«У Великого поста есть три измерения»
О том, как провести время поста с пользой для души, своими размышлениями в беседе с прихожанами в преддверии Великого поста поделился клирик Преображенского женского монастыря города Кирова и координатор культурно-просветительского движения «Вятская переправа» протоиерей Андрей Лебедев.
«Найти меру по совести»
- У Великого поста, можно сказать, есть три измерения: измерение человеческое (телесное), измерение душевное и духовное. Со всех этих трех точек зрения попытаемся посмотреть.
Самое простое и может быть в наше время и самое сложное – это измерение телесное. Как же постится тело? Вроде все это мы знаем, что в течение Великого поста мы не вкушаем совсем ничего животного происхождения: ни мяса, ни субпродукты, ни какие-то животные жиры, яйца, сыр, рыбу и так далее и едим только все растительное: огурцы, помидоры, хлеб, крупы и так далее. Казалось бы, все понятно. В субботу, воскресенье пост немного послабее, там можно в ряде дней черепокожих – кальмары, моллюски и прочие морепродукты.
Но смотрите, какой удивительный момент: поначалу пост был, как писал святой Иоанн Златоуст, не вкушать животную пищу, экономить на этом деньги, эти деньги раздавать нищим, помогать церквям и таким образом меньше тратить времени и внимания на пищу.
В наше время все сложилось наоборот, люди, которые идут в пост подчас столько покупают еды, сейчас столько всего продается: постных пирогов, постных пельменей, постное молоко, постное мясо, все это можно купить и это выйдет в разы дороже, чем привычная скоромная пища, и тогда смысл поста теряется. Поэтому первый смысл телесного поста для современного человека: принимать более простую еду, на которую мы будем меньше времени тратить в плане ее поиска и приготовления. И в этом отношении давайте не будем хитрить, есть еда постная по составу, но налегать на нее в этот период работы над собой не стоит, например, постные конфеты, некоторые водку пьют, говорят, она постная. Нужно быть честным. Меньше есть то, что ты любишь, например, солености и сладости, эту же халву, но делать в основе рациона упор на то, что полезно, но не очень нравится: каши, толокно, другую еду, которая нам поможет именно поститься. Нужно понимать, что пост в физическом смысле – это не веганство. Сейчас есть веганы, которые мясо не едят, они гнушаются мясом, они презирают порой мясную еду. Мы относимся к пище по-другому. Мы понимаем, что Господь пищу нам дал, любая еда дается от Бога.
И мы понимаем, что с другой стороны, еда не приближает, не удаляет от Бога, что бы мы ни ели – мясо или макароны, можно тем и тем объестся, можно то и другое есть Бога благодаря. Но почему в пост все-таки важно поститься? Нельзя говорить, что еда – это не важно, потому что это самая первая мера поста, самая простая, насколько это возможно, нужно соблюдать. Другой разговор, что если не позволяет именно здоровье, что мы можем в этом отношении как-то ослабить, посоветоваться с врачом, подойти к священнику, сообщить, что не могу полностью поститься, сообщить о заболевании, и батюшка вам благословит послабления, но вы должны понимать, что делать это нужно по совести. Если врач сказал, что показано молоко, и священник благословил, это не значит, что молочными продуктами нужно забить весь холодильник и только ими питаться. По совести делать: принимать молочко как лекарство. Терпит желудок, постимся, чувствуем, что не терпит, тогда уже молоко добавлять в кашу. Важно соблюдать эту меру: чувствуем, что легко – меру поста добавить, ощущаем, что тяжело – ослабить. Нужно найти такую меру, чтобы мы не доедали, пост ощущали, было в некотором смысле тяжело, но в то же время мы не падали. Каждый человек сам должен по совести для себя посмотреть, что ему возможно понести.
Другое дело, когда люди находятся в больнице, армии, у них нет выбора, там они едят, что дают. А если человек находится дома, а у нас сейчас очень много всякого выбора, то мы должны стараться по-честному поститься, по-настоящему, чувствовать, что мы что-то для Бога делаем – от скоромной еды отказываемся. Это простая вещь, но она очень духовная, почему и святые отцы говорили, что пост и молитва – только двумя этими вещами изгоняются бесы и страсти, поэтому к этому времени надо относиться серьезно, и в этом отношении попытаться в нашей жизни правильно все скорректировать, чтобы не впадать в какие-то крайности и в то же время не ослаблять самого себя. Потому что некоторые говорят, что самая главная задача на это время – это похудеть, а другие, напротив, так постятся, что вдва раза еще потолстели, обе позиции неверные, не должно быть таких целей и такого настроя.
К физическим вещам сюда можно отнести также оздоровление организма с помощью физических упражнений. Сейчас, с одной стороны, правильно, что в обществе пропагандируется здоровый образ жизни, человек должен заниматься зарядкой, физкультурой, но испокон веков русскому человеку это было не нужно, мы живем в суровых условиях, и человеку нужно было снег убирать, воду носить, огород копать. Эта культура нам прививалась большей степенью исторически из южных стран, где условия проживания и добывания пищи были более доступными. А у нас все основывалось на физическом труде. Поэтому если человек занимается физическим трудом сейчас, у него есть дача, частный дом, ему дополнительный фитнес обычно не требуется. В то же время современные врачи говорят, что нам, людям города, физкультура все-таки нужна. И может быть весна – самое время начать формировать здоровые привычки. Только не нужно заниматься йогой или другими околорелигиозными учениями, просто обычной физкультурой, пешком больше ходить, можно даже пешком прийти на службу сегодня в один храм, завтра в другой, и помолиться за службой.
«Идеальное время для избавления от вредных привычек»
Если в пост стараться казаться грустными, ни с кем не общаться, на людей не обращать внимания, нос повесить и так ходить – это тоже неправильно. Мы должны быть благодарными за этот период, а ко всем людям стараться относиться добрее.
Что касается детей, пост в меру сил. В школе пусть едят все, что им на обеде предложено. Для детей самый главный пост – сладкое не есть, это касается и всех взрослых сладкоежек. Говорят, со сладкого начинаются все страсти: сластолюбие, сребролюбие, славолюбие. Поэтому в пост нужно варенье и меда по минимуму, а конфеты совсем не есть. Это очень тяжело для многих. Специалисты, которые работают с людьми, страдающими алкогольной зависимостью, выявили параллель, что механизмы в психике, отвечающие за зависимость от сладкого, алкогольную зависимость и прочие, аналогичны, поэтому у детей, страдающих пристрастием к сладкому, складывается большая предрасположенность и к другим химическим зависимостям. Понятно, что совсем без сладкого детям тяжело, в этом случае надо постараться перенести потребление сладостей в сторону натуральных, что-то испечь, предложить минимум меда и местного варенья, цукаты, орехи, главное, отойти от химических конфет, вызывающих особое привыкание. Сейчас практически около каждой школы открылись магазины сладостей, поэтому для детей такое ограничение как сознательный отказ от конфет – станет их мерой поста. Вообще ближайшие полтора месяца – идеальное время для избавления от вредных привычек – и курения, и кофе, и алкоголя, это время для укрепления души.
Подумать о душе: возделывать свой сад, открыть книгу, помочь ближнему
Второе измерение касается души. Душа у человека так устроена, что ей все время нужны впечатления. А впечатления, где даются, как нам кажется – в развлечениях. У всех они разные, как минимум – телевизор, телефон. И первое, что нужно сделать – ограничить по максимуму. Сократить просмотр фильмов, музыки и даже новостей. У большинства современных людей развлечением являются соцсети. И слова Иисуса Христа «Оставьте ваши сети и следуйте за Мной», сейчас приобрели новый смысл: «оставьте ваши соцсети». Очень важно сократить время, уделяемое интернету.
Что же взамен нужно сделать? Больше читать книг! Сейчас много книг полезных для души, в том числе именно духовной литературы, есть православные и приходские библиотеки, большой выбор книг в церковных лавках. И можно не просто читать, а завести тетрадь и выписывать туда то, что вашей душе ближе всего откликнулось. Так делают многие батюшки. А потом время от времени перечитывать то, что ваше сердце задело, какие-то примеры, случаи, чтобы этим назидаться, утешаться и не только читать самим, но можно предложить родным и близким людям хорошие книги к прочтению. Детям важно читать вслух.
И если кто совсем не может без информации, можно в телефоны уставить приложение православной радиостанции и сделать настройки на чтение Евангелия, поучений. Но это не заменит чтение духовных книг. Порой бывает сложно для восприятия новоначальных христиан читать наставления святых отцов, которые несколько веков назад писали для монашествующих. И для начала можно таким людям рекомендовать чтение книг современных отцов, и постепенно идти к духовным истокам.
Надо снова и не спеша читать Евангелие. В Церкви Великим постом во многих храмах звучит евангельское чтение. А когда останется время, прочитать апостольские послания, и из этих поучений, наставлений выписывать то, что ближе к сердцу, это очень важно.
Следующий важный момент, который относится к душе – это труд, в частности, земледелие. Даже при монастыре, где несу священническое служение, наблюдаю, что монахини молятся, читают, а еще трудятся в саду. Хорошо, когда у человека есть огород или дача. Почему это так важно? Потому что, когда человек отрывается от земли, он становится человеком очень странным. Бесы порой начинают его искушать от безделия. Самая первая заповедь, данная людям Богом: трудитесь на земле. Поэтому обязательно нужно что-нибудь садить в саду, огороде, на даче, но опять же не переусердствовать, не надо садить картофеля немерено, порой достаточно обычной зелени, ягод по минимуму. И даже если нет дачи, возможно, получится вырастить зелень в домашних условиях или цветы у своего подъезда. Не отрываться человеку от земли – очень важный момент. Это важно, чтобы ощущать связь с устроенной Богом жизнью, возделыванием человеком своего сада и при этом меньше быть зависимым от чего-то внешнего. Однако увлекаться огородными работами надо без крайностей, а то переусердствуют и ни в храм потом не могут ходить, ни молиться, это тоже неправильно.
Еще важный вопрос для души. Мы очень много занимаемся работой, своими какими-то делами и очень мало уделяем семье, общению с близкими. Свободное время этого периода важно уделить нашей семье, позвонить и по возможности навестить бабушек, дедушек, обратить внимание на соседей, вдруг среди них есть те люди, которым нужна помощь.
Конечно, мы не должны навязывать наш образ жизни другим людям, но родным можно предложить: давай попостимся, хотя бы пару дней, давай в храм сходим.
Еще есть важный момент. Период воздержания от пищи животного происхождения и искушений - прекрасное время для благотворительности. Нужно посетить родственников и друзей, которые находятся в больнице, обратить внимание на тех, кто находится в зоне военных действий, кто находится в тюрьме, кто находится в каких-то сложных жизненных ситуациях. Есть фонды, где каждый может найти себе занятие по душе: вязание, шитье, физическая помощь нуждающимся. При этом важно в этом отношении самим поменять свою жизнь.
Еще можно обратить внимание на такой момент: у нас часто бывает слишком много одежды, обуви, все хорошее лишнее можно предложить нуждающимся.
Перейти к духовному уровню
А потом перейти к самому важному уровню – духовному. Порой мы на этих двух уровнях – телесном и душевном застреваем: что-то стараемся есть поменьше, смотреть поменьше, что-то читаем и все. А должны подойти к самому главному – к духу, чтобы дух свой укреплять. Многие говорят, что это время, когда мы должны активировать свою духовную жизнь. Что нужно здесь сделать? Можно провести аналогию: время от времени мы проверяем с помощью антивируса компьютер на наличие вредоносных программ, так можно посмотреть и на нашу жизнь. Не залезло ли туда что-то вредоносное: может, ворчим много, может, обижаться стали больше, может, к каким-то людям относиться стали хуже, чем раньше, может, стало многое раздражать, может, стали меньше радоваться, - важно заново посмотреть на свою жизнь, как будто вы в первый раз пришли в храм, с таким же трепетом надо к своей душе относиться. Перепроверить свою жизнь заново, все переосмыслить и когда пойдете на исповедь, исповедоваться о том, о чем вы переживаете. Порой люди подходят и говорят: я решила серьезнее исповедоваться, хорошо, молодец, и начинают вспоминать, что сделали неправильное будучи ребенком в пять – семь лет, конечно, это важно, но гораздо важнее задуматься о том, а что сейчас не делаем, чем сейчас от Бога отпадаем, а потом уже вспоминаются какие-то старые грехи, возможно, многие из которых уже были исповеданы, и не обязательно называть в таком случае их снова и снова, а нужно покаяние. Например, исповедали, что в детстве воровали у соседей яблоки, да, снова вспоминается, но нужно подумать, как сейчас жить так, чтобы мы не делали ничего, связанного с этим грехом, важно как-то это исправить, и на языке церкви это называется покаяние.
Пост – это как раз время, когда мы можем принести достойное покаяние за свою жизнь. Подумать, в чем мы можем покаяться, что исправить и что делать против грехов, которые у нас были. Любим сладкое – постараться сейчас от этого отказаться и уже с духовным смыслом, понимая, что хочется, понимая, что вкусно, но отказываемся как духовное упражнение, тем самым себя этим ограничиваем. И поэтому обычно рекомендуется за Великий пост сходить хотя бы три раза на исповедь и Причастие: в начале поста, в середине, когда Крестопоклонная неделя и на Страстной седмице, как минимум. Также рекомендуют сходить на Соборование.
Важно оглянуться на своих родственников, им предложить, им рассказать, их настроить. К сожалению, среди нас есть даже некрещеные люди, конечно, важно им напомнить о Церковных таинствах, настаивать и нудеть не надо. Все равно они живут в современном мире и могут увидеть об этом информацию даже в телевизоре или интернете, и Господь вложит им в сердце, что нужно поменять что-то в своей жизни, а мы обязаны им помочь разобраться. Некоторые даже начинают поститься сами по себе, но в храм не ходят, им хочется что-то сделать, а главного не осознают – им вы и предложите. Мы не знаем, как дальше будет у них в жизни, но попробовать предложить им нужно, в храм сходить. Господь раз время дает жизни человека, значит, есть возможность еще исправиться. В храмах Великим постом совершаются особые службы, в первую седмицу – Великий покаянный канон Андрея Критского, затем совершаются Пассии, Литургии Преждеосвященных даров. Не просто прийти на службу постоять, а найти книги, почитать канон Андрея Критского, поразбираться в примерах жизни святых. Есть такой сайт Азбука.ру, где все разобрано.
И конечно, пост – это время возвращаться к молитве. Попробовать их почитать по-новому. Понять, все ли слова понимаете, которые читаете, все ли грехи, которые названы, например, что такое «мшелоимство» или «... да не на мнозеудаляяйся общения Твоего, от мысленного волка звероуловлен буду...», что означают слова молитвы.
И готовясь к Святому Причащению, лучше вычитывать молитвы не между делом, а внимательно, можно разделить приготовление на три дня: и каноны, и правило к Причастию вычитать не спеша, лучше даже вслух, проговаривая каждое слово. Почитали внимательно, вслух, и нужно помолиться от сердца. Есть две крайности. Некоторые считают, зачем молитвы, я сам с собой помолюсь и достаточно, это неправильно. Нам Церковь дала примеры молитвенных правил: утреннее, вечернее правило, каноны, правило ко Святому Причащению, акафисты, богослужения. Другая крайность, вычитал канон и думать, что я молодец. Нам нужно учиться молиться от сердца: Господи, помоги мне покаяться в таких-то грехах, вразуми, помоги мне это исправить, помолиться о всех родных и близких. Не получается у меня по-доброму общаться с такими-то людьми, помоги мне, настави, поддержи, я очень часто раздражаюсь, советов много даю, осуждаю, научи, как не осуждать их. На конкретных примерах надо Господа просить от сердца об исправлении своей души, это будет правильно.
Быть благодарным, стать к себе строже, к людям мягче, а к Богу ближе
А можно еще быть благодарным за все, что происходит в жизни: тридцать три радости в день найти и записывать в тетрадке. Телевизора нет, конфет нет, развлечений нет – в чем радости найти? Искать радости другие. Если духовные пока сложно, то хотя бы душевные. Радость новых открытий, новое слово нашли в молитве и его разобрали, радость найти новый смысл в молитве. Молитвы, как и Священное Писание – читаешь вроде одно и то же, а внимательнее и при другой ситуации посмотришь, и тебе смысл другой открывается. Сам ты меняешься, и тебе смысл в молитвах открывается другой. Попытаться как-то поискать эти радости: Слава Богу солнце светит, Слава Богу в городе ничего сегодня не взорвали, Слава Богу дошли до храма и не поскользнулись и так далее. Надо жить постараться по-новому.
В пост мы должны посмотреть на свою жизнь и не сравнивать себя с родственниками и окружающими людьми, которые делают меньше нас, хуже нас или совсем ничего не делают и сказать, что вот, мол, я человек хороший, не пью, не сквернословлю, телевизор не смотрю, а посмотреть на других людей – на монахинь, к примеру, что они в пост делают, и совершенствовать свою душу, как наставляют в книгах святые отцы. Если каждый из нас заглянет в свое сердце по-честному, то увидит, что еще в жизни не делает, что нужно изменить перед Богом, в чем мы виноваты. Очень часто мы замечаем в себе ту или иную страсть, прегрешение, но все равно не работаем в плане исправления, обещаем себе на исповеди, что, например, не будем говорить какие-то гадкие слова людям, учить их, воспитывать, наставлять без мудрости, и все равно это делаем. Если вам хочется их наставить на добро, то не нужно говорить, что это ты делаешь плохо, здесь есть такой принцип, что нужно за пост стать к себе строже, к людям мягче, а к Богу ближе. Вот это постараться нужно сделать. Но и честность не должна быть перевернутой дьяволом, нужно ко всему относиться с мудростью. А то подчас у человека ревность не по разуму, мол, я начинаю упражняться в посте, молитве, доброделании, и давайте все окружающие следуйте этому примеру со мной.
И возвращаясь к Масленице, исторически в это время в домах делали генеральную уборку, уносили весь мусор за село и там его сжигали, ломаную мебель, старую одежду, все это, а не чучело. Другой момент при подготовке к встрече Прощеного воскресенья – над ворохом своих обид поработать, и даже если давно не разговариваете с кем-то, это время – тот самый повод прийти помириться, так и сказать, что, мол, встречай нас родня, сейчас масленица, ко всем можно сходить в гости, ненадолго, главное, все обиды оставить в прошлом. А может, кто-то из ваших знакомых желает к вам заглянуть пообщаться, сейчас мало с кем общаемся, привыкли жить обособленно, и масленичная неделя – самое время встретиться с друзьями, поговорить о том, что тревожит, понять другого человека, поделиться своими мыслями, просто побыть с ним рядом. Даже и пост увидим, кого-то и попросить прощения. Слава Богу, если есть рядом люди, с кем есть возможность по-настоящему поговорить о жизни, о серьезных вещах, кто поймет и поддержит. Прихожане, верующие города не случайно в этом плане за добрым советом порой приходят в Преображенский монастырь, где и священники, и монахини их выслушают и поддержат.
Будем помнить о том, что сложные времена люди переживали только одним, приобщением к духовной жизни. Патриарх Ермоген говорил и сейчас об этом старец Илий говорит, хотите, чтобы прекратилась война и была победа, нужно поститься, нужно молиться. Переживаешь о нашей стране – попостись не только для себя, но и для нашей страны. К сожалению, мало людей по-настоящему держат пост, поэтому хотя бы в меру сил желаю приобщиться каждому.
Записала Лада Баева