17.04.2024

«Мы думаем, что Бог далеко, а Он рядом с нами»

В преддверии Светлого Христова Воскресения и празднования Дня Победы предлагаем вниманию читателей интервью с настоятелем Вознесенской церкви села Каринка Кирово-Чепецкого благочиния иереем Андреем Леушиным.

О приходе Вознесенского храма в Каринке

- Отец Андрей, расскажите об особенностях служения батюшки на селе, какие актуальные вопросы приходится решать вам как настоятелю прихода.

- В Каринке служу по благословению Владыки Марка уже порядка десяти лет. Настоятель на приходе особенно в глубинке совмещает служение священника с решением множества хозяйственных вопросов, словно технический директор: то дрова нужно заготовить, то ремонтные работы произвести. Конечно, в основе служения – службы, которые совершаются каждое воскресенье и согласно годовому кругу церковного календаря.

Практика показывает, особенно много вопросов приходится решать, когда только начинаешь служить на новом для тебя приходе. К примеру, мне захотелось приобрести облачения различных цветов, чтобы совершать служение, как прежде на городском приходе, в соответствии с церковными традициями, с тем или иным событием и праздником. Поэтому по богослужебной части стараемся совершать все, как уставом положено.

Что касается храма, насущным вопросом остается система отопления. Зимой в среднем температура составляла 14 градусов, поэтому служить было прохладно. Печного отопления во время морозов и ветров не достаточно. Газ в селе есть, и во время газификации населенного пункта подтянуть к храму технически его было возможно, но как мне рассказывали, ожидались средства, которые выделят на храм как памятник архитектуры, однако денег не выделено, и соответственно газ не был подведен. Пытался вопрос газификации храма вновь прозондировать, обращался к депутату, который в свою очередь делала запрос «Газпрому», поэтому идею газификации не оставляем. Во-первых, в храме станет чисто, во-вторых, не будет хлопот с дровами. Но на данный момент обходимся двумя печами, зимой не минус градус – уже хорошо, а на дрова в течение года копим деньги. И конечно, минус от печного отопления – копоть. Бабушки и рады бы стены начищать, но в таком случае пострадают росписи, поэтому протираем церковные стены к Пасхе, как раз сейчас намывать будем.

Думаю, подобные проблемы есть на каждом сельском приходе, который далеко от города. И другой важной насущной задачей является реконструкция и установка дверей.

По возможности, храм стараемся преображать. Прежде проход в летний храм был досками заколочен, лет пять назад установили стеклянные двери, и сейчас стало светло, особенно когда солнце светит. К тому же в летнем храме на куполе витражное остекление, и проходя сквозь цветные стекла, солнечные лучи создают особый свет. Летом мы пытались в летнем храме служить молебны, но большое эхо, звук разлетается, и не все людям понятно, бабушки попросились обратно в зимний храм. Поэтому прежде чем проводить службы в том помещении, нужно учитывать нюансы, в том числе связанные со звуком.

- В чем уникальность истории и архитектуры Вознесенского храма в Каринке?

- Храм является памятником архитектуры федерального значения. Церковь перестраивалась несколько раз. Расписан храм был еще в дореволюционное время. Под каждой росписью подписано: жители деревни такой-то... Собирали деньги, давали на роспись и просили подписать потомкам на память.

Уже в нынешнее время Вознесенский храм включен в единый реестр памятников истории и культуры народов России. Такое решение было принято координационным советом по охране и сохранности объектов культурного наследия Кировской области.

Примечательно, что в разные периоды над сооружением церкви потрудились известные вятские архитекторы. По словам известного краеведа Кирово-Чепецкого района Викторины Плотниковой, с легендами об основании села тесно связано предание о строительстве церкви. Каринки еще не было, один лес вокруг да поповские дома. Поскольку на горе были часовенка и кладбище, где хоронили мирян и духовных лиц, церковь сначала хотели строить на угоре у Краюх, но кто-то перенес все бревна на место нынешней церкви. Поэтому и решили, что это Божье предсказание и перенесли строительство. Впоследствии Вознесенская церковь стала духовным центром округи и сыграла не последнюю роль в истории прихода.

По сведения, собранным краеведом, после постройки каменной церкви деревянная была разобрана в 1767 году. Кладку колокольни производил мастер каменных дел из Котельничского уезда Ермолай Спицын по проекту губернского архитектора Ф.М. Рослякова. Строительные работы продолжались с 1793 по 1801 годы. Колокола, а их было 13, лили братья Бакулевы – знаменитые вятские мастера. В 1811 году переложили теплую церковь. Холодный храм был построен по проекту вятского губернского архитектора А.Е. Тимофеева. Самые ранние сведения об убранстве церкви относятся к 1870 году. Следующий строительный период относится к концу XIX века.

В 1937 году церковь закрыли временно, в 1939 – окончательно. Началось восстановление храма в 1988 году по инициативе директора совхоза «Ардашевский» Алексея Мелькова. После более полувекового молчания в храме первое богослужение совершилось в ноябре 1991 года.

И сегодня храм отличается своей уникальной архитектурой. Все гости отмечают его особенную красоту. Окна в куполе, пропускающие свет, словно символизируют Свет Христов, освещающий все в этом мире. И самое главное, что в храме совершается богослужебная жизнь.

- Прихожане – жители Каринки или среди них и в нынешнее время есть жители соседних деревень?

- Деревень в окрестностях почти не осталось. В селе Филиппово есть молельный дом, в котором раз в неделю служим молебны, чтобы не оставлять жителей без духовного попечения. В Вознесенский храм к нам приезжают помолиться из Кирова, Кирово-Чепецка, Просницы и Филиппово. Из Каринки молодежь разъехалась по городам. Обычно летом прихожан у нас больше, приезжают из города крестить детей в старинном храме, бабушки приводят в церковь гостящих на каникулах внуков. Многим нравится именно старинная архитектура храма, порой приходится от людей слышать слово «намоленный».

- А сейчас кто помогает поддерживать жизнедеятельность прихода?

- Кто может помогать на приходе? Господь Бог. И люди, которые рядом.

- Расскажите о верных чадах Церкви, кого чаще всего видите в храме за молитвой, кто всегда поддержит батюшку словом и делом?

- Казначей. Надежда Николаевна Мохова у нас совмещает труд казначея и просфорника, на клиросе читает, печи топит, дрова складывает, облачения гладит. В свои семьдесят лет очень деятельная, самое верное чадо. Порой бывает, совершаю Всенощное бдение, Надежда Николаевна и Валентина Анатольевна Агалакова читают и поют, Татьяна Валерьяновна Данилова на казне помогает, Галина Степановна Шевнина звонит в колокола, а ее сестра Валентина Степановна следит за свечами. Это те верные христианки, кто не только в храм ходят, они и молятся, и помогают священнику на приходе. Они пример тех, кто, по слову философа Тертуллиана, «Христианами становятся, а не рождаются».

О пути к вере

- Вы воспитывались в верующей семье?

- Бабушки были верующие. По маминой линии бабушка была набожная, и в крестный ход в советское время ходила, несмотря на то, что со стороны властей на церковь были гонения. И по отцовской линии бабушка верующая была. В детстве наблюдали, как она перед едой и после молилась, раньше мы не понимали, что она шепотом читает. Уже позднее она нас, внуков, научила читать «Отче Наш…». А родителям в советское время не рассказывали о церкви, поэтому от храма были далеки.

- Каким образом происходило ваше дальнейшее духовное становление, кто оказал духовное руководство на пути к священному служению?

- Так сложилось, что когда я ушел в армию, мой друг поступил в Вятское Духовное училище. А когда я вернулся из армии, он уже был священник, приеду к нему, помогаю, так стал приобщаться к служению в храме.

Отвечая на вопрос о пути к вере, не могу сказать, что у меня однажды произошло какое-то озарение. Как уже говорил, к вере с детства приобщали бабушки. И если вера женщины подчас основана на чувствах, то мужчине обычно логически понять надо, а зачем в храм нужно идти. И в этом смысле – понимания веры, приобретения знаний, объяснения тех или иных явлений в духовном мире большой вклад для меня внесли преподаватели Вятского Духовного училища, которое прежде закончил. Отец Евгений Смирнов замечательно преподавал Ветхий Завет, отец Сергий Гомаюнов – Историю Церкви, отец Александр Бахаревский – Литургику, Догматическое Богословие и так далее. Все преподаватели старались дать как можно больше знаний. Сейчас учусь на заочном отделении Нижегородской духовной семинарии.

Уже когда учился в духовном училище, было стремление послужить Господу и Церкви, конкретной цели стать священником не было, думал, как угодно будет Богу. И сначала, полагаясь на волю Божию, был рукоположен во диакона, а через два года и во священники.

- Кто поддержал вас в принятии решения посвятить жизнь священному служению?

- Поддерживали все – и супруга, и родители, и друг, который стал священником прежде меня.

У родителей мировоззрение постепенно менялось, давно ведь уже коммунизма как такого в стране нет. Мама сейчас сама старается бывать в храме, с интересом читает православные книги, которые ей привожу.

Моя супруга матушка Татьяна в первые годы служения вместе со мной ездила по дальним населенным пунктам, где служил на приходах. Непросто нам пришлось в первые годы служения на приходе в Песковке – поселке Омутнинского района, где нужно было приносить из родника воду, чтобы элементарно постирать, и воды для различных нужд надо было довольно много с маленькими детьми. И мне как молодому священнику приходилось окормлять зону строгого режима в населенном пункте Котчиха. И там у меня среди осужденных появился помощник, человек полюбил Бога и уже освободившись, исправил свою жизнь и теперь часто посещает храм, исповедуется, причащается Святых Христовых Таин.

- Есть ли у вас домашние питомцы?

- Есть у меня и кошка, и собака. Мне кажется, все, и лесные животные тоже, созданы Богом в помощь человеку. Вспомним Серафима Саровского, к нему мишка приходил, батюшка гладил его. А домашние тем более, конечно. Собака как друг человека всегда со мной.

«Бог рядом с нами»

- В дни Крестопоклонной седмицы верующие особым образом поклоняются Кресту Христову, приходилось ли вам в пастырской практике быть свидетелем всемогущей силы Животворящего Креста Господня?

- Крест Великим постом выносят в помощь верующим, чтобы они могли сугубо помолиться: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресенье Твое славим». Крест и крестное знамение – это наши помощь и защита, дарованные нам от Бога.

Часто люди начинают вспоминать о чудесах. С утра проснулся – уже чудо. У Господа просили: сотвори чудо, мы уверуем! Господь что сказал: будут видеть и не увидят, будут слышать и не услышат, и не дастся им ничего. Если задуматься вечером, придя домой, то и прошедший день – чудо. Просто кому-то надо прямо такое явное, что солнце померкло и снова засветило. Зачем доказывать то, что и так понятно? Лучше вспомнить слова святителя Феофана Затворника: «”Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мк. 8:34), за Господом крестоносцем нельзя идти без креста, и все идущие за Ним непременно идут с крестом. Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие извне и изнутри на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин – там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина». Вот вам и вся истина.

- За Крестопоклонной следует неделя Великого поста – преподобного Иоанна Лествичника, что может быть ступенями духовной лестницы для современного верующего человека?

- Любая духовная книга дает знания о Боге и душе человека. И «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника – кладезь знаний на пути возрастания души. Но можно начать познавать духовный мир с любой книги святых отцов церкви, и уже придя в храм, будешь иметь понимание, что прочитал о Таинствах, церковном убранстве, богослужении, и основываясь на знании, сознательно подходить к Таинствам исповеди, Причастия. И священнику уже легче будет выстраивать разговор с понимающими людьми.

Самообразование – это очень важно. В городе много воскресных школ, где также можно получить знания. И своим прихожанам говорю, если есть вопросы, запишите их, и после службы в воскресенье мы рассмотрим их за чаем в трапезной, там же разбираем евангельские притчи и все, что интересует людей в духовном плане. Но главное, чтобы у самого человека было стремление к знанию.

- Спаситель на земле жил и общался с самыми разными, в том числе, простыми людьми. А кто составляет паству современного священника?

- У любого священника, поставленного на приход, не только прихожане, но и жители села – его паства, которая даже в храм не ходит, ты за нее все равно отвечаешь, ты для этого сюда поставлен. За богослужениями и в Каринке, и в Филиппово напоминаю верующим, что, смотрите, нас немного, а за всех молимся, «за всех и за вся» звучит за Литургией возглас священника.

Иногда проходят встречи с жителями села Филиппово при Доме культуры, и жители проявляют интерес к беседе с батюшкой. Вопросы у многих есть, но некоторые в храме стесняются подойти и спросить священника, на что поясняю, священник на то и поставлен, чтобы прояснить вам какие-то духовные моменты. Порой вопросы начинаются с того, как свечу поставить, как в храм зайти, начинаешь общаться, а вопросы все глубже идут.

- Наверное, жизнь сталкивала с людьми, например, в путешествиях, совершенно далекими от храма, их приходилось как-то поддержать, обратить взор к вере?

- Однажды с человеком разговорились в автосервисе, каждый делал свою машину. Узнав, что я новый на приходе батюшка, он сообщил, что тоже человек верующий. Говорю: а почему я тебя в храме не вижу? В Священном Писании сказано: «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2:26). Говорю, если есть какие-то вопросы, ты знаешь, где я живу, (на селе все знают, где дом священника). Пришел, мы с ним поговорили. Евангелие почитали немного. На второй день пришел, у него уже кипа вопросов. Потом он стал в храм приходить. Меня, правда, перевели с того прихода, но знаю, что он сейчас уже в алтаре помогает, апостол читает за богослужениями. Интересно было наблюдать, когда он стал ходить в храм, жену с дочкой стал будить. Жена у него жалуется, мол, почему он нас будит по выходным и ведет на службу. Я говорю ему, не трогай уж их, сам только начал приходить в храм, уже с других требуешь. Смотрю, служба, вторая, третья… а на четвертой снова все вместе стоят. Говорю, ты снова их принудил? Отвечает: нет, утром встаю, молюсь, спрашивают, мол, ты куда? – на службу; жди мы с тобой пойдем. С тех пор все вместе ходили, сейчас, правда, дочь у него уже замуж вышла. Вот такая случайная встреча, а теперь человек ходит в храм, Богу молится.

- Что больше всего волнует современных мирян? И где находите верное слово поддержать, вразумить, укрепить в человеке веру?

- Я бы разделил житейский совет и духовное слово. Порой люди спрашивают, как им быть, но если это касается семейных дел, отвечаю, что решение должно быть принято семьей, а не советом священника, потому что со стороны может быть неизвестно всех обстоятельств внутри семьи и мотивов поступков. Если муж и жена постоянно оба ходят к священнику на исповедь, он еще может что-то посоветовать, потому что обоих знает. Одно могу только сказать: Богу молись и все будет.

- Обычно во время Великого поста верующие стараются принять участие в таинствах исповеди и Причастия, а если человек боится идти на исповедь?

- Священник принимает исповедь и совершает молитву об отпущении грехов, когда видит, что человек сам осознает свои грехи, у него есть покаянное чувство. А представьте, батюшки преклонных лет, сколько всего наслушались за свою жизнь. И я когда в Песковке служил, а там колония строгого режима, приходилось духовно окормлять осужденных, поэтому исповедь была серьезная. Но напрасно человеку переживать о том, что священник о чужих грехах потом помнить будет. Нужно понимать, что на исповедь человек приходит к Богу, а священник – свидетель, который обращается к Господу с молитвой о прощении наших согрешений.

- И все же Господь все грехи прощает…

- Нет грехов непрощенных, есть грехи нераскаянные. И Иуду Искариотского Господь мог простить, если бы тот раскаялся и со слезами бы припал, как апостол Петр, такой же был бы апостол, но он пошел и удавился. А мы пойдем ко Христу.

- А чем священник поддерживает человека, если он пришел к нему в унынии от того, что ему тяжело переносить что-либо в жизни, какой-то свой груз или ситуацию?

- Мы ведь знаем, что Господь не дает креста, который мы нести не можем. Если кажется, что есть такой, значит, мы его можем нести, значит, силы на это есть. И наверное, не стоит роптать, что Бог дал крест не по силам. Всем дается такой, какой можем нести. И несем. Главное, не унывать, не печалиться. Как говорю, руки-ноги есть, ходить можем, Богу молиться можем, уже должны быть благодарны жизни за это. И как говорится, не проси у Бога легкой ноши, а проси крепких плеч нести эту ношу. И как в Священном Писании сказано: «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает» (Пс. 54:23). Так что мы на Бога должны возлагать все свои труды и чаяния. Помолись Богу и делай так, как считаешь нужным.

- Вы сказали, что молитва – разговор Бога с человеком, а как понять ответ от Господа?

- Кто молится Богу действительно от души, Господь его слышит, и человек слышит ответ Божий всегда, пусть, может, не явно как-то, но он видит этот ответ и помощь Господа все равно ощущает. Мы думаем, что Бог далеко, а Он рядом с нами.

- Вера, молитва, любовь – это дар Божий, который поселяется однажды у человека в душе?

- Конечно, это благодатные дары по милости Божией, но их нужно и взращивать. Что можно сделать «в душе»? Мне кажется ничего. Все равно надо это как-то проявлять, должны быть какие-то действия. Вера должна сопровождаться делами. Мало верить в душе, нужно в храм идти. Когда люди говорят «верую в душе», отвечаю им – вы еще зарплату получайте в душе и обедайте в душе, не хотят. Поэтому и вера, и любовь должны проявляться действием – «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2:26), снова к Священному Писанию вернулись.

О праздниках и событиях

- 5 мая в этом году верующие празднуют Светлое Христово Воскресение. Что позволяет душе особым образом ощутить пасхальную радость?

- Сколько раз приходилось замечать, когда даже неверующие люди в пасхальные дни говорят о том, что ощущают, что что-то в мире произошло, то есть Пасха – это не какое-то воспоминание, это событие, происходящее во времени. Даже если человек в храм не ходит, он отмечает в мире присутствие особого Света, благодати. Понятно, что верующий человек этот праздник переживает особым образом. Пасха – это такой особенный праздник, который ни с чем не сравнить, отдельное такое делание. Весь мир, празднуя Воскресение Господа, ощущает пасхальную радость. Праздников праздник, торжество из торжеств.

- Какая Пасха вам запомнилась больше всего?

- Когда пришел после армии, мне довелось встретить Пасху в Великорецком (родители живут в Юрьянском районе, а храма в Юрье тогда еще не было). Крестный ход совершили вокруг храма с пасхальными песнопениями, всю службу пасхальную тогда отстоял. И даже просто помолившись за пасхальным богослужением, ощутил тепло, свет, радость, наверное, все это и называют верующие благодатью Божией, которую мы все, христиане, призваны стяжать в своей жизни.

- А что почитать в это время?

- На меня однажды произвела впечатление книга «Пасха Красная», повесть, в которой автор рассказывает о трех оптинских новомучениках – иноке Ферапонте, иноке Трофиме и иеромонахе Василии. Из книги мы узнаем об их прожитой жизни от рождения и до последнего дня в монастыре и об их трагической кончине – воплощении человеческого зла на Церковь, на все Божие и святое, которое присутствует порой в душах у людей во все времена.

Чтить и помнить

- Каким образом празднуют в Каринке День Победы, остались ли в живых ветераны Великой Отечественной войны? Жива ли в вашей семье память о героях?

- Служим обычно Литургию в День Победы, Благодарственный молебен о дарованной победе, панихиду по усопшим воинам. Стараемся ходить к памятнику, почтить память воинов. Года четыре назад отпели последнего ветерана войны среди жителей Каринки. Труженики тыла также уходят от нас. Пока память о тех годах хранят еще дети войны.

Дед у меня воевал, даже найден наградной лист в базе Минобороны с информацией о подвигах деда по отцовской линии: «Леушин Иван Федорович, ловко применяясь к местности, меняя позиции, снайперским огнем уничтожил 24 фашистских автоматчиков и снайперов», чем обеспечил продвижение первой роты, «после чего подразделение смогло выполнить боевую задачу, потом заняв позицию, еще уничтожил четырнадцать фашистских автоматчиков». Командир роты собирался представить деда на героя, но командир сам был убит, поэтому дед удостоен медали за отвагу. И еще у него была медаль за оборону советского Заполярья. Во время войны солдат туда дислоцировали, чтобы укрепить позиции на севере, откуда немец также пытался зайти.

Дед по линии матери – Федор Солодянников на Курской дуге был контужен и попал в плен, был на работах в Европе. Освобождали их союзники, предложили в Америке жить, на что он ответил: я домой поеду. А домой пришел только в 1953 году, поскольку по возвращению в страну был заключен в лагерь, как ему было доказать, что не по доброй воле в плен попал? И только когда в стране после смерти Сталина началась миссия по освобождению из лагерей, его отпустили, реабилитировали и позднее, как и многим другим участникам, в 1980-х годах дали Орден Великой Отечественной войны. Вообще семья деда по маминой линии претерпевала террор со стороны советских властей задолго до войны. Будучи трудолюбивыми крестьянами на селе, они засевали поля, выращивали зерно, весной на посевные работы и осенью на уборку урожая нанимали крестьян за плату, за что и были раскулачены. Такие испытания приходилось понести труженикам села в то время.

- Второе воскресенье по Пасхе Церковь празднует память святых жен-мироносиц. Можно ли таковых увидеть в современных христианках?

- Это монахини, молящиеся в святых обителях, жены священников, матери воинов, молящихся за сыновей – защитников Родины и поколение «бабушек в белых платочках», о которых уже сказано, трудящихся на сельских приходах, как у нас в Каринке. Думаю, можно всех туда причислить, кто искренне старается идти за Христом. На этих «бабушках в белых платочках» церковь в годы гонений выстояла.

Но важно смотреть именно на внутреннее движение души человека. К примеру, все ли матери молятся о воинах? Порой даже сам говорю: приди, помолись, поскольку сын на войне, не случайно сказано: молитва матери со дна моря достает, и случаев таких много.

За воинов мы в храме и сами молимся, служим молебен, совершаем прошение о здравии – имена всех жителей сел Каринка и Филиппово, которые мобилизованы или по контракту ушли и находятся в зоне специальной военной операции, мы переписали и читаем во время молебна о здравии.

- На молебне молитесь только за крещеных?

- На молебне молимся о всех ушедших в зону СВО, они же веру православную защищают. Те, кто пока не крещен, крестятся в свое время, а может, и крещен уже, на войне духовенство также окормляет подразделения и многие солдаты принимают Таинство Крещения. Понятно, что во время Литургии некрещеных поминать нельзя, а на молебнах молимся о здравии всех. Ведь и совершая поминовение воинов в День Победы – участников Великой Отечественной войны, мы читаем имена, не зная, был крещен человек или нет. Как говорил покойный Владыка Хрисанф, «лучше ошибиться в любви, чем в ненависти». Лучше я за некрещеного помолюсь, чем не буду за крещеного молиться. Так или иначе, солдаты страну нашу отстояли и вместе с ней веру православную.

Вятская Пасха

- В начале июня в Вятской Епархии традиционно совершается Великорецкий крестный ход, вам доводилось принимать участие в паломничестве на реку Великую?

- Странный для меня вопрос: Вятская Пасха наша, и как я туда не пойду? С конца девяностых каждый год хожу на Великую. Правда, в 2020-м пандемия была, пришлось пропустить. Матушка Татьяна у меня ходит, детей стараемся с собой брать.

Есть группа верующих людей из Филиппово, кто каждый год идут Великорецким крестным ходом и молятся Николаю Чудотворцу, при этом в храм заходят редко, говорю им, как-то у вас это не складывается одно с другим. Порой спрашиваешь исповедников в паломничестве: когда прошлый раз причащался? Отвечают, что год назад на Великой, возникает вопрос: а как же встречал Рождество Христово, Пасху праздновал? Перед Богом надо быть искренним во все времена. С другой стороны, в паломничестве многие и делают свои первые шаги к вере, к храму, к Богу, сама атмосфера к этому располагает, все относятся по-доброму друг к другу, помогают. Например, ходили на Великую знакомые католики помолиться Николаю Чудотворцу, после чего переходили в Православие.

Когда иду в крестный ход, никогда не задаюсь целью попросить что-то у святителя Николая, мир во всем мире и все. Правда, есть разные истории. Один из батюшек рассказывал случай: женщина в источнике в честь Казанской иконы Божией Матери села Горохово совершила окунание, поднимается к храму и вдруг спохватилась, что чего-то не хватает, в очках была, сморит по сторонам и все видит четко, даже страшно за очками обратно было идти, вдруг, тем самым, усомнится в вере. Господь чудо сотворил, исцелил.

И когда паломники в минувшем году 8 июня вернулись в Киров, мне запомнились слова митрополита Марка. Отслужив молебен на соборной площади Трифонова монастыря, наш Владыка Марк сказал слово и сам так проникся, что переживания откликнулись и в наших сердцах. Владыка напомнил слова Священного Писания: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучитесь, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащемуся отворят (Мф 7:7–11). И «За все благодарите Бога» (1 Фес. 5: 16–18). Говоря о том, что в крестном ходе мы получили очередной навык в смирении, в терпении, укрепляли свой дух, Владыка исходил из собственного духовного опыта: первым из архиереев в 2015 году он прошел крестным ходом на Великую, и каждый год принимает деятельное молитвенное участие в Великорецком крестном ходе. И конечно, мы все вновь ждем этого события – молитвенного шествия на реку Великую вслед за чтимой иконой святителя Николая.

По святым местам

- А еще были в вашей жизни запоминающиеся паломничества?

- Самое незабываемое, когда мы ездили на Святую Гору Афон. Есть у меня знакомый, у которого сеть обувных магазинов, и он однажды сказал: делай загранпаспорт и я все оплачу. Он оплатил из своего кармана поездку нескольким священникам. Сам поехал и батюшкам организовал такую поездку. Это было больше десяти лет назад, а впечатления той поездки – недели на Афоне в сентябре – свежи до сих пор. Старинные древние монастыри, столько святынь в храмах, сама духовная атмосфера среди величия природы – рядом голубое море, храмы на горе.

Русских там любят, русский паломник везде и записочки подаст, и иконы, сувениры приобретет, для близких и друзей подарочки, тем самым, поддерживает монастыри. В четыре утра вставали и шли на службу. Вспоминаю и скит Андрея Первозванного. Атмосфера на Афоне такова, будто на небе побывал – не передать словами или фильмами, надо просто побывать там и помолиться. Рядом красота земная и небесная. Благодарен организатору поездки Сергею и его супруге Ольге за возможность побывать на святом месте. Сейчас уже сложнее всем нам совершить такое паломничество.

Нравится бывать в Дивеево. При всей земной красоте и благоустроенности обители, доброжелательности матушек, там особым образом ощущается духовное покровительство святого Серафима Саровского и Пресвятой Богородицы.

И конечно, нравится бывать в монастырях, которые восстанавливаются. Однажды ездили в Пафнутие-Боровский, достаточно древний монастырь, проникся там атмосферой духовного братства.

Слава Богу, довелось прежде побывать в поездках по святым местам России, где как священник окормлял паломнические группы. Разъясняя что-то для верующих, отвечая на их вопросы, и сам имел возможность поклониться святыням.

- Ваши пожелания читателям в преддверии Светлого Христова Воскресения.

- Христос Воскресе! Радуйтесь и славьте Его!

- Отец Андрей, спасибо за беседу!

Беседовала Лада Баева

На фото:
- иерей Андрей Леушин;
- Вознесенский храм села Каринка;
отец Андрей с матушкой Татьяной в крестном ходе.

Фото храмового комплекса села Каринка с сайта chepetsk.ru

Фото

Возврат к списку