11.11.2024

«Мы живём в судьбоносное время»

С руководителем Отдела религиозного образования и катехизации Вятской Епархии протоиереем Евгением Смирновым мы пообщались по прошествии XXIX Свято-Трифоновских образовательных чтений, которые по благословению митрополита Вятского и Слободского Марка являются региональным этапом Международных Рождественских чтений, и в 2024 году посвящены теме «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений».

Отец Евгений размышляет о важности исторической памяти и подвиге соотечественников в годы Великой Отечественной войны, духовных основах патриотического воспитания молодежи, вызовах современного общества, об опыте и приоритетах сотрудничества Церкви и школы.

­– Сегодня Церковь и общество, особенно это касается системы образования, большое внимание уделяет духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию, на чем по-Вашему оно должно быть основано?

­– Вызовы нашего времени подтверждают актуальность и приоритет духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в современной системе образования на всех её ступенях. Но важно найти надёжную духовную основу воспитания, без которой наши усилия могут не принести ожидаемого результата. Предстоящий 80-летний юбилей Великой Победы призывает нас осмыслить духовный опыт предшествующих поколений.

Наша страна спасла мир от фашизма и выстояла в самой страшной войне в истории человечества. Подвиг нашего народа, героизм и самопожертвование, как и вера в Бога, служение в Алтаре, молитва в храме – бессмертны.

– Тема Свято-Трифоновских образовательных чтений «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений» – обращая взор к истории, о чем важно помнить сегодня каждому учащемуся, педагогу и просто гражданину нашей страны?

– 80-летний юбилей Великой Победы, которому посвящаются в этом году Свято-Трифоновские образовательные чтения, обращает нас к бессмертному подвигу нашего народа и духовным основам этого подвига, а наше сложное время заставляет осмыслить эти основы.

Наш народ победил в самой страшной войне в мировой истории и спас мир от фашизма. Победа досталась слишком дорогой ценой – ценой всенародного подвига. Время ставит перед нашей страной новые вызовы. Как на них ответим мы?

Войны никто не ждал и не ждёт. Она пришла внезапно для большинства граждан нашей страны и коснулась каждой семьи, коснулась жестоко и беспощадно. В эти страшные годы каждый человек сделал свой духовный выбор.

Нам важно понять – на основе чего совершается подвиг? Мы можем получить разные ответы на этот вопрос. Но суть ответов будет сводиться к одному – это жертвенная любовь. Жертвенная любовь – это когда человек способен забыть о себе, своём благе, здоровье ради высшей цели. В данном случае – это любовь к своим ближним, товарищам, Родине. «Нет больше той любви, как если кто положит свою душу за друзей своих», – читаем мы на страницах Евангелия. Экстремальная ситуация может не дать времени на выбор. «Сам погибай, а товарища выручай», – говорит нам русская пословица, то есть человек не только может преодолеть все лишения и тяготы, но и перешагнуть через страх смерти.

Источник этой жертвенной любви находится в глубине человеческого сердца – в нашей душе. Чистая, добрая, светлая душа способна на подвиг. Внутренний мир наших предков был наполнен верой в Бога. Вера была нравственной основой их жизни.

Общенародный подвиг в годы Великой Отечественной войны говорит об одном – какими чистыми и благородными были души наших предков! Они вынесли всё и совершили подвиг, спасший страну. Способны ли мы это повторить? Способны ли на такую жертвенную любовь? Есть ли в нас мужество? Духовные силы? Ответы на эти вопросы может дать только наша совесть, а также наши слова и наши поступки, совершенные даже не во время каких-либо испытаний, а в нашей повседневной жизни. Мы готовы создать многодетную семью? Способны к самоотверженному труду или хотя бы добросовестной учёбе? Чем вообще наполнен наш внутренний мир? И что его формирует?

Великую Отечественную войну выиграло крещённое и верующее поколение. Атеистическая агитация 20 и 30-х годов XX века не смогла вытравить веру из глубины сердца. Человека можно было обманывать атеистическими лекциями и пропагандой. Молодёжь на неё поддавалась. Снимали с себя кресты, рушили храмы, отрекались от веры. Но в глубине души, нравственные идеалы, основанные на вере, и в первую очередь идеал жертвенной любви – сохранялись. Чистые души нашего народа ещё не были развращены безбожием и следующими за ним грехами. Нравственная чистота, мужество, духовная сила, вера в Бога и любовь к ближнему не успели выветриться за 20 лет безбожной власти. Поэтому и стал возможен всенародный подвиг. Можно было убить человека – но нельзя было сломить силу русского духа. Даже в сказках нечистая сила с ней ничего не может поделать.

Лозунг времён Великой Отечественной войны – «Всё для фронта! Всё для Победы!» – воспринимался поколением военных лет в буквальном смысле слова. Мы видим подвиг всего народа, независимо от национальности, общественного положения, пола и возраста – подвиг на фронте, в военных госпиталях, трудовой подвиг в тылу. Воины, женщины, дети, подростки, старики – каждый внёс свой вклад в Победу.

И сейчас перед нашей страной также стоят глобальные вызовы. Но современное общество не похоже на народ военного времени. Мы живём в обществе потребления, идеалы и образ жизни которого в корне отличаются от идеалов наших предков. Речь не только о советском дефиците товаров и современном изобилии на полках магазинов, развитии науки и техники. Речь о наших духовных установках.

Мы сейчас тоже ждём Победы. А между тем, время проверяет нас, к счастью, не так сурово, как в Великую Отечественную войну.

– Можно ли говорить о том, что нынешнее поколение проходит духовную проверку... Какие проблемы существуют в этом отношении в современном обществе, какие «болевые точки» выделяете с педагогами, на что обращаете внимание родителей школьников?

­– Главной проблемой современного воспитания является отсутствие его надёжной основы. В обществе потребления человек, в первую очередь, любит самого себя. Будет ли он отдавать в этом случае здоровье, силы, время, средства ради Отечества? Мы видим, что сейчас многие даже семью создавать не хотят. Многие не хотят рожать детей, а мечтают «пожить для себя». О каком патриотизме, любви к Родине, и тем более, подвиге самопожертвования можно говорить при таких духовных установках, доминирующих в современном обществе?

В условиях духовного вакуума быстро вырастают эгоизм и потребительство. Этой проблемы не знали наши предки. Поколение, пережившее Великую Отечественную войну, ещё было воспитано в христианском духе. На войну ушло поколение, родившееся до революции, либо в первые годы советской власти. Родители фронтовиков в большинстве были верующими, а сами фронтовики в основном крещёные. Ведь от революции 1917 года до Великой Отечественной войны прошло всего 25 лет. Несмотря на антирелигиозную политику и атеистическую пропаганду советского правительства, несмотря на жестокие гонения на Церковь, разрушение храмов, репрессии против верующих, вера сохранялась на уровне семьи, а также в сокровенной глубине сердца, неподвластной ВЧК, НКВД и им подобным. Более того, сама советская идеология, во многом повторяла уже знакомые всем христианские ценности – о любви к ближним и самопожертвовании.

Но духовные ценности быстро выветриваются, если не имеют надёжного основания. Для верующего человека таким основанием является вера в Бога. Если веры в Бога нет, то быстро исчезает уважение к государству, семье, обществу. История XX века это подтвердила.

– Сейчас много говорится и о проблеме «выветривании» из сознания современных людей исторической памяти, этот вопрос также духовного порядка и связан с духовным состоянием общества?

– Конечно, ведь именно в безбожные годы возникли проблемы с исторической памятью. То, что бережно передавалось из поколения в поколение до революции, советская власть приказала забыть. Имена дореволюционных героев вычёркивались. Вместо них приходили новые имена революционеров. Мы до сих пор их видим в названиях наших улиц. Сносились кладбища. Людей насильно переселяли, отрывая от малой родины, где жили предки, а порой и вовсе призывали отрекаться от родителей и предков, чтобы не получить прозвище сын или внук «врага народа». А таковым мог стать любой, кто не был согласен с такой политикой советской власти.

В 90-е годы была переписана уже советская история. Мы видим, как дико это было сделано в бывших союзных республиках. Самым ярким примером здесь является Украина. Там теперь своя версия истории… Мы этому удивляемся. Но разве не делали то же самое большевики с многовековой российской историей 100 лет назад, когда была придумана та самая Украина? Могла она появиться в Российской Империи? Мог Киев, мать городов русских, оказаться за границей? Теперь на Украине своя версия истории и свои герои. За 30 лет там было воспитано целое поколение, настроенное против России, чуждое нашему общему исконному языку, культуре, традициям и самому русскому духу.

А на что ушли эти 30 лет у нас? Кто герои наших детей, знают ли они свою историю и каковы их духовные установки? Кто кумиры и герои нашей молодёжи? Те, о которых им говорят в школе учителя, или те, о которых в той же школе говорят одноклассники и социальные сети? Эти герои положительные? Показательна в этом отношении судьба кумира молодёжи Дани Милохина…

– Музыканты, актеры, а в современном мире еще и блогеры всегда являлись если не кумирами, то яркими личностями в глазах молодежи, особенно те, кто, по мнению подростков, сумел «сам себя сделать», «подняться», вопреки судьбе или сложному детству, являются для ребят, можно сказать, вдохновителями, примерами для подражания. Но с приведенным в качестве примера в докладе персонажем, как оказалось, не все так просто… в Вашем докладе он прозвучал как некая проекция вызовов воспитательной системе. В чем видите опасность популярности его личности среди молодежи? О каких вызовах предупреждаете родителей и педагогов?

– Как сообщает Википедия, Даня Милохин – российский тиктокер, рэпер, музыкант, видеоблогер, актёр кино и озвучивания. В октябре 2020 года российский Forbes поместил Милохина на 6-е место своего первого в истории списка самых высокооплачиваемых тиктокеров.

Родился в 2001 году. Детство у мальчика было непростым: отец, который страдал алкоголизмом, и мать развелись, и в три года Данила вместе со своим старшим братом оказался в детском доме. В отличие от брата, который в детском доме стал кандидатом в мастера спорта по шахматам, Данила ни к учёбе, ни к спорту интереса не проявлял. После школы вслед за братом пошёл в местное училище, которое не окончил. В этот период жил в общежитии или на улице. Иногда у него не было денег на еду. В 16 лет пристрастился к наркотикам, позже зависимость ему удалось побороть.

В 2021 году принял участие в рекламной кампании «Сбера», снявшись в ряде клипов и роликов. В 2021 году стал одним из спикеров Петербургского международного экономического форума, а также его молодёжным лицом. Позднее был подвергнут критике со стороны официального представителя МИД России Марии Захаровой за «клоунаду» на форуме.

В октябре 2022 года Милохин спел на стриме с украинским блогером гимн Украины. После чего Милохин улетел в Лос-Анджелес (США), а затем в Дубай, позднее (8 сентября 2023 года) вернулся в Россию. А 11 сентября 2023 года снова уехал из России в Дубай после требования депутата Государственной Думы Екатерины Мизулиной к Минобороны призвать Милохина на срочную службу в ряды Вооружённых сил Российской Федерации.

По состоянию на середину июля 2021 года у Дани Милохина в «ТикТоке» более 14 миллионов подписчиков, в «Инстаграме» — более 3 миллионов».

Что прельщает молодёжь? Данила – сильная личность. Он смог подняться и достичь успеха, несмотря на трудное детство. Чем не герой?

Но чем этот герой сделал себе карьеру – Тик-Током! Зачем учиться и работать? Главное получить раскрутку в Тик-Токе, даже если ради этого придётся спеть гимн Украины в 2022 году! А реальный подвиг? Просто служба в армии? – Уехал в Дубай!

Сколько подписчиков у Милохина – 14 миллионов! Сколько в Юнармии? – «По состоянию на 1 мая 2024 года численность Движения достигла более 1 миллиона 592 тысяч 594 детей и подростков». Движение первых – по состоянию на 30 января 2024 года – 5 миллионов человек.

Вот такой вызов брошен современной воспитательной системе. Знает ли Данила историю? – А откуда ему её знать? Ещё недавно история преподавалась в школах по учебникам, изданных за счёт средств фонда Сороса. Само изучение истории уже по современным учебникам сводится к заучиванию дат и имён без всякого осмысления. Воспитательный потенциал истории таким образом обесценивается.

Аналогична ситуация с преподаванием литературы. Ребята книги не читают, предпочитая краткий пересказ, достаточный для ЕГЭ. Зачем думать над произведением? Тесты ЕГЭ этого не предусматривают. Воспитательный потенциал литературы также обесценивается.

– В чём же тогда видится выход, что должно быть положено в основу воспитания?

– Как основа воспитательной работы в последние годы у нас появились Юнармия, Орлята России, Движение первых. У каждой организации есть чёткий план воспитательной работы. Но, по-прежнему, остаётся вопрос – что является духовной основой этой работы?

В СССР такой основой была идеология. Идеологической работе в пионерской организации, комсомоле, движении октябрят отводилось больше внимания, чем всем остальным направлениям. Но эта идеология не имела надёжной духовной основы и рухнула вместе с Советским Союзом, похоронив пионерию и комсомол. Идеология коммунизма никому не интересна, а новой идеологии нет. Почему я должен следовать каким-то принципам? Лишь потому, что так учил Ленин и учит коммунистическая партия? Такая система могла работать лишь при одной доминирующей партии и абсолютно не работает при многопартийной системе. Я должен жить так, как учит Единая Россия, Справедливая Россия, ЛДПР, коммунисты, Новые люди и ещё кто-нибудь? Философы, писатели, поэты, политики? Ответ будет один – у меня своё мнение!

Такой проблемы нет у верующих людей. Я буду жить так, как Бог велит. Иное исключено. Именно вера в Бога испокон веков была основой и нравственного, и патриотического воспитания, и в семье, и в школе, и в личной жизни. Верующие люди и представить не могли, что можно жить иначе, чем велит Закон Божий. Конечно, во все времена были люди, нарушающие и гражданские, и религиозные законы. Но греху и пороку всегда давалась подобающая оценка со стороны общества.

Закон Божий был незыблем, поскольку это Закон Бога, Творца и Создателя, а не человека. Закон человеческий, напротив, изменчив. Мы видим, как без конца вносятся поправки, и в нашу Конституцию, и в Конституции других стран. Отдельные европейские законы нас просто шокируют.

Но главное беззаконие начинается в глубине сердца человека, если там нет Бога. Довольно быстро переосмысливаются нравственные ценности, даже при самых справедливых государственных законах. А дальше, уже дело опыта, как человек обманет государство и общество.

Кроме того, ни в одном государстве не карается эгоизм, гордость, самопревозношение, уныние, зависть, сребролюбие и прочие страсти и грехи. Потому что внутренний духовный мир человека - вне компетенции государства. Грех – это не преступление, а болезнь души человека. Но эта болезнь, убивающая душу, подтачивающая волю, помрачающая ум – делает человека не способным на подвиг.

Вылечить больную душу, поражённую грехом, может только Бог. Чем ближе человек к Богу, тем живее его вера – тем чище и здоровее душа. А такая душа способна на подвиг жертвенной любви, потому что, как говорит нам христианство – Бог есть любовь.

Символом христианства является крест, как высшее выражение любви Бога к людям. Эта жертвенная любовь, выраженная в распятии Сына Божия, спасла мир от зла и греха. Христиане носят нательный крест на груди с момента Крещения. Этот крест – выражение нашей веры, что мы готовы следовать за Христом.

Воспитанный в таком духе жертвенной любви народ победил в страшнейшей войне, вынес все испытания и спас мир от фашизма.

– Насколько доступны к восприятию вечные христианские ценности современными детьми, молодежью, вырастающими в то же время в информационном обществе потребления и обилия эксцентричных субкультур?

– Мы видим, что в наши дни идёт настоящая битва именно за души, и, в первую очередь, детские души. Враги прекрасно понимают, что невозможно победить Россию, обладающую ядерным и самым современным оружием. Но все мы знаем, что не помогает ядерный арсенал, когда речь идёт о демографической проблеме, о распаде семей, нравственных проблемах современного общества.

Действительно, сегодня наблюдаем, как в душах современных детей происходит ценностный конфликт. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание и в семье, и в школе, происходит на фоне негативных нравственных установок общества потребления. И что оно предлагает детям? Мы видим, как легко усваивается подростками любая, даже самая нелепая идея, если она получила раскрутку в интернете. Как легко обмануть «поколение тик-тока», и как легко этим пользуются украинские и другие западные спецслужбы.

Каков нравственный идеал современных молодёжных и подростковых субкультур, например чайлдфри или квадроберов? Эти псевдо-идеалы отравляют души подростков, а остальное дело времени. Ну какой подвиг может быть у квадробера? Кто будет Родину защищать и даже просто развивать страну в ближайшем будущем, если среди молодёжи сохранит свою популярность движение чайлдфри? О каком патриотизме мы можем вообще с ними говорить?

Проблема усугубляется нравственной дезориентацией многих современных семей, а порой и отсутствием у детей полноценной семьи. У многих родителей жизненным приоритетом является успех и зарабатывание денег. Отсюда пугает сама мысль о появлении очередного ребёнка. Совершенно иными были нравственные установки в семьях военных лет. Тогда в большинстве семей было пять и более детей, хотя жизненные условия были более чем суровые. Никто не получал никакого материнского капитала. Каким могло быть питание в блокадном Ленинграде? И даже в послевоенные годы… И всё равно рожали и воспитывали.

Как ни странно, но именно в благополучные 70 и 80-е годы, к которым обещали построить коммунизм, рождаемость стала падать. В большинстве семей уже было два-три ребёнка, потом один-два. Сейчас мы видим поколение чайлдфри… Спросим честно современную молодёжь – мечтают они о многодетной семье? Много ли видят они таких примеров в окружающей действительности, с телеэкрана, в социальных сетях?

К сожалению, в современном обществе мы наблюдаем разрушение семейных ценностей, и как следствие этого разрушения – кризис и распад семей. Меры материальной поддержки, при всей их важности и своевременности, не решают этой сложной духовной проблемы. Современной школе приходится вести воспитательную работу при полном отсутствии поддержки со стороны семьи. При этом до сих пор у немалой части педагогов не наступило глубокое осмысление подлинных духовных основ воспитания.

– И все же, какие видите пути решения во взаимодействии общеобразовательной школы и Церкви, патриотических и иных общественных организаций в совместном деле духовно-нравственного воспитания учащихся, если говорить на примере города Кирова и Кировской области?

– Показательным в этом отношении является выбор модуля Основ православной культуры в четвертых классах. В городе Кирове и Кировской области ОПК выбирают 23% родителей, в то время как средний показатель по России – 48%. Есть целый ряд школ, где ОПК нет вообще лишь потому, что сама школа ничего для этого не сделала и не собирается делать. Там нет учебников, нет подготовленных учителей, а, главное, нет желания ничего менять. За это не наказывают… За проваленный ЕГЭ – накажут, за отсутствие ОПК – нет. Пусть таких директоров судит Господь и история.

Вместе с тем возможно расширение преподавания ОПК на всю школу, а также имеется возможность воспитания детей на основе православной веры через открытие православных классов в школах и групп в детских садах, кружков в учреждениях дополнительного образования. Такую возможность имеют последователи всех традиционных для России конфессий.

Главным здесь является выбор родителей, а также готовность школы, в том числе к сотрудничеству с православными приходами. Воспитательная работа в школе в этом случае будет опираться на надёжную, проверенную столетиями нашей истории духовную основу – нашу веру. Сейчас серьёзная подготовительная работа проводится в этом отношении со стороны министерства образования Кировской области и отделов религиозного образования и катехизации Епархий Вятской Митрополии.

Воспитательная работа на основе православных духовных ценностей может проводиться и в учреждениях дополнительного образования. Примером в этом отношении является Центр духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания имени святого благоверного князя Александра Невского города Кирова.

На основе христианских духовных ценностей может быть построена воспитательная работа в Юнармии, Движении первых и Орлятах России. Как будет проводиться эта работа – зависит от нас.

Надёжную основу в этом случае получает также работа по гражданско-патриотическому воспитанию, без которой рукопашный бой и уроки по физическому развитию могут не дать желательного воспитательного эффекта.

Именно вера и основанная на ней взаимная поддержка помогали вынести горе и испытания семьям погибшим, попавшим в плен, раненым в годы Великой Отечественной войны. Сейчас это не менее важно в работе с семьями, куда пришла беда. Молитва друг за друга, наших воинов, духовная поддержка – всё то, что помогло народу вынести испытания в годы войны актуально и сейчас. К сожалению, многое из духовного опыта наших предков сейчас потеряно и забыто. Мы плохо знаем свои духовные традиции. Потерян опыт уже не одного поколения. Поэтому становится актуальным опыт сотрудничества в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании современной школы и Церкви, сохранившей этот опыт.

Хочется отметить и взаимопонимание в этом отношении, и добросовестный труд многих педагогов. В работах, представленных на конкурс «За нравственный подвиг учителя», мы видим опыт построения воспитательной работы на основе православной веры, христианских нравственных ценностях, опыт сотрудничества образовательных учреждений и Церкви в современных условиях, нравственный подвиг учителя и результаты этой работы. Духовно-нравственное воспитание и нравственный подвиг учителя в сложных современных условиях находят надёжную основу через обращение к вере.

Мы живём в судьбоносное время, когда битва идёт не только за ресурсы или жизненное пространство, а за души людей. И эту войну нам проигрывать нельзя. Духовный опыт поколения, победившего фашизм, пусть будет для нас примером.

Беседовала Лада Баева
Пресс-служба Вятской Епархии

На фото:

– Руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Вятской Епархии протоиерей Евгений Смирнов и директор «Информационно-методического центра системы образования» города Кирова Светлана Юрьевна Котряхова;

– Педагогическая секция «Взаимодействие Церкви и школы в духовно-нравственном воспитании» в рамках XXIX Свято-Трифоновских образовательных чтений. 

Фото

Возврат к списку