«Вручая себя в Руки Божии»
Предлагаем вниманию наших читателей интервью с духовником Вятской православной общины глухих и слабослышащих во имя святой царицы Елены, заведующим и преподавателем певческого отделения «Центра подготовки церковных специалистов Вятской Епархии Русской Православной Церкви (Вятское Духовное училище)», настоятелем домовой церкви святители и исповедника Луки Крымского при Кировской областной клинической больнице иереем Игорем Шиляевым.
Отец Игорь рассказывает о своем пути к вере и священному служению, духовном окормлении людей со слуховыми особенностями, о путешествиях, расширяющих познание мира, о том, как человеку лучше провести предрождественский период.
О пути творческом и духовном
– Отец Игорь, поскольку Ваше священническое служение включает несколько послушаний, требующих знаний жестового языка, музыкальной грамоты, знания регентства и певческого мастерства, вероятно, Ваш духовный путь предваряло светское образование, расскажите о нем.
– Что касается моего светского образования, то я окончил Кировское училище искусств по специальности «хоровое дирижирование», получив квалификацию «Дирижёр академического хора, учитель музыки и музыкальных дисциплин». Это было моё первое музыкальное образование.
Затем я прошёл стажировку в Академии хорового искусства в знаменитом хоре Виктора Сергеевича Попова. Почти девять лет до того, как стать священником, я был артистом Всемирного хора ЮНЕСКО.
В 2015 году окончил Московскую духовную семинарию и в этом же году получил вторую профессию – переводчика русского жестового языка. Впоследствии я неоднократно повышал квалификацию по этой специальности.
– Что послужило Вашему внутреннему выбору, переходу от творческого пути к духовному, когда, будучи артистом, решили ступить на путь священнического служения?
– На самом деле это было не спонтанное решение. Закончив училище искусств, я сразу же пришел работать в храм, в церковь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии города Кирова, в качестве звонаря и пономаря.
В моей жизни встречались интересные и замечательные люди, которые были глубоко верующими. Среди них были и учителя, и просто добрые знакомые, оказавшие большое влияние на мою судьбу.
Во время обучения в Кировском училище искусств произошло удивительное событие: я попал в костромские леса, где провёл три дня в компании отшельника. Это событие изменило всю мою жизнь.
До этого я планировал учиться в консерватории и продолжать музыкальную карьеру. Однако меня терзали сомнения и душевные переживания, связанные с духовными поисками. Я начал увлекаться изучением духовной стороны мира и осознал, что меня «тянет» к разным духовным течениям.
Вернувшись из леса, я твёрдо решил, что должен выбрать истинный духовный путь.
– Отшельник был православным монахом?
– Он был иноком, а теперь – монах, несущий служение в священном сане в нашей Вятской епархии.
Из-за проблем со здоровьем он больше не мог продолжать свой трудный путь отшельничества в лесах. К тому же, у него есть престарелая мама, о которой он должен заботиться. В связи с этим ему пришлось переехать в Вятку, где он продолжает служить Господу, неся свой крест.
То, как я оказался там, было настоящим чудом. Само путешествие к месту, где подвизался инок, помогло мне укрепить веру.
Когда я вернулся домой, то сообщил родителям, что не буду поступать в консерваторию, а хочу учиться в духовном учебном заведении. Отец отнёсся к этому спокойнее, а вот мама очень расстроилась. Она не могла принять такое решение, так как надеялась, что я стану профессиональным музыкантом.
Но жизнь всё расставила по своим местам. Моя профессия музыканта продолжает быть со мной, она помогает мне и в педагогической деятельности, и в священническом служении. Священнику с музыкальным образованием легче служить, проще подстраиваться под хор – в этом есть свои плюсы.
Сейчас мама полностью разделяет моё решение быть священнослужителем.
Вернувшись из леса, я купил справочник ВУЗов и начал искать информацию о духовных учебных заведениях. Своё духовное образование я начал в Православном Свято-Тихоновском университете, филиал которого находился в нашем городе при Вятской Епархии.
Покойный протоиерей Александр Коротаев был директором этого филиала, а преподаватели приезжали к нам из Москвы. Каждый месяц мы сдавали сессию. К сожалению, вскоре филиал закрылся, и я перевелся в Костромскую духовную семинарию, где два года учился заочно.
В то же время я продолжал нести послушание в храме. Однако моя творческая работа в качестве руководителя Кировского филиала Некоммерческого Благотворительного Фонда «Мир искусства» поглотила меня, и учёба отошла на второй план.
Лишь спустя некоторое время, когда уже был женат, я осознал, что путь ко спасению для меня лежит через Церковь и служение Богу. Я решил попытаться восстановиться в семинарии. Однако Владыка Хрисанф, поддержав меня, посоветовал перевестись в Троице-Сергиеву Лавру. Так я и оказался в Московской духовной семинарии, где и завершил своё духовное образование.
– Отец Игорь, а правда, что на путь священства Вас благословил известный российский старец схиархимандрит Илий (Ноздрин)?
- Да, верно. Моё священство предварили нелёгкие события. Был 2010 год. На меня буквально свалились и серьёзные проблемы на светской работе, и моё здоровье, и здоровье родных и близких, и неожиданные потери, и многое чего еще... Вспоминать всё это даже и не хочется.
Тяжелые времена закончились летом 2011 года на Валааме. Будучи диаконом, я приехал в качестве паломника на остров Валаам, чтобы сменить обстановку, помолиться и набраться сил, как физических, так и духовных. К моему удивлению, в это же время на острове находился известный российский старец, духовник Святейшего Патриарха Кирилла схиархимандрит Илий (Ноздрин). В этот момент я осознал, что в моей жизни накопилось множество не разрешаемых проблем, и у меня есть несколько вопросов, на которые я давно хотел найти ответы... Господь сподобил меня, опять же при удивительных обстоятельствах, побеседовать с отцом Илием. Он ответил на все мои вопросы и сказал: «Вот Вам мое благословение: приедете домой, идите в Епархию и пишите прошение на рукоположение. Господь Вам уготовал путь священства».
Трудно высказать словами, что я испытал в тот момент. Слезы текли ручьем...
И 3 сентября 2011 года в городе Кирове состоялась моя священническая хиротония. В этот день Господь перелистнул страницу истории моей прежней жизни, и началась совсем новая, другая, непохожая на предыдущую, бурная жизнь простого русского священника.
Доброе дело
– Ваша супруга матушка Ирина – известная в городе творческая личность – музыкант, органист, ведущая концертов. Где Вы с ней познакомились?
– Ещё будучи студентом Кировского училища искусств, в конце второго курса я начал работать по специальности. Меня пригласили в Детскую школу искусств №11, где я преподавал различные дисциплины: вокал, фортепиано, дирижирование и сольфеджио.
К третьему курсу, когда в училище началась педагогическая практика, я уже имел за плечами опыт реальной работы. В 2001 году в музыкальную школу пришла работать моя будущая супруга Ирина. Там мы и познакомились.
С 2001 по 2007 год мы общались с ней как хорошие друзья, при этом каждый жил своей жизнью, и ничто не предвещало чего-то большего. Но моя работа в благотворительном фонде способствовала тому, что между нами зародились более близкие отношения.
– В чем заключалась ваша деятельность в благотворительном фонде?
– Московский Фонд «Мир искусства» был основан известным российским пианистом Владиславом Михайловичем Тетериным. Однажды, находясь в Японии, он посетил детский дом и был глубоко тронут, увидев детей, которые слушали его игру.
С тех пор он оставил свою карьеру пианиста и посвятил себя благотворительности. Владислав Михайлович помогал детям из малообеспеченных семей, сиротам и детям с ограниченными возможностями. Он стремился помочь им раскрыть свой творческий потенциал и дать возможность выступать на одной сцене с великими музыкантами.
В кировском филиале Фонда «Мир искусства» я занимался поиском талантливых детей с ограниченными возможностями здоровья. Я помогал им учиться музыке и даже возил в Москву, где они продолжали обучение в Академии хорового искусства. Эти дети выступали на лучших сценах вместе с выдающимися музыкантами и оперными певцами. Моя работа в Фонде была творческой и интересной.
Однажды я обратил внимание на то, что в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии появилась женщина с девочкой на инвалидной коляске. Девочку звали Полина Кашникова, а её маму – Елена Юрьевна.
Во время перевода службы на жестовый язык я иногда смотрел на Полину, размышляя, занимается ли она музыкой. Я видел, что у девочки тяжёлая форма ДЦП, но в какой-то момент всё же решил к ним подойти. Мама сказала, что, к сожалению, музыкой они не занимаются, потому что ни одна музыкальная школа не берёт ребёнка из-за сложности обучения. Однако Полина очень любит петь, и они мечтают, чтобы она научилась этому искусству.
Тогда я решил, что нужно организовать для Полины частные уроки. Одним из немногих преподавателей по вокалу, которого я знал, была моя будущая супруга Ирина. У неё не было опыта работы с такими детьми, но она согласилась попробовать.
– Получается, общее доброе дело милосердия вас породнило?
– Выходит так. Полина стала связующим звеном между нами, и, возможно, именно благодаря ей мы поженились. К сожалению, несколько лет назад она погибла в результате трагического случая, но светлая память об этой чудесной девушке всегда будет жить в наших сердцах.
Певческое делание
– На приходах храмов епархии в основном поют профессионалы, имеющие специальное музыкальное образование или воцерковленные люди, которые учатся певческому мастерству в процессе?
– В наши дни на клиросах можно услышать как профессиональных исполнителей, так и любителей. Благодаря открытию певческого отделения при Вятском духовном училище певчие без музыкального образования могут получить необходимые знания и навыки, чтобы чувствовать себя более уверенно на клиросе во время богослужений. Для некоторых выпускников пение в храме даже стало основной профессией.
– Что представляет процесс обучения для студентов на певческом отделении курсов при Центре подготовки церковных специалистов (Вятском Духовном училище), какие дисциплины на них преподаете?
– Курсы певческого отделения при Вятском Духовном училище предполагают двухгодичную программу обучения. Они помогают взрастить певчих в хорах приходов, укрепить в мастерстве уже поющих людей.
Основную часть обучения составляют музыкальные дисциплины, программа которых перекликается с программой колледжа музыкального искусства. Например, программа по сольфеджио на певческом отделении обширнее, чем в музыкальной школе. Наши студенты на курсах изучают хороведение – курс, который читается в музыкальном колледже на дирижерско-хоровом отделении. Также у нас есть хоровой ансамбль, дирижерская и регентская практика… И как заведующий певческим отделением я преподаю широкий спектр дисциплин: и церковное пение, и хороведение, и сольфеджио, и музыкальную литературу, и певческую практику. Кроме музыкальных, есть и дисциплины богословского характера: церковно-славянский язык – и теория, и практика, богослужебный устав, библейская история Ветхого и Нового Завета, то есть все основные богословские прикладные предметы, которые должен знать не только каждый регент, но и певчий.
– Сколько человек сейчас обучается на певческом отделении, это в основном православные женщины?
– Да, у нас в основном учатся женщины. Мужчины поступали, начинали учиться, но не выдерживали нагрузку. Хотя наше отделение и называется вечерне-заочным, но заочно никто не учится. Один курс проходит обучение в дневное время, другой – в вечернее. Когда завершается обучение на дневном курсе, мы начинаем набор новых учащихся на дневное отделение. Когда завершается обучение на вечернем курсе, мы начинаем набор на вечернее отделение. Сейчас на дневном первом курсе учится восемь человек, на втором – девять учащихся.
– Каждый ли человек, на Ваш взгляд, способен научиться петь в церковном хоре? Кого принимаете в первую очередь на обучение?
– Многие люди считают, что не могут петь, потому что у них нет слуха. Но это заблуждение, ведь слух есть у всех слышащих людей. Если вы меня слышите и можете со мной разговаривать, значит, слух у вас есть.
Каждый человек способен развить и музыкальный слух. Конечно, это особый процесс, требующий слаженной работы голосовых связок, слуха и головы.
Когда человек впервые садится за руль автомобиля, он может почувствовать себя неуверенно и сказать: «У меня ничего не получается». Однако мы знаем, что для безопасного вождения важна координация всех частей тела – головы, зрения, рук и ног. Со временем человек начинает привыкать к управлению и постепенно осваивает его.
Так же и с музыкальным слухом. Чтобы научиться петь, нужно прежде всего этого захотеть. Если вы проявите усердие и терпение, у вас всё обязательно получится.
С другой стороны, когда мы принимаем учащихся на певческое отделение, то всегда проводим для них вступительные испытания и обращаем внимание на первоначальные данные: чувство ритма, чистоту интонации, диапазон голоса. К сожалению, у нас есть всего два года, чтобы научить их петь на клиросе. Поэтому мы не можем взять тех, у кого совсем нет навыков церковного пения.
«Жестовый язык меня всегда завораживал»
– Отец Игорь, Вы духовно окормляете Вятскую православную общину глухих и слабослышащих во имя святой царицы Елены, некоторые из богослужений переводите на русский жестовый язык. Когда и при каких обстоятельствах началось в Вашей жизни такое делание?
– Когда я учился в школе, мои родители каждый год отправляли меня в летний лагерь. Однажды в одной из смен я познакомился с девочкой Юлей, которая оказалась глухой. Она была единственной в нашем отряде, кто имел такую особенность.
Юля всегда была печальной, так как никто не знал, как с ней общаться. Тогда вожатые решили провести эксперимент: они собрали всех детей в отряде, посадили Юлю в центр и попросили её научить ребят дактильной азбуке. Юля согласилась, и постепенно мы научились общаться с помощью этой азбуки. Я запомнил, что каждой букве соответствует определённая конфигурация пальцев, и мог разговаривать с Юлей, используя только пальцы.
Только потом я узнал, что глухие люди в основном общаются с помощью жестов, а дактильная азбука используется только для обозначения собственных имён. Я тогда настолько хорошо освоил дактиль, что даже спустя много времени всё ещё его помнил.
Вятская община глухих и слабослышащих была основана в 2005 году при храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, где я нёс послушание пономаря. Именно в этом году 30 октября состоялось первое занятие воскресной школы. Первым духовником общины был иерей Владимир Попыванов. Поскольку я по буковкам мог с ними разговаривать, то сразу же стал частью общины.
В 2011 году у глухих появился свой Придел в Царёво-Константиновской Знаменской церкви города Кирова, и я был назначен настоятелем этого храма и духовником общины.
В следующем, 2025 году, мы будем отмечать двадцатилетие нашей общины.
Меня всегда привлекал жестовый язык. И хотя я не знал ни одного жеста, мне всегда хотелось его освоить. В 2005 году такая возможность у меня появилась: зная буквы, я мог общаться с глухими людьми. Постепенно начал изучать жесты, сначала на бытовом уровне, но вскоре освоил его в достаточной мере, чтобы понимать глухих. И после я уже не мог бросить сложившееся общение.
Когда в 2011 году Владыка Марк назначил меня настоятелем Царево-Константиновской Знаменской церкви, у меня появилась идея – начать богослужения на русском жестовом языке в нашей епархии. В храме во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любви и их матери Софии это было невозможно, так как он был смешанным. А вот в Царево-Константиновской церкви такое служение уже началось.
Духовное окормление глухих и слабослышащих
– Став священником, вопросам воцерковления, приобщения к духовной жизни людей с особенностями здоровья, в данном случае со слуховыми особенностями, уделяете особое внимание?
– Я всегда акцентирую внимание на том, что инвалиды по слуху отличаются от других людей с ограниченными возможностями. В чём же причина? Дело в том, что все остальные люди с проблемами со здоровьем могут в той или иной степени получать информацию. А глухие лишены этой возможности.
Как вы думаете, какой процент информации человек получает через слух по сравнению с другими органами чувств – зрением, осязанием, вкусом и обонянием?
Согласно исследованиям, восемьдесят процентов информации, которую мы получаем из внешнего мира, приходит к нам через слух. Некоторые могут поспорить со мной, утверждая, что восемьдесят процентов информации человек получает через зрение. Однако, независимо от наших убеждений, именно слух играет важнейшую роль в жизни человека.
Мы не замечаем, как постоянно получаем огромное количество информации через слух – это звуки окружающей природы, городской среды, а также радио и телевидение. Когда вы едете в автобусе с включённым радио, то, хотите того или нет, узнаете последние новости.
Слух не только позволяет нам получать информацию для образования, но и является основой всех наших коммуникаций – живое общение также происходит благодаря слуху.
И ещё один аргумент: много ли среди учёных глухих людей? К сожалению, нет. А слепых профессоров, даже среди филологов, немало. Многие слепые могут получить образование, так как оно тесно связано с речевой функцией. У глухих же людей речевая функция нарушена из-за отсутствия слуха, они не слышат себя. При этом многие люди считают, что глухие немые, но это не так. В школе им ставят речь, и глухие могут говорить, но у них есть дефект речи. Из-за этого глухие люди ограничены в получении любой информации, связанной со слухом и коммуникацией.
Что касается духовного общения, то здесь ситуация ещё сложнее. Когда глухие люди впервые приходят на службу, то сразу не могут понять, что происходит в храме. Они видят, что люди ходят туда-сюда, но не могут разобраться в происходящем.
В 1990-е годы многие глухие люди оказались вовлечены в деятельность сект, так как в этих организациях работали переводчики, которые объясняли им Священное Писание. Глухие люди понимали происходящее и хотели присоединиться к секте. В то же время в Православной Церкви на них не обращали внимания.
Однако ситуация изменилась к лучшему. И сегодня по всей России существует примерно 75 православных общин для глухих.
– То есть вопросы приобщения к вере и Церкви глухих и слабослышащих актуальны для разных регионов страны?
– Да. В России насчитывается около пятидесяти священнослужителей, которые владеют жестовым языком и в той или иной степени могут исповедовать на жестовом языке. Но ситуация оставляет желать лучшего, потому что секты, в которых работают профессиональные переводчики, до сих пор существуют. И мы, священнослужители, всегда прикладываем много сил, чтобы глухие встали на путь истинный.
Мне часто приходится бывать в разных епархиях по всей стране, и, к сожалению, я вижу, что ситуация в духовном окормлении глухих людей пока оставляет желать лучшего. Священники часто заняты другими послушаниями, и у них не остаётся времени на общение с глухими. А ведь духовное окормление глухих требует от священника полной самоотдачи и самопожертвования.
Глухие люди очень чувствительны, они сразу замечают фальшь в поведении священника. Если священник торопится, опаздывает или не проявляет достаточно внимания к глухим, то им становится неинтересно, и они либо начинают редко ходить на службы, либо ищут другие места для духовного общения. Это очень серьёзная проблема.
– С какими проблемами пришлось столкнуться Вам на этом пути?
– Возможно, сегодня самая серьёзная проблема – отсутствие молодых людей в наших православных общинах. К сожалению, молодые люди, среди которых есть глухие, находятся на таком большом расстоянии от Церкви, от духовно-нравственных идеалов и культуры, что им это совсем неинтересно. Поэтому их очень сложно привлечь в храм и даже просто пригласить поучаствовать в духовной беседе в общине. Молодые люди слишком увлечены гаджетами, и такая ситуация наблюдается по всей России.
Ещё одна проблема, которая стоит перед нами, – это недостаточное количество богослужений на жестовом языке.
Как я уже упоминал ранее, современные священники очень заняты, и у них просто нет времени и сил уделять должное внимание прихожанам с нарушениями слуха и проводить богослужения на жестовом языке. Для этого им необходимо найти время, чтобы разобраться в возгласах и ектениях, выучить жесты, освоить дактильную азбуку и православную лексику на жестовом языке. Обычно у батюшек не хватает на это времени.
Кроме того, когда в храме присутствуют как слышащие, так и глухие прихожане, то в других епархиях некоторые настоятели (даже если есть клирик, готовый переводить службу) не благословляют проведение богослужений на жестовом языке, опасаясь, что это может отвлекать слышащих.
В настоящее время из всей России только в Вятской епархии богослужения проходят в правильном и удобном для глухих формате: священник полностью ведёт службу на жестовом языке, а слова песнопений хора переводит отдельный переводчик.
Во многом успех нашего дела зависит от архиерея. Наш Владыка Марк осознает всю важность окормления глухих и щедро предоставляет нам такую возможность. Глухие люди очень любят и благодарят Владыку за такую поддержку.
Сегодня у нас есть свой храм – Никольская надвратная церковь Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря, где глухие могут полноценно участвовать в богослужениях, помолиться, исповедоваться и причаститься. Всенощное бдение начинается в 17 часов в субботу вечером, а Литургия – в 8 часов в воскресенье утром. Богослужения также проходят в великие и двунадесятые праздники.
В наше время тема глухих находит широкое внимание со стороны Церкви, государства и общества в России. В 2017 году наша православная община глухих получила официальный юридический статус. Была создана Кировская региональная общественная организация «Вятский духовно-просветительский и социальный центр «Елена» для глухих», которая располагается по адресу: улица Ленина, 164.
Каждый год в Москве проходят Рождественские чтения, в рамках которых работает секция, посвященная окормлению глухих. Я стараюсь регулярно посещать эти мероприятия. Кроме того, когда у какой-либо общины отмечается юбилей, проводятся праздничные мероприятия. Например, в следующем году у Вятской православной общины будет юбилей, и мы тоже планируем организовать праздничные мероприятия у нас на Вятке. Ожидается приезд гостей из других епархий, которые также занимаются окормлением глухих.
«Переводчиков церковных много не бывает»
– А кто Вам помогает осуществлять перевод богослужений, в частности песнопений церковного хора, на русский жестовый язык? Где находите неравнодушных верующих людей, желающих поучаствовать в этом непростом благом делании?
– У нас есть такая поговорка: «Переводчиков церковных много не бывает». В своё время в общине во имя святой царицы Елены было целых пять переводчиков. Они даже составляли график, чтобы определить, кто и когда будет переводить службы.
Сейчас у нас трудятся три-четыре человека. Среди них – наш незаменимый сотрудник Любовь Валерьевна Филимонова. Она работает диспетчером-переводчиком в Диспетчерском центре связи для глухих города Кирова и уже много лет занимается переводом богослужений. У Любови Валерьевны богатый опыт, который помогает ей в работе.
Недавно к нам присоединился Иван Маракулин – студент технологического колледжа, который в этом году заканчивает обучение и хочет связать свою жизнь с глухими. Иван уже начал осваивать перевод богослужений и стремится внести свой вклад в наше общее дело.
Иногда нам помогает Елена Иванова, фармацевт, которая давно посещает общину и также переводит службы. Мы рады каждому, кто проявляет интерес к этой деятельности и хочет работать с глухими в храме. Мы стараемся помочь им адаптироваться и направляем в нужном направлении.
«Много мест, куда душа просит вернуться»
– Отец Игорь, насколько известно, духовно-просветительское общение с глухими и слабослышащими у Вас продолжается и за порогом храма. Расскажите о совместных поездках, куда совершали путешествия?
– За двадцатилетнюю историю нашей общины мы много где успели побывать: путешествовали по святым местам, посещали различные города, монастыри и сёла, а также побывали за границей.
Сейчас наши путешествия стали менее активными, отчасти из-за того, что люди в общине уже не так молоды, и с годами им становится всё сложнее преодолевать большие расстояния.
Из особенно запомнившихся поездок за границу можно отметить путешествие в Египет, где мы поднимались на гору Синай, а также поездки в Израиль, Армению, Грузию и Грецию. В России мы посетили известные святыни и крупные исторические центры.
– Как считаете, что движет людьми, вопреки утомлению, затратам, вновь и вновь отправляться в новые места? Что дают поездки в духовном плане для их участников? Чему путешествия учат, воспитывают?
– Мы все знаем, что Вятская земля – это место, богатое не только красивой природой и архитектурными памятниками, но и, самое главное, святынями. Казалось бы, зачем куда-то ехать, если у нас есть свои священные места? Однако, когда Господь даёт возможность сменить обстановку и проверить себя в поездке, мы должны с благодарностью её принять.
Любая поездка – это испытание для проявления качеств, о которых, возможно, человек даже не подозревал. Поэтому каждая поездка всегда полезна для души, тела и духа.
Мы всегда стараемся путешествовать смешанными группами, в которые входят как глухие, так и слышащие люди. Слышащие люди обладают большим духовным опытом, обширными знаниями, и глухие могут у них учиться. Поэтому для глухих такие поездки становятся источником новой информации и общения.
Почему же эти поездки полезны и для слышащих? Они видят рядом с собой необычных людей, которые нуждаются в помощи. Это заставляет слышащих проявлять милосердие, сострадание и учиться любить своих ближних.
Такие поездки способствуют сближению и сплочению людей. Они открывают перед участниками множество возможностей для личностного роста и развития.
– Каким образом формируются группы?
– Каждый раз по-разному. Мы стараемся путешествовать с хорошими знакомыми. Обычно у нас много таких друзей, поэтому нам не нужно объявлять о своих планах – всегда находятся те, кто с радостью составит нам компанию.
– Вопросы, связанные с продумыванием маршрута, размещением в гостиницах, транспортом берете на себя или обращаетесь к туроператорам?
– Мы формируем разнообразные группы, состоящие от трёх до пятидесяти человек. В зависимости от количества участников мы по-разному подходим к решению организационных вопросов. Иногда мы полностью берём всё на себя, а иногда обращаемся в турагентство или паломническую службу.
– Какие маршруты можете рекомендовать?
– В современном мире, полном вызовов, многие люди понимают, что пришло время открыть для себя Россию. Они отправляются в увлекательные путешествия по нашим городам, посещают святые места, знакомятся с достопримечательностями. Ведь наша страна изобилует культурными и природными богатствами, и в ней есть множество мест, которые стоит увидеть.
– Просто ли вообще священнику в эмоциональном и организационном плане сопровождать большую группу людей, одновременно отвечать и на духовные вопросы и где-то выступать гидом, организатором, особенно, если часть группы составляют люди со слуховыми особенностями, требующие особенного внимания?
– Из всего перечисленного, пожалуй, проще всего отвечать на духовные вопросы. Ведь священник, помимо совершения богослужений, чаще всего именно этим и занимается, так как к нему приходят с самыми разными вопросами.
В путешествии, когда рядом находятся другие участники поездки, люди обычно не задают слишком личные вопросы. Как правило, это вопросы общего характера, связанные с воцерковлением. Я объясняю их с помощью жестов или через переводчика.
Тем не менее, другие аспекты путешествия могут вызвать определённые проблемы. Например, как привлечь внимание, если в группе есть люди с нарушениями слуха? Если слышащие участники отошли в сторону, можно громко объявить: «Пора садиться в автобусы!» Но что делать, если глухой человек отошёл?
Хлопать в ладоши и прыгать бесполезно. Нужно подойти к каждому из них, похлопать по плечу, чтобы объяснить, что пора садиться в автобус. А если глухих много, и они все разошлись в разные стороны?.. В таких случаях требуется много терпения и самообладания.
– А самое удивительное путешествие куда совершили? И куда бы снова хотели вернуться?
– Сложно однозначно ответить на этот вопрос, ведь каждое путешествие оставляет свой след в сердце, и трудно выбрать, куда бы хотелось вернуться снова. Однако, пожалуй, самым эмоциональным опытом стало посещение горы Синай.
Наши глухие участники впервые побывали на Синае. Пусть их было не так много, всего пять человек, но эта поездка стала для них особо значимой. Ведь невозможно забыть пятичасовое восхождение на гору: сначала на верблюдах, а затем пешком по каменным ступенькам над обрывом ночью, при свете звёзд.
Особое место в моём сердце занимает Грузия. В этой стране у меня много друзей, которые нас с глухими всегда тепло принимают. Особенно ценными для меня были встречи со священником, который окормляет грузинскую общину глухих и тоже служит на жестовом языке. И если в России уже есть 75 православных общин, то в Грузии он один занимается этим благим делом. Когда мы приехали к нему в храм, он встретил нас со слезами на глазах. И также со слезами прощался с нами.
И, конечно, нельзя не упомянуть Алтай – нашу сибирскую здравницу с её мистическим Телецким озером, кедровыми заповедниками, лечебными травами и величественными горами.
Это поистине уникальный духовно-туристический маршрут, который сочетает в себе посещение святынь и возможность насладиться окружающей природной красотой.
Мы даже сплавлялись на рафтах по горной реке вместе с людьми, которые плохо слышат! В нашей группе были и бабушки, которые тоже не побоялись принять участие в этом речном приключении!
Очень люблю Валаам. До 2017 года я туда каждый год ездил, не представляя своего летнего отпуска без посещения этого дивного острова.
– На Валаам добирались самостоятельно или брали экскурсию через паломническую службу?
– И с паломнической службой «Святки», и самостоятельно. В любом случае путь лежит через Приозёрск, до которого из Санкт-Петербурга нужно доехать на автобусе. Затем по водной глади Ладожского озера либо двухпалубный кораблик, либо скоростной Метеор мчит тебя навстречу удивительному Валаамскому монастырю с его многовековой историей, северной природой и строгим укладом жизни.
– Вы поделились впечатлениями от подъема на Синай, радушной Грузией. Чем еще удивительным открылась Вам заграница, которая стала для наших сограждан сейчас менее доступна?
– Я побывал в одиннадцати странах.
После второй командировки в Хабаровск у меня появилось свободное время, и я решил съездить в Китай. Так я оказался на острове Хайнань, где провёл шесть дней, наслаждаясь жизнью в этой восточной стране.
Китай – это уникальная страна со своей культурой, традициями и невероятными природными красотами. Передо мной открылся удивительный мир, и я был в восторге от увиденного! Несмотря на шестичасовой перелёт и большую разницу во времени, я ни разу не пожалел о поездке.
Остров Хайнань находится почти в двухстах километрах от экватора и встретил меня необычной жарой. Мы прилетели в семь утра по местному времени. Я в гостинице расположился и сразу же побежал на море. Но оказалось, что плавать в нём просто невозможно – вода 38 градусов! Думаю, может в бассейне охлажусь? Правда, показалось странным, что там никто не купается. Захожу в бассейн и сразу вылетаю оттуда! Вода почти 50 градусов! По ощущениям, кипяток! И это ранним утром. Солнце на Хайнане всё время в зените. Поэтому у меня время пребывания на острове было посвящено поездкам по достопримечательностям. Правда, что касается христианской веры, на этом китайском острове ничего нет.
Меня поразила китайская медицина и отношение китайцев к здоровью. В стране существует закон, запрещающий ввоз химических фармацевтических препаратов. Все лекарства изготавливаются на основе натуральных компонентов, таких как травы, пчелиный и змеиный яд, а также акулий жир. Эти четыре компонента присутствуют в составе лекарств, которые действительно восстанавливают здоровье человека.
Некоторые люди специально летают на Хайнань, чтобы выпить змеиное зелье. У меня есть знакомая из Кирова, которая так делает, и утверждает, что после этого целый год не болеет.
Во время экскурсии на острове я стал свидетелем необычной сцены. На наших глазах из только что живой змеи изготовили «лекарство». Змеиную голову отсекли, яд выкачали из тельца молодой кобры и добавили спирт.
Одна из русских туристок, несмотря на протесты её матери, приняла это «лекарство», чтобы укрепить иммунитет своего организма на предстоящий год. Это был «номер» не для слабонервных. Честно говоря, мне было жаль молодую кобру. Но такова участь миллионов этих пресмыкающихся на ферме, которые оказались под прицелом шокирующего туризма и китайской медицины.
О духовном врачевании
– Отец Игорь, а что способствует здоровью души и тела человека при обращении к духовному лекарству и традиционной медицине? Вам как настоятелю храма святителя Луки Крымского при Кировской областной клинической больнице, вероятно, приходится немало взаимодействовать с пациентами, насколько их выздоровлению благоприятствует доброе слово или молитва?
– Домовой церкви святителя Луки Крымского, расположенной в 7 корпусе Кировской областной больницы, уже более десяти лет. Каждую неделю здесь совершаются богослужения, в которых участвуют как пациенты, так и медицинский персонал.
К сожалению, во время утренней Литургии собирается не так много прихожан. Дело в том, что у пациентов до обеда проходят процедуры, и не всегда есть возможность присутствовать на богослужении. В декабре мы планируем начать проводить молебны по пятницам с 12 часов, чтобы у пациентов, желающих помолиться, была такая возможность.
Однако даже сейчас нельзя сказать, что люди, проходящие лечение в стационаре, забыли о Боге. Каждый раз, когда мы приходим служить Литургию, священника уже ждёт стопочка записок. Люди приходят в храм в удобное для них время, молятся Господу, Богородице и святым, подают записки о выздоровлении, ставят перед образами свечи.
Я не нахожусь в храме круглосуточно, у меня есть и другие послушания. Но как священник я откликаюсь на требы, когда человек в силу своего состояния не может сам подойти в церковь и просит его пособоровать или причастить.
– Духовное покровительство святого Луки Крымского ощущать приходилось?
– В алтаре нашего храма хранится моя личная икона с частицей нетленного сердца святителя Луки Крымского. Мы выносим её на богослужения, чтобы верующие могли к ней приложиться.
Эта частица мощей удивительным образом сохранилась во время пожара в Фёдоровской церкви. Когда я был настоятелем этого храма, икона хранилась у меня в кабинете. На службу в храм Луки Крымского я привозил её с собой. Во время пожара икона сгорела, но мощевик остался невредимым. Правда, воск, который используется для крепления мощей, расплавился, но сама частица осталась нетронутой. Разве это не чудо?
Конечно, икону пришлось заменить. Я нашёл в Москве копию, которая полностью повторяла прежнюю. Это было ещё одно удивительное событие. Я думаю, что такие чудеса – это свидетельства незримого духовного присутствия святителя Луки Крымского в нашем мире.
Храм святителя Луки Крымского расположен на первом этаже седьмого корпуса Кировской областной клинической больницы. Любой верующий человек может прийти на богослужение и поклониться этой необычной святыне.
– Чудеса исцеления часто случаются?
– Мне об этом не докладывают. Однако и верующие пациенты, и медицинские работники ощущают духовное покровительство Господа и святых.
Сотрудницы нашего храма неоднократно замечали, что врачи приходят сюда перед сложными операциями. Сами хирурги ставят свечу святителю Луке и молятся перед его иконой. Они понимают, что делают всё возможное для спасения жизни человека, но при этом являются лишь инструментом в руках Господа, сами нуждаются в помощи Божией и духовной поддержке святителя Луки.
- Священники всегда делают упор на духовном здравии, и все же самим людям, как лучше молиться о выздоровлении от телесных недугов, укреплении своего физического здоровья?
– Прежде всего, мы должны понять природу болезни. В Евангелии мы встречаем множество случаев, когда Господь исцеляет человека. Он говорит ему: «Иди и больше не греши», что ясно указывает на связь наших грехов с физическим состоянием.
Чтобы исцелиться, нам необходимо заглянуть внутрь себя. Нужно сходить на исповедь, причаститься. Если человек ещё не начал вести духовный образ жизни, то ему следует встать на этот путь, путь исправления, путь изменения ума и сердца в лучшую сторону. Тогда Господь дарует нам здоровье.
Если же человек стремится только к телесному исцелению, не задумываясь о связи с духовной жизнью, то, к сожалению, его усилия часто оказываются напрасными.
– А есть какой-то общий рецепт, чтобы человеку чувствовать себя бодрым и активным круглый год при обширной деятельности, подобной Вашей, при этом без таких радикальных и недоступных методов, как у Вашей знакомой, летающей в Китай для принятия змеиного зелья?
– Чтобы чувствовать себя бодрым и здоровым, необходимо регулярно отдыхать. Это простой, не духовный, но эффективный совет.
В современном мире, где время ускорилось, мне порой не хватает суток, чтобы завершить все дела. Суета, быстрый ритм жизни, постоянное напряжение – всё это не только моя проблема, но и многих других людей.
Чтобы сохранять душевное равновесие и поддерживать баланс, нужно находить время для отдыха. И это не означает, что нужно бездействовать. Отдохнуть можно, сменив обстановку, вид деятельности или просто посетив хороший концерт классической музыки. Такой отдых поможет снять физическое и душевное напряжение, не нарушая привычный ритм жизни.
Благоприятный период или Время добродетели
– Начался Рождественский пост, как человеку на него настроиться, чтобы он воспринимался радостным для человека?
– Чтобы пост проходил с радостью, мы всегда должны помнить слова стихиры: Постимся постом приятным (начало стихиры на стиховне вечерни вторника 1-й седмицы Великого поста).
Пост должен быть благоприятным временем для души и тела, и к этому периоду необходимо подготовиться. Прежде всего, стоит сходить в храм и взять благословение на пост. Когда человек получает благословение, он вступает на путь поста, доверяя себя Воле Божией через священника.
В конце вечернего правила есть молитва: «В руце Твои, Господи Иисусе Христе Боже мой, предаю дух мой: Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми». Эту молитву можно читать не только перед сном, но и в любой ситуации, когда мы должны довериться Воле Божией.
Когда человек начинает поститься, он вступает на особое духовное поприще. Мы вооружаемся на духовные подвиги, главный из которых – покаяние. Рождественский пост отличается от Великого и Успенского тем, что он нестрогий и радостный, ведь мы празднуем рождение Спасителя. Эта радость должна сопровождать нас с самого начала поста.
Однако в наше время многим становится тяжело поститься не только из-за физической немощи, но и из-за непомерно высоких цен на продукты. Например, в Филиппов пост можно есть рыбу, но мы знаем, сколько она стоит. Для пенсионеров выдержать пост бывает особенно сложно, так как некоторые люди даже не могут позволить себе обычную рыбу.
Хотя мы понимаем, что любой пост устроен мудро, и в зимний период рыба необходима для получения белка. Но что делать человеку, который не может позволить себе её купить? Иногда я даже не знаю, что ответить на этот вопрос, когда люди спрашивают, как им поститься, если рыба дорогая и дешевле купить курицу. Что это за пост, который становится слишком дорогим? Ведь смысл поста – в простоте еды. Но какая же это простота, если постное меню обходится дороже скоромной пищи?
Поэтому важно брать благословение у священника, особенно у того, у которого человек регулярно исповедуется. Священник поможет определить меру поста для конкретного человека.
– Для христиан пост – это еще и время добродетели. Какие из них считаете первоочередными для взращивания в человеке в этот период?
– Конечно, пост – это не только ограничение в еде. Некоторые люди настолько увлекаются соблюдением поста, что начинают тщательно изучать этикетки на продуктах, проверяя, не содержат ли они яичный или молочный порошок. Это, безусловно, чрезмерное увлечение, которое может вызвать у некоторых людей чувство превосходства над другими и даже фарисейство.
Смысл поста не только в том, чтобы изменить свой рацион, но и в том, чтобы стать проще в образе жизни и проще относиться к окружающим. Почему мы говорим «прости», когда просим прощения? Мы хотим, чтобы нас простили, были снисходительны к нам. Мы признаём свои ошибки и просим прощения, чтобы и другие были снисходительны к нашим недостаткам.
Простота должна присутствовать в нашей духовной жизни. Умение прощать необходимо не только в духовном плане, но и в повседневной жизни. Из простоты рождаются добрые дела, а также такие добродетели, как милосердие, сострадание и любовь к ближнему.
«Наивысшее пожелание – спасение души»
– Есть Рождественские песнопения, книги, фильмы, которые Вас вдохновляют? Обращение к которым могло бы способствовать и воодушевлению читателей?
– Всё зависит от личных предпочтений. То, что вдохновляет меня, может не вызвать такой же отклик у другого человека. Во время поста нам особенно следует помнить слова апостола Павла: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). Я часто руководствуюсь этим принципом.
Существуют хорошие для просмотра как российские, так и западные рождественские фильмы. Однако, несмотря на интересные задумки режиссёров, современное кино может вызвать соблазн и послужить причиной излишнего эмоционального расслабления. А оно может оказаться не столь полезным для души, как мы надеемся. Поэтому при выборе фильмов всегда следует быть осторожным.
Мне нравится слушать колядки в Рождество, они вдохновляют, потому что выражают душевную радость о рождении Спасителя, в них заложен дух русского православного народа.
Однако истинная духовная радость всегда связана с богослужением. Литургия и Таинство Святого Причащения – вот что, на мой взгляд, может вдохновить больше всего.
– И все же какие Рождественские традиции близки Вам и Вашей творческой семье?
– Традиции празднования Рождества в нашей семье тесно связаны с церковью и храмом. А с общиной глухих в преддверии этого великого события мы обязательно украшаем ёлку в нашем любимом Вятском духовно-просветительском и социальном центре «Елена» для глухих.
В день Рождества для глухих и слышащих прихожан мы накрываем там красивый праздничный обед, на который обязательно приходит Дед Мороз, создавая атмосферу зимней сказки.
– Что пожелаете читателям в преддверии светлого праздника Рождества Христова?
– Самое главное пожелание, которое мы можем выразить другому человеку, – это пожелание спасения души. Недаром, когда мы благодарим за что-то хорошее, мы говорим: «Спаси Господи!», «Спаси Боже!». В православном обществе это стало традиционным ответом на добрые поступки.
Поэтому я желаю всем спасения души и радости от переживания величайшего в истории человечества события – Рождения в мир Богомладенца.
Беседовала Лада Баева
Пресс-служба Вятской Епархии