11.12.2024

«Бог являет Свои чудеса»

О духовных поисках и пути к вере, окормлении военнослужащих и их семей, участии в фондах и региональном движении волонтеров, о научном обосновании зарождения жизни на Земле и промысле Божием в жизни человека мы пообщались с клириком храма в честь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии города Кирова офицером запаса подполковником медицинской службы иереем Александром Исуповым.

«Слава Богу – пришел в храм!»

– Отец Александр, по образованию Вы врач… Каким образом решили продолжить обучение в Духовном училище и вступить на путь священного служения?

– Когда окончил медицинский институт, базовое образование у меня терапевт, занимался наукой, в сфере микробиологии проработал десять лет. Потом преподавал на военной кафедре в КГМА, ныне это Кировский государственный медицинский университет. Сейчас у меня массажный кабинет, практикую в области мануальной терапии по авторской методике. Как оказался в стенах Духовного училища? Сложный вопрос… Если брать всю предысторию, то как многие жители нашей страны, уже давно считал себя верующим. Знал, что есть Бог, нужно прийти в Церковь, свечку поставить…. Как у многих православных сегодня в России, этим мое воцерковление и ограничивалось. Путь мой к вере был витиеват. В 90-е годы в период перестройки были и духовные искушения в плане поиска истины. Слава Богу – пришел в храм!

Вероятно, толчком к моему воцерковлению, как это ни странно звучит, стали занятия в клубе рукопашного боя русским стилем. Клуб «Дружина» – православный, находится на базе православной гимназии. Укреплению в вере способствовали и первые крестные ходы. Но первой в нашей семье на Великую (еще без меня) почему-то пошла жена, и это при том что и она только приходила к вере. Так сложилось, что стал прихожанином храма в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, где мне предложили начать читать в храме на Богослужениях. Спустя полгода отец Виталий (настоятель храма иерей Виталий Лапшин) предложил учиться в Духовном училище по специальности церковно-священнослужитель. Я ответил, что, наверное, не достоин. На что батюшка мне разъяснил: «а кто достоин? Нет достойных, есть призванные». «Есть» – как по-военному ответил я в свою очередь… И пошел учиться.

Богу можно по-разному служить… Можно и в миру. Но если уже призвал Господь, уже пошел на учебу, нужно идти по этой дороге… Тем более какие-то способности есть, образование, багаж знаний. Если Бог призывает, воля Его на это есть…

Нести Истину, сеять в сердцах добро

– Врачебная работа также требует самоотдачи. В храме Вы Богу служите. Как Вы понимаете для себя «служение» в широком понимании понятия?

– Если рассматривать служение как священнослужителя, здесь смысл один: вести людей ко Спасению, помочь найти эту дорогу, помочь разобраться в вопросах веры, потому что даже сегодня немало христиан, к сожалению, являются необразованными в вопросах веры, многие даже Евангелие не читали. Очень много суеверий у нас есть, которые бытуют порой и в стенах церкви. Нести Истину, сеять добро в сердцах – важная миссия в пастырском служении. Врач спасает все-таки тело пациента. А в Евангелии сказано: Бойтесь тех, кто душу вашу может погубить. Если времена перестройки вспомнить, сколько у нас разных вероисповеданий голову поднимали… и кришнаиты, и буддисты… Сейчас много протестантских конфессий, у которых миссионерская деятельность поставлена на поток. Важно людям рассказать, в чем они не правы, в чем заблуждаются, а для этого самим нужно быть образованным в вопросах Веры. В том числе и для этого мы учились в духовной школе.

Лучшая защита – под покровом Церкви

– Есть ли, Во-вашему, духовная опасность в занятиях йогой, ушу, новомодных духовных психологических практиках с примесью мистицизма?

– Что касается спорта – каждый вид включает свою философию. Восточные единоборства несут свою философию, везде присутствуют свои ритуалы, энергетические практики. К сожалению, многие современные люди падки на, так называемые, духовные практики. И не имея церковного духовного опыта, некоторые даже не подозревают, что в этом может скрываться определенная опасность.

– Между тем, в преддверии Нового года особенно интернет изобилует различными «марафонами желаний», некими психологическими квестами в погоне за изобилием, в чем может крыться духовная опасность участия в них?

– Касательно психологических практик со всеми мантрами – стремления «по мановению волшебной палочки» получить здоровье, деньги, молодость, некий успех порождают глубокие духовные болезни и расстройства психики. Хочется, конечно, от этого людей предостеречь. И лучшая защита – стараться вести жизнь под покровом Святой Православной Церкви. Молитва, участие в Церковных Таинствах, крестные ходы, соблюдение постов, дела добра и милостыни – все это духовный труд, но жизнь со Христом – путь истинный и благодатный. И если человек старается жить по заповедям Господним, все остальное, что не вредит душе, в жизни прилагается.

Жить по вере

– Разграничиваете для себя время церковное, где служите, проповедуете как священник и время личное, где живете как обычный человек?

– Такого четкого разграничения времени на личное, церковное в моей жизни не ощущается. Когда ты приходишь к вере, ты все равно служишь Господу и дома, и на работе, и тем более, когда служишь в храме… Важно помнить, что семья – это малая Церковь. Как сказано в Священном Писании: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я нахожусь посреди них».

– С принятием священного сана как Ваша жизнь изменилась – внутренняя духовная и повседневная?

– Я бы не сказал, что в моей жизни сильно что-то изменилось, поскольку будучи христианином человек всегда исповедует Господа и старается жить по вере. Ответственности стало больше. Раньше как мирянин отвечал перед Богом только за себя, а священник ответственен и за паству.

Что касается своей духовной жизни, намного больше ответственности требуется при совершении богослужений, Стоять перед Престолом Божиим намного напряженнее и труднее. Требуется внутренняя собранность, напряжение духовных сил.

Актуальная тема

– Помимо совершения богослужений, какие послушания несете при храме?

– При приходе храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии у нас действует приходской клуб, проводим с мирянами встречи. На данный момент у меня есть четкое представление, что многие современные люди не могут Бога осознать по настоящему из-за того, что считают, что Вселенная возникла сама по себе, жизнь возникла сама по себе, а человек – вершина эволюции. Если в это верить, тогда получается, что Творца нет, и Бога придумали люди. А если я смогу научно-обоснованно доказать невозможность самопроизвольного зарождения жизни, тогда все встает на свои места. Есть Творец, есть Создатель. Теория эволюции опровергается научными фактами, и я готов говорить об этом. Это очень интересная и на данный момент, актуальная тема. Материалистическое мировоззрение не позволяет поверить в Бога.

Для людей невоцерковленных Священное Писание авторитетом не является. Люди готовы признать только научные факты, и я их предоставляю. Научные факты невообразимо тонкой настройки Вселенной, невозможности самопроизвольного возникновения жизни и эволюционных изменений. Доказательства с точки зрения физики, химии, биологии, генетики. Ни одна материалистическая теория не объясняет самопроизвольное возникновение жизни. Только говорят – я в это верю, и стараются найти доказательства. А это уже религия, только атеистическая.

Есть и научные доказательства Библейских событий, в частности Всемирного потопа. Был Всемирный потоп, а допотопный мир сильно отличался от «современного».

Такие встречи у прихожан вызывают живой интерес.

Духовное окормление военнослужащих

– Отец Александр, расскажите о Вашем участии в Фонде «Защитники Отечества» в Кировской области, с какими проблемами приходится сталкиваться, какие насущные вопросы решать? Каким образом поддерживаете ребят в зоне СВО и их семьи?

– Участвую в работе фонде «Защитники Отечества» как представитель Вятской Епархии с начала специальной военной операции. В октябре нынешнего года прошел обучение на курсах, организованных Службой духовно-психологической помощи участникам боевых действий и членам их семей. Конференции проводились по линии Патриархии и проходили в дистанционном формате. Лекции читали люди, которые регулярно ездят в зону СВО. Опытные кризисные психологи давали конкретные практические советы, алгоритмы действий.

Как представитель епархии участвую в различных круглых столах, мероприятиях, которые проводит Фонд защитников Отечества, комитет семей Воинов Отечества. Проводим встречи с бойцами и их родственниками, в том числе и с родными погибших. Однако на данный момент в храмах нашего города нечасто увидишь вернувшихся из зоны боевых действий. Пока же мы выстраиваем взаимодействие с различными службами, которые также работают с участниками СВО и их семьями на региональном уровне.

– Опыт военной службы в звании подполковника помогают Вам при сегодняшнем служении, деятельности в Фонде «Защитники Отечества» при взаимодействии с бойцами СВО, их семьями?

– Участники СВО, которые приходят в храм, легче идут на разговор, узнав, что я офицер запаса, тем более военный доктор. Когда участнику боевых действий говоришь, что и ты пятнадцать лет прослужил в погонах, легче наладить контакт. Но опять же, это пока единичные случаи. Находясь на поле боя, в блиндажах многие бойцы искренне молились, а те, кто приходит в отпуск, нечасто переступают порог храма. К сожалению, многие ищут обезболивающее для души в алкоголе. Проводятся встречи с родственниками погибших.

– Расскажите о Вашей командировке в зону СВО.

– Совместно с казачеством, с секретарем епархии отцом Виталием в ноябре прошлого года мы ездили в Луганскую область. Базировались мы в части, сформированной от Кировской области, из нее выезжали в разные места с целью духовного окормления: на запасные позиции, в госпиталя. Общались с бойцами, освящали военную технику, некоторые военные участвовали в богослужениях, причащали Святых Христовых Таин.

– Известно, что Ваша супруга поддерживает Вас в этой деятельности, трудится волонтером в фонде «Золотые руки ангела», расскажите о Вашем совместном участии в этой деятельности.

– Супруга, по-возможности, вместе с другими волонтерами участвует в помощи участникам СВО. Каждую неделю и даже чаще машина из Кирова уходит в зону СВО, везут адресные посылки. Участники фонда работают по заявкам. Приходит заявка от бойцов из зоны боевых действий, и на своей странице в ВК фонд «Золотые руки ангела» размещает информацию со списками, что требуется: лекарства, средства для перевязки, продукты, теплая одежда и так далее.

В нашем храме тоже размещаются объявления о необходимом для участников СВО, и люди приносят лекарства, перевязки, бинты и многое другое. Например, приобрели аптечные кофры.

– Ваша супруга также входит в состав учредителей Регионального отделения Международной общественной организации «Союз православных женщин» в Кировской области, чем занимается эта организация?

­– Направления деятельности «Союза православных женщин» обширны: материнство и детство, формирование антиабортного мышления в обществе, развитие движения Сестер Милосердия в Кировской области, помощь семьям участников СВО, просветительская деятельность и многое другое. Вся деятельность Союза социально ориентирована. Женщины активно взаимодействуют с государственными социальными учреждениями и НКО, продвигая семейные и православные ценности в обществе.

Православные по духу, или жить по-христиански

– Каким бы Вы хотели видеть наше Отечество идеальным? И каждый человек в отдельности может каким-то образом этому поспособствовать?

– Есть такая фраза: идеал по своей природе недостижим, поэтому он и идеал. Я бы хотел, чтобы люди православные были по духу, а не по виду. У нас крещено девяносто процентов, наверно, людей в стране, а в храм приходит один процент в воскресный день. Большинство крещеных людей ни разу не читали Евангелия, они ничего не знают о вере православной, молитв не знают, в храм не ходят. И при этом утверждают, мол, я верующий человек. Вера осознается умом, а потом сердцем принимается. Когда человек осознал суть христианства, он уже из храма не уйдет. Каждый будет тогда стараться заповеди соблюдать, любить ближнего. Совесть не позволит сознательно причинять зло другому человеку, согрешать по своей воле.

К сожалению, многие, называя себя православными, живут, как язычники. Если называешь себя христианином, ты должен жить по-христиански, если сказано, блудники Царство Небесное не наследуют, ты должен жить в зарегистрированном браке, не в сожительстве. В идеале – это венчанный брак, освященный Богом. Если называешь себя христианином, ты не должен сознательно идти на греховный поступок. Если ты христианин, – должен стараться ЖИТЬ по-христиански, а не просто быть крещеным.

­– И все же принятие Святого Крещения важно для спасения души человека.

– Когда Таинство Крещения принимают, например, в зоне боевых действий, важно, чтобы это происходило осознанно.

К примеру, человек может креститься из страха перед опасностью, но когда она миновала, важно, чтобы он остался христианином, не только молился, находясь в больнице, или исповедовался перед боем, но и когда вернулся к обычной жизни, остался христианином. А будет ли это, когда ему опасность перестанет угрожать? Придет ли он в храм? Это ведь важный момент.

Крещение – это рождение человека свыше, он рождается от воды и Духа Святаго другим человеком во Христе, он становится другим, и он должен жить другой обновленной жизнью во Христе. Так сказал апостол Павел в послании к римлянам, которое читается в храме на Крещение. А бывает так, что люди крестились, а потом живут совсем не христианской жизнью. Это что за профанация такая? Тебе Господь даровал чудо, Он тебя родил заново, ты новый человек, а ты живешь, как старый, тогда зачем ты крестился? На огласительных беседах в храме всегда об этом говорю: вы должны понимать, что Крещение ребенка проходит по воле родителей, а значит, они должны научить его жить во Христе.

Взрослый человек должен быть христианином везде, и в окопе, и «на гражданке», его мировоззрение не должно меняться в разных обстоятельствах. Меняется только окружающая обстановка, а моя вера должна оставаться непоколебимой, – тогда я христианин.

Интересные эпизоды

– Приходилось ли Вам в пастырской практике сталкиваться с чудесными историями, после которых люди в Бога уверовали?

– Были интересные эпизоды, где событие можно объяснить только чудом Божиим. Когда человек начинает смиряться перед Богом, он получает то, что он даже давно не ожидал. Однажды в Великорецком один мужчина рассказал мне свою историю. Говорит, что были они с женой давно женаты, у них не было детей, сделали одиннадцать ЭКО. Понятно, насколько это сложная и дорогая процедура, и больше десяти – это очень много. И он рассказывает, что в прошлом году он пошел в крестный ход в Великорецкий первый раз в жизни, ему сказали – иди, проси Бога. Рассказал, что прошел крестный ход от начала до конца, перетерпел трудности. В этом году (когда мы встретились, и состоялся разговор) идет второй раз, а дочке – три месяца. Через год он снова уже пошел в крестный ход. Как это объяснить, кроме как чудом Божиим? Можно сказать, что случайно, но тогда все «случайно». И почему-то до смиренной молитвы чуда в их семье не произошло?

Были разные эпизоды. Порой приезжаешь в перинатальный центр крестить ребенка, который практически не имеет шансов на жизнь. Совершаешь Таинство Крещения, и ребенок идет на поправку, и выписывают его здоровым. Такие случаи бывали неоднократно. Бог являет Свои чудеса.

Господь помогает

– Возможно ли человеку обрести смысл жизни, постичь счастье, даже при столкновении с трудной в жизни ситуацией, внутренне оставаться сильным духом, спокойным, добрым к людям, в жизни не разочарованным?

– Некое разочарование, уныние происходит от того, что мы не принимаем волю Божию. Есть в Писании слова: «Гордым Бог противиться, а смиренным дает благодать». Как только человек принял то, что Бог ему дал, смирился перед Ним, как тот мужчина, который пошел в крестный ход, сказал: Господи, вот все уже испробовал, только на Тебя уповаю, дай мне ребенка, он шел и молился ведь, и получил, потому что смирил себя. До этого он все хотел сам: я сделаю, у меня получится. Но как только мы смиряемся перед Богом, Он нам дает то, что нам надо.

К Богу приходят чаще всего скорбями люди, проблемами какими-то, тогда бежим в храм. Когда хорошо, люди даже не вспоминают о храме. Многие воцерковились через скорби, проблемы какие-то, которые сами не могли решить. Уперлись лбом – стенка, отчаяние и… искренний крик: «Господи, помоги!» И Господь помогает. К сожалению, у человека такая падшая природа, что порой нам сложно прийти к Богу радостью.

Начало нашего спасения

– О чем важно Вам хотелось бы напомнить всем людям в преддверии Нового года и встречи Рождества Христова?

– Новый год у православных ­– спокойный семейный праздник. Да, можно собраться семьей за столом, и даже вкусно покушать, но без размашистых гуляний. Пост ведь идет, постом свадьбы не играются, и венчания соответственно нет, поэтому и праздник новогодний может быть исполнен тихой радости, не нужно карнавал устраивать.

Впереди у православных светлый праздник Рождества Христова, когда в мир родился Спаситель мира: самое начало нашего спасения, которое уже состоялось. Должен был родиться Спаситель Иисус Христос совершенный Бог и совершенный человек. После грехопадения Адама порядка пяти с половиной тысяч лет люди ждали пришествия в мир Спасителя. Адаму было обещано, что придет в мир Спаситель и уязвит голову змея и двери откроет в Царство Небесное. Рождество Христово – это начало нашего спасения, чистый светлый праздник. Пришел в мир Спаситель, и каждый человек разделяет душой эту радость, надежду на спасение своей души.

Беседовала Лада Баева
Пресс-служба Вятской Епархии

Фото

Возврат к списку