01.11.2024

Паломническая поездка по святым местам Костромской и Нижегородской митрополий, Яранской и Лузской епархии

По благословению секретаря Вятской Епархии настоятеля прихода Федоровской церкви города Кирова иерея Виталия Лапшина 25-27 октября 2024 года состоялась паломническая поездка по святым местам, связанным с чтимым образом Божией Матери «Феодоровская». Паломническая поездка объединила прихожан разных храмов нашего города. В путь с паломниками Трифонова монастыря отправились прихожане храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, Феодоровского храма и других приходов Вятской епархии.

Первую остановку паломники сделали в селе Юрьево Котельнического района. Настоятель Ильинского храма протоиерей Михаил Цепелев отслужил молебен о путешествующих перед чудотворным образом Божией Матери «Достойно есть», помазал паломников святым маслом из лампадки и благословил всех в дорогу.

После Юрьево наша группа заехала в Котельнич, чтобы посетить Никольский храм, а по пути в Кострому в городе Макарьев посетили Макариевский монастырь.

Макарьев

Небесный покровитель Макариевского монастыря – преподобный Макарий Желтоводский и Унженский. Преподобный Макарий пришёл сюда в 1439 году и прожил в этих местах пять лет, а после кончины старца в 1444 году жители города Унжи похоронили его возле кельи. Преподобный Макарий очень почитался в народе и был известен не только как помощник и защитник тех, кто обращался к нему за помощью, но и как покровитель находящихся в плену.

Когда митрополит Филарет, отец будущего царя Михаила Романова, в начале XVII века попал в польский плен, юный Михаил и его мать инокиня Марфа молили о заступничестве перед Богом святого Макария. Митрополит Филарет был освобожден. В 1619 году царь Михаил посетил обитель на Унже, чтобы поблагодарить святого за помощь семье Романовых и всей Русской земле. Царь Михаил Романов и его преемники покровительствовали монастырю, обитель расширялась и благоустраивалась, возводились соборы – Троицкий, Макарьевский, Благовещенский, Никольский. В 1837 году монастырь посетил наследник престола, будущий император Александр II.

После революции братия была выселена, мощи святого Макария вывезли из обители, а на её территории разместились хозяйственные и гражданские учреждения. В 1993 году монастырь был возвращён Церкви, но до 2016 года обитель была женской, а затем снова преобразована в мужской монастырь. Мощи преподобного Макария были вновь обретены верующими и хранятся частью в Макариево-Унженском монастыре, а честная глава в Желтоводской обители в Нижегородской области. У гроба святого Макария исцеляются множество верующих.

Нам открыли раку с мощами святого и каждый паломник с благоговением приложился к честным мощам. У мощей святого мы пропели тропарь и величание. Посетив старинные храмы обители, потрапезничав и набрав святой воды в источнике, паломники продолжили путь, и уже через несколько часов нас встретила яркими огнями Кострома.

Кострома

Кострома – один из городов Золотого Кольца России, расположившийся на берегах Волги. Основанный в XII веке Юрием Долгоруким как форпост северо-восточных рубежей Руси. Город долгие годы не играл значимой роли в истории государства, пока в XVII веке московское боярство не прибыло сюда уговаривать принять престол Михаила Романова, у семьи которого испокон веков здесь находились родовые земли. С тех пор Кострома знаменита в первую очередь как родина царской династии, а Ипатьевский монастырь, где происходило венчание Михаила Романова на царствие, называют «колыбелью династии Романовых».

Как и любой старинный российский город, Кострома славится своими храмами: Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, Церковь Воскресения на Дебре с удивительными росписями и зелеными куполами, Знаменский монастырь, Богоявленский Анастасиин женский монастырь, ныне объединивший строения трех монастырей – Богоявленского мужского, Крестовоздвиженского и Анастасиинского женского.

В праздник Иверской иконы Божией Матери паломники приняли молитвенное участие в Литургии и причастились Святых Христовых Таин в храме Воскресения на Дебре.

Храм Воскресения на Дебре – единственный сохранившийся в Костроме посадский храм. По преданию, первая шатровая деревянная церковь Воскресения с приделом Екатерины и с теплой церковью Косьмы и Дамиана «на нижней дебре», то есть в густых зарослях у реки, была поставлена младшим сыном великого князя Ярослава Всеволодовича – Василием Ярославичем Квашней.

Возведению каменного храма предшествовало интересное событие. В середине XVII века костромской купец из Гостиной сотни Кирилл Григорьев, который торговал кожами, среди бочонков краски поставленных ему из Англии, обнаружил один не с краской, а с золотом. Богобоязненный купец решил, что такой подарок можно использовать только на постройку церкви.

Новый каменный храм получился великолепным. Это высокое пятиглавое здание с крупными главками на мощных световых барабанах, наличники окон украшены кокошниками, а стены храма и ворота перед храмом изразцами и каменной резьбой с изображением растений, мифических зверей и птиц.

Храм был расписан вскоре после постройки в 1650-1652 годах. Предположительно, росписи были сделаны мастерами артели Василия Запокровского. В процессе многочисленных ремонтов фрески были закрашены, их раскрыли заново только в 1960-х годах. Наиболее интересны росписи Трехсвятительского придела. Они сделаны на 18 лет позже, чем в основном объеме храма, и их автором является известный мастер Гурий Никитин. В приделе Трех Святителей сохранился старинный пятиярусный резной иконостас с тончайшей деревянной резьбой и древними иконами.

В главном храме иконостас более новый 1852 года, но с включенными в него древними образами из прежнего иконостаса.

Церковь Воскресения на Дебре известна тем, что в 1913 году, во время празднования 300-летия Дома Романовых, ее посещал император Николай II с дочерьми Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией.

В советское время храм оставался действующим до 1930-х годов. Когда он был закрыт, в его стенах устроили зернохранилище и лишь в 1946 году открыли вновь. В течение всех послевоенных лет церковь Воскресения на Дебре постоянно пытались закрыть, но прихожане и церковные власти отстояли собор, который стал кафедральным, вместо разрушенного Успенского собора в Кремле. Долгое время здесь находилась одна из почитаемых святынь Костромы – икона Федоровской Божией Матери. В 1991 году икона была перенесена в отреставрированный собор Богоявленского – Анастасииного монастыря, но в храме остался список с чудотворного образа Божией Матери и множество других старинных икон из разрушенных храмов.

Главным кафедральным собором Костромы в настоящее время является Богоявленский собор Костромского кремля. Его возрождение началось с визита в Кострому Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла летом 2015 года. Старинный Костромской кремль, будучи украшением и духовным центром города, был разрушен богоборцами вместе с Успенским и Богоявленским соборами в 30-х годах ХХ века. Восстановление кремлевского храмового комплекса началось на средства благотворителя Виктора Тырышкина. Председателем попечительского совета по воссозданию храмового комплекса Костромского кремля стал патриарх Кирилл. В сентябре 2023 года патриарх Кирилл освятил новый Богоявленский собор. Собор и 64-метровая колокольня построены в том месте, где стояли до разрушения, вновь став архитектурной доминантой исторической части города. Постройки воссозданы в точном соответствии со старинными чертежами и фотографиями, а в верхнем храме собора даже удалось повесить историческое паникадило – чудом сохранившийся оригинальный элемент внутреннего убранства отреставрировали костромские мастера. 18 колоколов отливали на заводе в Тутаеве старинным способом отливки в глиняные формы, а традиционную конструкцию колокольни строители усовершенствовали, установив в ней два скоростных лифта, чтобы любой желающий смог подняться на верхний ярус и полюбоваться видами Костромы. Нижний придел Богоявленского собора посвятили воинам-костромичам, в разное время защищавшим Отечество. Здесь же находится музей, экспозицию которого наша паломническая группа посетила во время экскурсии.

В верхнем приделе Богоявленского собора мы помолились у икон Божией Матери «Феодоровская» и «Смоленская», приложились ко Кресту, в котором находятся частицы мощей почти 200 святых. Как известно следующим этапом воссоздания храмового комплекса Костромского кремля станет восстановление бывшего кафедрального собора Костромской епархии – Успенского, построенного в XVI веке и взорванного в 1934-м. Во время недавних раскопок на месте этого храма археологи нашли позолоченные металлические части иконостаса, остатки бронзового оклада с драгоценными камнями, фрагменты настенной росписи, фрески, изразцы, а также части древнего фундамента, кирпичной кладки пола, древний погост и деревянный частокол. Специалисты Центра архитектуры МАРХИ проект Успенского собора уже разработали, а патриарх Кирилл благословил продолжение работ.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь – один из известных всем монастырей России, чья история связана с царской династией рода Романовых. Основанный в конце XIII века, он располагается на месте впадения реки Костромы в Волгу. Именно здесь в 1613 году был избран на царский престол Михаил Романов.

Главная святыня монастыря – Тихвинская икона Божией Матери. Икона является точной копией чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и по преданию написана святителем Петром, митрополитом Московским. Впервые икона была принесена в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим юному боярину Михаилу Феодоровичу Романову о его избрании на царский престол. В 1619 году царь Михаил подарил обители икону Божией Матери, которая на протяжении веков пребывала в иконостасе Троицкого собора. Вместе с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери Тихвинская икона принимала участие в ежегодных общегородских крестных ходах из Успенского кафедрального собора к храму Спаса Нерукотворного на Запрудне.

В 1919 году, когда монастырь был закрыт, икону изъяли из монастыря, и на долгие годы она стала недоступна для поклонения верующих. 13 апреля 2004 года, в день памяти небесного покровителя обители – священномученика Ипатия Гангрского – святыня была возвращена Костромской епархии и вернулась на свое историческое место.

Украшением Троицкого собора, построенного в 1652 году, является красивейший иконостас и храмовая роспись, в числе которой картина страшного суда. В подклете Троицкого собора устроена церковь во имя святого праведного Лазаря Четверодневного, построенная в 1768 году. Рядом с Троицким собором находится церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, постройки 1764 года. В архиерейском корпусе, построенном в XIX веке по проекту Константина Тона, устроены Святые ворота с надвратной церковью во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии. На территории Ипатьевского монастыря находятся Палаты бояр Романовых. Паломники с интересом ознакомились с экспозицией музея Дома Романовых, в которой представлены предметы, связанные с пребыванием в Ипатьевском монастыре царствующих особ, в том числе серебряный ковш и посох царя Михаила Феодоровича, присланные в обитель императором Николаем I, а также старинные иконы, богослужебные предметы, памятники древнерусского шитья и письменности.

Недалеко от Ипатьевского монастыря находится храм Спаса на Запрудне.

История храма связана с явлением великой православной святыни – Феодоровской иконы Божией Матери. В XIII веке, здесь, на берегу речки Запрудня, на месте дремучего леса, костромскому князю Василию Ярославичу, младшему брату святого благоверного и великого князя Александра Невского, была явлена Феодоровская икона. После её торжественного перенесения в соборный храм города благочестивый князь Василий повелел воздвигнуть на месте обретения иконы церковь во имя Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и устроить монастырь. Учреждённая князем Василием мужская обитель стала первым костромским монастырём.
Согласно преданию, алтарь храма был устроен на том самом пне от сосны, на которой Феодоровская икона Пресвятой Богородицы явилась князю Василию.
В 1760 году в Спасо-Запрудненскую обитель была переведена Костромская духовная семинария, в 1764 году монастырь был упразднён, а его строения перешли к семинарии. В декабре 1813 года пожар уничтожил деревянный учебный корпус семинарии, после чего духовная школа была переведена в Богоявленский монастырь. За более чем полувековое пребывание семинарии на Запрудне из её стен вышли многие выдающиеся церковные и государственные деятели. С семинарией на Запрудне связана судьба старинного священнического рода Островских, выходцем из которых был известный драматург А.Н. Островский.

В 1861 году Спасо-Запрудненский храм стал приходским. Ежегодно в день обретения Феодоровской иконы Божией Матери на Запрудню приходил крестный ход с чудотворным образом из Успенского кафедрального собора. После революции 1917 года Спасо-Запрудненский храм продолжал действовать, однако крестные ходы были запрещены.

В церковной ограде храма Спаса на Запрудне находится могилка блаженной Дарьюшки, почившей в 1831 году. На протяжении 30 лет Дарьюшка носила вериги и помогала людям. С прозорливой старицей встречался и вёл духовные беседы император Александр I.

С конца XVIII века окружавшее церковь кладбище стало местом упокоения многих известных семейств костромских купцов и промышленников, а также двух костромских генерал-губернаторов.

Главной чтимой святыней Спасо-Запрудненского храма является икона Нерукотворенного Образа Спасителя. Сохранившиеся предания говорят, что она была написана по повелению князя Василия Ярославича в XVIII веке. История Костромы сохранила множество случаев благодатной помощи Божией по молитвам перед этой иконой, в частности во время холерных эпидемий 1831 и 1853 годов.

В храме находится икона Божией Матери именуемая «Взбранной победительная», на которой Богородица изображена с крестом в руке, в шлеме и кольчуге, а в нижней части иконы написано «Стой за Христа до мученического креста».

Спасо-Запрудненский храм насчитывает пять приделов на двух этажах. Здесь отмечают семь престольных праздников.

Из храма Спаса на Запрудне паломники отправились в Богоявленско-Анастасиин женский монастырь, основанный в 1426 роду учеником преподобного Сергия Радонежского преподобным Никитой Костромским, где помолились перед чудотворным образом Божией Матери «Феодоровская» и у мощей основателя обители преподобного Никиты.

Каждый раз, когда мы посещаем обитель, игуменья Иннокентия не оставляет паломников без подарков. Вот и в этот раз помимо подарков духовных, матушка благословила нам в дорогу несколько коробок с вкуснейшими пирожками.

Городец

Феодоровский мужской монастырь в Городце, один из древнейших монастырей России, основанный в 1154 году князем Юрием Долгоруким на месте обретения иконы Божией Матери. В обители закончил свой земной путь святой благоверный великий князь Александр Невский, приняв схиму с именем Алексий.

В XIX веке монастырь стал важным духовным просветительским центром. Во многом этому способствовала деятельность известного церковного миссионера и ученого-востоковеда архимандрита Петра Каменского, который провел последние годы своей жизни в монастыре, жертвуя все свои сбережения и награды на благотворительность.

В монастыре в то время было несколько храмов: церковь Феодоровской иконы Божией Матери с колокольней, храмы в честь святого Александра Невского, Феодора Стратилата и Целителя Пантелеимона.

В 1927 году обитель была закрыта, а в 1934 году все монастырские строения переданы управлению НКВД для размещения трудовой коммуны несовершеннолетних правонарушителей, в храме целителя Пантелеимона был клуб судоремонтного завода. Последний настоятель монастыря игумен Израиль был расстрелян в 1937 году.

7 апреля 2008 года состоялась торжественная закладка фундамента нового Феодоровского собора, а 12 сентября 2009 года, в день памяти перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, Феодоровский собор Городецкого монастыря был освящен Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Главная святыня монастыря – икона Божией Матери «Феодоровская» – копия чудотворной иконы, находящейся в Костроме, написанная неизвестным протопопом в 1800 году.

В Феодоровском соборе Городецкого монастыря в воскресный день 27 октября 2024 года паломники приняли молитвенное участие в Божественной литургии, которую совершил наместник обители игумен Антоний (Скорик), и причастились Святых Христовых Таин. В завершении нашего пребывания в Феодоровском монастыре паломники посетили музей Александра Невского, где нам провели очень интересную и познавательную экскурсию, а двум нашим мужчинам с именем Александр дали подержать в руках копию меча святого благоверного князя Александра Невского.

Светлояр

Озеро Светлояр – памятник природы федерального значения. Одна из легенд повествует о граде Китеже, который противостоял войскам хана Батыя. Жители защищали поселение долго, но когда силы были на исходе, произошло чудо. Город как бы опустился вниз. Сверху, будто огромный колпак образовались холмы и озеро. Войска хана отступили, испугавшись необыкновенного явления.

Данная история послужила вдохновением для большого количества художников, среди которых был Васнецов и Нестеров.
Путь, который идет до озера, называется Батыева тропа. Есть легенда, что по такой дороге может пройти только человек, который имеет чистые помыслы. Глубина озера Светлояр 36 метров. Исследователи полагают, что водоем является частью древней реки. Озеро имеет питание от родника, поэтому вода отличается необыкновенной чистотой. Сюда приезжают верующие со всех уголков планеты. На высоком холме у озера построена часовня во имя Казанской Божией Матери, рядом камень со Стопочкой Богородицы. В получасе ходьбы от храма есть могила трех монахов и источник. В прошлые времена и в настоящее время верующие люди обходят озера с молитвой. Также и наша группа с молитвой «Богородица Дево, радуйся» прошла крестным ходом вокруг озера, останавливаясь у поклонных крестов, где в прежние времена стояли храмы и часовни.

С духовной радостью и душевным умиротворением наша группа вернулась на Вятскую землю. Состоялась ещё одна благодатная поездка, которая объединила паломников через общую молитву в святых местах нашей родины – России. Слава Богу за эту духовную радость!

Фотиния Вотинцева
Паломническая служба Свято-Успенского собора Трифонова монастыря

Фото

Возврат к списку