Празднование Введения во храм Пресвятой Богородицы в Свято-Успенском кафедральном соборе
4 декабря Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
В Свято-Успенском кафедральном соборе города Кирова церковный праздник начался с вечера – с 3 декабря с 17 часов совершалось Всенощное бдение. Утром в четверг 4 декабря 2024 года в главном храме Трифонова монастыря совершалась Божественная литургия.
Служение Литургии возглавил клирик Успенского собора игумен Алипий (Сторожук). Радость совместной молитвы разделили благочинный монастыря иеромонах Николай (Белев), иерей Вадим Маринич.
Богослужение украсили церковные песнопения хора прихода Успенского собора под регентством Марины Микрюковой.
Со словом проповеди с амвона к верующим обратился игумен Алипий (Сторожук):
– Дорогие братья и сестры, сегодня Церковь вспоминает событие, когда Пресвятая Богородица будучи маленькой девочкой была введена во храм, где она проводила время в молитве. Через Божию Матерь в мир пришел Спаситель, чтобы избавить человека от греха. Если бы Он не пришел, то никто не мог бы спастись. Все были бы под властью дьявола, который однажды упал с неба на людей, потому что возгордился, хотя он был самый приближенный к Богу, и при этом увлёк большую часть ангелов за собой. И через Матерь Божию в мир пришел Спаситель – Господь наш Иисус Христос.
В Ветхом Завете множество пророчеств говорит о Господе Иисусе Христе, и говорится о том, что Он должен родиться был от Девы. По свидетельству Священного Предания с этим пророчеством произошла удивительная история. Один переводчик по имени Симеон переводил Книгу Исаии на греческий язык и подумал, что в священный текст вкралась ошибка и хотел внести исправления. Сознавая, что дева не может родить, он собирался заменить слово "Дева" на слово "жена" и в тот же миг предстал пред ним Ангел и его остановил, сказав, что он не умрет до тех пор пока своими глазами не увидит родившегося Спасителя. И мы помним из Священного Писания, это произошло, когда он будучи глубоким старцем встретил в притворе храма Деву Марию с Младенцем Иисусом Христом, пришедшую по иудейскому закону в храм принести в жертву двух горлиц за своего Родившегося Первенца. Так святые отцы по поводу пророчества Исаии отмечают, что Чудо заключается собственно в том, что когда Дева родит, тогда люди поверят и скажут: с нами Бог!
Так что Матерь Божия, Она является и Богоматерью, и Она является нашей скорой помощницей, скоропослушницей, о чем нам рассказывают и жития. Когда должны на афонском монастыре были разбойники разграбить монастырь, Матерь Божия сказала об этом насельникам монастыря, хотя Господь-Младенец Ей справедливо тогда и говорит: не говори. Она – заступница наша, мы к Ней обращаемся за помощью в спорах, бедах и, конечно, просим об избавлении от разных сложных обстоятельств, и Матерь Божия исполняет наши молитвы. В Евангелии рассказывается, когда была свадьба в Кане Галилейской, кончилось вино. И Матерь Иисуса была там, Она попросила Сына Своего, чтобы Он освятил это воду, претворил ее в вино. И это первое чудо, которое Господь сотворил. Хотя Он говорил, что Мое время еще не настало. Но за послушание все выполнил.
И святые угодники призывают нас к тому, чтобы мы молились Божией Матери. Есть «Богородичное правило»: многократное (в течение 150 раз) чтение песни Пресвятой Богородице, и после каждых десяти прочтений «Богородице Дево, радуйся» читается молитва Господу «Отче наш».
В одной из книг описывается случай, как офицер приставал к девушке, куда-то ее в лес увлек, и она читает про себя «Богородица Дева, радуйся». И он отступился от своих планов, обратно даже довез ее до дома, где у нее увидел икону Владимирской Божией Матери. Говорит: вот Она рядом была, Она пригрозила, поэтому он от своих блудных замыслов отступился. Дай Бог нам о Ее заступничестве помнить, что Она все время находится на земле с людьми и обращаться к Божией Матери.
Ради праздника сегодня утешение – разрешается рыба, хотя у нас сегодня особый постный день среда, но самое главное утешение, которое человек может получить, это благодать Духа Святаго. Когда человека посещает благодать, на душе радость, мир, тепло, и человеку очень хорошо. И помните, как Мотовилов спрашивал батюшки Серафима Саровского, он говорит: вот тебе тепло, а смотри, на тебя снег падает, он не тает… Так что и нам, дай Бог, стяжать Дух Святой, потому что через Дух Святой мы усыновляемся Господу, а чтобы его стяжать, нам нужно каяться в своих грехах. Господь нас призывает: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Вот и требуется от нас еще усилия. Мы исповедуемся, да? А требуется покаяние. А разница такая, что исповедь, человек поисповедовался, вышел и пошел жить по-прежнему, к примеру, других осуждая: этот такой, а эта такая-сякая... Покаяние подразумевает исправление, а исповедь это уже последняя часть покаяния. То есть мы должны бороться со своими грехами. Для этого необходима решимость, без решимости человек не может никак никуда продвинуться. Человек падает все время, поэтому от него требуется внутреннее решение на работу над собой. Вот человек приходит на исповедь, говорит: не могу соблюдать пост. Что значит, не могу? Читал про монаха, который в горах 30 лет подвизался, вся пища у него – гречка и вода. На Афоне подвижник берет кожуру рыбы макает в банку с водой и говорит: рыбку поел. Видите, как постятся. И Господь нам говорит, что блаженны алчущие, ибо они насытятся. А богач пировал каждый день шикарно, и потом в ад попал. Поэтому угодники Божии и старались поститься.
Но в наше время мы спасаемся не постами даже. Терпением всех находящих испытаний. И самое главное, в чем мы должны стараться, чтобы у нас в сердце была Любовь, которая имеет такие же свойства, как и смирение: долготерпит, милосердствует, не раздражается… А если я раздражаюсь, значит, у меня любви нет. А чтобы не было раздражения, значит, надо видеть свои грехи. Вот если я грешный, значит, тогда все святые… А если я такой святой, то все такие грешные, – видите как человек размышляет? И нам требуется стараться помнить: всех оправдываем, себя осуждаем. Если мы никого не осуждаем, то мы уже спасаемся, Господь тоже никого не осуждал, и Матерь Божия, Она никогда не повышала голос. И нам надо быть внимательными к себе, внимать себе, как это говорится: внимай себя и хватит с тебя. Вот этого очень не хватает человеку. И стараться пребывать в молитве. Идем, сидим, где-то находимся… И если у нас плохо с молитвой, вот на службе человек стоит, а мысли куда-то улетают, – в грех вменяется, а когда покаянные помыслы, мол, все молятся, а я пнем стою, ни слез, ни молитвы, мысли уплывают, какой же я грешный… то есть, когда человек в таком покаянном состоянии пребывает в храме – это в грех не вменяется. В грех вменяются житейские помыслы и всякие там греховные: чревоугодные, гордые и так далее. И когда на исповедь приходим, должны определять, на какую наживку лукавый пытался нас поймать, с чем нам и надо сейчас бороться.
Всех поздравляю с праздником!
Пресс-служба Вятской Епархии