15.11.2024

Грин, Шергин и другие

В октябрьском номере «Вятского епархиального вестника» за прошлый год была опубликована статья «Удивительные параллели», в которой шла речь о творчестве Александра Степановича Грина и Бориса Викторовича Шергина. Имена этих, казалось бы, совершенно разных авторов оказались под одной обложкой и в книге русского писателя, мемуариста, потомка знатного дворянского рода Сергея Михайловича Голицына «Записки уцелевшего», впервые изданной в 1990 году.

Характеризуя деятельность заведующего редакцией журнала «Всемирный следопыт» В.А. Попова, Сергей Михайлович отмечал, что тот в 1920-е годы к сотрудничеству со своим популярным изданием «привлёк таких наших талантливых писателей, как Александр Беляев, Александр Грин, Василий Ян». Во «Всемирном следопыте» успешно трудился известный художник Владимир Голицын, брат автора, совершивший в молодые годы ряд путешествий по Русскому Северу. Там он познакомился и подружился с Борисом Шергиным, который через какое-то время прибыл в Москву «попытать счастья на литературном поприще». Приезд совпал со свадьбой Владимира, где архангелогородцу уготовили роль шафера.

«Он был молод, полон самых радужных надежд, — читаем о Шергине в «Записках уцелевшего», — и, видимо, сама свадьба, весь её ритуал, поэтичный облик невесты произвели на него неизгладимое впечатление. «Княже Володимере и княгиня-голубица Олёна», — начал он свой тост окающим северным говорком, слегка нараспев, как сказитель былин. И потекла его сказочная речь, пересыпанная сравнениями и эпитетами из сказок и песен поморов. Я не в силах воспроизвести её, но помню, что он говорил, как плавал по северным морям и в Норвегию, и на Грумант-Шпицберген, как побывал на Онеге, Мезени и Печоре, но такой красы дивной, как «белая лебёдка княгиня Олёна, нигде не видывал». Он говорил о счастье, какое ожидает его друга с такой молодой женой, предрекал ему славный, но трудный путь художника. Закончив свою речь, он выпил вино и разбил бокал».

Венчались молодые в церкви Большое Вознесенье, где, замечает мемуарист, «некогда венчалась дочь Шаляпина, а сам Фёдор Иванович читал Апостол». Встречаются в интереснейшей книге Сергея Голицына штрихи к биографиям и других вятских персонажей, среди которых художники Иван Иванович Шишкин, Виктор и Аполлинарий Михайловичи Васнецовы и сын последнего Всеволод, политические деятели А.И. Рыков, В.М. Молотов и С.М. Киров.

На фото: С.М. Голицын.

Владимир Семибратов
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Фото

Возврат к списку