФ в лице министра Кравцова С.С. Насколько к такому формату готовы школы и родительское сообщество, православные приходы – покажет время.
Вместе с тем на конференции был представлен положительный опыт сотрудничества школ и приходов, направленный на работу с педагогами, родителями и детьми. Это проведение экскурсий, праздников, творческих занятий. Была обозначена важная проблема подготовки священников и представителей приходов к данной совместной работе.
В рамках конференции Барабановой Надеждой Викторовной, заведующей центром повышения квалификации Института развития образования Кировской области в г. Вятские Поляны был представлен опыт сотрудничества ИРО Кировской области и Епархий Вятской Митрополии в подготовке педагогов к деятельности в сфере духовно-нравственного воспитания.
Представленный опыт получил высокую оценку от Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Митрополита Евгения, вызвал живой интерес участников конференции из целого ряда регионов, а представителям министерства образования Кировской области, руководителям и педагогам вятских школ, присутствовавшим на конференции дал возможность оценить свои труды и вклад в общецерковное дело духовно-нравственного воспитания.
Уникальные методики работы по духовно-нравственному воспитанию были представлены на мастер-классе для педагогов «Практическое применение мультимедийных программ телеканала «Радость моя» в обучающем процессе», который посетили вятские педагоги, встретив там нашего земляка, лауреата Патриаршей литературной премии Владимира Николаевича Крупина. Представленные на мастер-классе материалы и методики работы, доступные для каждого педагога, благодаря телеканалу «Радость моя» станут подспорьем для каждого педагога в работе по духовно-нравственному воспитанию.
Сотрудничеству учителей и родителей в воспитании духовно-нравственной культуры посвящалась работа педагогической мастерской «Клевер-лаборатория», уникального ресурса для подготовки и обмена опытом педагогов по духовно-нравственному воспитанию Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Этот ресурс, на важность которого обратил внимание в своём докладе на пленарном заседании Святейший Патриарх Кирилл, доступен для каждого педагога в дистанционном режиме. Благодаря ему педагоги могут пройти профильную курсовую подготовку, получить массу полезного материала, а также профессиональную поддержку специалистов по духовно-нравственному воспитанию и своих коллег из самых разных уголков России. Благодаря ресурсу Клевер-лаборатории, профессиональная методическая поддержка педагогов стала общецерковной и доступной для всех.
Уникальный опыт систематической работы по духовно-нравственному воспитанию в масштабах целого региона был представлен на секциях, посвящённых дошкольному образованию.
Так в Тверской области сформирована рабочая система духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, включающая в себя и дошкольное образование. Работа ведется в соработничестве с Министерством образования Тверской области, Тверским областным институтом усовершенствования учителей и другими институтами власти. Главным координационным органом является Региональный координационный совет за сопредседательством губернатора региона И. М. Рудени и главы Тверской митрополии митрополита Тверского и Кашинского Амвросия.
В 2018 году руководство Министерства образования Тверской области подготовило для руководителей муниципальных органов управления образованием региона циркулярное письмо, в котором представило основные направления реализации региональной Стратегии, рекомендации по взаимодействию православных приходов и образовательных организаций, в данном случае детских садов, а также Рекомендации по реализации программы «Добрый мир. Православная культура для малышей» Людмилы Леонидовны Шевченко по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (5-7 лет).
В настоящее время заключены соглашения о сотрудничестве между всеми детскими садами и православными приходами, которые реализуются в рамках ежегодных планов работы, включающих разнообразные виды деятельности.
Тверским областным институтом усовершенствования учителей разработана дополнительная профессиональная программа «Православная культура как основа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Также был представлен разносторонний опыт воспитательной работы в детских садах на основе православной культуры, их сотрудничества с православными приходами из разных регионов. В секциях, посвящённых дошкольному направлению приняли участие педагоги-дошкольники из Кирова и Слободского, победившие в этом году на региональном и межрегиональном этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», имеющие аналогичный опыт.
Их опыт был по достоинству оценен и получил поощрение в рамках круглого стола с участниками и победителями Всероссийского конкурса в области педагогики, работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» 2023 года под председательством Митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения, из рук которого слободские педагоги-дошкольники, победившие на уровне Приволжского федерального округа получили благодарственные письма за участие во Всероссийском этапе данного конкурса.
Систематическое взаимодействие, подготовка педагогов-дошкольников и представителей приходов к этому сотрудничеству, открытие православных групп в детских садах и диалог с родителями о православных основах духовно-нравственного воспитания детей – это задачи, которые сейчас стоят и перед Епархиями, и перед учреждениями дошкольного образования. Мы можем решать эти задачи. Именно об этом говорил представленный на дошкольных секциях опыт.
Уникальный опыт работы по духовно-нравственному воспитанию в учреждениях профессионального образования представили Самарская и Ярославская митрополии. Касается он работы со студентами самых разных специальностей. Педагоги среднего профессионального образования также имели возможность непосредственно ознакомиться с опытом работы по духовно-нравственному воспитанию в Московском колледже архитектуры, дизайна и реинжиниринга, в стенах которого прошла секция «Русская православная культура как фактор воспитания и содержательного развития молодежи», где были представлены самые разные формы работы со студентами. Данные мероприятия посетили представители Слободского колледжа педагогики и социальных отношений. Знакомство с опытом коллег для них крайне важно, т.к. в Слободской колледж педагогики и социальных отношений сейчас является инновационной площадкой по подготовке будущих преподавателей Основ православной культуры.
Благочинные и настоятели, их помощники по религиозному образованию и катехизации приняли участие в практических семинарах сектора приходского просвещения, посвящённые проблемам приходского попечения о детях и катехизации взрослых.
Обозначая центральную проблему семинара, посвящённому приходскому попечению о детях, иеромонах Геннадий (Войтишко), руководитель сектора приходского просвещения Синодального ОРОиК, заметил, что многие приходы до сих пор ориентированы на академический, «партно-урочный» формат работы с детьми, который дублирует подходы из практики общеобразовательной школы:
«Кажется, что мы делаем все правильно: мы выстраиваем строгую систему знаний о Боге и Церкви (а затем проверяем эти знания на контрольных и экзаменах). Но при этом мы нередко упускаем главное – то, что ребенок не стремится к выстраиванию личных отношений с Господом Иисусом Христом (и иногда даже не знает, что это возможно), не стремится к доверию и верности Ему, не желает всю свою жизнь прожить с Богом и в Его Церкви. И подросток, понимая, что в приходе он не может найти нечто жизненно важное для самого себя, «голосует ногами», уходит из храма».
Получается, что традиционный школьный формат занятий не позволяет достичь главной цели приходского просвещения – «помощи ребенку в развитии его духовной жизни в Богообщении». При этом эффективные для этого способы работы могут быть достаточно гибкими по форме и должны:
- ориентироваться на передачу смыслов и ценностей, а не сухой информации;
- помогать решать типичные приходские проблемы;
- включать в просветительскую работу всю семью ребенка;
- строиться на основе свободного диалога с детьми;
- использовать активные формы просвещения, открывающие возможности для сотворчества педагога и воспитанников.
Сегодня любому приходскому педагогу доступна методическая разработка, которая полностью соответствует всем этим характеристикам. Это Единый учебно-методический комплекс (ЕУМК) для приходских занятий с детьми «Бог и человек: движение навстречу» под общей редакцией иеромонаха Геннадия (Войтишко).
В ЕУМК входит более 300 полноценных, подробно описанных приходских встреч с детьми, к каждой из которых разработаны оригинальные дополнительные материалы (презентации, аудио-, видеофайлы, игровые и раздаточные листы). В целом ЕУМК рассчитан на 10 лет приходской работы. Это полный комплекс всех необходимых педагогу материалов для приходских занятий с детьми от 5 до 17 лет. ЕУМК доступен для скачивания на портале Наставник.онлайн
На базе портала 13 февраля состоится вебинар «Эффективные инструменты для приходских занятий с детьми. ЕУМК «Бог и человек: движение навстречу», в котором могут принять участие все желающие (регистрация по ссылке на Наставник.Онлайн).
На сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации представлена видеозапись данного семинара, актуального для настоятелей приходов и руководителей и преподавателей приходских воскресных школ.
Не менее важной является проблема катехизации взрослых. Поискам путей её решения был посвящён семинар «Практические рекомендации для приходской катехизации взрослых». В рамках мероприятия были рассмотрены актуальные цели, задачи, принципы взаимодействия со взрослыми в процессе наставления в вере, современные методы приходской работы с данной аудиторией, вопросы мотивации взрослых к жизни в Церкви и причастности к конкретной приходской общине.
Ведущим семинара выступил руководитель сектора приходского просвещения Синодального ОРОиК иеромонах Геннадий (Войтишко). С приветственным словом к участникам семинара обратился председатель Синодального ОРОиК митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений.
Владыка особо отметил: «Фундаментом жизни нашей Церкви является жизнь прихода. И если в приходах нет жизни, нет общения, если у человека, который переступил порог храма, нет проникновения в глубину того, ради чего мы в Церкви собираемся, то этот предполагаемый фундамент может стать песком… Приход – это место, где нас никто не ограничивает в нашем просветительском служении. Мы только ограничены своим желанием или нежеланием, горением или его отсутствием».
Владыка также добавил: «Хочу обратиться к духовенству. Среди ваших прихожан немало педагогов. Это – ваша связь со школой, еще одна важная нить, через которую вы влияете на воспитание подрастающего поколения. Ещё больше в приходах родителей и людей более старшего поколения, которые активно включены в воспитание своих внуков. Будьте внимательны к ним, к их вопросам, нуждам. Учитесь сами, будьте проводниками православной педагогики. Целесообразно организовывать серии индивидуальных и групповых встреч священников, психологов, педагогов с родителями детей, учителями школ, курсы поддержки родителей, выездные семинары, на которых они могли бы получить духовную психологическую и педагогическую поддержку и рекомендации по взаимодействию со своими детьми. Включайте таких людей в формирование и деятельность приходской общины, без которой в современных условиях уже немыслим современный приход!
…К сожалению, внимание настоятелей часто обращено к более хозяйственной деятельности храма, чем к людям. Вместе с тем без этого невозможно жить, невозможна жизнь прихода как общины. Зная возможности своих прихожан и оказывая им поддержку, подготавливая их к различным направлениям служения, можно найти в них хороших помощников, помочь им стать приходскими специалистами в области просвещения, социальной, молодежной, миссионерской работы и помочь своему приходу. Работа должна вестись таким образом, чтобы каждый член общины мог почувствовать свою ответственность за родной приход и иметь личную инициативу к заботе о материальном состоянии прихода, помощи в организации праздничных событий и в осуществлении социальной, миссионерской, просветительской, хозяйственной и иной деятельности. Люди должны понимать, что они нужны и интересны в приходской общине!»
Говоря об общей задаче приходской работы, иеромонах Геннадий (Войтишко) сказал: «Мы можем много рассказывать о богословских конструкциях и важности каких-то правильных догматических вещей. Но по большому счёту катехизация при всей важности правильных формулировок – это про то, чтобы помочь людям “влюбиться в Евангелие”, “влюбиться в слово Божие”».
Проблема существующего подхода наиболее многочисленного формата воскресной школы для взрослых, по его словам, лежит в отсутствии связки содержания программ катехизации и личного духовного опыта людей: «Возможно, кто-то полагает, что если мы изложим весь курс вероучительных истин, то люди начнут жить по-христиански. Оказывается, нет! Мотивация взрослых работает совершенно по-другому и от уровня знания [о вере – прим. Синодального ОРОиК] к жизни по этому знанию лежит порой гигантское расстояние».
В подтверждение того, что проблемность данной ситуации осознается Священноначалием, иеромонах Геннадий привел слова епископа Волгодонского и Сальского Антония в рамках прошлогодней дискуссии на Рождественских чтениях: «Если говорить о приходском просвещении и образовании, то мне кажется, очень важно этот процесс целиком и полностью организовывать по-другому. Мы меняемся, меняется многое вокруг нас <…> В лучшем случае и чаще всего – [воскресные школы – прим. Синодального ОРОиК] это такие задушевные беседы по воскресеньям. Давайте честно признаемся. Никаких воскресных школ для взрослых у нас нет. Да и не может быть. Люди не готовы к такому формату. Или это какая-то небольшая группа прихожан, которым из года в год батюшка что-то предлагает, а они с любовью к нему слушают. Но если мы говорим действительно про просвещение, о процессах, о том, чтобы эти образовательные инициативы выводить на другой уровень, то конечно надо менять сами подходы».
Применительно к оглашению серьезной проблемой в данном подходе, по словам иеромонаха Геннадия, является то, что катехизаторы используют формат монолога и часто говорят не о том, что интересно аудитории, а о том, что интересно им самими, тогда как наставляемый в вере человек зачастую боится задавать вопрос, выступает только в роли слушателя, активно не вовлекается в процесс. Ключевыми моментами для решения этого вопроса в рамках организации системы приходского просвещения могут являться создание атмосферы доверия, отсутствие менторского тона, опора на предшествующий опыт человека, понимание, что человек с одной стороны – объект катехизации, но с другой – ее субъект (осмысляющий информацию, задающий вопросы, применяющий новые знания на практике). Без осмысления, почему человек раз за разом совершает одни и те же ошибки, без трезвой оценки своих сил и нахождения ресурсов для волевых усилий, по словам сотрудника Синодального ОРОиК, сложно представить поступательное развитие духовной жизни.
Иеромонах Геннадий отдельно остановился на проблемах, которые негативно влияют на просвещение взрослых людей, и касаются недостатков богословского, психолого-педагогического уровня приходских специалистов (в том числе священнослужителей), перегруженности послушаниями, качества и недостатка программ катехизации. Согласно недавнему опросу Синодального ОРОиК, например, до половины участников опроса заявили, что реализуемые приходами программы сейчас имеют низкое качество. По его мнению, ситуация может исправиться в случае, если будет правильное целеполагание жизни приходской общины – ее переориентация в большей степени на работу с людьми.
Говоря о мотивации, иеромонах Геннадий отметил, что при оглашении человек часто своей целью ставит Крещение, хотя это всего лишь промежуточная цель, с достижением которой не заканчивается приходское просвещение. Касательно мотивации служения приходского специалиста, он добавил, что катехизатор должен видеть в человеке не просто слушателя, с которым нужно просто провести определенное количество бесед, а будущего члена приходской общины и возможного соработника.
Полная запись данного семинара представлена на сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации.
Разнообразные практики работы со взрослыми и подростками были представлены также в рамках круглого стола «Патриаршая программа изучения Библии. Изучение Библии на приходах». Этот уникальный опыт может быть реализован на каждом приходе, и он доступен благодаря порталу «Исследуйте Писания. Патриаршая программа по изучению Библии».
66% жителей России считают себя православными христианами, однако большинство из них до сих пор не прочитали Библию или испытали затруднения с пониманием написанного. Изучение и правильное понимание Священного Писания имеет ключевое значение для духовной жизни человека.
Священное Писание, являясь частью Предания Церкви Христовой, лежит в основе всего православного вероучения. Библия – это слово Бога, через которое Он раскрывает Себя людям. Поэтому изучение Писания важно для целостного понимания православной веры.
На портале представлены самые разные образовательные траектории и методики, позволяющие изучать Священное Писание как индивидульно, так и в группах. Подобные группы, организованные на приходах, могут стать основой полноценной здоровой приходской жизни, жизни в основу которой положено Святое Евангелие, содействующей полноценномму воцерковлению человека.
В рамках Патриаршей программы по изучению Библии, Синодальным отделом постоянно проводятся обучающие вебинары для приходских наставников. Именно такой вебинар «Библейская группа в приходе» состоялся 6 февраля. Запись вебинара можно посмотреть по ссылке. Для общения руководителей подобных приходских групп по изучению Священного Писания создана открытая группа в Телеграм «Руководитель библейской группы», где можно видеть все оперативные новости по данному направлению катехизации.
Проблемам высшего образования была посвящена конференция «Духовно-нравственное воспитание в высшей школе», организаторами которой стали Совет по взаимодействию Русской Православной Церкви с организациями высшего и среднего профессионального образования, Министерство образования и науки РФ, Всемирный русский народный собор. Трансляцию конференции в дистанционном режиме смотрели представители Вятских ВУЗов и Вятского духовного училища. Духовно-нравственное воспитание молодёжи, приоритеты и направления воспитательной работы в учреждениях высшего и профессионального образования, векторы и проблемы развития современного образования и науки и их влияние на духовную жизнь общества – это вопросы, на которые предстоит ответить в ходе практического взаимодействия Церкви и данных учреждений.
Приоритетным направлениям просветительского служения Церкви и обсуждению практических проблем этого служения посвящалось рабочее совещание Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения с руководителями Епархиальных ОРОиК, в котором приняли участие руководители ОРОиК Епархий Вятской Митрополии.
Совещание прошло в закрытом режиме. В ходе совещания Митрополит Евгений и руководители профильных направлений Синодального отдела религиозного образования и катехизации указали на существующие проблемы организации просветительского служения на общецерковном, епархиальном и приходском уровнях, главной из которых является кадровая проблема. Были ещё раз предложены способы решения данной проблемы. Сейчас, благодаря дистанционным технологиям, это доступно для каждого прихода. Настоятели и их помощники должны сделать просветительскую работу одним из приоритетов своего служения, быть к ней готовыми, особенно когда это касается просветительской работы во взаимодействии со светскими образовательными учреждениями.
Митрополит Евгений рассказал о том, какое внимание вопросам просветительской работы уделяет Святейший Патриарх Кирилл и Священный Синод. Они являются одним из приоритетов служения Церкви в современном мире. По слову Святейшего Патриарха Кирилла «сегодня в духовной жизни нашего народа и Церкви наступил новый этап…время духовного сосредоточения. ..Настало время взрослой веры… Этот период, быть может, даже более важный и ответственный для духовной жизни народа, потому что он проверяет зрелость и глубину нашей веры…Нынешняя эпоха судьбоносна для нашей Церкви, для нашей страны». Эти слова Святейшего Патриарха прозвучали как Первосвятительский наказ как участникам Чтений, так и всем, кто трудится в деле духовно-нравственного просвещения и воспитания.
Протоиерей Евгений Смирнов, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Вятской Епархии.
В статье использованы материалы сайта Синодального отдела религиозного образования и катехизации «Православное образование»
Фотографии: пресс-служба Вятской Епархии