13.08.2024

«Христианский подвиг совершается во все времена»

6 августа, в день памяти благоверных князей Бориса и Глеба, в первом русском поселении на Вятке – Никулицком городище, нынешнем селе Никульчино, совершается престольный праздник Борисоглебского храма и празднуется День земли Вятской.

О традиции почитания на Вятке первых русских святых князей страстотерпцев, об актуальности духовного подвига святых Бориса и Глеба в нынешнее время рассказывает благочинный Слободского церковного округа Вятской Епархии, настоятель Борисоглебского храма, руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Евгений Смирнов.

Храм на древнем Никулицком городище

Отец Евгений, каким образом традиция празднования Дня земли Вятской в селе Никульчино связана с почитанием святых князей Бориса и Глеба?

– Благоверные князья Борис и Глеб – это сыновья святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси – первые канонизированные русские святые. В честь них освящен храм на древнем Никулицком городище – первом русском поселении на Вятской земле. По этой причине день престольного праздника здесь в селе Никульчино почитается как День земли Вятской. История православной церкви в нашем крае начинается именно здесь, в селе Никульчино, и, скорее всего, именно с этого праздника. Поэтому 6 августа отмечается и праздник церковный – день памяти святых Бориса и Глеба, и праздник гражданский – День земли Вятской.

Этот праздник напоминает нам о страницах нашей истории. Нам сейчас сложно себе представить, что происходило тогда, в далеком от нас XII веке, когда сюда пришли первые новгородские переселенцы, которые не только поселились на Вятской земле и стали ее возделывать, основали первые города и села, но принесли местным народам самое главное духовное сокровище – святую православную веру. Именно об этом напоминает нам храм на древнем Никулицком городище, где на месте языческого капища стал прославляться Истинный Бог, который есть Любовь, прославляться Бог – Спаситель мира. Здесь наши предки призывали на помощь и первых русских святых – благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба. Очень многое помнит древнее Никулицкое городище, очень многое помнит этот древний храм.

Пример для православной молодежи

Чему учат святые Борис и Глеб современных христиан?

– Святые Борис и Глеб – это пример для православной молодежи. Это первое христианское поколение на Руси, принявшее Святое Крещение и воспитанное в вере. Это пример настоящей христианской жизни и подвига – одновременно мужества, и смирения, любви и послушания родителям, настоящих духовных ценностей и верного нравственного выбора.

Житие святых Бориса и Глеба напоминает нам о событиях, которые произошли в скором времени после Крещения Руси. И эти события дают нам множество нравственных уроков. По-разному может человек принять святое Крещение и по-разному жить после этого великого Таинства. Крещение должно стать для каждого из нас началом новой жизни – жизни во Христе, жизни по святым заповедям Божиим. Именно так и жили святые братья Борис и Глеб, воспитанные родителями в христианской вере и положившие веру во Христа в основание своей жизни.

Но бывает и так, что человек, принимает Крещение формально. Внутреннего изменения человека не происходит, потому что вера во Христа не стала основой его жизни. Заповеди Евангелия – любовь к Богу и ближнему остаются чуждыми, потому что человек следует иным нравственным принципам, несмотря на то, что он в полноте воспринял благодать Божию в момент своего Крещения.

Так, и в семье святого князя Владимира перед его детьми – первым крещённым поколением встал выбор – как дальше жить? Мы видим, как по-разному поступали его сыновья. Князь Святополк, который вошел в историю как Окаянный решился на страшное преступление – убийство родных братьев только ради того, чтобы стать великим князем Киевским после смерти престарелого отца – князя Владимира. Он знал, что отец, скорее всего, престол завещает Борису, возможно, Глебу, возможно, Ярославу, а, возможно, еще кому-то из братьев.

Князья Борис и Глеб стали первыми на его пути. Святополк знал, что князь Владимир особенно любил Бориса и Глеба, за их кроткий нрав, за их мужество и храбрость, за их верность отцу и за многие другие качества, главное же, за их преданность Господу и настоящую христианскую жизнь, так что, скорее всего, киевский престол завещает одному из них.

Святые князья Борис и Глеб оба знали о коварном замысле Святополка. Они, имея княжескую дружину, могли бы воспрепятствовать этому злому замыслу, каждый из них мог обороняться, напасть первым, нанести удар, и тогда развязка была бы совершенно иной, но святые князья Борис и Глеб приняли решение, которое в наши дни покажется странным. Они вообще отказываются от какого-либо сопротивления, т.к. до конца они не верят в то, что Святополк способен на такую подлость, хотя верные слуги многократно их предупреждали об опасности. Они отказываются в это верить, т.к. считают своего коварного брата христианином. Они не боятся встречи с ним – ведь это брат, а значит с ним можно поговорить и решить все проблемы…

Кроме того, они понимают, к чему может привести война с братом – это погибшие русские воины – ведь русские будут бить русских, это вдовы и сироты. Это горе Русской земле. Они пытаются до конца эту беду отвести от родной земли. И делают это ценой своей жизни. Они предпочли сами умереть мученической смертью, лишь бы на Руси не было вдов и сирот, они не хотели быть этому причиной. Решиться на это мог только поистине мужественный человек с благородным сердцем и крепкой верой в Господа Бога.

По сути дела, они взошли на крест, как взошел на него Богочеловек Господь наш Иисус Христос. Ведь когда Господа распинали, он также мог умолить своего Небесного Отца и, наверное, и следа бы не осталось от мятежного города Иерусалима, наверное, в мгновение ока могли бы быть истреблены небесным огнем книжники и фарисеи, Понтий Пилат. Но Господь претерпел Крест ради нашего спасения.

Святые князья Борис и Глеб также взошли на крест, пошли на смерть ради Христова Евангелия, ради спасения Руси от междоусобных войн. В наши дни это иногда расценивают как слабость, но с духовной точки зрения это была великая сила духа. Их пример оказался гораздо выше, чем мечты и идеи Святополка, что главное это власть, которую нужно захватить силой и любой ценой, даже ценой предательства и братоубийства.

Где Святополк, который в тот момент якобы одержал победу? Кто-то помнит о нем? О нем не помнит никто. Его жизнь исчезла в одночасье. Да, он завладел Киевом, правда, продержался там буквально несколько лет. Сами киевляне подняли восстание против дурного и жестокого Святополка, призвав на помощь из Новгорода князя Ярослава, старшего брата убитых Бориса и Глеба. Князь Ярослав, спасший киевлян от Святополка войдёт в историю как мудрый и достойный правитель. Князь Ярослав не стал убивать Святополка. Но убийца родных братьев оказался никому не нужен на Руси, поэтому он подобно первому братоубийце Каину, долго скитался и безвестно пал где-то в Польше. Просто исчез. В летописи же он так и именуется – Святополк Окаянный, т.е. подобный Каину. Такова людская память о нем. А в вечности куда пошла его душа? И куда взошли души святых князей Бориса и Глеба!

Таким образом, все наши поступки, дела и помышления могут быть оценены только с позиций вечности. Об этом – о конечной цели нашей земной жизни мы должны постоянно помнить, совершая те или иные дела: какой ответ мы дадим перед Господом Богом? Святые Борис и Глеб жили так, как заповедовал Господь и наследовали жизнь вечную.

Каков наш жизненный путь – пусть ответит наша совесть… Если мы уклоняемся от спасительного пути, указанного Господом – мы грешим. Грешим мы по-разному: мы можем грешить не только делами, но и своими словами, и своими дурными мыслями…Так или иначе, но путь греха – это всегда путь погибельный.

Пример святых Бориса и Глеба – это пример правильного духовного выбора и прямого пути в вечную жизнь – к Богу. И этот выбор они сделали в годы своей юности, когда могли править всей Русью, заняв великокняжеский престол. И, наверное, правление этих благочестивых князей было бы счастьем для Руси. Но они совершили большее, чем самое мудрое правление. Ценой своей жизни они спасли Русь от кровавых междоусобиц. Они своим примером показали, что является подлинной ценностью для каждого человека – это вера в Бога и жизнь по святому Евангелию. Для них это был единственно верный нравственный ориентир.

В нашей жизни порой бывают иные ориентиры, порой далекие от христианства…. Сильным, а иногда просто «крутым» считается тот, кто первый что-то взял – власть присвоил, денег много заработал, или еще хуже – украл, достиг материального изобилия и успеха, порой явно путем греха. Но даже если все было заработано честно – во главу угла ставятся чисто материальные интересы.

У святых Бориса и Глеба были другие интересы, они помнили о небесном богатстве, о небесном благе, которое приготовил Господь любящим Его, и в основу жизни положили именно Евангелие. К сожалению, другие князья – их современники и последующие правители Руси не последовали их примеру, брались за оружие, порой без всякой на то причины, а иногда и просто по честолюбию. Братская кровь долго будет поливать русскую землю, и тяжкий грех княжеских междуусобиц слишком больно ударит по нашему народу на протяжении последующих столетий, и приведет Русь к страшной беде – ее ослаблению, а затем и порабощению – монголо-татарскому игу.

В это страшное время не раз на фоне бесконечных княжеских войн русские люди будут вспоминать подвиг святых Бориса и Глеба и просить их о помощи.

Но дело не только в кровавых междоусобицах князей в далекой от нашего времени Киевской Руси. Князья были братьями. Это одна семья. И семейная ссора за власть несла горе всей Руси. Но разве не происходит ссор в современных семьях между супругами, детьми и родителями, братьями и сестрами – даже православными?

Если бы мы всегда жили по Евангелию, жили, как Господь нам заповедовал, то не было бы никогда семейных ссор, не было бы разводов, не было бы брошенных детей, семьи были бы по-настоящему счастливы, не было бы беды и горя. И чтобы так происходило, именно христианская вера, которая являлась основой духовной жизни наших предков, должна передаваться уже нами из поколения в поколение и должна стать основой нашей жизни.

Борис и Глеб нам показали, что бывает, если в основу жизни положить Евангелие, что выше смирение, что выше правда Божия, по ней надо жить, тогда не будет усобиц, тогда не будет войны, тогда все будет совершенно по-другому.

Многовековая традиция совместной молитвы

- Есть еще одна традиции, связанная с почитанием святых князей страстотерпцев в этой местности – Борисоглебский крестный ход (когда ежегодно икона Бориса и Глеба 15 мая переносится верующими из Троицкого храма в селе Волково в Борисоглебскую церковь в Никульчино на летний период, а 18 сентября вновь возвращается в Волково), в чем ее духовный смысл?

- Это связано с нашей историей. Древнюю икону святых Бориса и Глеба с крестным ходом раньше носили в Вятку, по пути обходя окрестные села. В советские годы, когда Борисоглебский храм в Никульчино был разрушен, икона хранилась в Троицкой церкви села Волково. Теперь она пребывет в двух храмах – в одном – зимой, в другом – летом, и каждый раз переносится с крестным ходом и молитвой о нашей Вятской земле.

Для нас участие в крестном ходе всегда приносит духовную пользу. Современный человек слишком привыкает к комфортной среде, изобилию, и, порой, забывает о Боге, Который призывает нас к духовному совершенству и спасению души. Когда мы участвуем в крестном ходе – это для каждого из нас определенная духовная встряска, это определенный подвиг, немножко с себя плесень стряхнуть, себя сподвигнуть – оторвать от монитора компьютера, экрана телевизора, забыть на какое-то время о шашлыках, о грибах, о праздных прогулках и от души Господу Богу помолиться.

Каждый раз, встречая людей с иконами и хоругвями в Борисоглебском храме весной и осенью, я благодарен им, что они нашли силы и время, и пришли помолиться в крестном ходе. Участвуя в древнейшем крестном ходе на Вятской земле, мы становимся соучастниками духовного делания, которое началось много веков назад, здесь в селе Волково, в селе Никульчино – в первых наших вятских православных селениях.

Непростой была история Вятки. Враги могли сжечь первые русские села и города, жителей увести в плен, сжечь поля с хлебом, и тогда люди были обречены на голод, наконец, согрешая перед Богом, сами древние новгородцы могли разложиться морально, и тогда ни о каком освоении новой Вятской земли можно было не говорить. Но помогала всегда молитва, и важно, что крестный ход давал возможность присоединиться к совместной соборной молитве о родной земле. Шли столетия. В прошлое ушли войны с языческими племенами, а традиция совместной молитвы осталась. Язычники, живя по соседству с русскими православными селениями, сами стали принимать христианство. Вчерашние враги стали братьями и сестрами по вере.

Если бы не было этого духовного делания, не было бы этой молитвы ко Господу Богу, то неизвестно, как бы сложилась наша вятская история…

История показывает нам, что бывает, когда люди забывают о вере в Бога. В советские годы традиция крестного хода была оборвана. Люди перестали совместно молиться. Многие в это страшное богоборческое время потеряли веру. К чему это привело – мы прекрасно знаем.

Безбожная власть обещала «светлое будущее», которое так и не наступило, зато на Вятской земле появилось очень много вымерших деревень…. Разрушенные величественные храмы посреди поля или леса, напоминают нам о духовной силе и величии наших предков. Они жили здесь столетиями и никуда не собирались уезжать. Села вымерли не потому что была война, а потому что люди, выживая порой в очень сложных условиях были вынуждены оставить родную землю, которую бережно хранили и возделывали предки на протяжении столетий. Потеря родной земли, духовной связи поколений, веры благочестивых предков – огромная духовная трагедия всего нашего народа.

Забвение Бога и разрушение традиционного уклада жизни, основанного на вере, привело к размыванию традиционной христианской иерархии ценностей в семьях и в личной жизни. Духовный разлад порождает распад семей, ожесточение людей, которое выражается в бесконечных конфликтах детей и родителей, братьев и сестер, соседей. Если в душе пустота – какие могут быть семьи, дети, освоение родной земли? У деградировавших эгоистов нет будущего….Какое может быть будущее, если люди не хотят семьи создавать, детей рожать, решаются на грех детоубийства через аборты? Наши предки такое падение даже себе представить не могли.

Были духовные кризисы во все времена. Были греховные падения, но было и покаяние. И осмыслить свою жизнь, исправить ошибки, пока не поздно, помогала вера, выраженная в том числе, и в совместной молитве. Многие, пройдя крестный ход, начинали свое исправление. Вот это духовное делание продолжается и сейчас. В наши дни многие свой путь к Богу начинают с крестного хода. Слава Богу, многовековая традиция совместной молитвы жива. От нас теперь зависит, как будем молиться мы и сможем ли ее передать нашим детям.

Воспоминая подвиг святых князей

Ваше пастырское пожелание читателям?

– Воспоминая подвиг святых князей Бориса и Глеба, мы, наверное, должны задать себе вопрос: какой дорогой идем мы? Всегда ли эта дорога прямая? Возводит ли дорога на небеса или уводит в обратную сторону? Чем наполнено наше сердце? Дай, Господи, чтобы у каждого из нас было бы такое же любящее сердце, какое было у святых князей Бориса и Глеба. Примечательно то, что они пострадали за Христа, когда были совсем молодые, и таким образом они Господу Богу отдали самый цвет своей молодости. Возникает вопрос: а на что уходит наша жизнь? На что мы губим свою жизнь в подростковом возрасте, в переходном возрасте, в двадцать, тридцать лет и в каком возрасте мы, наконец, вспоминаем о Господе Боге? Вспомнив о Господе, насколько мы свою душу очищаем покаянием и готовим ее для вечности? Ответ на эти вопросы может дать только наша христианская совесть. «Жизнь прожить – не поле перейти» – говорит нам русская пословица. Дай Бог, чтобы наш жизненный путь был непорочным. Да, мы порой спотыкаемся, порой падаем, порой грешим, но дай, Господи, нам пройти достойно этот путь, чтобы достичь главной цели нашей христианской жизни.

Нам не повторить подвиг святых Бориса и Глеба, потому что мы живем совершенно в иных реалиях, реалиях уже XXI века, но христианский подвиг совершается, наверное, во все времена тогда, когда мы побеждаем грех в себе. Когда, например, могли другого человека обозвать и оскорбить, но этого не сделали. Когда могли отомстить, но не стали мстить, как не стали мстить Окаянному Святополку святые князья Борис и Глеб. Одним словом, мы подвиг совершаем тогда, когда основой нашей жизни, фундаментом нашей жизни, при всех реалиях XXI века, является Святое Евангелие и заповеди Божии. И, дай Бог, чтобы именно так было у нас, в чем да помогут нам святые князья страстотерпцы Борис и Глеб.

От души поздравляю вас, братья и сестры, и с Днем памяти святых Бориса и Глеба, и С Днем земли Вятской. В эти дни хотелось бы пожелать только одного – чтобы Божие благословение продолжало пребывать над нашей православной землей, над каждым домом, над каждым из нас, чтобы христианская вера жила глубоко в нашем сердце, чтобы она стала основой нашей жизни. С праздником вас, дорогие братья и сестры!

Беседовала Лада Баева
Пресс-служба Вятской Епархии

Фото

Возврат к списку