«Надо просто Богу доверять»
В преддверии Прощеного воскресенья и Великого поста предлагаем вниманию читателей беседу с настоятелем храма Воздвижения Креста Господня поселка Мурыгино иереем Александром Поповым. В духовном окормлении священника находится также Мурыгинский детский дом-интернат «Родник» и Новомедянский психоневрологический интернат. Мы побеседовали с батюшкой о попечении страждущих, вопросах прощения, помощи людям и духовной жизни.
Духовное попечение о страждущих
- Отец Александр, 1 марта в этом году в Кирове проходила конференция «Попечение о людях с инвалидностью от ХХ к ХХI веку: продолжатели дела “Братства Царицы Небесной” в Вятке», в которой вы приняли участие, расскажите о деле духовного попечения людей, имеющих некоторые отклонения в развитие, в связи с чем проживающих в специализированных учреждениях, приписанных в плане духовного окормления к приходу Крестовоздвиженского храма.
- Мурыгинский детский дом-интернат «Родник» находится под духовным окормлением священнослужителей прихода примерно с начала двухтысячных годов. С тех пор дом интернат передаётся батюшкам, служащим на приходе Крестовоздвиженского храма, можно сказать, по наследству, и его юные подопечные находятся под духовным надзором. На сегодняшний день в молельном помещении при доме-интернате ежемесячно совершаются молебен и Божественная Литургия.
- Сложно ли вам как священнику найти подход к детям и взрослым с особенностями в психическом развитии, подобрать нужное слово и поверить в то, что оно воспринято человеком? Каким образом проявляется действие благодати Божией при общении с воспитанниками детского дома-интерната «Родник», ведь некоторые из ребят даже не разговаривают?
- Как священник могу сказать, что для каждого человека на земле имеется возможность противостоять греху – спасти для вечности свою душу, которую Бог даровал каждому человеку. При этом неважно, имеешь ты физиологические отклонения или нет. Важно то, что есть душа, а значит, мы все имеем возможность духовного воссоединения, например на богослужении, это можно так выразиться – ось духовной жизни каждого человека. Почему? Потому что за богослужением в храме мы все духом единым собираемся на молитву, как Христос сказал, «Где двое или трое во имя Мое, там и Я посреди вас». (Мф. 18, 20).
Поначалу приходилось трудно, когда дети еще только привыкают к батюшке. Священник в свою очередь привыкает к обстановке, поскольку и сама служба совершается в стенах казенного учреждения, и дети с определенными особенностями в развитии. Происходит процесс изучение друг друга, как и в любой другой сфере, на определённом уровне выстраивается доверие. Со временем ты видишь, что даже исповедь становится другой, раз за разом замечаешь, что каждый человек в силу своих возможностей начинает открываться, начинает задавать тебе вопросы, хотя ранее всегда молчал. И когда ты отвечаешь ему на эти вопросы, то видишь, что он усваивает для себя определённые ценности, а значит и в его мировоззрении что-то меняется – он познает Бога.
Ты видишь перед собой человека, который болен, инвалид, как мы называем, хотя это понятие сейчас уже мной воспринимается скорее как некая определенная форма существования, но при всей своей инаковости приходится наблюдать, насколько эти дети уникальны. Насколько они дружны, искренни, по-настоящему радуются тем мелочам, которым наши здоровые дети разучились радоваться, им это стало не интересно. Ребята в детском доме умеют чувствовать происходящее очень глубоко, при этом они не пересекают твое личное пространство, ну если только в общении. И они по-своему осознают жизнь, которая протекает в их стенах. Основным моментом при взаимодействии с ними является любовь. Если у тебя есть желание помочь ребёнку, как-то попытаться его понять, то именно любовь здесь основа, тот самый ключик к его душе. А подходы могут быть различны. Из Священного Писания мы узнаем, что Бог есть Любовь! (1Ин. 4, 7-8). С этого и надо начинать.
- А педагоги интерната – люди верующие? Участвуют ли они в деле обращения детских душ к Богу?
- В приобщении к духовной жизни детей особую роль играет деятельное участие педагога интерната матушки Ольги Койковой. Ольга Анатольевна, плотно взаимодействуя с детьми, старается определенные основы духовной жизни им раскрывать, познакомить их с Богом, объяснить насколько это важно. А поскольку Православная вера подразумевает под собой именно живое участие, исповедание, то у детей с особенностями психического развития, проживающим в интернате, теперь есть возможность участия в Божественной литургии, благодаря усердию именно матушки Ольги Койковой. Лично для нее самой духовная жизнь ее подопечных стоит на первом месте – она не просто педагог, она мама.
И выступление Ольги Анатольевны, которое мы слышали на конференции «Попечение о людях с инвалидностью», как раз подталкивало задуматься присутствующих о том, что не у всех все от рождения складывается благополучно, есть вокруг нас люди нуждающиеся. Но видимо, так Господь устраивает нашу с вами жизнь, чтобы мы, глядя на таких детей, людей, кто имеет болезни и разного рода немощи, смогли почувствовать в своем сердце какую-то перемену, ощутить желание помочь страждущему. Та забота, которую мы проявляем, она, в том числе, нужна и нам самим, потому что растопить сердце человека бывает непросто, но когда человек начинает о ком-то заботиться, тогда он всецело погружается в этот процесс, и душа его становится мягче, теплее, сострадательнее.
О приходе Крестовоздвиженского храма
- Известно, что храм Воздвижения Креста Господня в поселке Мурыгино благоукрашен фарфоровым иконостасом, чем ещё уникален приход, где несете служение?
- Действительно фарфоровый иконостас – своего рода уникальность храма. Фасад храма отличается также ярким солнечным цветом, сам храм очень гармонично расположен, храмом заканчивается парковая зона на большой прибрежной территории, расположенной на берегу Вятки. Летом здесь особенно прекрасный вид. Люди, приезжающие из города, побывав на богослужении, напитываются особой благодатной атмосферой.
Правда, не все даже кировчане знают о нашем храме. К примеру, мои знакомые, которые проживают в Кирове, но не бывали в Мурыгино в церкви, зная, что я здесь служу, представляли себе маленький, с куполом на крыше, домик, человек на пятьдесят. Но когда по совершении в нашем храме торжественного богослужения правящим архиереем мои знакомые увидели фотографии со службы на сайте епархии, то были поражены, оказалось, что Крестовоздвиженский храм – это не маленький домик. Недавно приезжали на машине паломники из Санкт-Петербурга, помолились в стенах храма за вечерней службой, заказали сорокоусты, также выразили удивление, что в поселке имеется такой просторный храм.
Богослужения на приходе начались в 2012 году, после завершения строительства храма, поэтому храм еще молодой, приход на сегодняшний день продолжает свое развитие, и думаю, себя еще проявит – в заботе о ближнем.
Что касается фарфорового иконостаса в нашем храме, то его установка происходила еще до моего здесь служения, в 2017 году, и конечно, огромная благодарность благотворителям и всем, кто потрудился над его приобретением и установкой. Ведь поначалу им пришлось разложить эту объемную конструкцию, как пазл, на полу, после чего только уже можно было собирать его поэтапно, благодаря чему мы наблюдаем сегодня эту красоту.
- Какие важные строительные работы на приходе осталось завершить?
- Глобальных строительных работ храм не требует, чтобы приход жил полноценной жизнью, все есть, за исключением планируемой трапезной, но это уже не само здание храма, а дополнительное строение. Необходимо также ограждение территории вдоль реки. Стоит обратить внимание на систему отопления, поскольку газовые котлы начинают терять свою износостойкость, и хотелось бы установить более мощное оборудование, чем установлено сейчас. Также решается параллельно другой актуальный вопрос – у нас отсутствует иконная лавка, место для нее уже готово, осталось проработать некоторые элементы и установить. Еще один актуальный вопрос – вентиляция храма, согласно проекту она не завершена, и требует доработки.
- Что способствует сплочению прихода?
- Совместное участие в приходской жизни: литургическая жизнь, и совместное решение вопросов, которые касаются всего прихода – это основа, которая способствует сплочению прихожан. В планах организовывать и паломнические поездки, и совместные праздники. Пока же необходимо завершить срочные хозяйственные моменты.
- Через Мурыгино каждый год возвращается Великорецкий крестный ход, каким образом приход встречает паломников?
- Вечером 7 июня каждый год встречаем Великорецкий крестный ход. В храме совершаем молебен с акафистом святителю Николаю. На прихрамовой территории устанавливаем столы и лавки, которые хранятся у нас в течение года на фабрике. Просим помочь жителей поселка: люди собирают необходимые продукты, приносят овощи, помогают в приготовлении пищи. Настоятели городских храмов привозят по нашей просьбе печи для приготовления супа, каши, и с самого утра в течение дня идет процесс приготовления, что-то для трапезы привозится заранее. В прошлом году была ясная погода, и приготовление пищи, и сама трапеза под открытым небом прошли под солнцем, но бывают и дожди. Поэтому в этом месте, где организуем питание, планируется в текущем году сделать навес от дождя, которому и в остальное время года найдется применение.
- Как священник успеваете благословить, утешить, подбодрить каждого обратившегося к батюшке паломника, хватает ли на это сил и внимания?
- В прошлом году подошел ко мне один человек, желая поисповедаться. Закончил я только часов через шесть, потому что оборачиваясь назад, ты видишь, что два – три человека стоят в ожидании. И так подходили все новые и новые люди, и это при том, что на следующий день Литургии не было. Но у людей в крестном ходу, конечно, есть какие-то чаяния, переживания, различные томления, и именно дело пастыря – необходимо уделить внимание всем чающим духовной помощи. Выходили паломники рано, в 3.00 утра, для преодоления последнего участка своего пути, через Гирсово.
- Столько разных людей и каждый со своими частными вопросами, откуда у священника на все находится готовый ответ, полезный каждому конкретному человеку?
- Священник на то и поставлен. У каждого батюшки есть свой житейский опыт в той или иной сфере, когда тебе задают вопросы, которые тебя самого в жизни касались, тебе проще передать свой личный опыт. При этом надо помнить, что в таинстве исповеди всегда Присутствует Бог. Священник здесь является только свидетелем. Если Господь положит священнику что сказать, то обязательно это скажешь, это почувствует и другой человек, которого ты исповедуешь. Ведь человек пришёл не просто так, его привёл Бог в Свою ограду, как Свою овцу. Но, если батюшка молчит, то это не плохо и не хорошо, главное искренность и совесть исповедующихся.
«Бог рядом с человеком»
- Начались приготовительные недели к Великому посту, евангельские притчи и события, соответствующие этому времени, находят отражение в ваших проповедях?
- Воспоминания евангельских событий в проповедях происходит в течение всего года. Каждый день годового церковного круга обозначен определёнными евангельскими событиями, определёнными переживаниями, воспоминаниями о жизни Спасителя, о жизни апостолах и их деятельности. И сейчас, приготовляясь к Великому посту, церковь указывает на определённые притчи.
У нас была Неделя о мытаре и фарисее. Следующая – неделя о блудном сыне. И на этих неделях как раз читался отрывок из Священного Писания. Кто такой мытарь, кто такой фарисей? На самом деле в каждом человеке живёт фарисей и мытарь. Фарисей – это состояние праведности, что ты праведен, что ты делаешь всё правильно перед Богом, что ты всё соблюдаешь, ты заслужил. А мытарь – это глубокое осознание своих грехов и осознание того, что оправдать тебя может только Бог. Почему мытарь и говорит: «Боже, милостив буди ми грешному». У каждого человека либо состояние мытаря, либо фарисея в той или иной степени. Есть люди, которые считают себя пред Богом более праведными, а есть люди, которые в состоянии мытаря душой взывают: «Боже, милостив буди ми грешному».
- А может быть так, что одному человеку бывает свойственно и то, и другое ощущение либо они у него чередуются?
- Состояние зависит от ситуаций, каких-то определённых событий. В каждом евангельском поучении Господь призывает нас увидеть самих себя. Евангелие нужно человеку – это Откровение Бога человеку на каждый период его жизни, когда ты не знаешь как поступать. И вот здесь необходимо посмотреть внутрь себя, кто ты – мытарь или фарисей, с чем ты подходишь к Великому посту, к той дороге, которая приведёт тебя к Богу. Вот об этом и притча. Как меня спросила одна женщина, а если я вижу в себе мытаря, это же отчаяние: обнаружила в себе грехи и как с ними жить, ведь можно так себя накрутить, а ответ нам дает уже следующая Неделя – неделя о блудном сыне.
Что делает блудный сын? Он решает: вернусь я к отцу своему. И вот также человек грешный, к кому обращается? К Богу. Вернусь я к Богу, и начинает прощения просить. Что Бог делает? Некоторые думают, а примет ли Он меня такого грешного? Что сделал отец, когда сын вернулся к нему? Он выбежал ему навстречу, одел его, надел перстень на палец и устроил праздник. Вот так Бог нас встречает и радуется о каждом раскаявшемся грешнике. Ну что может быть ещё важнее и трогательнее этой встречи?
- Какие евангельские эпизоды больше всего актуальны, на ваш взгляд, современному человеку?
- Все евангельские эпизоды актуальны для человека. В каждом мы находим себя. Люди разные и в разных ситуациях бывают, поэтому и Евангелие содержит разные образцы для жизни. Все эпизоды учения подойдут в своё время каждому современному человеку.
- Как человеку подойти к Прощёному воскресению, чтобы внутри всех простить, что дается жизнью спокойно принимать?
- «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение»; как Амвросий Оптинский говорил.
- Именно так, и чтобы это искренне было, а не потому что так велит учение.
- Надо осознать для начала, что мы все находимся в одной лодке. Как вот ученики плыли, когда Христос спал на корме, и буря началась. Они находились все вместе в этих житейских передрягах, кто-то мог кого-то осудить, мол, тут надо делать так, там надо так, смотри, какая ситуация. А Господь оставался спокоен. Он был рядом с людьми, чтобы у тебя не происходило, Бог рядом с человеком, Он нас не оставляет и теперь, и мы все сегодня находимся в одной лодке. У каждого человека своя немощь. Каждый имеет свою определённую страсть. И надо понимать, если тебя что-то тревожит или ты на кого-то обижен, на этого человека тоже кто-то обижен, и его тоже что-то тревожит, может, в чем-то даже посильнее, чем тебя. Осознав это, ты научишься отделять и ставить эту обиду в ничто. Обида – это кирпичи в твоём рюкзаке жизни, с которыми ты идёшь, тебе и так бывает идти не просто, крест порой и так тяжёл, а ты ещё кирпичей накладываешь и не хочешь от них освободиться. И Господь по прощении твоём выйдет навстречу к тебе, главное самому повернуться в этом направлении и сделать шаги. Да, говорить легко, сделать труднее, но Царство Божие нудится, и нужницы восхищают е (Мф 1, 12). То есть потрудиться и для Господа надо, не всё для греха.
- Бывает человеку непросто осознавать и то, что его за что-то люди не простили.
- Бывает. Бывает и так, что человек приезжает и спрашивает: вот я человеку хотел помочь, он отказался. Потом я уехал и очень долго вспоминал о нём, вот уже второй месяц думаю, и совесть у меня не на месте, я всё переживаю, какое-то у меня смущение, поскольку была ситуация, когда человеку угрожала определённая опасность. И если бы ему не помогли позже, то вопрос жизни и смерти мог быть не разрешён. Конечно, такая ситуация тревожит. И подобные переживания, сомнения, они бывают у всех, у каждого человека. Чтобы не смущаться, надо сделать то, что ты можешь. За то, что ты не можешь, Бог тебя не Спросит, если что-то не в твоей власти, на волю Божию надейся, и надо быть твёрдым в своём сердце, потому что он человек, и ты тоже человек – Образ Божий.
- А себя человек должен прощать, даже когда осознанно поступил против совести, отказал кому-то в помощи, к примеру?
- Тут вопрос всегда такой, по какой причине человек отказал в помощи. Есть точно такой же вопрос, который можно задать: по какой причине ты человеку помог? Можно помочь человеку ради какой-то выгоды, либо чего-то ещё, даже ради «спасибо», когда любит человек похвалу, либо ты искренне решил ему помочь. Надо смотреть на мотив, ради чего ты хочешь сделать то или иное доброе дело? И почему ты переживаешь? В каждом отдельном случае и поступке можно попытаться осознать причину и следствие, и поступить с рассуждением. В нас не только грех, но повторюсь, человек ещё и Образ Божий.
- И мы верим, что Господь милостив, и Он всех прощает при любом движении души человека в ту или иную сторону?
- В любом случае Господь всех прощает. Когда человек совершает смертный грех какой-то, он страдает не потому, что его Бог наказал, а оттого, что тем самым Он потерял связь с Ним, и человек такой не находит места на земле, ему тяжело. Он хочет избавиться от этого состояния давящего на него, но не может. Не Бог это состояние устроил, а человек устроил. А Бог, конечно, прощает человека всегда, когда есть покаяние.
Часто не знаешь, как правильно поступить в том, или ином случае, и любого принятия решения боишься. Но, тем не менее, ты имеешь точно такое же достоинство, как и другой человек. Порой отказ говорит о том, что ты не хочешь обидеть человека, просто есть здравый смысл, которому зачастую надо следовать. Помочь тем, что нам по силам –пожалуйста, но поделиться чем-то во вред себе самому тоже неразумно, например, это не от сердца и сложно даётся. Если ты потеряешь при этом ещё и душевный мир, тогда ради чего откликнулся на ту или иную просьбу послужить ближнему? Начинать лучше с малого. По слову Спасителя Нашего Господа Иисуса Христа «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю». (Мф 25, 21).
- А где грань между достоинством самого себя и гордостью?
- Как мы упомянули уже, человек есть Образ Божий, об этом не надо забывать. И в этом плане любовь к себе ты тоже должен иметь. Можно насторожиться, что любить себя, это как бы гордость. Нет, любить себя ты должен, поскольку ты Образ Божий, но не надо путать грех и человека. Это разное понимание. Можно человеку помочь, и человек может на шею тебе сесть, правильно? Нужно тут тоже быть осмотрительным, разумным. У тебя должно быть поле твоей жизни, твоей семьи, которая тоже имеет право на свободу. И Бог ведь тоже создавал вас, как и каждого человека для чего-то. И Он тоже хочет, чтобы вы были счастливы. В этот мир пришли, и у вас точно такое же достоинство, как и у другого человека. Вот это надо тоже понять. Каждый человек – Образ Божий, и в этом его достоинство. Мы читаем, «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». (Мф. 22, 39). Значит, должны ли мы любить себя?
- Приходилось ли быть свидетелем помощи Божией в том или ином деле, участия Божия Промысла в судьбе человека?
- В пастырской деятельности это часто приходится наблюдать. Человек о чём-то чает, переживает, обращается к Господу, и вопрос решается. Находится человек или возникает ситуация, которая разрешает все его проблемы. Человек какое-то время переживал, страдал, думал, но всё разрешилось, если обращаешься к Богу. Мне нравится, как об этом говорит Исаак Сирин: в любом деле Господь исключительно смотрит на сердце человека, что в этот момент в твоём сердце происходит. Надо просто Богу доверять.
«Когда сердце находит Бога»
- Ваша фамилия позволяет предположить, что вы из священнического рода.
- Из тех моих предков, которых я знаю и помню, священников нет, но предполагаю, что в предшествующих поколениях кто-то был священнослужителем. У деда была фамилия Попов, а у бабушки девичья Дьячкова. У меня был прадед Василий, который хотел после войны стать священником, вернувшись со Второй мировой войны, времена тяжёлые послевоенные, мужчин немного, нужно поднимать колхозы, и его сделали председателем колхоза.
К вопросу о помощи Божией, известна история, связанная с прадедом. Была под его председательством посеяна рожь, она поднялась, наступил заморозок, и вся рожь полегла. Приехал офицер НКВД, посмотреть, что дальше будет. Прадед созвал всех мужиков, на полях решили жечь какое-то время костры, чтобы таким образом отогреть почву и всходы, и это стало тем самым толчком к тому, что рожь начала с земли подниматься, и люди не остались без урожая. Возможно, дело не только в кострах, порой то или иное решение приходит как ответ на взывание к Богу о помощи или даровании разумения, как поступить.
И возвращаясь к вопросу о чуде в жизни человека. Прадед был верующим человеком, он сам был свидетелем чуда на войне. На него сверху летела бомба, немец заметил, где расположился артиллерийский лагерь, в котором дед Василий был наводчиком, и он в этот момент воззвал: «Господи, помоги». И немного не долетая до наших солдат, бомба повернулась на сорок пять градусов и ушла в сторону. Ударной волной зацепило, но все тогда остались живы. Это одни из многих моментов, которые он рассказывал, сегодня они живут в моей памяти.
- Каким делом в профессиональном плане занимались в жизни до прихода в Церковь?
- Трудился в строительной сфере. Приходилось заниматься и организационными вопросами совместно с предпринимателями, и подбором персонала, и документацией через администрацию, непосредственно строительством, земельными делами, торговлей, работой с людьми. Это практически происходило всё в одном месте и в одно время. И оглядываясь на тот опыт, который приобрёл, сейчас вижу, что так Господь приуготовлял к определённой стезе священнического служения. И сейчас передо мной возникают задачи, которыми я занимался напрямую, только уже в силу пережитого опыта, понятнее видятся пути их решения, в силу нового опыта такие решения наделяются другим смыслом, новыми переживаниями. Построить забор вокруг строительного склада – одно, построить забор вокруг храма – совсем другое.
- Когда впервые задумались о вере в Бога?
- Я в Бога всегда верил, насколько себя помню. Когда был ещё маленьким, помню, приехали к бабушке, у меня не было велосипеда, а дети все в деревне летом катались на велосипедах. И я тоже хотел. Ребята меня звали, но у меня его не было. Откуда ему появиться? Приехал папа, я у него просил, а он говорит, где мы его тебе сейчас возьмем. На кухне у бабушки висела икона Пресвятой Богородицы, и пока никто не видел, я потихонечку у Неё просил. Просил слезно, дней пять, наверное, подходил, просил с горячим сердцем. И через пять дней с соседней улицы пришёл мужчина, прикатил велосипед, сказал: «У меня стоит велосипед, купленный для моих племянников, но они в этом году не приедут, а у вас приехал парень, пускай в этом году покатается». Ничего удивительного здесь для меня не было, была радость. Я знал, что так и будет. Я не знал, как появится, но я знал, что он появится, и он появился. Чудо это или не чудо? Я не знаю. На тот момент я примерно перешёл во второй класс. Такая твёрдая вера ребёнка.
Вопрос о вере для меня не стоял, я всегда понимал, что Бог есть. Вопрос в том, Какой Бог. В Бога верим, а о Православии ничего не знаем. Уже позже стал разбираться, когда вопрос возник о том, а зачем вообще живём, цель человеческой жизни в чём. Конечно, можно сказать так: все живут и мы живём и не отвечать на этот вопрос. Как-то безрассудно, кажется. Нужно вопрос всё же себе задать, чтобы выстроить свою жизнь. И когда я задал этот вопрос, обнаружил для себя Православие. Оно показалось мне истиной. Потому что когда голодное сердце находит Бога, то многие вопросы, они отпадают. Почему голодное, - потому что Он тебе в этот момент очень нужен.
И эти слова Господа «Се, стою у двери и стучу», у двери – это у сердца, тоже их ощутил на себе, потому что когда Господь открылся, я по-своему пережил это, для меня всё стало понятно без слов. На тот момент мне было тридцать лет. Всё понятно, но как донести другому, вот лишь в этом сложность.
«В этом видишь самого себя целиком»
- Какие обстоятельства, люди, осознания поспособствовали принятию решения священнического служения?
- В жизни всё складывалось, как у большинства людей. Задался вопросом таким: а зачем живём? Первый ответ был в детях. Даже ответил себе: самое важное к тридцати годам моей жизни – это дети. Я увидел себя так сначала. Подумал, а когда дети вырастут, станут самостоятельными, потом что? Внуки. И что? Смысл только в этом, только в этой череде смены поколений? Так постепенно, в течение полугода я пришёл к этому, не просто пришёл, но понял или осознал, мне показалось, что Господь Сам открылся в этот момент, потому что на многие вопросы поиск ответов вдруг отошёл, стало всё понятно. Но это сугубо личный опыт в моей жизни.
В определённый момент захотелось опытным путём себя почувствовать в православии, что это такое. И узнал, что отец Петр Машковцев организовал библейско-богословские курсы, туда походил, попытался понять вероучение. К сердцу потихонечку слово батюшки прикасалось, такой долгий путь. Поступил в Духовное училище, там стал учиться, и с каждый годом всё более мир раскрывался и стали появляться мысли о принятии священства, я даже года три эти мысли отгонял от себя, думаю, что за мысли, как по наитию идут, но они становились всё сильнее. Потом мне задали вопрос, не желаю ли я в будущем посвятить этому жизнь, и в какой-то момент я понял, что да, я хочу посвятить свою жизнь священническому служению. Видимо, Господь призывает на служение таким образом, но при этом оставляет тебе свободу выбора – последнее да за тобой.
- Легко ли было перекроить образ жизни, что помогло на этом пути?
- Молитва помогает, это первое. И второе: когда ты видишь, что человек приходит к тебе в горе, и Господь устраивает его душевные переживания, и человек уходит успокоенным от тебя, вопрос решается, ты даже понимаешь, что просто утешил человека словом, а Господь всё решил, уже в этот момент ты испытываешь такое чувство труднообъяснимое. Видишь, что всё не за зря. Это действительно приносит радость. Постепенно ты в это как бы вовлекаешься, наполняешься этим и уже без этого вроде как бы ты и не можешь. Это уже становится в некотором роде смыслом жизни, в этом ты видишь самого себя целиком.
- А что в служении поддерживает, является духовной опорой?
- Молитва и как уже сказал, видимо, помощь другим людям. Когда ты помогаешь, ты получаешь внутреннюю силу, утешение от Бога и силы для дальнейшего своего служения.
Господь, как сказал апостолу Петру: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Вот апостол Пётр говорит: «так, Господи! Ты знаешь», что я люблю Тебя. Иисус Говорит ему: «Паси овцы Моя»! То есть он даёт своему ученику пасти стадо Христово, если хотите окормлять приход. Та же задача у священника, главное: любишь Христа? – да, паси агнцы моя. Духовное окормление людей – есть проявление священнической любви не только к человеку, но и ко Христу, это то служение, которое Богом дано через рукоположение епископа.
- Что удивительного приходилось наблюдать в пастырской практике?
- Когда человек действительно осознал, как он жил и повернулся к Богу, вот это чудо, я считаю, самое большое. Когда ты человека знаешь одним, и он вдруг становится постепенно другим, как он перевоплощается – это и чудо, и подвиг, и радость.
Иногда приходится от людей слышать, что человек не меняется, есть на это разные взгляды, но человек духовно меняется, перерождается из ветхого человека в нового человека, становится другим с Божьей помощью. Потом говорят: да он всегда таким останется. Что стоит за этими словами, каким останется? Петя был Петей, Света была Светой, каким он должен быть? Избавиться от греха. Господь может человека очистить. Другого тут ничего нет. На это нам и дана жизнь. Если бы сегодня в жизни к вам зашел Христос, что бы он сказал? Всё, что в Евангелии, это бы и сказал, ничего нового бы не сказал. Поэтому когда человек ищет Бога, Он рядом, Евангелие вообще у каждого пылится на полке.
- Ваши пожелания читателям накануне великопостной весны?
- Пост – это путь. Путь к Богу. Как раз как в притче о блудном сыне: ты выходишь к Нему навстречу, а Бог выходит к тебе навстречу, начинаете друг к другу двигаться. Это не просто отказ от пищи. Отказ от пищи, убирает препятствие для духа, в сопряжении с молитвой человек начинает потихоньку двигаться.
Если есть возможность куда-то съездить, нужно съездить. Предлагаемых паломнических маршрутов сейчас достаточно. Можно и монастырь посетить. Можно обратить внимание на самого себя, задать себе давно волнующие вопросы. Например, зачем человек живёт – если этот вопрос для человека, конечно, актуален. Подумать в эту сторону. Обратиться к себе, а не от себя.
Есть, наверное, какие-то книги у людей, которые они давно хотели бы почитать, это могут быть жития святых, Закон Божий или поучения того или иного святого, а может – это повествование о подвиге любви к ближнему отдельного человека. Надо взять и почитать Великим постом то, чего душа давно просит.
Конечно, необходимо изучать Евангелие, лучше с толкованиями святых отцов. Можно начать чтение Священного Писания с книги одного евангелиста, например, Евангелие от Иоанна Богослова с толкованием Иоанна Златоуста, потом другого евангелиста. Найти время, погрузиться в духовную жизнь.
Обратить внимание не только на себя, но и на других людей, увидеть, что вокруг тебя тоже есть люди. Может, кому-то помощь нужна уже давно, и для тебя не составит особого труда её оказать, и для него это станет пользой, в том числе и для его души.
Надо что-то в своей жизни попробовать изменить, может, что-то убрать, перестать ругаться дома, раздражаться или перестать осуждать, держать рот на замке. Видя свои немощи, участвуя в таинствах, приходя на исповедь, причащаясь Святых Христовых Таин, человек потихонечку меняется, меняется его духовная жизнь. Человеку открываются другие горизонты.
Мы с одним батюшкой ехали из семинарии после последнего экзамена. Казалось, все закончилось. По дороге к автовокзалу, мы встретили пожилую женщину с сумкой на двух колесиках. Мой знакомый батюшка предложил помочь. Не сразу, немного изучив нас, она согласилась. Когда сумка была на вокзале, стало ясно, что ничего не закончилось, все только началось. Можно услышать такую фразу, умом все понимаю, но сердце молчит. Также было у нас, когда мы ехали из семинарии. Также бывает, когда изучаешь Священное Писание, но сердце проснется, наверное, только тогда, когда сумочка на двух колесиках окажется на вокзале.
- Спасибо за беседу!
Беседовала Лада Баева
Фотографии: пресс-служба Вятской Епархии