«Нравственное воздействие исходит изнутри души человека»
Предлагаем вниманию читателей интервью с клириком Свято-Серафимовского собора города Кирова миссионером Вятской Епархии по взаимодействию со школами иереем Василием Писцовым.
Доброе соработничество
– Отец Василий, как священник Вы большое место отводите миссионерскому служению, в каких делах оно проявляется и почему это важно?
– Святые отцы говорили о священническом служении, что оно состоит из трех наиболее важных частей, которые в той или иной мере в разных сочетаниях, но непременно присутствует в жизни, в служении каждого священника, а именно три дела: служить, учить и управлять. И действительно, совершение богослужений, церковных Таинств характерно для всех священников. Управление или административная деятельность тоже имеет место среди целого ряда священнослужителей, которые могут управлять приходами или какими-то частями церковной жизни, например, быть ответственными за социальное или воинское служение в епархии. И конечно, то, с чем сталкивается непосредственно каждый священнослужитель, это также учение, задача священника по заповеди Христа: пойти и научить все народы, крестяще их во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа – напоминает нам знаменитый отрывок из Евангелия от Матфея. И соответственно, задача донесения до людей истин христианской веры, принципов христианской жизни, опыта церковной жизни – это очень важная часть священнической жизни.
Поэтому моя миссионерская деятельность посвящена работе со школами, то есть тем возрастом учащихся, когда молодой человек или девушка получает начальное или среднее образование, осваивается с науками и одновременно должен также получать и начальное нравственное воспитание, образование: узнавать о заповедях Божиих, узнавать о достойных и недостойных поступках и в идеале ориентировать свою волю на то, чтобы следовать Божиим заповедям и поступать по христианским добродетелям, отвергаясь греха. Эту деятельность я считаю очень важной, потому что на протяжении достаточно долгого времени, буквально десятилетий, к сожалению, господствовала некая тенденция построения учебной жизни как деятельности, когда на первую ступень ставилось именно профессиональное интеллектуальное образование, а задача воспитания полностью игнорировалась учебным процессом. Либо задача воспитания выполнялась очень опосредованно, то есть на уроках литературы или истории, когда человек ориентировался на хорошие примеры и пытался им подражать или осуждать негативные примеры, изображенные в истории, литературе. В целом же прямой задачи воспитания будущих школьников учебная система не ставила.
Сейчас школы, особенно после 2022 года, начала суровых испытаний для нашей страны, когда мы поняли необходимость воспитательной работы, перестраивают свою деятельность, и задача воспитания в них приобретает одно из ключевых значений. И поэтому наша деятельность как священнослужителей помогает школам эту воспитательную задачу осуществить. И мы выстраиваем доброе соработничество со многими школами. Хотя я не скажу, что моя деятельность по школам проходит безоблачно.
– Руководство школ, педагоги, родители, как откликаются на визит священника в стены школы и общение батюшки с ребятами?
– Могу сказать только за те школы города Кирова, с которыми работаю непосредственно как миссионер. Надо сказать, что каждая школа – это свой отдельный мир. И многое зависит от настроя, душевного состояния человека, ответственного за воспитательный процесс учащихся. Поэтому где-то директор, завуч и учителя воспринимают мою деятельность с распростертыми объятиями, очень рады приходу священника в классы, предлагают поводы для просветительских встреч, обсуждают формат проведения, темы бесед, сами проявляют инициативу, а где-то администрация школы, к сожалению, даже создает некоторую трудность в моей работе, не желая вводить этот воспитательный компонент в школах в плане нравственного просвещения учащихся посредством встреч со священником.
В любом случае, когда мне приходится работать со школами, я чаще всего стараюсь действовать максимально по-доброму, находя самый живой компромисс с людьми. Конечно, моя миссионерская деятельность сопряжена с дополнительной нагрузкой на школьную программу, не всегда руководство учебных заведений видит в этом необходимость. Но чаще всего большинство учителей, которые, преподают дисциплины, в состав учебных программ которых входит этот воспитательный компонент религии, культурно-религиозные основания, они очень рады моему приходу, потому что могут опереться на мои знания или мой опыт общения с детьми, чтобы получилось чуть глубже раскрыть те предметы, которые они преподают.
– И все же, какие проблемы возникают на пути миссионерства в современной школе?
– Если классифицировать проблемы, с которыми я сталкивался, самая глобальная, к сожалению, это административные препятствия со стороны администрации школы. Это важная проблема, которая существует до сих пор в нашей области. Все остальные проблемы, они такие легко решаемые, а для разрешения этой проблемы порой приходится с руководством образовательных учреждений плотно работать и находить какие-то компромиссы.
Неравнодушные помощники
– А что помогает на пути миссионерского служения? Может быть, Ваши помощники – книги, фильмы?
– Красота храмов, звучный голос церковных колоколов. Помощницей выступает моя старшая дочка Елизавета, которая рисует комиксы, я иногда их показываю на уроках, когда объясняю те или иные нравственные принципы. Будучи художником, она для меня нарисовала несколько картин, которые оформляли мои презентации. И самыми главными помощниками, конечно же, в этой деятельности, без всяких скидок, являются неравнодушные учителя. И важная особенность заключается в чем: не столько важно, чтобы учитель был религиозным человеком, самое главное, чтобы учитель был человеком, болеющим за свое дело, ответственным человеком, с большим тяготением к своей работе. Сколько я раз убеждался, если учитель действительно тянется к своей работе и относится к ней неформально и вкладывает душу в своих учеников, тем больше он внутренне, нравственно нуждается в моей помощи, как священника-миссионера, с большей радостью принимает мою деятельность. Это интересная особенность. Причем ему не обязательно быть в этом смысле человеком религиозным. Буквально сегодня я провел экскурсию, а привел два класса десятиклассников в Трифонов монастырь учитель истории.
– В тех учебных заведениях, где для Вас как священника-миссионера распахнуты двери, каким образом выстраивается общение с учащимися, в каком формате происходят встречи с ребятами: в рамках конкретных предметов или чаще это внеурочные беседы, экскурсии по храмам?
– Встречи проходят по-разному. В идеальном моем видении данной деятельности она представляет собой регулярную работу с учителем, преподающим Основы православной культуры, организацию экскурсий для ребят, которые бы их заинтересовали. Можно организовывать дополнительные сообщения, которые бы с новой стороны показывали им темы, которые они изучают. А также важной составляющей миссионерской деятельности священника в школах является участие в родительских собраниях с выступлениями. Сейчас серьезнейшая проблема нашей области состоит в том, что многие школы, в которых должны бы преподавать модуль «Основы православной культуры», поскольку он уже выбран родителями учащихся, предлагают все же изучение модуля «Основы светской этики», ради упрощения собственной учебной программы обязуя всех родителей сделать такой выбор. Такую тенденцию, плохую традицию, плохую привычку бывает очень тяжело переломить, и требуется очень немало сил и трудов, чтобы убедить администрацию в необходимости сохранить для детей реальную возможность изучать собственную русскую православную культуру по выбору их родителей. Не надо заставлять их учить только предмет светской этики.
– И у Вас есть возможность быть услышанным на родительских собраниях с выступлениями по данному вопросу?
– Да. По существующему учебному законодательству сегодня Русская Православная Церковь может направить священнослужителя либо любого своего представителя для того, чтобы осуществить на родительском собрании, на котором родителям рассказывают о необходимости выбора модуля ОРКСЭ для того, чтобы священник рассказал о ценности и содержании модуля «Основы православной культуры». Задача не склонить родителей к светской этике либо православной культуре, а задача – дать им адекватное понимание, что есть такой выбор: в случае при изучении этого предмета ваши дети будут изучать такие-то темы, в случае изучения другого предмета – детям будет предложен иной круг вопросов для изучения.
Нравственное воздействие
– Почему родители охотно делают выбор в сторону изучения их детьми модуля «Основы православной культуры»? В рамках предмета у учащихся будет расширена картина мира, сформируются определенные ценности?
– Основное отличие модуля «Основы православной культуры» от «Светской этики» можно увидеть, если взять учебники этих дисциплин, оно очень заметно. Во-первых, «Основы светской этики» стараются не привязывать базовые нравственные качества человека, высоконравственного человека к тем или иным культурным особенностям, то есть дисциплина «этики» говорит о нравственности как общем опыте человечества, и, соответственно, не привязывается к русской православной культуре. Во-вторых, чем еще страдает дисциплина «Светская этика», почему предмет «Основы православной культуры» имеет гораздо большее нравственное влияние – потому что если посмотреть на то, что написано в учебнике – у светской этики очень мало понимания, какова должна быть мотивация поступать по-доброму. Светская этика говорит: поступай по-доброму, употребляй то самое золотое правило нравственности: поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой, но если предмет «Основы православной культуры» все эти базовые нравственные ценности основывает на незыблемых Божиих заповедях, то светской этике постоянно приходится доказывать, почему же я должен быть добрым. Ведь порой мы же знаем, опыт нашей жизни показывает, что совсем не обязательно наша доброта, осуществляемая нами в жизни, приводит к доброте, которая идет ответно от людей, нередко можно получить даже зло в ответ на нашу доброту. И почему мы должны быть добрыми? Здесь предмет светской этики не дает адекватного ответа в отличие от Основ православной культуры, где все требования нравственности основаны на Божиих заповедях. И кроме того, представить себе, что можно понять, допустим, великую русскую литературу, великую русскую архитектуру, творчество, изобразительное искусство и так далее, которое все основано на именно русской православной культуре, изучив светскую этику, не представляется возможным. Светская этика, здесь я, возможно, выражусь категорически, но она очень слабо с русской культурой пересекается. Более того, я даже удивился, когда, допустим, в учебнике «Основы православной культуры» две главы посвящены теме брака и семьи, на семейные ценности сделан большой акцент, в то время как в учебнике о светской этике эти главы не выделены отдельно. Светская этика посвящена лишь человеческим взаимоотношениям. И поэтому, когда обо всем этом говорю родителям, я сообщаю это для того, чтобы они имели возможность выбора, в результате которого их дети могут в рамках изучения предмета соприкоснуться с нашей русской культурой. Объясняю им, что ваши дети не станут более религиозными, изучение модуля не сделает их верующими, но окажет определенное нравственное воздействие и, самое главное, произойдет соприкосновение с нашей культурой, предмет даст базовое основание для понимания русской культуры, и многие родители с большим удовольствием выбирают этот предмет. И если не происходит какого-то административного давления или сопротивления, этот предмет с большим удовольствием запускается. А впоследствии, как только этот предмет запустился, уже не бросаем, поддерживаем учителей в этом предмете экскурсиями, сообщениями, участием ребят в конкурсах и так далее.
– Насколько важно в рамках работы с учащимися организовать для них экскурсию в храм?
– Конечно, для самих ребят это интересно. Учитывая, что я выступаю в данном случае не столько как священник, но, в первую очередь, как человек, который обладает знаниями о той культурной среде, куда дети попадают, экскурсию организую с точки зрения культурологической. Рассказываю им о храме, о традициях православной церкви, о храмостроительной традиции, богослужебной традиции именно как о культурном феномене. Прекрасно понимаю, что в рамках экскурсии или разовой встречи в рамках урока невозможно какое-то глубокое нравственное воздействие.
Нравственное воздействие исходит изнутри души человека. Оно, возможно, когда человек подходит к священнику на личный разговор, приходит на исповедь и так далее. Здесь же речь идет о преподавании знания, но мы-то прекрасно помним, что апостол Павел говорил: «Вера идет от знания», то есть человек, когда не знает о высоких нравственных основаниях, у него и шансов нет осмыслить жизнь через призму Божиих заповедей. А когда человек хотя бы отчасти соприкоснется с духовным миром, бытием Бога, тогда, в случае движения его души, его ума и его сердца есть вероятность, что он в своей жизни соприкоснется уже непосредственно с церковной жизнью и ощутит Божию поддержку.
– Исходя из Вашего опыта взаимодействия с педагогической средой, насколько современные учителя гуманитарного и естественно-научного профиля сами признают бытие Бога, духовного мира? Возможно, школьная программа с изучением теории Дарвина обязует им передавать учащимся свои смыслы при изучении вопросов возникновения жизни на Земле, развития человеческой культуры и изучения исторических процессов?
– Во-первых, не считаю теорию Дарвина противоречащей идее о том, что Бог создал мир. Как правильно говорили люди, с тем же успехом, тогда и теория гравитации будет противоречить, что Бог создал мир, потому что, оказывается, камешки сами падают, а не по Божиему произволению. Теория Дарвина – это лишь доказанная теория, которая позволяет определить, как развивается на протяжении миллионов лет биологическая жизнь планеты, такой закон существования планеты. А учитывая, что Господь создал и нашу планету, и Вселенную, и все галактики летают по Его задумке, как Первопричины создания жизни, движения, то трудно даже представить себе, что вдруг какая-то теория отдельно взятой планеты опровергает идею Божиего создания мира.
Что касается сторонней оценки духовности самих учителей, знаете, моя деятельность связана с большим количеством школ, и я не тешу себя надеждой, что я могу там поработать очень подробно с каждым учителем. Если учителя мне задают какие-то вопросы, я даю им ответы, но чаще всего учителя очень рады, когда я просто прихожу, общаюсь со школьниками и делаю их урок более разнообразным. Все-таки я не тешу себя уверением, что буду настолько интересен, чтобы учителю, который прекрасно знает, многократно преподает свой предмет, давать какие-то советы. Нет, у меня совершенно другая задача, моя задача открыть для учеников тот прекрасный, удивительный мир православной культуры, который нас окружает и который лежит в основании, как нашей жизни, так и нашего православного сообщества, нашей православной страны, культуры.
– Речь идет именно о знакомстве с православной культурой, а не верой?
– В рамках взаимодействия со светскими школами, да. Человек может познакомиться с православной верой, в первую очередь, через традиции своей семьи, когда семья приходит в храм, когда семья осмысливает свои поступки. В школе мы можем научить его культурным, базовым особенностям, объяснить, почему важно жить, руководствуясь духовными законами, заповедями Божиими, что это можно, это нельзя, это хорошо, это плохо. А как реализовать это «хорошо», это «плохо» в действиях, – эти навыки духовной жизни зависят чаще всего от семьи.
Кроме того, само законодательство нашу деятельность регламентирует таким образом, чтобы мы говорили именно, в первую очередь, о культурной составляющей. Имеется в виду именно культурологический подход, он лежит и в основе предмета ОДНКР, и в основе модуля ОПК, потому что самым важным качеством человеческого жития является его свобода, свобода выбора, свобода религиозных его воззрений. И действительно эту свободу мы обязаны уважать, потому что Сам Господь уважает свободу человека.
– Наверное, такой подход оправдан и тем, что в светской школе среди учеников православного вероисповедания могут быть люди из неверующих семей, представители других религий, и в случае выбора классом модуля «Основы православной культуры», предполагается, что при культурологическом подходе занятия никакую категорию учащихся смущать не будут?
– Да, программа направлена на широкую аудиторию учащихся светских школ. И ситуации могут быть различными. Однажды ко мне обратился один мальчик, говорит, а я вот мусульманин, мне тоже можно находиться у вас на уроке. Я говорю, конечно, посиди, послушай. Он послушал, ему было интересно, он даже работал на уроке, отвечал на вопросы, принимал участие в обсуждении и так далее. Понятно, что речь идет о культурологических, культурных особенностях: роли Православия в становлении Отечества, традициях, праздниках, человеческих ценностях, формируемых посредством православной культуры. Однако все в этом мире взаимосвязано, особенно если это касается вопросов человеческой души. Слово же «культура» в переводе с латинского языка означает «возделанная земля». Так и человек приходит в этот мир, как необработанная земля, по ней проходят плугом, ее выпалывают, ее удобряют, и постепенно человек из необработанной, не производящей никакого доброго плода земли становится плодоносной землей.
– Выстраиванию духовно-просветительского общения с педагогическим сообществом, взаимодействия священников со школами способствуют такие структуры, как Центр развития образования Кировской области, Информационно-методический центр системы образования города Кирова, в чем проявляется такое содружество?
– Ежегодно в рамках Свято-Трифоновских образовательных чтений мы взаимодействуем по самым разным направлениям. Какое-то время я даже преподавал на Курсах переподготовки учителей по направлению Основы православной культуры, читал один из модулей, позже вследствие своей занятости, к сожалению, не смог продолжить эти мероприятия, но, тем не менее, у меня от взаимодействия с сотрудниками Информационно-методического центра и педагогами остались самые добрые воспоминания. Мы с ними подробно общаемся, и они мне очень во многих вопросах помогают, то есть общество в буквальном смысле на государственном уровне способствует, чтобы священник общался с представителями образовательных учреждений.
Государство сейчас заботится о воспитательной составляющей подрастающего поколения как будущих своих сознательных ответственных граждан. Особенно военные события, начиная с 2022 года, общее культурное противостояние культурной экспансии западной, европейской, американской стало осознано нашим обществом. И пришло такое важное понимание, что без глубокого знакомства со своей культурой, без сохранения своей культуры, без знания ее мы не сможем противостоять и удержать собственную страну, сохраниться как единый народ, сохранить свою национальную идентичность. И поэтому изучение нашей православной культуры есть важная сейчас задача для государства, и поэтому государство, Слава Богу, оказывает нам в этом вопросе полную поддержку.
Миссионер, как сеятель
– Самим детям насколько интересно знакомство с православной культурой, насколько они активны на уроках ОПК, встречах со священником?
– В целом школьникам интересно знакомство с православной культурой, с духовным миром человека. Дети ведь очень разные. К примеру, пришел на экскурсию в храм класс из 30-40 человек, ведь есть люди, которые действительно задают интересные вопросы, а есть люди, которые стоят в задних рядах молчат и просто ходят, потому что их привели, и надо выполнить учебные мероприятия. Восприятие информации, отношение к духовности складывается у всех по-разному, многое зависит от воспитания, характера человека, от знаний.
Я определил для себя две самых глупых вещи, которые может сделать миссионер в своей жизни: первое – это огорчиться от безуспешности своей проповеди, и второе – это вдохновиться успешностью своей проповеди. Оба этих состояния, они обманчивые. Если ты заметил по внешнему восприятию, что тебе что-то не удалось, и не увидел среди учащихся какого-то живого отклика, не факт, что этот живой отклик не произойдет у человека позднее, или воспоминание о твоем слове, которое донес до этого человека, не сработает где-нибудь дальше в его жизни, просто ты этого не увидишь. Помните? Христос же говорил: вы сажаете, собирать будут другие. И есть другой духовно опасный момент: когда ты вдруг вдохновился тем, какой ты успешный миссионер, как ты успешно рассказал людям, и как тебе очень все хорошо понравилось, ты тогда можешь впасть в другую крайность, губительную для нас. Ты можешь начать думать, что именно ты своими словами, своим ораторским мастерством или еще иным талантом приводишь людей к Богу. Ведь это не так. К Богу приводит непосредственно Господь через воздействие на сердце человека, и слова, которые мы доносим до людей, они имеют очень опосредованное значение.
Самое лучшее описание деятельности миссии – это притча Христа о сеятеле. Миссионер, он, как тот сеятель, который идет и сеет слова истины Божией, слова правды, слова истины. А на какую землю, в какое место эти слова попадут, какое впечатление они произведут на человеческую жизнь, ему уже не ведомо, где-то семя погибнет, а где-то принесёт стократный плод. Поэтому надо идти и сеять, как делал сеятель, а дальше уже Сам Господь разберётся.
–А что у учащихся находит особый живой отклик, когда священник приоткрывает для них знакомство с духовным миром?
– Сейчас, к сожалению, стоит констатировать, очень много людей, много молодых семей оказываются достаточно далеки от церковной жизни, они редко приходят с детьми в храм. И, конечно, нередко дети удивляются, даже когда просто попадают в храм, видя красоту церковного убранства и так далее.
Поэтому, конечно же, от одной экскурсии в храм у большинства учащихся школ возникает много разных впечатлений. Не могу выделить чего-то отдельного, чтобы особенно вдохновляло, ведь каждая экскурсия, каждое выступление перед детьми – это и для меня всегда совершенно новый опыт, потому что любой человек – совершенно уникальный мир.
– Есть темы, которые стараетесь не трогать при обсуждении с учащимися до определенного возраста детей, например, чтобы их не напугать чем-то, что Церковь призывает человека к покаянию, или темы перехода души человека в иной мир?
– Таких тем нет. Вообще, я не понимаю, как можно напугать человека словом «покаяние», по-моему, это же абсолютно адекватное состояние души человека. Вот мы говорим, покаяние у нас почему-то вызывает страх, а когда говорим «раскаяние», сразу ощущаем – какое благородное свойство души, хотя это абсолютно одинаковые синонимы. Нет, на мой взгляд, таких тем нет в деятельности священника.
Конечно, важно понимание того, что учащихся каждого возраста разные проблемы интересуют. Если, допустим, в пятых-шестых классах ты больше говоришь о семейных взаимоотношениях, о послушании учителям, родителям и так далее, то уже в 10-11-м классе разговор чаще идет о межличностных отношениях, определении в жизни, относишься к ребятам, как к взрослым личностям, которые определяют себя в этом мире и сами отвечают за свои поступки. Со старшеклассниками выстраиваешь диалог уже как с максимально самостоятельными людьми. Понимание возрастной психологии, конечно, в этом смысле крайне важно, и священников учат этому в семинариях. И ты те или иные наработки, свои знания из психологии, педагогики применяешь в миссионерской деятельности,
«Господь помогает нам всегда»
– Сегодня на экскурсии детям говорили про то, что Бог помогает в учебе, когда человек к Нему обращается в искренней молитве. Как ребенку в своем сознании, душе выстроить такое доверие, и при этом самому стараться в учебе?
– Когда человек обращается к Богу, Он и так или иначе может помочь, но понятно, что это не прямая такая связь, что один билет выучил, обязательно его и вытащишь на экзамене, в нашей жизни нет никаких прямых связей. Господь нам помогает всегда, но исходя из Своего видения. Порой мы думаем, что та или иная помощь нам нужна просто по определению, а Господь, Который видит все условия жизни, Который видит все окружение, Который знает, что будет впереди или что было тысячу лет назад, для Которого нет времени, в отличие от нас, у Него совершенно другие бывают планы, Он может распорядиться иначе.
И поэтому наше такое непременное условие, что, Господи, помоги мне в этот конкретный раз, сделай для меня это вот – совсем не обязательно будет исполнено. Мы не можем говорить, что в какой-то момент Бог нас слышит, а в другой – Бог нас не слышит, Бог нас слышит всегда. Другое дело, что Он слышит не только нашу просьбу, но и видит состояние нашего сердца. И то, как вообще мы обращаемся к Нему. И нужны ли нам те просьбы, с которыми мы порой обращаемся, мы же иногда выпрашиваем такого на свою голову, что в дальнейшем может против нас самих и обернуться.
Поэтому, когда дети меня спрашивают, поможет ли Бог им на экзаменах, я им всегда говорю очень важную вещь: Бог всегда слышит и всегда помогает, но невозможно соединить свою лень или то, что вы не доработали при подготовке к экзамену с помощью Божией, потому что нельзя одной рукой просить у Бога помощи, а другой рукой лениться, – Господь это все увидит. И, естественно, не то, что не поможет, а еще может и наказать, чтобы научить поступать правильно, достойно. Поэтому так и отвечаю. Бог помогает, но видит всю глубину сердца человека.
– Отец Василий, Вы недавно вернулись с Рождественских образовательных чтений, проходивших в столице, какие вопросы обсуждали с коллегами из других епархий на тематической секции?
– Как раз подобные темы элемента нравственного воспитания в системе светского образования мы обсуждали с коллегами. Дело в том, что сейчас во многих епархиях по всей России ставится вопрос организации модуля «Основы православной культуры» на самом высоком уровне, как епархиальном, так и государственном. И люди, которые в рамках своей работы, служения взаимодействуют со школами по вопросам преподавания модуля «Основы православной культуры» сейчас, на протяжении уже более чем десятилетия существования этого предмета, наработали огромную методическую учебную базу: это учебники, это методические пособия, это опыт многих-многих учителей. И поэтому такие встречи, подразумевающие обсуждение актуальных вопросов, обмен опытом, для всех участников важны. Причем моя деятельность в этом направлении достаточно молодая, не как у других, ведь многие миссионеры, педагоги и священники десятилетиями занимаются вопросами выстраивания взаимодействия Церкви и школы. У меня пока данной деятельности посвящено два года, и за это время открываю себе много нового. Поэтому ездили, чтобы обсудить опыт, понять, как это реализуется в других епархиях.
Человек, осмысливающий поступки
– В преддверии Дня православной книги – что порекомендуете почитать подросткам, их родителям?
– На этот вопрос я бы ответил немножко не по теме. Самая большая проблема сейчас не в том, что люди не знают, какие книги читать. Самая большая проблема в наше время, что и взрослые, и дети перестают читать книги. На эту тенденцию повлияло огромное количество, засилие быстро доступной информации. Да, я могу быстро ролик посмотреть, я могу быстро узнать о том-то, насладиться этим, то есть без особых интеллектуальных усилий заполнить свой досуг каким-то видеопросмотром. И это приводит к тому, что человек перестал читать.
Люди перестают читать книги, а что за этим следует? А за этим следует, что человек перестает мыслить, осмысливать, в том числе и свои поступки. Для христианина, для человека это самое страшное, когда человек перестает осмысливать свои поступки и давать анализ содеянному, это то, к чему нас склоняет дьявол-искуситель, потому что он хочет, чтобы мы делали что-то просто потому что все делают, потому что модно, потому что популярно и так далее, не отдавая себе отчета в этих поступках. А книги, внимательное чтение, оно останавливает бег человеческих развлечений и запускает движение человеческой мысли к осмыслению собственных поступков. И для нас, священников, которые стараются до людей донести истины христианской веры, вдумчивое чтение хороших книг является подспорьем, основанием для нашей проповеди людям, потому что мы, когда проповедуем, говорим: задумайтесь, достойно ли, правильно ли поступаем. Ведь человек не может прийти в храм и сказать: да, у меня все хорошо, я такой весь хороший, белый, пушистый, берите с меня пример, поставьте меня в рамочку в икону, любая духовная жизнь человека начинается с того, что человек осмысливает свои поступки. Вспомните заповеди Божии: «Блаженны, нищие духом», то есть блаженны те люди, которые осознали свою духовную нищету и несовершенство. С этого начинается первая ступень нравственного восхождения. А когда ты в постоянных развлечениях, когда ты не думаешь и делаешь просто что-то, что тебе говорит телевизор, что тебе говорит компьютер, что тебе говорят друзья, общая мода и так далее, то никакого нравственного переживания, никакого нравственного осмысления своих поступков у тебя не происходит. В таком ритме, скажем так постоянного гедонизма, человек может дойти до самых низших форм падения. И в этом смысле парадоксально, что книги являются натуральном спасением из этого постоянного бега развлечений, бега времяпрепровождений бессмысленных и бездумных, потому что книги учат думать. Начинает человек думать, начинает осмыслять свою жизнь, начинает задумываться о своей душе и исправлять свои поступки, а там уже и до нравственных оснований, религиозных оснований остается всего лишь полшажочка.
Приучить ребенка к чтению
– Что делать родителям, чтобы ребенок полюбил читать книги – есть у Вас какой-то рецепт?
– Да, конечно, я сам отец четверых детей и сам переживаю о том, что мои дети не читают также много, как читал я в детстве. Я сам не могу выполнить тех идеальных пожеланий, которыми мне хочется поделиться. И самой главный мой совет родителям: не покупайте ребенку телефон до 11-го класса, в смысле, смартфон с показом фильмов, наличием в нем интернета и так далее. У него не должно быть этого телефона. Он может использовать иногда ваш телефон, он может просить у вас за компьютером посидеть, но своего смартфона у него быть не должно, потому что потеряете ребенка в этом телефоне. Да, он будет жаловаться и говорить, что у него нет, а у всех есть, ну и ладно, скажите, что он будет умным, остальные глупые, без разницы. Это, конечно, немножко такое утрированное видение, и, может быть, не совсем корректный совет, но таков мой личный опыт. Я когда-то старшей дочке купил телефон раньше, чем она пошла в 11-й класс, и понял, что это глубокая ошибка. И у меня все дети сейчас прекрасно знают, что раньше последнего класса телефон они не получат. Это вот первый практический совет, потому что телефон сейчас – это не просто средство связи, это мультимедийный мир внутри нашей жизни, все равно, что телевизор, который мы носим с собой постоянно. Если мы раньше просто приходили домой и деградировали на диване перед телевизором, то теперь мы деградируем в течение всего времени, так сказать, нашего сосуществования. Причем, если для взрослых это менее критично, потому что они уже сформировались мозгом, и понимают опасность этого состояния и, соответственно, уже могут более критически осмысливать поступающую из телефона в их голову информацию, то ребенок не может критически ее воспринимать. Он просто может потонуть в этом море информации, море развлечений и упустить самые важные годы своего взросления, своего обучения. И второе: используйте любую возможность, чтобы приучить ребенка к чтению книг, тратьте на это свое время, сидите и читайте вместе с детьми книги, увлекайте их интересными рассказами, несмотря на то, что все очень устают, всем очень тяжело. Тратьте время на воспитание детей – это основание не только их достойной жизни, но и нашего семейного личного счастья.