«Ника» - школа духовного пения
Детский хор «Ника» уже более пяти лет является украшением старинного храма Иоанна Предтечи города Кирова. О детском церковном пении на Вятке мы побеседовали с руководителем хора матушкой Любовью Бояринцевой.
- Матушка Любовь, расскажите, пожалуйста, как появился ваш хор? Очень интересно узнать, почему он называется «Ника».
- Наш хор был создан пять с половиной лет назад. Тогда воспитанников воскресной школы храма Иоанна Предтечи впервые попросили спеть на Пасху. После этой службы настоятель храма отец Константин Варсегов пригласил нас участвовать в богослужениях постоянно.
Начинали мы всего с двенадцати человек, сейчас состав хора - шестьдесят детей. Название хора я не могла придумать долгое время и попросила настоятеля помочь. И тогда отец Константин сказал, что детский хор будет называться «Ника».
Греческое слово νικα (лат. транслитерация – nika) означает «побеждает». Святой равноапостольный Константин Великий после чудесного явления на небе креста и одержанной им победы над Максентием сугубо почитал изображения креста. Он распорядился установить в Константинополе в центральных местах города три креста с золотой надписью по-гречески «IC.XС.NIKA» – «Иисус Христос побеждает»
Первоначально у нас был только детский состав. Сейчас появилась юношеская группа - примерно 10 человек. Это мальчики, у которых голоса уже мутировали в мужские.
- Откуда у вас возникла такая мысль, что надо создать именно детский хор? У вас музыкальное образование?
- Вообще у меня сразу три образования: музыкальное – дирижер академического хора, культуролог и муниципальное управление.
Мне всегда хотелось, чтобы дети пели в храме. Я понимала, что это очень непростая задача, и задача не только музыкальная, но и организационная, ведь я мечтала не только о детском церковном хоре, а о целой православной школе искусств.
Ради этого я даже поступила учиться на муниципальное управление, писала на эту тему курсовые работы, проекты, диплом.
Мой отец играл в рок группе на клавишах, в 5 лет он привёл меня в музыкальную школу. Других вариантов профессии не было, хотя и была слабая попытка сказать, что мне хочется стать бухгалтером. Но меня не поняли, подумали, наверное, что я пошутила.
Возможно, меня и отправили в музыкальную школу только для того, чтобы я дома играла любимые песни папы: Scorpions, Led Zeppelin, AC/DC, Queen. На зарубежной эстраде пошло моё детство, я должна была все идеально исполнять. Даже сейчас, когда я к родителям приезжаю, Wind of change звучит в первую очередь.
Конечно, я люблю академический вокал, сейчас преподаю в музыкальной школе, там с детьми мы поем произведения классиков, арии, оперетты, романсы.
Светская популярная музыка легко ложится детям, она проще воспринимается. Но это не конкурсный вариант. Если мы рассматриваем, с каким произведением выйти на конкурс, что нам спеть перед профессиональным жюри – педагогами консерваторий, солистами оперных театров, то мы, естественно, учим классическую музыку и желательно на языке оригинала - на итальянском, французском, немецком, русском.
Ребёнок должен воспитываться на базе академической школы, это основа. Мы не должны лишать ребёнка академической музыки, на ней строится все остальное.
Если мы будем сразу же переходить на шлягеры, эстраду, то это потолок, там нет развития. Диапазон ребёнка не развивается, не развивается дыхание, фразировка, правильное ведение мыслей и гармонический слух.
- Вернемся к «Нике». Как дети приходят к вам в хор?
- В основном наши певчие - это дети прихожан храма Иоанна Предтечи, мои ученики из музыкальной школы. Многие приходят вслед за своими братьями или сестрами - есть семья, уже девять детей из которой ходят на наши занятия.
***
Лиза и Соня - певчие хора «Ника» храма Иоанна Предтечи города Кирова
- Как вы пришли в хор?
Лиза: Пригласил педагог по вокалу из музыкальной школы.
Соня: В хор меня привела мама.
- Что вам больше всего нравится на занятиях и пении на службе? Какое самое любимое произведение?
Лиза: Великая ектения.
Соня: Нравятся мои друзья - хористы. Любимое произведение - антифоны.
- Какие песни вы поете дома? Какая музыка нравится?
Лиза: Разные, в основном быстрые и энергичные.
Соня: Дома я не пою, нравится популярная музыка, которую я слышу по радио.
- Что для вас пение в «Нике»?
Лиза: Всегда надо петь достойно, хорошо, на радость себе, людям и Богу.
Соня: Ранний подъем) .
***
- Детям нравится петь в храме?
- Я не знаю детей, которые не хотят петь, все стремятся к светлому, доброму. У детей есть огромное желание петь в храме. У них начинает получаться, и они потом не могут без этого жить, просто не могут. Им надо петь, у них к этому занятию тянется душа, даже если кто-то уходит, потом возвращается.
Надо и в семье, и в храме поддерживать это желание. И я всегда очень благодарна родителям за поддержку, на самом деле очень не просто воспитать детей так, чтобы прийти в храм рано утром в воскресенье и два часа петь. Это тяжело, любовь к Богу, какой-то внутренний стержень тут должен быть.
- Любого ребёнка можно научить петь?
- Да, научить петь можно любого, абсолютно любого. И чем раньше, тем лучше. Иногда дети, когда приходят ко мне, интонируют на двух-трех нотах.
Тут главное - не опускать руки. Если ребенок не знает ноты, то поет сначала по голосу, а потом мы с ним и ноты выучим. Дети воспринимают информацию легче, впитывают ее. Они учатся быстрее, чем взрослые, у них есть гибкость ума, намного быстрее идёт и запоминание.
- Получается, что любой может попасть в ваш коллектив?
- Я абсолютно всех беру в хор. Конечно, для того, чтобы петь в хоре, надо развитие гармонического слуха. Бывают дети, которым сразу это не доступно, но в итоге все начинают петь.
У всех свои особенности - у кого-то маленький диапазон, у кого-то он просто не развит. У кого-то слабое дыхание или астма, кто-то создан только для партии альтов, а кто-то только для партии первых голосов. У меня отбора нет, каждому найдётся дело, хотя бы даже небольшой фрагмент для начала.
Главное, чтобы у детей и родителей было терпение дождаться результата, потому что это не всегда бывает быстро. Одним нужен год, другим всего 2 месяца.
В самом начале, когда я с кем-то из детей сильно уставала, то спрашивала нашего настоятеля, отца Константина, можно я буду отказывать? «Нет, нельзя» - отвечал он. «Отче наш», «Верую», ектению споём со всеми.
В первую очередь, детям надо понятно объяснить, как правильно работать с голосом. Мы не можем 24 часа в сутки петь. Мы можем петь только 45 минут урока. И за 45 минут мы должны создать чудо.
Но когда получается – ребенок преображается. Даже с сорванными голосами, даже с поведенческими проблемами, рано или поздно все начинают петь. К нам ходят заниматься разные дети. Я не могу называть имен – но были дети, которые даже глаза поднять на взрослых людей боялись. Но в процессе занятий раскрывались, начинали осознанно вести церковную жизнь, ходить в храм, петь в хоре.
Кому-то пение помогло даже начать спортивные соревнования выигрывать. Один мальчик со мной поделился тем, что он однажды искренне попросил Бога о помощи, начал петь на соревновании то, что обычно мы поем в хоре, и победил.
- Сколько времени проходит, чтобы что-то изучить? Вы занимаетесь каждый день?
- В храме Иоанна Предтечи мы занимаемся только по воскресеньям. Мы готовы заниматься каждый день, но я работаю еще и в музыкальной школе, преподаю академический вокал, хор.
Большая часть хора «Ника» - мои ученики, с которыми мы занимаемся индивидуально в музыкальной школе. Мы учим конкурсную программу, сольную, и некоторое время обязательно отводим на хоровой материал.
При этом я не могу сказать, сколько времени нужно. Все зависит от возможностей ученика и сложности произведения. Какое-то произведение созревает уже ко второму уроку, например «Трисвятое», а «Под Твою милость» Д.С. Бортнянского уже четвертый год у нас в работе.
Это бесконечный процесс. Легче всего в точных науках, например математике. Решил задачу, пятёрку получил. А тут мы ждем, когда голоса созреют, когда гармония будет хорошо звучать, учим и репетируем. Нет предела совершенству, надо постоянно практиковаться.
- Какие произведения вы разучиваете с детьми?
- Конечно, в первую очередь это богослужебные песнопения. Во вторую – светские произведения.
У нас есть концертная деятельность. Это в своем роде миссионерская работа – через музыку, пение говорить о Боге, о Церкви. В частности, для этого совместно с Вятским Гуманитарным Университетом нами создан проект «Поющие храмы Вятки».
Мы начинаем обязательно с духовной музыки, далее идут песни светские: патриотические, про любовь к Родине, про любовь к маме.
Светскую песню выучить намного проще, чем духовную. В светской музыке есть аккомпанемент, музыкальная поддержка, её легче петь. Духовная музыка - это высший пилотаж хорового искусства.
На всех музыкальных конкурсах духовная музыка ставится на первое место, а потом все остальное. Её петь намного тяжелее, потому что в жизни мы слышим только светскую музыку, наши уши и язык к ней привыкли.
- Как вы подбираете репертуар?
- Репертуар я подбираю под возможности хора, его участников. Я стараюсь сделать так, чтобы произведение схватывалось на лету, чтобы дети его легко могли выучить, а не зубрить и страдать месяцами. Тогда, скорее всего, оно будет хорошо звучать на концерте.
- Сколько лет вашим певчим – самому младшему и самому старшему?
- Самый младший возраст – Машенька, ей три года. Она еще читать не умеет, но знает все наизусть. Самым старшим - 18 -19 лет, моя дочь тоже поет в нашем хоре - ей двадцать лет.
После нашего хора кто-то поступает в музыкальный колледж, идут петь во взрослые хоры, поют при храмах.
- Родители певчих вас поддерживают, помогают?
- Да, конечно, у меня с родителями очень тесная связь. Я всегда их прошу быть нашими помощниками, а не наблюдателями. И родители откликаются, за что я им очень благодарна – и приедут с детьми пораньше и помогут все организовать, покормить, одеть.
В марте этого года мы впервые расширенным составом пели на архиерейской службе. Я написала у нас в чате, чтобы по возможности дети пришли к семи утра. Я думала, что так рано никто не придёт… Захожу в храм, а они уже все сидят в белых рубашках и блузках и ждут меня.
Я не знаю, как это происходит, я просто сказала, что дело очень важное, надо прийти, спеть и показать, что мы детский архиерейский хор, что это большая честь для нас.
- Где можно познакомиться с вашим хором, послушать, как вы поете?
- Конечно, в первую очередь, на богослужениях в храме Иоанна Предтечи. Во вторую – у нас активная концертная жизнь, например, в воскресенье 17 марта мы будем петь в Преображенском женском монастыре в рамках проекта «Поющие храмы Вятки».
У нас есть свой YouTube канал, сообщество в ВКонтакте, аккаунт на Дзен. Наша активность в сети растет, нам постоянно предлагают сотрудничество приходы и храмы, другие епархии, композиторы и авторы песен, приглашают на конкурсы и фестивали. Например, так нас нашел Александр Исаакович Ицкович, самарский композитор – его мы очень ценим и его произведения исполняем.
- Какие произведения вы сейчас исполняете на концертах?
- Произведения византийского распева, «Kyrie eleison», «Под Твою милость» - духовное сочинение Д.С. Бортнянского, в основе которого лежит молитва Пресвятой Богородице, «Трисвятое».
Мы очень любим трогательную песню про любовь вятского композитора Александра Дряхлова «Иван да Марья».
Очень красивое произведение с византийскими греческими распевами - «Храм» (слова иерея Александра Шамонина, музыка Елены Богдановой). Там поется про белый храм, по сути - про храм Иоанна Предтечи. И конечно, это «Аист на крыше» - всеми любимый хит, наша визитная карточка.
- Вы участвуете в конкурсах, фестивалях, выступаете?
- Да, мы постоянно выступаем. Дети любят путешествовать, а с ними любят путешествовать и родители. И каждый раз это не просто поездка в формате: приехал, спел и обратно. Мы ходим на выставки, посещаем монастыри, театры, местные достопримечательности. Дети очень ждут этих путешествий.
В прошлом году у нас была поездка в Сыктывкарскую епархию. Нас пригласили выступить на конкурсе, и мы с радостью отозвались. Мы пели в Свято-Стефановском Кафедральном соборе города Сыктывкара, нас очень тепло встретили, а когда мы спустились вниз с клироса поцеловать крест, нас обступили прихожане, обнимали, целовали. Всем наше выступление очень понравилось - мы стали лауреатами второй степени.
- Какие сейчас планы у вас и у «Ники»?
- 12 мая 2024 года, в первое воскресенье после Пасхи, в Храме Христа Спасителя в Москве совершится «детская Литургия». Это традиционный формат богослужения Русской Православной Церкви, в котором принимают участие дети: в качестве молящихся и поющих, служащих и прислуживающих в алтаре. Богослужение возглавит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Сейчас мы готовимся принять участие в этом событии, проводим спевки, постоянно на связи с организаторами. Это очень непросто и ответственно – более 600 детей со всей страны будут петь на праздничной службе.
Больше пяти лет назад образовалась «Ника», и с тех пор хор только рос, развивался и увеличивался. Этим летом мы с регентом архиерейского хора Юлией Скопиной пришли к тому, что в нашей епархии должен быть сводный детский архиерейский хор.
Так к хору «Ника» присоединилось еще три хора - детский хор Воскресной школы Свято-Серафимовского собора города Кирова (регент Татьяна Владимировна Новосельцева), детский хор Екатерининского храма Вятской православной гимназии (регент Екатерина Петровна Марьина), детский церковный хор «Искорки» Троицкой церкви пгт. Верхошижемье (регент матушка Анна Александровна Сидор).
8 марта 2024 года таким составом, сводным детским хором, мы в первый раз пели Литургию на архиерейском богослужении.
12 мая в Москве сводный детский архиерейский хор будет представлять Вятскую Епархию. Непосредственно петь готовы 53 человека. Кроме них помолиться за богослужением поедут все дети, с которыми мы проводили спевки к Патриаршей службе – и те, кто не подходит по возрасту, и мальчики, голоса которых мутировали.
Конечно, в планах продолжать петь в храме, совершенствоваться и всем вместе возрастать духовно.
С матушкой Любовью Бояринцевой беседовал Максим Валентинович
Фотографии: Пресс-служба Вятской Епархии, Храм Иоанна Предтечи города Кирова, Детский Церковный хор «Ника»