Сын священника, этнограф, лингвист
Одним из наиболее важных в моём жизненном календаре является День этнографа, отмечаемый представителями этой профессии 17 июля. Дата связана с появлением на свет знаменитого путешественника Николая Николаевича Миклухо-Маклая (1846–1888). Знакомство с его биографией во многом повлияло на то, что на историческом факультете Московского государственного университета я стал специализироваться по кафедре этнографии. Работая над дипломным проектом, посвящённым формированию русского населения в многонациональном Вятском крае, я обращался к работам знатоков местной истории и этнографии, в частности, Аркадия Ивановича Емельянова (1879–1942). Вспомнить именно сейчас о крупном этнографе и лингвисте, знатоке жизни и быта финно-угорских народов заставляет памятная дата: в июле исполнилось 145 лет со дня его рождения.
Будущий учёный появился на свет в городе Орлове в священнической семье. Рано оставшись сиротой, юноша сначала решил пойти по стопам отца. Получив образование в Вятском духовном училище и семинарии, продолжил учёбу в Казанской духовной академии. В 1903 году вернулся на родину, где стал руководить учреждёнными миссионерским комитетом инородческими школами. При этом слушателей инородческих курсов А.И. Емельянов обучал марийскому, удмуртскому и татарскому языкам. Заинтересованное общение с представителями малых народов позволило Аркадию Ивановичу создать ряд интереснейших трудов, не потерявших своего познавательного и научного значения и в наши дни. Среди них изданные в 1914 и 1915 годах в Казани книги «Черемисы-язычники: картины из быта черемисов» и «Татары-мусульмане: картины из быта татар».
В это время А.И. Емельянов жил в Казани, куда переехал в 1907 году. Время его пребывания здесь «разложено по полочкам» в статье бывшего директора Российской национальной библиотеки Леонида Александровича Шилова, включённой в биографический словарь «Сотрудники РНБ – деятели науки и культуры». Здесь, в частности, говорится, что с 1907 по 1919 годы Аркадий Иванович — «преподаватель русского языка и словесности в Казанской учительской семинарии для крестьян из инородцев и руководитель обучения в образцовых при семинарии школах (вотяцкой, черемисской, мордовской и чувашской).
С 1917 года он перешёл на преподавательскую работу в вузах. В 1917–1921 годах преподавал марийский и финский языки, этнографию финно-угорских народностей и введение в финно-угроведение в Казанском Северо-Восточном археологическом и этнографическом институте, читал лекции по этнографии в Казанском высшем институте народного образования. Состоял членом Востоковедческой комиссии Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, поставившей целью систематизацию и подготовку к печати материалов по этнографии и истории восточных племён России. Являлся председателем Казанской комиссии по изучению вотяцкого языка».
Удмуртам А.И. Емельянов посвятил свой знаменитый «Курс по этнографии вотяков», увидевший свет в трёх выпусках в 1920–1921 годах. По прошествии более чем шести десятилетий об этом труде в «Истории этнографии удмуртов» её ижевские авторы Владимир Емельянович Владыкин и Людмила Степановна Христолюбова написали: «В книге рассматривается комплекс религиозных верований удмуртов, почитание предков, общественные моления, пантеон духов; содержится очень подробное описание погребальных и поминальных обрядов, а также земледельческих праздников. Более полного, чем у А.И. Емельянова, описания нет, пожалуй, и по настоящее время».
1921–1925 годы стали периодом вынужденных скитаний учёного. Будучи непревзойдённым знатоком финно-угорских языков, он преподавал их в университетах Саратова, Самары и Перми, пока, наконец, не оказался в Ленинграде, где наш земляк трудился в Ленинградском университете, Публичной библиотеке, Институте народов Севера. Здесь в 1927 году вышла в свет его очень востребованная в то время «Грамматика вотяцкого языка».
К сожалению, Аркадия Ивановича, как и многих других крупных учёных той поры, не обошли стороной незаконные репрессии. Л.А. Шилов лаконично повествует об этом так: «В начале 1930-х годов взгляды Емельянова подверглись в печати критике за игнорирование классового подхода к изучению этнографии и лингвистики, «за великодержавный шовинизм, за проповедь методов буржуазных учёных». 28 февраля 1933 года он был арестован по подозрению в националистической деятельности финских народностей СССР и шпионаже. Освобождён из-под стражи 17 мая того же года в связи с недоказанностью обвинений». Абсурдных обвинений, добавим мы.
Восстановившись на работе в Публичной библиотеке, Аркадий Иванович трудился здесь до февраля 1938 года. О последнем периоде его жизни известно мало. Не стало нашего выдающегося земляка в апреле 1942 года, когда его, обессиленного голодом и холодом, пытались вывезти из блокадного Ленинграда.