03.01.2025

«Быть ближе ко Христу»

В дни Рождественского поста мы пообщались с настоятелем Екатерининского храма села Кичма Кукарского благочиния Вятской Епархии кандидатом культурологии архимандритом Тихоном (Меркушевым). Беседа проходила в его доме – семейной усадьбе в слободе Зиновы, который известен также в Кирове как частный музей христианского искусства, или «Музей Рембрандта в Вятке».

Разговор шел о пути к вере и священному служению, сельском приходе, паломничестве и молитве. Отец Тихон также поделился добрыми воспоминаниями о своем знакомстве с известными отцами Русской Православной Церкви, их духовными заветами.

В деревянном доме на заснеженной возвышенности слободы, залах среди икон и картин под звуки и бой старинных часов, возникает ощущение, что замедляется время, и вместе с рассказчиком переносишься в иные эпохи земного бытия.

Церковная эстетика, как окно в горний мир

– Отец Тихон, расскажите о Вашем пути к вере, начало которого, вероятно, пришлось на советский период.

– Вырос я в этом доме, где мы сейчас находимся. В нашем доме были святые иконы, в частности, икона Божией Матери «Троеручица», которая и сейчас находится в домашнем иконостасе, это наша фамильная икона. Я жил с бабушкой, поэтому видел, как она молилась перед сном, ограждая себя крестным знамением. В церковь мы с ней ходили вместе, но крестить она меня не могла, поскольку тогда требовалось согласие родителей, а мама по ряду причин жила отдельно. И это понимание иконы, бытия Бога, мира Божественного, мира горнего, небесного формировалось в детстве.

В то время, это были годы 70-е XX века, когда я учился в школе, в семьях верующих иконки располагались на Божницах, они украшались рушниками, вербочка лежала, пасхальное яйцо, и в комнате все это выделялось, как некая доминанта, красный угол. Сейчас же подчас даже в домах верующих икону не сразу найдешь, некоторые ставят в сервантах, где-то на полочках, а в то время, несмотря на возможные гонения, люди не боялись, помещали иконы в на божницы. Поэтому для меня, молодого человека, который вырос без телевизора, иконы были объектом притяжения – эстетического и духовного.

Помню, у моей тети в Куменском районе была подруга Ольга, мы к ней заходили, и у неё в сельском доме была Божничка, такой домашний иконостас. Поэтому церковная эстетика на себя обращала внимание. При этом церковь еще была в гонении, и люди, которые помещали иконы в домах, в моем представлении были людьми необычными, не от мира сего. Они отличались высокой культурой, гостеприимством, то есть голодным тебя не отпустят. Тогда людей называли верующими, даже не православными, а именно верующими. Люди, которые ходили в церковь отличались от других: скромные, застенчивые, многого не требовали от жизни, жили на скромную пенсию или скромную зарплату.

Сознательное обращение к Богу произошло в юности, в городе Санкт-Петербурге, тогда еще Ленинграде. Мне было двадцать пять лет, я был студентом, учился в культпросветучилище на театральном отделении, и в этот период сблизился с христианской молодежью, под чьим влиянием и принял Крещение в 1986 году. Спустя некоторое время я вернулся в Вятку.

– Почему было принято решение вернуться на Вятку из Северной столицы? И чем занялись по возвращении в Киров?

– С момента, как принял Таинство Крещения, у меня начались некоторые проблемы в училище. Возможно, прознали через специальные службы, что я крестился.

Вернувшись в Киров, поработал руководителем детской театральной студии в ДК «Авангард» в Кирове. И буквально через год по возвращении в Вятку, в 1987 году, поступил на послушание в Свято-Серафимовский храм, устроился туда на работу певчим, чтецом. И спустя еще полтора года, в 1989 году 14 мая, я принимаю диаконовский сан, а 21 мая на Иоанна Богослова меня рукополагает во священники владыка Хрисанф.

Пастырское служение

– Расскажите об основных вехах Вашего священнического служения?

– Спустя сорок дней после богослужебной практики, последовавшей за хиротонией, 8 июля 1989 года в возрасте двадцати восьми лет я уезжаю на приход храма Александра Невского в Омутнинск, где прослужил пятнадцать лет. С 1991 по 2003 годы строили новый Троицкий храм. 11 декабря в 2003-м был освящен главный престол Троицкого собора города Омутнинска.

А когда возникла необходимость в восстановлении Великорецкого архитектурного комплекса, моя кандидатура, видимо, была одобрена, и после решения Священного Синода был назначен наместником в Николо-Великорецкий мужской монастырь. Служил я там до июня 2014 года. Потом был направлен в Успенский собор Трифонова монастыря. А в 2015 году на День памяти Илии Пророка был благословлен митрополитом Марком на служение настоятелем Екатерининского храма села Кичма Советского района. В сельском храме святой великомученицы Екатерины служу уже десятый год.

– Строительство храма в Омутнинске пришлось на годы перестройки, насколько охотно вас поддержали в этом делании жители небольшого заводского города, районного центра, в сознании которых еще оставалась советская идеология?

– На месте строительства Троицкого собора прежде был деревянный храм, который сгорел еще в 1906 году. В советское время там располагался больничный городок, и к моменту моего назначения в Омутнинск была построена новая больница, и это место запустело. После разбора здания хирургии на этом месте был построен новый храм. В 1991 году он был заложен. Это была поистине народная стройка. До окончания строительства Троицкой церкви мы служили в деревянном храме Александра Невского.

Во время строительства Троицкого собора народ сплотился вокруг храма. Градообразующее предприятие Омутнинский металлургический завод нам неплохо помогало, мы не знали проблем с известью, завод оплатил два вагона строительного кирпича. Директор Владимир Андреевич Кузнецов был отзывчивым, пожертвования шли от верующих, когда строился храм. Сейчас Уржумская епархия имеет вторую кафедру – город Омутнинск, а Троицкий храм стал кафедральным собором. Получается, что мы построили кафедральный собор! И он действительно просторный, располагается на живописном месте на берегу пруда. За эти годы храм был расписан, устроен многоярусный иконостас.

Вся полнота Вселенской церкви

– Расскажите о вашем служении в храме святой Екатерины в Кичме. В чем особенность духовного окормления прихода в небольшом селе?

– Поселение Кичмы насчитывает порядка пятисот жителей. Храм небольшой, был построен в 2012 году. Богослужения в нем совершаются в воскресные дни и по великим и двунадесятым церковным праздникам. Недавно, 7 декабря, на день святой Екатерины молитвенно отметили престольный праздник храма. За молитвой собираются жители села, паломники из Марий Эл. Одно время в соседнем марийском селе Кукнуре умер священник, и поскольку многие годы в той местности не было батюшки, жители села начали ездить к нам в Кичму, расстояние между селами порядка двенадцати километров. И благодаря верующим из Марий Эл наш приход стал таким полноценным.

Любой храм – это место, предназначенное для служения Богу. Удивительное дело, что сельские приходы, маленькие, с небольшим количеством певчих, чтецов, которые, может, не совсем искусны, совершают службы Богу по определенным чинопоследованиям Вселенской Церкви, то есть в этом маленьком храме присутствует вся полнота Вселенской церкви. И мы дерзаем своими устами, через певчих, через чтецов, кои являются устами Церкви, общаться с Богом. Каждый православный храм, даже если там нет святых мощей, чудотворных икон, в любом случае это уже место святое, место, где нисходит благодать, где люди возрождаются духовно в церковных Таинствах.

За последнее время мы продолжаем благоустраивать храм, проводим необходимые работы по благословению нашего Владыки митрополита Марка: увеличиваем площадь храма, поставили теплое крыльцо, расширили алтарь, – все это делаем для того, чтобы в храме была возможность служить полноценно. И по окончании работ будем просить Владыку освятить храм архиерейским чином.

Для произведения строительных работ мы приглашаем специалистов. Есть люди, которые при храме трудятся постоянно: в зимний период нужно печи топить, территорию чистить от снега. Есть добрые прихожане, кто приходит потрудиться для приготовления пищи.

– Вы отметили, что часть прихода составляют жители соседней Марий Эл, это верные православные христиане, или среди них есть те, кто наследует также традиции язычества?

– Действительно, слышал, что сегодня в Марийской Республике еще живы древние религиозные традиции, устраиваются языческие обряды в «священных» рощах, жертвоприношения. Говорят, некоторые из них при этом ходят в храм. Но среди тех, кто ко мне обращается, я не знаю таковых, кто исповедует язычество и христианство. Хотя в широком смысле народной традиции язычество в людях трудно искоренить, сюда же относятся и суеверие, и обрядоверие.

При этом марийцы – люди искренние, простые, как дети. Отличали всегда марийцев их простота, преданность, сердечность. Они как-то не стесняются своих чувств, ко мне, как священнику, нежных добрых слов по отношению к тебе, обращаются, словно дети, прямые, добрые, благодарят за молитву. Наши люди более сдержанные в проявлении своих чувств, а марийцы более открыты. У малых народов свой характер, своя история. Хороший приход сложился в селе Кичма под покровом святой Екатерины.

Уникальная вятская традиция

– Вы также стояли у истоков возрождения Великорецкого крестного хода, расскажите, как возрождалось паломничество к берегам реки Великой и каким образом трансформировалось молитвенное шествие в последующие годы?

– Крестный ход с иконой святителя Николая – уникальная вятская традиция. Старший священник, который ведет крестный ход, официально от правящего архиерея получил статус предстоятеля крестного хода, то есть он отвечает за организацию, проведение крестного хода. Первым предстоятелем хода был протоиерей Геннадий Кочуров (в монашеском постриге иеросхимонах Матфей), ныне покойный, восемь лет довелось нести послушание предстоятеля мне, до того, как эстафету принял архимандрит Иов (Муравьев).

Мне довелось заниматься вопросами Великорецкого крестного хода с 1998 по 2005 год. Крестный ход к этому времени стал уже более традиционным, организованным, полагаю, что это заслуга отца Геннадия Кочурова и отца Андрея Дудина, как одного из активных помощников отца Геннадия. Крестный ход в то время приобрел свою церковную форму как совершающийся молебен. На то время соборно шли священники, учиненные певчие, совершался молебен по окончанию перехода, порой коленопреклоненные молитвы, если проходил не в пасхальное время. Только в последнее время крестный ход приобрел некоторый характер народного паломничества, когда помимо певчих пытаются петь неучиненные певцы, появляются разные группы радикалов православных, которые творят Иисусову молитву. Без обиды для этих участников отмечу, поют они её не в такт, не в унисон, и складывается ощущение, слушая их громкое надрывное пение, что идет какая-то бравая ватага. Мы же привыкли к благолепию, а это пение смущает верующих. И если они попадают на такой хор православных радикалов, они больше устают, чем воодушевляются. Все-таки Иисусова молитва – келейная молитва, для келейного прочтения, для внутреннего созерцания. Традиция совершения Иисусовой молитвы была частью паломников нарушена, но несмотря на это Великорецкий крестный ход остается уникальным по своей структуре – это молебен.

С отцом Андреем Дудиным, порой вспоминаем историю, когда однажды свернули на другую тропу и начало смеркаться. На привале услышали разговор двух иностранцев, мол, если это задумка такая организаторов, то пора с приключениями заканчивать, а если действительно заблудились, то почему за шестьсот лет дорог не сделали! Им сложно понять дух русского человека, идущего на Великую, главным образом ради стяжания благодати, которая даруется Богом по смирению людей, претерпевающих испытания в пути.

Много чудес совершается в пути, бывали годы, что одни сплошные чудеса. И конечно, ощутима близость святителя Николая, его руководство. Считается, что крестный ход на Великую – это шествие с иконой, во главе крестного хода сам святитель Николай, который ведет людей на Великую и обратно. И мы со своими просьбами, чаяниями, идем вместе со всеми, молимся.

– Поделитесь какой-либо чудесной историей из паломничества к берегам реки Великой.

– Одно семейство знакомое рассказывало про своего сына. Звонит он родителям, говорит: «Мама, папа, я женюсь! Нашел невесту в крестном ходе». И действительно, поженились с этой девчонкой. Потом переехали в Великорецкое уже супругами, проработали в школе, сейчас у них несколько детишек. Таким образом, была создана церковная ячейка – православная семья. Таких чудес много. Исцеления от болезней…

Один был паломник, ныне покойный раб Божий Павел, который часто на Афон ездил. И он говорил, что такую благодать я получал только на Афоне и на Великой реке, то есть он сравнивал Великорецкий крестный ход с посещением святых мест, таких как Афон. И с этим кто спорит? Ведь нигде так не прославляют святителя Николая, как во время крестного хода на Великую реку, это всемирное прославление святителя Николая. Такого нигде нет. И ценность этого хода в том, что он является как некая святыня на короткое время, затем исчезает с тем, чтобы потом снова возродиться. И действительно спустя столетия каждое лето, как птица Феникс возрождается снова и снова.

Святителя Николая в нашей стране верующие почитают особым образом, особенно Москва любит, поэтому для жителей столицы привлекательна такая святыня нашей скромной Вятской страны. Вообще наша область редко где фигурирует в событиях нашей современности, у нас регион дотационный, мы обычно больше просим, чем отдает, а тут является такое чудо крестного хода, что Вятка становится центром Вселенной, всемирного почитания святителя Николая. Конечно, это уникальный крестный ход, уже всем этим являет собой чудо.

Место молитвенного подвига

– А Вам довелось совершить паломничества на Святую гору Афон, что в них более всего впечатлило?

– На Афоне я был два раза, так вкратце об этих путешествиях не расскажешь. Хорошо, что есть Афон для Церкви, для верующих, для мира. Его трудно переоценить. Там все благоприятствует, и погода, и красота природы, и величие святынь, и все наполнено христианской историей. При этом место все равно уединенное, суровое. Если бы оно было пригодным для жилья, то жители мира сего его давно бы захватили, построили мегаполис, но это же гора. Сейчас, правда, там отстроили дороги. Раньше монахи сами строили, а сейчас «Евросоюз» помогает, монастыри реставрируют, дороги строят, становится более цивилизованно. Лучше или хуже это в вопросах духовных не знаю, и всё равно Афон – место особенного молитвенного подвига.

Говоря об Афоне, хочется также отметить, что Русский Афон возродился благодаря нашему вятскому земляку Серафиму (Веснину). Благодаря этому святогорцу, его письмам со Святой горы Афон в XIX веке Афон наполнился русскими. Его письма настолько были увлекательными, интересно написанными, что молодые люди из России уезжали на Афон. Оптинские старцы говорили: «Книга хорошая», но своим послушникам не давали читать её, потому что, прочитав эту книгу, они бросали монастырь и уходили на Афон. Преподобный Стефан Филейский был дважды на Афоне. По этой же причине он бросил медико-хирургическую академию в Петербурге, где учился и уехал на Святую гору Афон.

– А у Вас в ходе путешествие на Святую гору не возникало желания там остаться?

– Нет, у меня такой цели не было. Я не романтик, люблю Вятку, и где бы я ни был, всегда возвращался домой. При этом наша задача – этот дух афонский, почитания Божией Матери, святынь перенести на материк, на Вятскую землю. Поэтому каждый храм, пусть он даже самый маленький, без святынь – это тот же самый Иерусалим, Палестина и Афон. Где Престол Божий, где совершается служба – там и Афон.

Отец Тихон, Вы обратили внимание, на совершение Иисусовой молитвы в крестном ходе, какая должна быть у православного человека молитва, чтобы Бог его слышал и чтобы сам человек ощущал присутствие Божие?

– Молитва – это область мистического богословия. Мистики не в плане чудес и сверхъестественных проявлений горнего мира в реальности, а даже молитва перед Божничкой – это уже мистическое богословие, это уже таинство обращения к Богу. Нельзя сказать, что нужны какие-то условия, чтобы Бог нас услышал, нужна вера, и Господь всегда нас слышит. Нельзя даже допустить мысли, что Бог, Который наполняет весь мир Своим присутствием, ибо Он Дух Святой, где хочет, там и дышит, «везде сый и вся исполняй», то есть все наши мысли, наши желания, просьбы – все это мы совершаем перед очами Божиими, просто молитва – это уже конкретное сознательное умосердечное обращение к Богу.

Молитва – это не только испрашивание благ, как учит нас церковная книга, но это еще и восполнение утраченной гармонии у человека. Где-то человек порасстраивался, с кем-то пообижался, домой пришел, оценил ситуацию, осознал свою неправоту, помолился Богу, покаялся, и мир к нему возвращается. Молитва, она восстанавливает потерянное, утраченное. И когда переживается смерть близкого человека, как человек может успокоиться, почувствовать, что для усопшего то, что с ним произошло не является трагедией его жизни, это переход в жизнь вечную, где уже не будет никакой злобы, агрессии, обмана, его душа перешла в мир, где находится под Божиим покровом. И нужно молиться о нем, нельзя человека оставить без помощи в том положении, в котором он оказался.

Наука, искусство и творчество

– Ваш дом наполнен картинами, какое место в Вашей жизни занимает искусство и творчество?

– Художник – была первая моя профессия, я учился вольнослушателем в местном художественном училище, трудился художником-оформителем на фабрике игрушки «Вятка», брал уроки, имел интерес к живописи, прекрасному.

В какой-то мере являюсь сейчас теоретиком искусства. Два года назад защитил кандидатскую диссертацию. Тринадцать лет посвятил обучению в этом направлении, заочно окончил в 2014 году Государственную академию славянской культуры в Москве. Затем учился два года на литературном отделении магистратуры Вятского государственного университета. В 2017-м окончил аспирантуру, а в 2022 году защитил диссертацию в университете в Саранске. Тема моей работы «Просветительские и религиозные тенденции Товарищества передвижных художественных выставок во второй половине XIX века».

В работе была попытка доказать, что интерес ко Христу, христианской истории был главной сверхзадачей художников-передвижников. Мне действительно хотелось раскрыть данную тему, поскольку в отношении художников-передвижников было много различной критики и со стороны общества, и со стороны Церкви. И даже если в некоторых сюжетах картин передвижников прослеживалась критика церковной жизни, то возможно это было необходимо в интересах самой Церкви, это было гражданской позицией художников. Светские же критики считали, что передвижники малорелигиозны. И в своей работе я хотел примирить два эти противоречивые суждения: светское понимание и церковное, полагаю, мне это удалось.

Пять лет писал эту работу, у меня было много помощников, людей, с которыми советовался, дружеских критиков, поэтому диссертация для меня, в некоторой мере, коллективный труд, и я рад, что он успешно завершился.

– Дом, в котором мы общаемся, известен в Кирове как музей Рембрандта в Вятке, почему Ваше внимание обращено именно к творчеству этого художника?

– Рембрандт Харменс ван Рейн по мнению искусствоведов более других старых мастеров обращался к христианской тематике, библейской теме. И мне нравится его выразительность, как он излагает исторические сюжеты. Возьмите, к примеру, картину «Возвращение блудного сына» – она является визитной карточкой Эрмитажа. При простоте насколько она глубока по внутренней динамике, отражено именно покаяние перед Богом. Кто мог лучше Рембрандта показать покаяние человека пред его Творцом? Рембрандт поистине выдающийся художник.

Второе название музея – «музей христианского искусства», где представлена новейшая история, то есть наш взор обращен также к полотнам Тициана Вечеллио, работам современных художников, таких как Марина Бусарева (в музее представлены несколько её работ), «Строящийся храм в Омутнинске» художника Виктора Вертячих из Омутнинска...

– Все представленные картины – качественно выполненные копии?

– В основном копии – это работы профессионального петербургского копииста Екатерины Романовой. В каждой музейной комнате их три. При этом из десяти представленных картин Рембрандта шесть писались непосредственно в Эрмитаже. В зале, где сейчас беседуем, это «Несение креста» Тициана и «Портрет старика в красном», который я называю «Авраам». Здесь же представлен портрет первой жены Ребрандта Саскии. И если Рембрандт был сыном мельника, то она была дворянкой, дочерью губернатора. Был у них счастливый брак, но немноголетний – восемь лет совместной жизни. Саския в молодом возрасте умерла от чахотки. Голландия расположена в северной части Европы, и поэтому болезни лёгких были не редкостью. Рембрандт остался с годовалым сыном на руках. Один из лучших женских портретов Рембрандта – портрет молодой жены в образе Флоры. Художник в нём подчеркнул не только цветение юности, но и внес библейский смысл в картину: шлейф мантии, который Саския прижимает к животу, намекает на таинство чревоношения, таинство рождения дитя, что является исполнением заповеди данной Богом «плодиться и множиться».

– Одна из картин с историческим эпизодом представлена в музее большим полотном. Чем она уникальна?

– В 2023 году с 1 по 3 сентября мы отмечали десятилетний юбилей музея, тогда состоялся первый показ картины «Ночной дозор». За свою историю подлинная работа Рембрандта была обрезана с четырех сторон. Мы поставили задачу восстановить её в первозданном виде.

– Каким же образом удалось восстановить недостающие части картины?

– Еще при жизни Рембрандта голландский художник Геррит Лунденс написал копию «Ночного дозора», которая хранится в Национальной галерее в Лондоне. Екатерина Романова, используя эту копию, воссоздала отсутствующие места на нашей картине.

– Чем же примечателен изображенный на полотне сюжет уже для наших современников, помимо того, что автор картины Рембрандт?

– Картина датирована 1642 годом. В то время в Голландии были популярны полупрофессиональные роты стрелков, которые защищали прибрежные города от испанцев. Поскольку семь провинций получили независимость, нужно было эту независимость еще отвоевать. Рембрандту был заказан групповой портрет одного из отрядов ­- стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга. На картине показано воодушевление народа, выступающего на защиту своей республики перед лицом опасности. В этом же году умерла Саския, и Рембрандту было не просто работать над картиной, поскольку в тот период его супруга была тяжело больна.

– В данном зале у Вас есть картины, отражающие библейские сюжеты, расскажите о них.

– «Снятие с креста» работа размером 158×117 см, копия на десять сантиметров меньше подлинника. Представляете, какой холст Екатерина занесла в «Эрмитаж» и в течение полугода работала над этой картиной, приходила в петербургский музей в определенные часы, когда художникам разрешается делать копии. Это, конечно, огромный труд.

А вот последняя работа, которая в этом году поступила из Санкт-Петербурга, это уже Италия, «Благовещение» – картина итальянского художника Джованни Баттисты Чимо да Конельяно, написанная в 1495 году.

Еще одна картина с фигурами святого семейства – «Бегство в Египет» – картина итальянского художника эпохи Высокого Возрождения Тициана Вечеллио из собрания Государственного Эрмитажа. Картина иллюстрирует Евангельскую историю бегства от Ирода в Египет. На картине изображены Богородица с Младенцем на руках, едущая верхом на ослике, ведомом Иаковом, сыном Иосифа Обручника. Картина написана художником в двадцатилетнем возрасте.

Как видите, картины помещены в рамы, которые оформляем сами. Дружу со священником из Песковки Омутнинского района иереем Василием Левановым, он сам иконописец, позолотчик. Эти рамы он делает под наши заказы специально с учетом не только размера, но и изображений конкретных картин.

Духовные заветы

С кем из известного духовенства Вам довелось разделить служение, чьи слова, пример остались в сердце?

– В годы моей юности, это были 1980-е, мы знали несколько известных по стране старцев: отец Кирилл (Павлов), отец Наум (Байбородин) в Троице-Сергиевой Лавре, отец Иоанн (Крестьянкин) и отец Адриан (Кирсанов) в Псково-Печерском монастыре. И в Петербурге протоиерей Василий Ермаков, друг Патриарха Алексия (Редигира), у них детство вместе проходило при вынужденных обстоятельствах.

Отец Василий Ермаков будучи ребенком в годы войны оказался в одном из лагерей на западных территориях, а эти лагеря разрешалось посещать священникам для исполнения треб. И в этот лагерь, где был мальчик Василий Ермаков, приходил совершать требы священник Михаил Редигер – отец будущего Патриарха Алексия II. Иногда он брал сына с собой. И там Алёша (будущий патриарх) и Вася (протоиерей Василий Ермаков) будучи ещё детьми познакомились. Алёша приходил с папой, а Вася был среди перемещенных лиц. И так через всю жизнь они пронесли свою дружбу.

В юности я обращался к отцу Василию, как к старцу, а когда стал священником, мы с ним вместе совершали богослужения в Серафимовской церкви на Чёрной речке в Санкт-Петербурге.

Вместе с отцом Василием мы как-то служили Всенощную в его храме. Отец Василий уже уходил, он надел своё пальтишко с барашковым воротничком, старомодное, проходит мимо и говорит: «Ну, Тихон, приходи завтра на службу. У меня дедушка был Тихон, мы с тобой “Тихоновцы”. Приходи, знай, что есть человек, который любит тебя здесь, в Петербурге». То есть он считал, что Петербург – город злой, и люди, живущие в Петербурге, они нуждаются в добром слове, в слове утешения и добром пастыре, и он старался быть таким человеком, любвиобильным к своим прихожанам. Это мне запомнилось.

И еще помню псково-печёрского старца отца Иоанна (Крестьянкина). Он был старцем Псково-Печёрского монастыря, куда я приезжал паломником. В 1990-е годы лет пять подряд я туда ездил ежегодно. Дней пять-шесть я там жил, молился с братией, обращался за советом. Когда храм строили, тоже приезжал, спрашивал благословения на постройку. Помню такое его поучение, что нужно не вширь, а вглубь. И в то время в Церкви были такие разногласия по поводу принятия ИНН и конца света, был 1992 год, звучало пророчество Калинника о конце света. И отец Иоанн (Крестьянкин) предостерегал, чтобы не верили этим пророчествам, и говорил, что мы с тобой священники и решаем вопросы священнические, а не архиерейские, то есть он всегда ограничивал круг ответственности, был против нестроений, расколов, всегда был за единство Церкви. Напоминал мне он доктора Айболита, внешне – седенький в очочках, невысокого роста. Такой пламенный проповедник, тоже такой любвиобильный.

Помню, на Архангела Михаила мы вышли в Михайловский собор для встречи архиерея, а там вход в храм со стороны улицы, то есть так устроена ограда монастырская, что она примыкает к храму. И архиерей должен был пройти через святые врата, и мы вышли встречать, это был День памяти Архангела Михаила 21 ноября, прохладно. И в то время было много фотографов, почему-то все фотографировать старались. В этот раз фотографы также появились, готовят свои камеры, занимают удобную позицию, а у отца Иоанна был келейник отец Филарет (сейчас архимандрит) и он, видя беспокойство батюшки отца Иоанна, говорит ему: «Батюшка, не расстраивайтесь, они же только настраиваются, на что отец Иоанн от сердца своего, как мог, любя, сказал: «На молитву, на молитву надо настраиваться». Так отреагировал. Ну такой он был. Царство Небесное. Наверное, самые яркие впечатления оставили в моей душе отец Иоанн и отец Василий.

А отец Кирилл (Павлов) на священство давал мне благословение. Когда Владыка мне предложил принять священный сан, я поехал в Троице-Сергиеву Лавру и был у отца Кирилла в келье. Объяснил свою ситуацию, кто я такой, что вот Владыка хочет меня рукоположить, и отец Кирилл дал благословение на рукоположение.

Есть фильм про отца Кирилла, автор которого режиссёр Владимир Шуванников. Хотя я с отцом Кириллом вместе служил, был на исповеди у него, из этого фильма я удивился тому, что на вопрос отрока, в чём смысл жизни, отец Кирилл ответил не сразу, помедлил и сказал: «В общении с Богом». Вот эта его пауза меня поразила, хотя я многое знал об отце Кирилле. Действительно нельзя на такой глубокий вопрос ответить с ходу, если действительно говорим от сердца, не по заученному.

Тринадцать лет он был прикован к постели, жил в Переделкино, не ропща, переносил скорби. Отец Кирилл, такой человек, Царство Небесное.

«Все происходит по воле Божией»

– К Вам, как опытному батюшке, люди обращались с вопросами, спросить о себе волю Божию?

– То, что с нами произошло – всё происходит по воле Божией. Мы же в этот мир пришли не по своей воле.

– Даже когда человек делает тот или иной выбор?

– Ну конечно. По волей Божией, с попущения Божиего, по Его Промыслу. Действительно, некоторые спрашивают: я бы хотел знать, батюшка, волю Божию. Ты сегодня утром проснулся? Проснулся. У тебя была возможность спокойно помолиться? Была. Твой завтрак состоял из нормальных продуктов? Нормальных. У тебя есть работа? Есть друзья? Есть. Так вот, то, какой жизнью живёшь – это и есть воля Божия. А если хочешь сверх этого, ты подумаешь, чего у тебя не хватает. Если тебе не хватает зарплаты, поищи другую работу. Или хочешь отпуск провести на море – поезжай, заранее купи билеты. Организуй сам, а Бог тебе в помощь.

Конечно, бывают случаи, когда нужно сделать выбор между материальным и духовным. Там, конечно, нужен совет обязательно, рассуждение, молитва. Нельзя плыть по течению, нужно отстаивать свои духовные интересы, иметь направленность к этому.

– А ещё с какими вопросами обычно обращаются люди к священнику?

– Сейчас редко обращаются с вопросами, в наше время люди всё знают, Интернет упразднил все авторитеты. Обычно делятся своими переживаниями, горем, обстоятельствами их жизни, их детей, просят молитв.

«Научиться у Христа кротости»

– В преддверии праздника Рождества Христова можете поделиться какой-либо чудесной историей?

– Насчёт чудесных историй на Рождество, скорее, такова точка зрения светского человека, который ждёт чудес, поскольку скоро Новый год, он предполагает исполнение желаний и так далее. Святочные рассказы – это общая для Европы и России традиция. Мы знаем святочные рассказы у Диккенса. На тему Рождественской ночи писали и русские классики: Достоевский – «Мальчик у Христа на ёлке», Брюсов – «Девочка и сумасшедший», есть такие рассказы и у Николая Лескова.

Я же ничего такого не вспомню. Единственное, хочется сказать, в Рождество ты открываешь что-то новое. Новое понимание, значение этого праздника. Вообще, если говорить о Литургике, как о науке богослужения, она предполагает такой творческий подход. Хотя мы знаем все обстоятельства праздника, всех участников Рождественских событий, можем даже имена волхвов назвать, предание сохранило, но всё равно у каждого своё личное переживание этого праздника – пришествие Христа в мир.

Наверное, это событие – самое важное для всего человечества, Христос пришёл в наше человеческое сообщество таким образом, стал одним из нас. Мы должны к этому отнестись с должным приготовлением, благоговейно, научиться у Христа кротости, смирению. Порой этого нам так не хватает в этом мире, где случаются бедствия, войны по причине человеческой гордости происходят, то есть в христианство не достаточно веровать, христианство ещё надо усваивать, чтобы оно меняло твой настрой, отношение к жизни. И Рождество – это ещё одна возможность пересмотреть свои убеждения, своё отношение к ближнему, к Богу. Вообще вся жизнь – одно сплошное чудо. Наверное, даже трудно представить, как безграничный бессмертный Господь стал человеком, лёг в яслях младенцем, чтобы принести нам Слово любви, смирения, чтобы быть примером для нас. Наверное, это и есть для нас чудо и благо, чтобы мы не прошли мимо этого события.

Помню одну из проповедей отца Василия Ермакова, у неё был такой рефрен: «Не пройти мимо Христа». Не пройти мимо Христа – это была его основная идея, чтобы не быть посторонним, а, став участником жизни, быть рядом со Христом. Наверное, в этом тоже наш смысл жизни, наше чудо – быть ближе ко Христу.

В дни празднования Рождества Христова важно хотя бы прийти в храм поклониться иконе Рождества Христова, рассмотреть на иконе младенца, лежащего в яслях вертепа, окружающих Его лиц, сказать: Слава Богу за Твоё пришествие. Наверное, это самое главное.

Стремиться к гармонии

– Ваши рождественские пожелания читателям?

– Наверное, я бы пожелал, обратил внимание, уже об этом говорил, чтобы люди ценили возможность совершать свою молитву, молитвенное правило в Церкви и дома. Поскольку это не только исспрашивание благ, но это ещё возможность восполнить отсутствие или утраченного, или чего тебе не достаёт, как по Священному Писанию: «Благодать, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая» (Пс. 89:16).

Молитва часто для нас в некотором роде какая-то обязанность. Конечно, человек молится всегда с понуждением, но если у нас не достает смирения, или любви, или внимания к ближнему, или осторожности, молитва как раз восполнит отсутствие этих качеств, и мы почувствуем гармонию, потому что человеку свойственно стремиться именно к полноте, гармонии, то есть когда человек часто видит оскудение в себе, падение, человека это не устраивает, он всё равно стремится обрести мир, как Писание говорит: «Мног мир любящим закон Твой, Господи» (Пс.118, 165). Мы стремимся к миру. Нужно почувствовать эту гармонию в душе внутри себя, прежде всего. Потом, по слову Серафима Саровского, который сказал: «стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».

– А когда человек оказывается в обстоятельствах или переживаниях, не способствующих душевному миру, как тут быть?

– Если у человека с кем-то настолько глубокие противоречия, что невозможно примириться, в этом случае нужно вспомнить слова святаго апостола Павла: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18). По возможности. То есть могут быть обстоятельства, когда невозможно иметь мир со всеми. И нужно смиряться, каяться в своём несовершенстве и допущенную неосторожность в общении с ближними. Главное не унывай, и надейся на Бога, что Бог всё исправит.

Беседовала Лада Баева
Пресс-служба Вятской Епархии

Фото

Возврат к списку