04.05.2024

Пасхальные традиции

О традиции освящения пасхальной пищи рассказывает иерей Георгий Павлов, руководитель миссионерского отдела Вятской Епархии, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы города Кирова, преподаватель Вятского Духовного училища.

Наступает праздник Светлого Христова Воскресения. Этот день предваряется Великой Субботой, в которой поется значимая молитва, начинающаяся со слов «Да молчит всякая плоть человеча...». Церковь вспоминает пребывание Христа во гробе, Он еще не воскрес. 

В этот день мы должны с особой осторожностью и вниманием относится к тому, что мы говорим, и что мы думаем. Молчание в первую очередь касается осуждения - не осуждать ближнего своего, не сказать лишнего слова, не вести праздных разговоров, не суетиться, не пытаться сделать всех дел. Дела необходимо отложить, чтобы ожидать Светлого Христова Воскресения.

Что освящают на Пасху, какую еду можно приносить в пасхальные дни для освящения?

В этот день есть добрая христианская традиция освящения пасхальной пищи. Священник читает молитву на освящение яиц и Пасхи (на церковнославянском «млеко огустевшее» означает буквально сметана, творог), также верующие в этот день приносят в храм куличи. О другой пище нет упоминания в молитве.

Когда освящается пасхальная пища?

Освящение совершается в каждом храме по расписанию. В больших храмах освящение обычно начинается утром и продолжается в течении всей субботы и на следующий день - в воскресенье после Литургии.  

Зачем мы освящаем пищу?

Нужно понимать, что сама по себе пища не меняет свой качественный состав от освящения, она не приобретает свойств целебных, у нее не продлевается срок годности, она не становится вкуснее. Это совершенно все не об этом.  

Освящение пищи пасхальной несет в себе две цели:  первое - мы приносим в храм благодарение Богу за те блага материальные, которые Он нам дал. Поэтому в древности приносилась в храм еда на освящение, но она не вся домой уносилась. Какая-то ее часть оставалась там, чтобы храм мог раздать ее нуждающимся, тем, кто позволить себе не может.  Когда мы что-то приносим в храм на освящение, мы частичку должны оставлять, чтобы таким образом проявить заботу о тех наших близких людях, которые не могут себе позволить пасхальной пищи. 

Второе - мы должны понимать, что освящение пищи - это некое освящение нашего послепостового времени. Мы просим Господа благословить эту пищу, чтобы от нее не впасть в искушение, не начать переедать, чтобы от пищи не разрушить всех тех духовных плодов, которых мы приобрели за время поста, чтобы мое окончание Поста этот самый Пост не разрушила, не испортила, не обесценила. 

Поэтому молитва на освящение пищи - это молитва о том, чтобы эта пища была для меня не во искушение, чтобы она для меня была на пользу. Апостол Павел писал: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор 6:12). Это очень важно понимать.

Иерей Георгий Павлов, руководитель миссионерского отдела Вятской Епархии, 

клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы города Кирова, преподаватель Вятского Духовного училища

Пресс-служба Вятской Епархии

Фото

Возврат к списку