Молебен на начало учебного года
13 сентября 2024 года в канун церковного новолетия и праздника Собор святых Вятских духовных школ в Свято-Успенском соборе Трифонова монастыря совершился торжественный молебен перед началом учебного года в Вятском Духовном училище.
Молебен перед началом учебного года возглавил митрополит Вятский и Слободской Марк. Его Высокопреосвященству сослужили заместитель директора по административно-воспитательной работе Центра подготовки церковных специалистов Вятской Епархии (Вятское духовное училище) иерей Сергий Жернаков и заведующий певческим отделением иерей Игорь Шиляев. Богослужебные песнопения исполнил хор выпускников и студентов Вятского Духовного училища под управлением руководителя практики певческого отделения, регента Архиерейского хора Юлии Витальевны Скопиной.
Соборно помолиться о начальствующих, учащих и учащихся собрались преподаватели и администрация Вятского Духовного училища, студенты старших курсов, первокурсники, поступившие на образовательные программы «Церковный специалист в сфере приходского просвещения», «Певчий церковного хора» и слушатели краткосрочных курсов «Священное Писание Нового Завета: Евангелие от Матфея» и «Эортология: библейские, исторические и литургические особенности праздников Православной Церкви».
Владыка Марк обратился к собравшимся со словом архипастырского наставления:
- Когда на гору Фавор поднялись ученики, Господь перед ними преобразился и их объял. Объяло облако, из него был слышен глас Бога Отца, который засвидетельствовал, что «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его послушайте» (Мф.17:5). Евангелие доносит до нас слова Сына Божия спасителя мира, который говорит «Вы - соль земли» (Мф. 5:13), «Вы – свет мира» (Мф. 5:14). Вы являетесь закваской в этом мире, но в то же время и напоминаю, что «за Имя Мое гонимы будете».
Если вдуматься в эти краткие слова, человек, который только назвался христианином, уже начинает подвергаться гонению от мира падшего, и ничего в этом удивительного нет. Когда спросили Спасителя: почему мир не такой? Он говорит, что если бы Он был от мира сего, мир бы Его не гнал. Мы с вами знаем закон физического мира, где противоположные заряды притягиваются к друг другу, а закон духовного мира - одноимённые заряды притягиваются к друг другу, и этот закон изложен в псалтыри.
Псалмопевец Давид говорит: «С преподобным преподобен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися (Пс. 17:26,27). Христианин является закваской в этом мире. Многое зависит от нас, какими мы будем. И борьба, духовная брань идёт не на стороне далече, а в наших сердцах. Серафим Саровский говорит: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи». Получив навык борьбы со грехом в себе, ты научишься бороться с падшим миром во вне. Поэтому обращаем особое внимание - одно дело получить знания, а другое - приобрести умения.
Начальные знания мы получаем, но через упражнения, через практику жизни мы приобретаем опыт. Когда мы начинаем углубляться в понимание Священного Писания и практикуя его в своей жизни, обращаем внимание на слова, которые говорит апостол в своих посланиях: «Любовь сострадает, милосердствует, все прощает, не злобится» (1 Кор. 13:4). Какую часть речи он использует? Глагол, а глагол обозначает действие. Только тогда человек начинает духовно восходить от силы в силу, не тогда, когда он что-то читает, а когда он начинает действовать. Приобретая опыт духовный, человек восходит по ступенькам жизни духовной. Он говорит: «За все благодарите Бога». И обращает внимание на то, что «без Меня ничего не можете творить». Поэтому мы любое начинание своей жизни начинаем с молитвой, чтобы Господь эти труды наши благословил и освятил, и наполнил наши с вами труды смыслом, содержанием, чтобы приобрести пользу для себя.
Когда облачают архиерея, есть такие слова «яко да видят добрые дела». Эти слова относятся к нам, потому что окружающий мир, смотря на нас, делает свои выводы. Поэтому: быть христианином - это великая ответственность перед собой, перед Богом, перед людьми. И ещё обращу ваше внимание, что когда мы говорим и начинаем судить окружающий мир, насколько он плох, давайте не забывать, что человек в зависимости от своего внутреннего устроения формирует вокруг себя окружающее пространство. Каким будет мир нас окружающий зависит от того, в каком мы находимся устроении.
Поэтому на этом пути не просто богопознания, а жизни в Боге, испрашиваем у Спасителя мира, у Пресвятой Богородицы и всех святых всеобщее благословение. Ангела Хранителя!
***
Собор святых Вятских Духовных школ
- Сщмч. Александр (Трапицын), архиепископ Самарский. Окончил Вятское Духовное училище (1878), Вятскую Духовную семинарию (1884) и Казанскую Духовную академию (1888), по окончании которой со степенью кандидата богословия был назначен в Вятское Духовное училище надзирателем. В сентябре 1897 г. назначен инспектором Вятской Духовной семинарии. 26 февраля 1900 г. пострижен в монашество. Назначен ректором Вятской Духовной семинарии, которую возглавлял до 28 июня 1901 г.
- Сщмч. Вениамин (Воскресенский), епископ Романовский, викарий Ярославской епархии. В 1908-1909 гг. преподавал в Вятской Духовной семинарии.
- Сщмч. Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский, викарий Омской епархии. Окончил Сарапульское Духовное училище и Вятскую Духовную семинарию, после чего в 1890 г. был определен на должность надзирателя Сарапульского Духовного училища.
- Святитель Мелетий (Якимов), епископ Рязанский. Окончил Елабужское Духовное училище (1850) и Вятскую Духовную семинарию (1856). В 1856-1858 гг. служил в Вятском Духовном училище проповедником, библиотекарем и надзирателем, учителем Священной истории и нотного пения. Местночтимый святой Рязанской, Иркутской и Красноярской епархий.
- Сщмч. Александр Агафонников, пресвитер. Окончил Вятское Духовное училище и пять курсов Вятской Духовной семинарии (1903).
- Сщмч. Василий Агафонников, пресвитер. Окончил Вятское Духовное училище и Вятскую Духовную семинарию (1896).
- Сщмч. Николай Агафонников, пресвитер. Окончил Вятское Духовное училище и Вятскую Духовную семинарию (1897)
- Сщмч. Павел Дернов, пресвитер. Окончил Яранское Духовное училище (1884) и Вятскую Духовную семинарию (1890).
- Сщмч. Анатолий Ивановский, пресвитер. Окончил Вятскую Духовную семинарию (1883).
- Сщмч. Анатолий Левицкий, пресвитер. Окончил Вятскую Духовную семинарию.
- Сщмч. Леонид Никольский, пресвитер. Окончил Вятскую Духовную семинарию (1898).
- Сщмч. Григорий Сербаринов, пресвитер. В 1905-1909 гг. являлся преподавателем Вятской Духовной семинарии на кафедре Истории Церкви, преподавал на Вятских миссионерских инородческих курсах, был избран членом Вятской губернской ученой архивной комиссии.
- Сщмч. Сергий Стрельников, пресвитер. Окончил Вятскую Духовную семинарию по первому разряду (1911).
- Сщмч. Михаил Тихоницкий, пресвитер. Окончил Вятское Духовное училище и Вятскую Духовную семинарию (1868).
- Сщмч. Сергий Увицкий, пресвитер. Окончил Вятскую Духовную семинарию по первому разряду (1901).
- Сщмч. Николай Чернышев, пресвитер. Окончил Вятскую Духовную семинарию по первому разряду (1875).
- Сщмч. Игнатий Якимов, пресвитер. Окончил Нолинское Духовное училище (1889).
- Сщисп. Николай Флоров, пресвитер. Окончил Яранское Духовное училище (1886) и Вятскую Духовную семинарию (1894).
- Сщмч. Алексий Лопатин, пресвитер. В 1888 году с успехом окончил Вятскую духовную семинарию.
Центр подготовки церковных специалистов Вятской Епархии «Вятское Духовное училище»
Пресс-служба Вятской Епархии