13.09.2024

Молебен на начало учебного года

13 сентября 2024 года в канун церковного новолетия и праздника Собор святых Вятских духовных школ в Свято-Успенском соборе Трифонова монастыря совершился торжественный молебен перед началом учебного года в Вятском Духовном училище.

Молебен перед началом учебного года возглавил митрополит Вятский и Слободской Марк. Его Высокопреосвященству сослужили заместитель директора по административно-воспитательной работе Центра подготовки церковных специалистов Вятской Епархии (Вятское духовное училище) иерей Сергий Жернаков и заведующий певческим отделением иерей Игорь Шиляев. Богослужебные песнопения исполнил хор выпускников и студентов Вятского Духовного училища под управлением руководителя практики певческого отделения, регента Архиерейского хора Юлии Витальевны Скопиной.

Соборно помолиться о начальствующих, учащих и учащихся собрались преподаватели и администрация Вятского Духовного училища, студенты старших курсов, первокурсники, поступившие на образовательные программы «Церковный специалист в сфере приходского просвещения», «Певчий церковного хора» и слушатели краткосрочных курсов «Священное Писание Нового Завета: Евангелие от Матфея» и «Эортология: библейские, исторические и литургические особенности праздников Православной Церкви».

Владыка Марк обратился к собравшимся со словом архипастырского наставления:

-  Когда на гору Фавор поднялись ученики, Господь перед ними преобразился и их объял. Объяло облако, из него был слышен глас Бога Отца, который засвидетельствовал, что «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его послушайте» (Мф.17:5).  Евангелие доносит до нас слова Сына Божия спасителя мира, который говорит «Вы - соль земли» (Мф. 5:13), «Вы – свет мира» (Мф. 5:14). Вы являетесь закваской в этом мире, но в то же время и напоминаю, что «за Имя Мое гонимы будете».

Если вдуматься в эти краткие слова, человек, который только назвался христианином, уже начинает подвергаться гонению от мира падшего, и ничего в этом удивительного нет. Когда спросили Спасителя: почему мир не такой? Он говорит, что если бы Он был от мира сего, мир бы Его не гнал. Мы с вами знаем закон физического мира, где противоположные заряды притягиваются к друг другу, а закон духовного мира - одноимённые заряды притягиваются к друг другу, и этот закон изложен в псалтыри. 

Псалмопевец Давид говорит: «С преподобным преподобен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися (Пс. 17:26,27). Христианин является закваской в этом мире. Многое зависит от нас, какими мы будем. И борьба, духовная брань идёт не на стороне далече, а в наших сердцах. Серафим Саровский говорит: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи». Получив навык борьбы со грехом в себе, ты научишься бороться с падшим миром во вне. Поэтому обращаем особое внимание -  одно дело получить знания, а другое - приобрести умения. 

Начальные знания мы получаем, но через упражнения, через практику жизни мы приобретаем опыт. Когда мы начинаем углубляться в понимание Священного Писания и практикуя его в своей жизни, обращаем внимание на слова, которые говорит апостол в своих посланиях: «Любовь сострадает, милосердствует, все прощает, не злобится» (1 Кор. 13:4). Какую часть речи он использует? Глагол, а глагол обозначает действие. Только тогда человек начинает духовно восходить от силы в силу, не тогда, когда он что-то читает, а когда он начинает действовать. Приобретая опыт духовный, человек восходит по ступенькам жизни духовной. Он говорит: «За все благодарите Бога». И обращает внимание на то, что «без Меня ничего не можете творить». Поэтому мы любое начинание своей жизни начинаем с молитвой, чтобы Господь эти труды наши благословил и освятил, и наполнил наши с вами труды смыслом, содержанием, чтобы приобрести пользу для себя. 

Когда облачают архиерея, есть такие слова «яко да видят добрые дела». Эти слова относятся к нам, потому что окружающий мир, смотря на нас, делает свои выводы. Поэтому: быть христианином - это великая ответственность перед собой, перед Богом, перед людьми. И ещё обращу ваше внимание, что когда мы говорим и начинаем судить окружающий мир, насколько он плох, давайте не забывать, что человек в зависимости от своего внутреннего устроения формирует вокруг себя окружающее пространство. Каким будет мир нас окружающий зависит от того, в каком мы находимся устроении. 

Поэтому на этом пути не просто богопознания, а жизни в Боге, испрашиваем у Спасителя мира, у Пресвятой Богородицы и всех святых всеобщее благословение. Ангела Хранителя!

***

Собор святых Вятских Духовных школ

  1. Сщмч. Александр (Трапицын), архиепископ Самарский. Окончил Вятское Духовное училище (1878), Вятскую Духовную семинарию (1884) и Казанскую Духовную академию (1888), по окончании которой со степенью кандидата богословия был назначен в Вятское Духовное училище надзирателем. В сентябре 1897 г. назначен инспектором Вятской Духовной семинарии. 26 февраля 1900 г. пострижен в монашество. Назначен ректором Вятской Духовной семинарии, которую возглавлял до 28 июня 1901 г.
  2. Сщмч. Вениамин (Воскресенский), епископ Романовский, викарий Ярославской епархии. В 1908-1909 гг. преподавал в Вят­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии.
  3. Сщмч. Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский, викарий Омской епархии. Окон­чил Са­ра­пуль­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще и Вят­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, после чего в 1890 г. был опре­де­лен на долж­ность над­зи­ра­те­ля Са­ра­пуль­ско­го Ду­хов­но­го учи­ли­ща.
  4. Святитель Мелетий (Якимов), епископ Рязанский. Окончил Елабужское Духовное училище (1850) и Вятскую Духовную семинарию (1856). В 1856-1858 гг. служил в Вятском Духовном училище проповедником, библиотекарем и надзирателем, учителем Священной истории и нотного пения. Местночтимый святой Рязанской, Иркутской и Красноярской епархий.
  5. Сщмч. Александр Агафонников, пресвитер. Окончил Вятское Духовное училище и пять курсов Вятской Духовной семинарии (1903).
  6. Сщмч. Василий Агафонников, пресвитер. Окончил Вятское Духовное училище и Вятскую Духовную семинарию (1896).
  7. Сщмч. Николай Агафонников, пресвитер. Окончил Вятское Духовное училище и Вятскую Духовную семинарию (1897)
  8. Сщмч. Павел Дернов, пресвитер. Окончил Яранское Духовное училище (1884) и Вятскую Духовную семинарию (1890).
  9. Сщмч. Анатолий Ивановский, пресвитер. Окончил Вятскую Духовную семинарию (1883).
  10. Сщмч. Анатолий Левицкий, пресвитер. Окончил Вятскую Духовную семинарию.
  11. Сщмч. Леонид Никольский, пресвитер. Окончил Вятскую Духовную семинарию (1898).
  12. Сщмч. Григорий Сербаринов, пресвитер. В 1905-1909 гг. являлся преподавателем Вятской Духовной семинарии на кафедре Истории Церкви, преподавал на Вятских миссионерских инородческих курсах, был избран членом Вятской губернской ученой архивной комиссии.
  13. Сщмч. Сергий Стрельников, пресвитер. Окончил Вятскую Духовную семинарию по первому разряду (1911).
  14. Сщмч. Михаил Тихоницкий, пресвитер. Окончил Вятское Духовное училище и Вятскую Духовную семинарию (1868).
  15. Сщмч. Сергий Увицкий, пресвитер. Окончил Вятскую Духовную семинарию по первому разряду (1901).
  16. Сщмч. Николай Чернышев, пресвитер. Окончил Вятскую Духовную семинарию по первому разряду (1875).
  17. Сщмч. Игнатий Якимов, пресвитер. Окончил Нолинское Духовное училище (1889).
  18. Сщисп. Николай Флоров, пресвитер. Окончил Яранское Духовное училище (1886) и Вятскую Духовную семинарию (1894).
  19. Сщмч. Алексий Лопатин, пресвитер. В 1888 году с успехом окончил Вятскую духовную семинарию.

Центр подготовки церковных специалистов Вятской Епархии «Вятское Духовное училище»

Пресс-служба Вятской Епархии

Фото

Возврат к списку