Праздничное богослужение в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
В воскресенье, 17 ноября 2024 года, в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Кирова совершилась Божественная литургия архиерейским чином.
Богослужение возглавил митрополит Вятский и Слободской Марк. Его Высокопреосвященству сослужили клирик Свято-Успенского собора Трифонова мужского монастыря игумен Вениамин (Веселов), настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Кирова протоиерей Сергий Ендальцев, клирики храма иерей Евгений Виноградов, иерей Константин Киселев, исповедь принимал иерей Сергий Бабинцев.
Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении архиерейского хора под регентством Юлии Скопиной.
Проповедь перед причастием Святых Христовых Таин произнес клирик храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» иерей Евгений Виноградов:
- Сегодняшнее Евангелие повествует нам о исцелении дочери архисинагога Иаира, начальника синагог Иерусалима. Это Евангелие не столько о нём или его дочери, сколько о встрече с Богом. В Ветхом Завете встреча с Богом - дело страшное. И псалмопевец Давид говорит, что «страшно впасть в руки Бога Живаго», потому что любое соприкосновение человека с Богом в Ветхом Завете для человека заканчивалось смертью. Только избранные пророки, такие как Моисей, Илия и другие боговидцы сподоблялись видеть Бога и не умереть.
Даже малейшее прикосновение к тому месту, где пребывает Бог, для человека было смертельно. Вспомним хотя бы левитов, которые хотели подхватить ковчег и упали замертво, прикоснувшись. И совсем другое мы видим в Новом Завете: если в Ветхом Завете Бог карающий, Бог, который ведёт свой народ через испытания к Земле Обетованной, Бог, который строго спрашивает, то в Завете Новом Господь исполнен любви и приходит к человеку, независимо от того, какое у него сердце. И об этом мы сегодня слышали в Евангелии.
Здесь в этом повествовании антитеза. Та женщина, которая прикасалась к Господу, она знала, к кому прикасается. Может быть она до конца не осознает, что это Господь, но она чувствует эту силу, исходящую от Господа, исцеляется. По законам Израиля она не могла прикасаться в нечистоте к другому человеку, тем более к мужчине, потому что иначе он был бы осквернён. Этот человек должен был соблюдать определённые законы чистоты и поста. Тем не менее, она, веря, имея чистое сердце, прикасается к Господу и получает исцеление.
И совершенно другую картину мы видим в доме того, кто должен проповедовать Бога, кто должен знать Бога, кто должен быть приближен к Нему. Когда Господь идёт в его дом, приходит человек, который говорит: «не утруждай Учителя, умерла дочь твоя», но Господь идёт в этот дом. И что он видит? На Его слова о том, что она спит и сейчас будет исцелена, Господь слышит оскорбления, ругань. Он просит всех выйти и совершает не просто исцеление, а воскрешение человека. Так и мы должны сами иметь сердце любящее и тянущееся к Богу, иначе никакого действия Божия у нас не будет. Аминь!
В завершение богослужения митрополит Марк обратился к верующим с архипастырским словом:
- Дорогие братья и сестры, всех вас поздравляю с Воскресным днем. Иногда слова, которые мы слышим, могут нас в уныние или отчаяние приводить, ввергать нас в непонимание. Нам говорят, что мы должны жить по заповедям. Когда говорят «должны», это означает, что мы кому-то обязаны, ограничены в своих возможностях. Поразмыслите, Бог свободен. Образ Божий мы носим в себе, это качество, присущее нашей душе. Мы свободны, и человек свободно выбирает между добром и злом. Бог в нас нуждается? Он самодостаточен.
Не Бог в нас нуждается, а мы в Боге. И поэтому жизнь во Христе - это не обязанность, а наша внутренняя потребность. Быть свободными во Христе - это свободный выбор творить добро. Давайте этим путем, с одной стороны - узким и тернистым идти, но быть свободными во Христе, чтобы потребность в Боге приносила радость нашему сердцу и в нашей жизни. С праздником!
Пресс-служба Вятской Епархии