В тяжелые времена Бог ближе
В июле 2024 года настоятель храма святого Георгия в поселке Мирный иерей Евгений Костылев проходил служение в зоне проведения специальной военной операции.
Отец Евгений является помощником командира по работе с верующими военнослужащими в войсковой части 71316, расположенной в пгт. Мирный. Священник совершает богослужения, проводит духовно-просветительские беседы с воинами и сотрудниками воинской части, участвует в торжественных мероприятиях части, помогает призывникам.
- Отец Евгений, в июле вы в очередной раз отправились в командировку на место проведения специальной военной операции. Вы, как и другие священнослужители, помогаете бойцам словом и молитвой. В чём вы видите свою задачу? Служение в условиях СВО отличается от служения в храмах Епархии. В чем заключается это отличие?
- Я являюсь настоятелем храма в поселке Мирный и штатным сотрудником воинской части. Такие командировки – часть моего служения. Главная цель любого священника - «крестить и благовестить», то есть - совершать Таинства и проповедовать. Некоторое отличие есть в проповеди, я стараюсь говорить по-военному четко, конкретно, с примерами общественной жизни, истории нашей страны. Что касается богослужебной деятельности, то, конечно, в полевых условиях Литургию не послужить, но молебен, Крещение, исповедь, Причастие мы совершаем.
СВО продолжается уже два года, священники регулярно посещают воинские подразделения, радостно, что всегда есть желающие креститься. В одном из воинских подразделений, когда я раздавал крестики, ко мне обратилась женщина и попросила дать ей два. Когда я спросил: «Зачем?», она сказала, что ее сын, которому 7 лет, хочет креститься и она привезет ему крестик со специальной военной операции.
- Отец Евгений, как воину, защитнику Отечества подготовить себя, перед тем, как отправиться на защиту Родины? Молитвенно, духовно, в какой храм подойти, к кому обратиться? О чем спросить священника и как попросить помощи Божией?
- Можно обратиться к любому священнику в любом храме, я думаю, что никто не откажет во встрече, духовной беседе. Я бы очень советовал тем, кто отправляется на специальную военную операцию, сходить на исповедь и на Причастие. Весь груз нашей жизни, который мы с собой тащим, наши грехи в сложных обстоятельствах начинают давить ещё сильнее. Они тянут вниз, как будто вещмешок с камнями за спиной болтается, от этого ещё тяжелее жить, двигаться, а снять этот груз перед отправлением на специальную военную операцию - это было бы очень хорошо.
- Что делать, как молиться родным воина?
- Можно взять правило посильное - читать десять молитв Иисусовых. Можно, например, договориться с родственниками и друзьями утром и вечером читать за воина три раза «Отче наш». Можно молиться своими словами, также есть и специальные молитвы о воинах.
В беседах военнослужащие часто мне говорят, что их родители, жены, близкие и друзья за них молятся. Они очень ценят и дорожат такой поддержкой. Поэтому важно не просто подавать записки на молебен, а и самим искренне молиться на богослужении.
Во многих храмах сейчас проходят молебны о воинах, о победе. Посмотрите расписание на сайтах и в сообществах храмов в социальных сетях, спросите в церковной лавке. Соборная молитва, объединение очень важно. Кроме того, на этих молебнах можно найти поддержку близких людей, потому что на них приходят верующие, объединённые общими заботами, молитвой о сродниках.
Также молятся святым - покровителям воинов. Это святые великомученники Георгий Победоносец, Фелдор Стратилат, святой благоверный князь Александр Невский, святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Есть много святых, которые помогают воинам, потому что сами были воинами и знают, что такое воинское служение.
- Есть такое выражение: в окопах атеистов нет. Как вы считаете, так ли это?
- Те, кто с большим риском для жизни сталкивается, обязательно ищут поддержку в Боге. Те, кто был непосредственно под огнём, кто штурмовал или держал оборону - помнят о том, как им было тяжело и страшно. Тут просто не хватает собственных сил, не хватает никаких внутренних ресурсов. Ситуация настолько экстремальная, что сил не хватает, и человек начинает искать помощь извне, в том числе и в вере.
- Представители других религий тоже посещают бойцов?
- На беседы со священником приходят и православные верующие, и мусульмане, и буддисты. Часто мы ездим с имамом. Сначала мы беседуем со всеми, а уже на молитву, Таинства ко мне идут православные христиане. С кем-то мы беседуем индивидуально, кто-то исповедуется, крестится, берет крестик или молитвослов.
У военного священника нет задачи обратить как можно больше людей в Православие. Мы говорим про общечеловеческие ценности и с уважением и любовью относимся друг к другу. Боевые действия – это сильнейший стресс, экстремальная ситуация, поэтому мы стараемся говорить о том, что нас действительно объединяет.
На беседах с военнослужащими говорим о том, что мы делаем правое дело, защищаем людей, которые там живут, которые попросили нас прийти на защиту. Это наша земля! Об этом говорит даже то, мы к ней относимся - освобожденные территории расцветают, ремонтируются и строятся дороги, детские сады, заводы, жилые дома, приходят банки, российские сервисы. Мирные жители Донецка, Луганска – там, где я был, считают нас освободителями. Это важно понимать солдату.
- Рассказывали ли вам воины о чудесах, которые с ними происходили? Может быть, о каком-то чудесном спасении по молитвам?
- Зимой один человек мне рассказал, что сделал импровизированный молитвенный уголок – ящичек с иконами повесил на дереве. Потом он пошел на задание - в результате он тяжело ранен, но остался жив. Это чудо? Часто пытаемся Богом управлять, представлять так, что мы Богу молитву, а Он нам блага земные, здоровье или долгую жизнь. Но молитва – это не гарантированный результат, а разговор с Богом. Воину нужно и военное дело изучать, и бронежилет использовать, и стрелять уметь, и, конечно, быть духовно крепким и молиться.
Беда в том, что многие ничего не знают о Нем и не знают, как молиться. В 90-м псалме говорится, вместе со всем остальным, о вере, о доверии. О том, что верующему человеку нужно много испытаний пройти и понять, что все в конце концов заканчивается наилучшим образом. Бог нас ведёт, о нас заботится.
Псалом 90:
1 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.
2 Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.
3 Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна,
4 плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.
5 Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни,
6 от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго.
7 Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится,
8 обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши.
9 Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.
10 Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему,
11 яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.
12 На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою,
13 на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия.
14 Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу eго: с ним есмь в скорби, изму eго и прославлю eго,
16 долготою дний исполню eго и явлю eму спасение Мое.
Даже если сейчас ситуация кажется ужасной проблемой, то завтра ты увидишь, для чего это было нужно. Наблюдение, изучение своей жизни, своей истории, истории нашей страны говорит, что Бог в ней присутствует. Нужно научиться молиться Господу . На СВО это очень быстро происходит, потому что там много ситуаций, где божественное себя проявляет. Там все проявляется ярче, потому что жизнь и смерть очень близко. Через боль, через страдания, через слезы до нас быстрее доходит.
Вспомним праведного Иова. Кажется, что, живя праведно, человек получает от Бога награду. Но Иов страдает как раз потому, что жил праведно. В таком бедственном положении Иов не отрекся от Бога и остался верен Ему. Как в пословице: «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Когда «гром грянет», когда тяжело, он Бога вспоминает, и в тяжёлые времена Бог становится ближе. Но не потому, что Бог приблизился, а потому, что сам человек приблизился. Бог всегда близко к нам, это мы далеко.
Еще к вопросу о чуде. Один военнослужащий поделился со мной, что каждое утро он молится, и ему Господь помогает. Конечно, когда верующий выделяет время на молитву, он ощущает духовную поддержку. А с другой стороны, если человек не матерится, не упивается, следит за собой, своим душевным здоровьем, то у него даже голова лучше работает, он адекватнее реагирует в ситуации боевых действий. Это соработничество с Богом, синергия.
Когда мать молится за сына, ему однозначно будет лучше. Но «лучше» в понимании человека и в понимании Бога - это не всегда одно и тоже. Например, есть горькие таблетки, в понимании ребёнка - это ужас и издевательство, а с точки зрения врача - он только так выздоровеет. Мы часто как дети, рассуждаем со своей маленькой высоты о том, что плохо, а что – хорошо. Но так нельзя, мы начинаем Бога учить, как нас спасать. Этого не надо делать.
- Как помочь в духовном плане тем, кто возвращается со специальной военной операции? Что может сделать церковь, прихожане, родственники?
- Нужно быть бережнее, деликатнее друг к другу, не докучать праздными расспросами. Для нас это может быть любопытством, а человеку тяжело вспоминать. Если есть какие-то травмы душевные, которые выражаются в трудностях адаптации к мирной жизни, нужно обращаться к специалистам, психологам, священникам.
- Иногда спрашивают, как помочь, какие вещи отправить на фронт, в чем есть потребность?
- Очень нужна адресная помощь через фонды и через командование воинских частей. Есть много фондов и организаций, которые помогают – можно и финансово жертвовать, и принять участие своим трудом. Не надо посылать то, что не нужно вам. При некоторых храмах прихожане делают тактические носилки, маскировочные сети и пишут с детьми письма для солдат.
И еще важный момент - мы сейчас воюем одни против множества стран, против западного мира. Если мы будем некачественно выполнять свою работу, полдня сидеть, бездельничать,– это очень плохо. Главная помощь фронту - сильный тыл, сильная страна, когда каждый на своём месте честно делает своё дело.
Со священником беседовал: Максим Валентинович, пресс-служба Вятской Епархии