Духовные основы подвига и Победы
По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка на приходах Вятской Епархии проходит просветительская работа по духовно-патриотическому воспитанию.
11 апреля 2025 года в Вятском духовном училище отделом религиозного образования и катехизации Вятской Епархии для настоятелей приходов и их помощников по просветительской работе был организован семинар «Духовные основы подвига и Победы. Просветительская работа по патриотическому воспитанию на приходах», посвященный 80-летию Великой Победы и Году защитника Отечества.
Участникам семинара были представлены выставка Епархиального отдела по делам молодежи «Небесные воины», посвященная участию духовенства в Великой Отечественной войне, и проекты Межрегиональной просветительской общественной организации «Объединение православных ученых», «Я наследник героев», и «Я против нацизма».
В мероприятии – презентации выставок и семинаре – приняли участие духовенство разных благочиний Вятской Епархии, миссионеры, педагоги-катехизаторы. Выставки также были представлены вниманию студентов и выпускников Вятского Духовного училища.
Проект «Я наследник героев» представляет материалы о великих полководцах России, самых значимых выигранных под их командованием сражениях и современных героях СВО, проект «Я против нацизма» рассказывает о сути этой идеологии, представляет архивные фотоматериалы о преступлениях нацизма в годы Великой Отечественной войны и в наше время.
Проекты «Я наследник героев. Я против нацизма» могут быть реализованы через размещение в учебных заведениях в виде передвижных экспозиций, через показ тематических фильмов для старшеклассников и молодежи, через встречи и дискуссии по предложенным материалам. Проект также содержит материалы для педагогов, которыми можно пользоваться, чтобы самостоятельно проводить экскурсии по этим выставкам.
Данная передвижная выставка состоит из нескольких частей. В содержании выставки рассказывается о русских святых, которые внесли свой вклад в укрепление нашей государственности. Другая часть рассказывает о действующих лицах нашей истории, стоявших в разные эпохи на защите нашего Отечества, отстаивавших независимость России от захватчиков. Сейчас выставка дополняется разделом, связанным с победами соотечественников на небе: в истории вертолетного и авиастроения и космоса.
Последний раздел выставки, как задумывали организаторы, связан с событиями Специальной военной операции, представлены лица героев Воронежской земли.
Открывая мероприятие, заместитель директора Центра подготовки церковных специалистов (Вятское Духовное училище) Влада Анатольевна Девонина рассказала о выставке:
– Передвижная выставка представляет собой благотворительный проект МПОО «Объединение православных ученых», региональное представительство которого есть на Вятской земле.
Заместитель председателя «Объединения православных ученых» по гражданско-патриотической работе Михаил Федорович Федоров (г. Воронеж), офицер ФСБ в отставке, когда началась СВО, понял, что информационная война – важная часть современных военных операций. Была создана интернет-платформа «Я наследник героев. Я против нацизма», распечатаны ролл-апы и началась просветительская работа в школах, колледжах, университетах Воронежской, Липецкой, Курской, Мурманской областей. Наш регион подхватил эту работу: 18 февраля в ВятГУ состоялась встреча с М.Ф. Федоровым и выставки начали свою работу для студенческой молодежи наших университетов: Вятского государственного университета, Кировского государственного медицинского университета, Вятского государственного агротехнологического университета. В течение недели проект «Я наследник героев. Я против нацизма» плодотворно отработал во Дворце творчества молодежи «Мемориал», где более 20 классов школ города Кирова смогли посетить эти экспозиции.
В год празднования 80-летия Великой Победы проект «Я наследник героев. Я против нацизма» стал важным вкладом в гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Таким образом, данная выставка представлена для духовно-просветительской работы приходам, школам, библиотекам. А дополняет ее выставка «Небесные воины», которая посвящается священнослужителям – и нашим вятским, и духовенству из других регионов, которые были непосредственными участниками Великой Отечественной войны.
Руководитель отдела по делам молодежи Вятской Епархии протоиерей Сергий Ендальцев рассказал о создании выставки «Небесные воины»:
– Выставка изначально появилась в 2019 году. Волонтеры православных молодежных объединений ко Дню Победы решили подготовить выставку, которая расскажет о священниках-фронтовиках, служивших в годы Великой Отечественной войны. Ребята сами искали материалы из открытых источников, некоторую информацию впоследствии поправили.
Цель этой выставки – показать роль Русской Православной Церкви и духовенства в годы Великой Отечественной войны.
Данная выставка также актуальная и сейчас в год празднования 80-летия Победы.
Сейчас с молодежью продолжаем работать над данной темой, планируем записать видеоролики или отдельный фильм именно о вятских священниках, о местах их служения, об их подвиге, может быть о воспоминаниях очевидцев.
При этом выставка уже имеет свою историю, она востребована на городских площадках и мероприятиях. Выставка побывала в Краснодаре, участвуя в маршруте Победы. Вместе с танком Т-60 по маршруту ехали волонтеры Министерства молодежной политики Кировской области. Они делились историями о героизме народа в военное время и о вкладе духовенства в общее дело, представляя в том числе и нашу выставку. Также, выставка участвовала в маршруте памяти по Кировской области.
Она действительно вызывает интерес со стороны зрителей разных аудиторий, особенно среди учащихся военных учебных заведений. Ребята с интересом слушают о том, как люди, проходя войну, обретали веру, потом принимали священный сан или кто-то уже был в сане во время Великой Отечественной войны.
Мы предлагаем организовать выставку в рамках мероприятий, посвящённых 80-летию Победы, в приходах или районных библиотеках. На выставке будут представлены фотографии, рассказывающие о священниках, которые прошли через все испытания Великой Отечественной войны.
К сожалению, выставка существует в единственном экземпляре, поэтому, если вы заинтересованы в её размещении, просьба заранее оставлять заявки.
После ознакомления с выставками для священников и миссионеров отделом религиозного образования и катехизации Вятской Епархии был проведен семинар по теме: «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны», представленная информация может быть применима священниками, педагогами, библиотекарями в их просветительской работе.
В рамках семинара состоялось обсуждение формата просветительской работы на приходах, в частности проведения пастырских бесед об основах христианского подвига жертвенной любви и духовной жизни нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Обсуждались также практические вопросы организации взаимодействия приходов и образовательных учреждений в гражданско-патриотическом воспитании в рамках 80-летия Великой Победы и Года Защитника Отечества. Были представлены методические материалы для проведения бесед с молодежью, детьми, родителями и педагогами.
«Презентация рассказывает об участии нашей Церкви в годы Великой Отечественной войны, о духовных истоках Победы в войне, о роли конкретных священнослужителей в годы войны – эти материалы могут стать серьезным дополнением к выставке», – говорит руководитель отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Евгений Смирнов.
В своем выступлении протоиерей Евгений Смирнов обратил внимание ко многим аспектам, основной из которых – духовная основа подвига нашего народа в Великой Отечественной войне:
– Начало войны – 22 июня 1941 года – День памяти Собора всех святых в Земле Русской Просиявшей, войска Гитлера входят на территорию нашей страны. Начинается война, которую историки называют Второй Мировой, а у нас Отечественной, так как наши с вами землями сражались за свое Отечество. Страшную новость объявляют по радио. И посмотрите, Сталин не обращается как глава государства, обращается Молотов – это уже не первое лицо. И пишет свое послание народу митрополит Сергий (Страгородский), который в то время будучи местоблюстителем Патриаршего престола возглавлял Русскую Православную Церковь. Он дает верную оценку тому, что происходит. В московских храмах послание было зачитано практически сразу, но нужно было время, чтобы дошло до тех немногих по всей стране церквей, которые еще уцелели после сталинских гонений 1930-х годов. И какая была дана верная оценка: «фашиствующие разбойники», а не какие-то воины-освободители, хотя они на своих танках и самолетах использовали религиозную символику, рассчитывая на то, что угнетенная в годы советских гонений церковь их воспримет как союзников. Но Церковь всегда поддерживала свое Отечество. Митрополит Сергий в послании обращает внимание, что не в первый раз на нашу страну выпадают тяжелейшие испытания и просит народ не падать духом, напоминая о том, что наши предки никогда не падали духом, вспоминает святых князей Александра Невского, Дмитрия Донского.
Народ начинает массово уходить на фронт. Многие ли из людей тогда слышали послание митрополита Сергия? Много ли вообще было храмов? Нет. Но в стране был всеобщий настрой, что защита нашей родины – это священный долг.
Духовная основа народного подвига – в чем она была? Для большинства наших добровольцев защита родины воспринималась, как священный долг – в прямом смысле этого слова. А какое поколение воевало? Это поколение воспитывалось в духе христианской жертвенной любви. В начале войны уходили те, кто родился до революции – начало XX века или в первые годы советской власти. Несмотря на изменившийся политический строй в стране, старые ценности в душах людей еще живы. Христианские духовные ценности не смогли вытравить из нашего народа ни классовая борьба, ни революция, ни гражданская война, ни вся советская пропаганда, несмотря на то, что она велась массово, начиная с детского сада и включая университеты. Священники все были арестованы, не работала ни одна воскресная школа, Евангелие было под запретом, но на уровне народного сознания вера в сердцах людей была жива.
Сейчас у нас картина какая: литературы множество, в Интернете информация есть, священники все могут служить, но на уровне подсознания народа – есть ли настоящая вера в Бога? Моментами – да. И все же это то, с чем нам надо работать.
Уходили на войну не только мужчины, уходили женщины, – а таковых статистика 800 тысяч, кто добровольно ушел и, это не включая медсестер, врачей, которые были военнообязанными. Что ими двигало? Некий священный долг – защита Родины.
И обратите внимание, как в обществе менялись образы и лозунги. Что людей подвигает идти на фронт? Родина-мать (а не Маркс и Ленин), ради родной земли народ был готов защищать Отечество. И тут было место крестьянам, ученым, юношам, женщинам, старикам, – всякий стремился внести свой вклад во имя Победы.
В своем рассказе, сопровождавшем презентацию, отец Евгений обратил внимание на стихотворение Константина Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», поэт, будучи советским корреспондентом, вкладывает в строки дух верующего человека, правда, часть строк в годы атеизма были вырезаны:
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в Бога не верящих внуков своих.
По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка на приходах Вятской Епархии проходит просветительская работа по духовно-патриотическому воспитанию.
11 апреля 2025 года в Вятском духовном училище отделом религиозного образования и катехизации Вятской Епархии для настоятелей приходов и их помощников по просветительской работе был организован семинар «Духовные основы подвига и Победы. Просветительская работа по патриотическому воспитанию на приходах», посвященный 80-летию Великой Победы и Году защитника Отечества.
Участникам семинара были представлены выставка Епархиального отдела по делам молодежи «Небесные воины», посвященная участию духовенства в Великой Отечественной войне, и проекты Межрегиональной просветительской общественной организации «Объединение православных ученых», «Я наследник героев», и «Я против нацизма».
В мероприятии – презентации выставок и семинаре – приняли участие духовенство разных благочиний Вятской Епархии, миссионеры, педагоги-катехизаторы. Выставки также были представлены вниманию студентов и выпускников Вятского Духовного училища.
Проект «Я наследник героев» представляет материалы о великих полководцах России, самых значимых выигранных под их командованием сражениях и современных героях СВО, проект «Я против нацизма» рассказывает о сути этой идеологии, представляет архивные фотоматериалы о преступлениях нацизма в годы Великой Отечественной войны и в наше время.
Проекты «Я наследник героев. Я против нацизма» могут быть реализованы через размещение в учебных заведениях в виде передвижных экспозиций, через показ тематических фильмов для старшеклассников и молодежи, через встречи и дискуссии по предложенным материалам. Проект также содержит материалы для педагогов, которыми можно пользоваться, чтобы самостоятельно проводить экскурсии по этим выставкам.
Данная передвижная выставка состоит из нескольких частей. В содержании выставки рассказывается о русских святых, которые внесли свой вклад в укрепление нашей государственности. Другая часть рассказывает о действующих лицах нашей истории, стоявших в разные эпохи на защите нашего Отечества, отстаивавших независимость России от захватчиков. Сейчас выставка дополняется разделом, связанным с победами соотечественников на небе: в истории вертолетного и авиастроения и космоса.
Последний раздел выставки, как задумывали организаторы, связан с событиями Специальной военной операции, представлены лица героев Воронежской земли.
Открывая мероприятие, заместитель директора Центра подготовки церковных специалистов (Вятское Духовное училище) Влада Анатольевна Девонина рассказала о выставке:
– Передвижная выставка представляет собой благотворительный проект МПОО «Объединение православных ученых», региональное представительство которого есть на Вятской земле.
Заместитель председателя «Объединения православных ученых» по гражданско-патриотической работе Михаил Федорович Федоров (г. Воронеж), офицер ФСБ в отставке, когда началась СВО, понял, что информационная война – важная часть современных военных операций. Была создана интернет-платформа «Я наследник героев. Я против нацизма», распечатаны ролл-апы и началась просветительская работа в школах, колледжах, университетах Воронежской, Липецкой, Курской, Мурманской областей. Наш регион подхватил эту работу: 18 февраля в ВятГУ состоялась встреча с М.Ф. Федоровым и выставки начали свою работу для студенческой молодежи наших университетов: Вятского государственного университета, Кировского государственного медицинского университета, Вятского государственного агротехнологического университета. В течение недели проект «Я наследник героев. Я против нацизма» плодотворно отработал во Дворце творчества молодежи «Мемориал», где более 20 классов школ города Кирова смогли посетить эти экспозиции.
В год празднования 80-летия Великой Победы проект «Я наследник героев. Я против нацизма» стал важным вкладом в гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Таким образом, данная выставка представлена для духовно-просветительской работы приходам, школам, библиотекам. А дополняет ее выставка «Небесные воины», которая посвящается священнослужителям – и нашим вятским, и духовенству из других регионов, которые были непосредственными участниками Великой Отечественной войны.
Руководитель отдела по делам молодежи Вятской Епархии протоиерей Сергий Ендальцев рассказал о создании выставки «Небесные воины»:
– Выставка изначально появилась в 2019 году. Волонтеры православных молодежных объединений ко Дню Победы решили подготовить выставку, которая расскажет о священниках-фронтовиках, служивших в годы Великой Отечественной войны. Ребята сами искали материалы из открытых источников, некоторую информацию впоследствии поправили.
Цель этой выставки – показать роль Русской Православной Церкви и духовенства в годы Великой Отечественной войны.
Данная выставка также актуальная и сейчас в год празднования 80-летия Победы.
Сейчас с молодежью продолжаем работать над данной темой, планируем записать видеоролики или отдельный фильм именно о вятских священниках, о местах их служения, об их подвиге, может быть о воспоминаниях очевидцев.
При этом выставка уже имеет свою историю, она востребована на городских площадках и мероприятиях. Выставка побывала в Краснодаре, участвуя в маршруте Победы. Вместе с танком Т-60 по маршруту ехали волонтеры Министерства молодежной политики Кировской области. Они делились историями о героизме народа в военное время и о вкладе духовенства в общее дело, представляя в том числе и нашу выставку. Также, выставка участвовала в маршруте памяти по Кировской области.
Она действительно вызывает интерес со стороны зрителей разных аудиторий, особенно среди учащихся военных учебных заведений. Ребята с интересом слушают о том, как люди, проходя войну, обретали веру, потом принимали священный сан или кто-то уже был в сане во время Великой Отечественной войны.
Мы предлагаем организовать выставку в рамках мероприятий, посвящённых 80-летию Победы, в приходах или районных библиотеках. На выставке будут представлены фотографии, рассказывающие о священниках, которые прошли через все испытания Великой Отечественной войны.
К сожалению, выставка существует в единственном экземпляре, поэтому, если вы заинтересованы в её размещении, просьба заранее оставлять заявки.
После ознакомления с выставками для священников и миссионеров отделом религиозного образования и катехизации Вятской Епархии был проведен семинар по теме: «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны», представленная информация может быть применима священниками, педагогами, библиотекарями в их просветительской работе.
В рамках семинара состоялось обсуждение формата просветительской работы на приходах, в частности проведения пастырских бесед об основах христианского подвига жертвенной любви и духовной жизни нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Обсуждались также практические вопросы организации взаимодействия приходов и образовательных учреждений в гражданско-патриотическом воспитании в рамках 80-летия Великой Победы и Года Защитника Отечества. Были представлены методические материалы для проведения бесед с молодежью, детьми, родителями и педагогами.
«Презентация рассказывает об участии нашей Церкви в годы Великой Отечественной войны, о духовных истоках Победы в войне, о роли конкретных священнослужителей в годы войны – эти материалы могут стать серьезным дополнением к выставке», – говорит руководитель отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Евгений Смирнов.
В своем выступлении протоиерей Евгений Смирнов обратил внимание ко многим аспектам, основной из которых – духовная основа подвига нашего народа в Великой Отечественной войне:
– Начало войны – 22 июня 1941 года – День памяти Собора всех святых в Земле Русской Просиявшей, войска Гитлера входят на территорию нашей страны. Начинается война, которую историки называют Второй Мировой, а у нас Отечественной, так как наши с вами землями сражались за свое Отечество. Страшную новость объявляют по радио. И посмотрите, Сталин не обращается как глава государства, обращается Молотов – это уже не первое лицо. И пишет свое послание народу митрополит Сергий (Страгородский), который в то время будучи местоблюстителем Патриаршего престола возглавлял Русскую Православную Церковь. Он дает верную оценку тому, что происходит. В московских храмах послание было зачитано практически сразу, но нужно было время, чтобы дошло до тех немногих по всей стране церквей, которые еще уцелели после сталинских гонений 1930-х годов. И какая была дана верная оценка: «фашиствующие разбойники», а не какие-то воины-освободители, хотя они на своих танках и самолетах использовали религиозную символику, рассчитывая на то, что угнетенная в годы советских гонений церковь их воспримет как союзников. Но Церковь всегда поддерживала свое Отечество. Митрополит Сергий в послании обращает внимание, что не в первый раз на нашу страну выпадают тяжелейшие испытания и просит народ не падать духом, напоминая о том, что наши предки никогда не падали духом, вспоминает святых князей Александра Невского, Дмитрия Донского.
Народ начинает массово уходить на фронт. Многие ли из людей тогда слышали послание митрополита Сергия? Много ли вообще было храмов? Нет. Но в стране был всеобщий настрой, что защита нашей родины – это священный долг.
Духовная основа народного подвига – в чем она была? Для большинства наших добровольцев защита родины воспринималась, как священный долг – в прямом смысле этого слова. А какое поколение воевало? Это поколение воспитывалось в духе христианской жертвенной любви. В начале войны уходили те, кто родился до революции – начало XX века или в первые годы советской власти. Несмотря на изменившийся политический строй в стране, старые ценности в душах людей еще живы. Христианские духовные ценности не смогли вытравить из нашего народа ни классовая борьба, ни революция, ни гражданская война, ни вся советская пропаганда, несмотря на то, что она велась массово, начиная с детского сада и включая университеты. Священники все были арестованы, не работала ни одна воскресная школа, Евангелие было под запретом, но на уровне народного сознания вера в сердцах людей была жива.
Сейчас у нас картина какая: литературы множество, в Интернете информация есть, священники все могут служить, но на уровне подсознания народа – есть ли настоящая вера в Бога? Моментами – да. И все же это то, с чем нам надо работать.
Уходили на войну не только мужчины, уходили женщины, – а таковых статистика 800 тысяч, кто добровольно ушел и, это не включая медсестер, врачей, которые были военнообязанными. Что ими двигало? Некий священный долг – защита Родины.
И обратите внимание, как в обществе менялись образы и лозунги. Что людей подвигает идти на фронт? Родина-мать (а не Маркс и Ленин), ради родной земли народ был готов защищать Отечество. И тут было место крестьянам, ученым, юношам, женщинам, старикам, – всякий стремился внести свой вклад во имя Победы.
В своем рассказе, сопровождавшем презентацию, отец Евгений обратил внимание на стихотворение Константина Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», поэт, будучи советским корреспондентом, вкладывает в строки дух верующего человека, правда, часть строк в годы атеизма были вырезаны:
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в Бога не верящих внуков своих.
- И действительно матери и бабушки молились за своих мужей, детей, отцов ушедших на войну, - продолжает отец Евгений. - Молились дома, ходили в открывшиеся храмы и даже стоя у станка или в поле. И для простого русского солдата были очень дороги материнское благословение, зашитый в гимнастерку крестик или поясок с молитвой.
Увеличилось количество прихожан в немногих открытых храмах. Тем радостнее была возможность встретить праздник праздников и торжество из торжеств – Пасху Господню 4 апреля 1942 года. В Москве ради Пасхи на одну ночь был отменен комендантский час, Москва в то время находилась в опасности. Объявление об этом прозвучало по радио за несколько часов до службы. Светомаскировку при этом никто не отменял, но и при таких условиях на пасхальное богослужение в Москве пришли по оценке НКВД пришли 85 тысяч человек.
Говорят, в окопах атеистов не бывает… И казалось бы, в безбожные годы, в шинели неизвестного русского солдата был найден сверток, на котором записаны в стихотворной форме размышления солдата перед смертью, обращение его души к Богу. Это стихотворение уже нашими современниками распространено в сети Интернет. Таков был путь этого человека к Богу, как, вероятно, многих других воевавших людей.
Рассказывая о войне детям, можно обратиться к дневнику Тани Савичевой, девочки погибшей в Блокадном Ленинграде. Умирая от голода, она носила последние крошки хлеба другим людям, из последних сил носила песок и воду на городские чердаки, чтобы было чем тушить зажигательные бомбы. Таня вела дневник, в котором рассказывала о том, как умирала от голода, холода, болезней ее семья. Последняя страничка дневника осталась недописанной: девочка сама умерла. Ей было 14 лет.
Рассказать об Аркадии Каманине – советском военном летчике, самом молодом пилоте Второй Мировой войны, который начал самостоятельно летать в 14 лет. Сын известного летчика и военачальника Н.П. Каманина, он был воспитанником авиаполка, в 14 лет впервые сел в боевой самолет. Летал стрелком-радистом, освобождал Варшаву, Будапешт, Вену. Заслужил три ордена. Спустя три года после войны Аркадий, когда ему было всего 18 лет, умер от ранений.
О Жоре Смирнитском, который в девять лет стал бойцом Красной Армии, получил оружие. Исполнял обязанности связного, ходил в разведку за линию фронта. В десять лет получил звание младшего сержанта, а накануне свою первую высокую награду – орден Славы 3-й степени.
Сколько их было? Тех, кто не дожив до своего совершеннолетия, отдал жизнь в борьбе с врагом. Десятки тысяч мальчишек и девчонок, пожертвовавших собой ради Победы. В Курске работает единственный в своем роде музей, где собраны уникальные сведения о судьбах детей войны. Сотрудникам музея удалось установить более 10 тысяч имен сынов и дочерей полков и юных партизан. Есть совершенно потрясающие человеческие истории. Сколько юных патриотов сражалось наравне со взрослыми? Этого точно не знает никто. Многие командиры, чтобы не наживать неприятностей, не заносили фамилии юных бойцов в ротные и батальонные списки, но от этого их героический след, оставленный ими в нашей военной истории, не стал бледнее.
Важно говорить о подвиге простых русских солдат, о восстановлении исторической справедливости – замолчанного в то время подвига нашего земляка – слобожанина Григория Булатова, первым водрузившего Знамя Победы на рейхстаге. Детям нужно знать о гениальности полководцев, о подвиге партизан, женщин, подростков. А также о святых, которые несли свой духовный подвиг в те тяжелые для страны испытания. Например, святая блаженная Матрона Московская. В 1939 Матрона предсказала начало Великой Отечественной войны. Она говорила, что, хотя в войне погибнет много народу, русские одержат победу. О подвиге преподобного Серафима (Вырицкого), подвиге святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого). О духовенстве, исполнявшем свой долг на фронтах в рядах армии.
Воины, отправившиеся на Священную войну, исполнили заповедь Христову: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Погибшие в Священной войне, обрели бессмертие. Не все были крещены, не все были верующими, но все они исполнили правду Божию, и забывать о них мы не имеем права.
Церковь участвовала в сборе средств для защитников Отечества. С первых же дней войны духовенство гонимой властями Русской Православной Церкви организовало сбор средств для защитников Отечества. Жертвенность православных людей России проявлялась весьма разнообразно. Одни жертвовали на оборону страны, другие – на содержание раненых в госпиталях, лазаретах и медсамбатах, на помощь им, третьи – на призрение детей, оставшихся сиротами или просто беспризорными. Всего же за годы войны Русской православной Церковью, духовенством и верующими в созданный Фонд обороны было собрано более 300 миллионов рублей, без учета пожертвованных ценностей и вещей. По тем временам это были огромнные деньги.
Завершая беседу, отец Евгений обратил внимание на знаковые даты подписания актов о капитуляции Германии, которые пришлись на день празднования Георгия Победоносца, святого, поражающего копьем на образах змея – символизирующего дух зла. Окончательный акт о безоговорочной капитуляции Германии, подписанный в ночь с 8 на 9 мая 1945 года, совпадает со встречей Пасхи Христовой в 1945 году. И парад Победы в Москве маршал Георгий Константинович Жуков открывает на белом коне, символично, поскольку на белом коне изображается на образах святой Георгий Победоносец, случайно ли это? Георгий Константинович был верующим человеком.
Отец Евгений обратил внимание, что «Великая Отечественная война закончилась в светлые пасхальные дни. В православном сознании укоренилось однозначное мнение, что иначе и быть не могло: в течение четырех тяжелых лет, 1418 дней не умолкала молитва миллионов матерей, жен, детей за наших воинов. Праздник Победы весной совпадает с пасхальным временем. Церковь празднует победу воскресшего Христа над смертью, а Воскресший Господь призывает нас к подвигу деятельной любви, запечатленной в самоотверженном служении к ближним. Этот подвиг жертвенной любви стал основой Победы нашего народа».
Завершил свое выступление отец Евгений, обратившись к словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Когда подвиг становится содержанием жизни не только отдельного человека, но и всего народа, когда в устремлении к горнему соединяются сердца миллионов людей, готовых защищать свою Родину, отстаивать высокие идеалы и ценности, тогда происходят поистине удивительные, чудесные и порою даже необъяснимые с точки зрения формальной логики вещи. Такой народ обретает огромную духовную силу, побороть которую оказываются неспособными никакие бедствия и враги. Ярким свидетельством правоты этих слов является Победа в Великой Отечественной войне, достигнутая самоотверженным подвигом нашего народа».
Методист Отдела религиозного образования и катехизации Вятской Епархии Надежда Васильевна Демидова, обращаясь к наглядным материалам разработанной презентации, рассказала духовенству и миссионерам, как говорить о войне с детьми разного школьного возраста. Методист обратила внимание на то, что цифры и даты, связанные с военными событиями часто проходят мимо сознания ребят, зато детская душа откликается на конкретные примеры, образы, отражающие переживания, вызывающие эмоцию, сопричастность. Важно обращение к памяти, запечатленной в мемориалах, можно говорить о значении памятника Неизвестного солдата, которое заключается в увековечивании памяти о погибших воинах, имена которых так и остались неизвестными. Однако с представлением детям документальных фотографий, показом некоторых фильмов, отражающих зверства фашизма, нужно быть педагогу аккуратнее, поскольку в школах сейчас много ограничений, поскольку детскую психику нужно щадить. Хотя старшее поколение уже в юном возрасте была знакомо с правдивым сериалом «Освобожление».
Важно говорить о подвиге земляков – маршала Конева, благодаря гениальному плану которого сохранена заминированная при отступлении немцами красивейшая Прага. Им была разработана Пражская наступательная операция, в ходе которой советские войска под командованием маршала Ивана Конева освободили Прагу в 1945 году. Отбивать город пришлось почти врукопашную, так как Прага – исторический город с домами редкой ценности. Конев отдал приказ не применять артиллерию и авиацию, чтобы сохранить город для чехов. За время недельных боев Красная армия потеряла 12 тысяч человек, ранены были 40 тысяч. К девяти часам утра 9 мая столица Чехословакии была свободной. В 1980 году, к 35-летию освобождения города, в Праге по проекту чехословацкого скульптора Зденека Крыбуса был воздвигнут памятник маршалу Коневу.
Нужно помнить о подвиге заводчан, которые, изнемогая от холода и голода, умирали за станками, а на их смену вставали дети. Часовня на Филейском кладбище – памятник 3 000 заводчан, похороненным в братской могиле в годы войны. В 1942 году за ночь с завода увозили до 20 умерших…». Киров выпускал танки, снаряды, «Катюши», минометы, аэросани, снаряды, обувь (в том числе, знаменитые «кирзачи»), полушубки, обувь, гармони, необходимые для поднятия боевого духа, что нашло отражение в поэме «Василий Теркин».
Н.В. Демидова обратила внимание, какие фильмы можно рекомендовать к просмотру детям разного возраста, чтобы тема памяти войны не проходила мимо их сердца.
– Фильм, который я рекомендую для детей начальной школы и уровня 5-6 класса, представлен в рамках проекта «Киноуроки в школах России»: «Лошадка для героя». В фильме показана современная девочка, которая не желает ничего слушать на тему войны, а хороший учитель предлагает ей поработать с дневником мальчишки, который погиб в годы войны. И этот дневник девочка прочитала. И мы видим историю этого мальчика. Замечательный фильм, доступный и по времени (порядка 15 минут), и по содержанию
Фильм, который я бы показывала старшеклассникам – «Shoes» – «туфельки». В этом фильме 2012 года отражена необычная задумка режиссера Константина Фама – история целой жизни человека, его семьи разворачивается на фоне туфель. Сюжет фильма разворачивается в 30–40-х годах XX века и рассказывает об истории пары женских туфелек, которая начинается в витрине магазина и трагически обрывается в братской могиле обуви концлагеря «Освенцим». Герой, находясь в концлагере, вспоминает историю своей любви, своей жизни.
Сюжет рассказывает трогательную историю жизни простой еврейской женщины, которая рассказана через пару красивых женских туфелек. В кадре зритель видит только ноги героев. В картине нет диалогов. На протяжении всего фильма звучит симфоническая музыка. Этот короткометражный фильм стал первой новеллой киноальманаха «Свидетели», посвященного памяти жертв Холокоста.
Завершая свое выступление, Надежда Васильевна обратилась к размышлениям российского актера Василия Ланового о памяти Европы, о свойственном многим европейцам постыдном малодушии: «"В Европе журналисты мне в лицо говорили: "Что вы в России со своей Победой носитесь? Вот мы уже забыли". Я у них спросил: "Сколько дней ваши страны сопротивлялись Гитлеру?" Молчат. Тогда я продолжил: "Польша была завоевана за 28 дней, и за те же 28 дней в Сталинграде немцы смогли захватить всего несколько домов. Дания продержалась ровно день. А вся Европа покорилась за три месяца. И освобождать ее пришлось нашим солдатам. И какой ценой! Миллион жизней советских солдат, отданных за освобождение европейцев от фашизма". Но Европа предпочла об этом забыть!" Вот это надо нашим детям объяснять. И говорить о том, что наш долг – помнить о Священной войне и Победе».
Как отметили организаторы семинара, важно, чтобы в последующих поколениях сохранялась память о Великой Отечественной войне, подвиге нашего народа «ради жизни на земле». Передать подрастающим поколениям историческую генетическую память – это наш долг перед предшествующим поколением, выстрадавшем Победу ценой многих человеческих жизней, и прививка нынешнего молодого поколения от зла нацизма, которое возникает в душах людей, когда память стерта и ценности искорежены. И задача педагогов, священников, миссионеров, родителей – рассказывать детям правду, обращая их сердца к добру, за которое сражались наши деды. «День Победы – это святое. Это Великая победа русского духа над духом зла. Наша задача – научить детей различать добро изло и не впускать дух зла в свое сердце», – отметила Н.В. Демидова.
Пресс-служба Вятской ЕпархииИ действительно матери и бабушки молились за своих мужей, детей, отцов ушедших на войну. Молились дома, ходили в открывшиеся храмы и даже стоя у станка или в поле. И для простого русского солдата были очень дороги материнское благословение, зашитый в гимнастерку крестик или поясок с молитвой.
Увеличилось количество прихожан в немногих открытых храмах. Тем радостнее была возможность встретить праздник праздников и торжество из торжеств – Пасху Господню 4 апреля 1942 года. В Москве ради Пасхи на одну ночь был отменен комендантский час, Москва в то время находилась в опасности. Объявление об этом прозвучало по радио за несколько часов до службы. Светомаскировку при этом никто не отменял, но и при таких условиях на пасхальное богослужение в Москве пришли по оценке НКВД пришли 85 тысяч человек.
Говорят, в окопах атеистов не бывает… И казалось бы, в безбожные годы, в шинели неизвестного русского солдата был найден сверток, на котором записаны в стихотворной форме размышления солдата перед смертью, обращение его души к Богу. Это стихотворение уже нашими современниками распространено в сети Интернет. Таков был путь этого человека к Богу, как, вероятно, многих других воевавших людей.
Рассказывая о войне детям, можно обратиться к дневнику Тани Савичевой, девочки погибшей в Блокадном Ленинграде. Умирая от голода, она носила последние крошки хлеба другим людям, из последних сил носила песок и воду на городские чердаки, чтобы было чем тушить зажигательные бомбы. Таня вела дневник, в котором рассказывала о том, как умирала от голода, холода, болезней ее семья. Последняя страничка дневника осталась недописанной: девочка сама умерла. Ей было 14 лет.
Рассказать об Аркадии Каманине – советском военном летчике, самом молодом пилоте Второй Мировой войны, который начал самостоятельно летать в 14 лет. Сын известного летчика и военачальника Н.П. Каманина, он был воспитанником авиаполка, в 14 лет впервые сел в боевой самолет. Летал стрелком-радистом, освобождал Варшаву, Будапешт, Вену. Заслужил три ордена. Спустя три года после войны Аркадий, когда ему было всего 18 лет, умер от ранений.
О Жоре Смирнитском, который в девять лет стал бойцом Красной Армии, получил оружие. Исполнял обязанности связного, ходил в разведку за линию фронта. В десять лет получил звание младшего сержанта, а накануне свою первую высокую награду – орден Славы 3-й степени.
Сколько их было? Тех, кто не дожив до своего совершеннолетия, отдал жизнь в борьбе с врагом. Десятки тысяч мальчишек и девчонок, пожертвовавших собой ради Победы. В Курске работает единственный в своем роде музей, где собраны уникальные сведения о судьбах детей войны. Сотрудникам музея удалось установить более 10 тысяч имен сынов и дочерей полков и юных партизан. Есть совершенно потрясающие человеческие истории. Сколько юных патриотов сражалось наравне со взрослыми? Этого точно не знает никто. Многие командиры, чтобы не наживать неприятностей, не заносили фамилии юных бойцов в ротные и батальонные списки, но от этого их героический след, оставленный ими в нашей военной истории, не стал бледнее.
Важно говорить о подвиге простых русских солдат, о восстановлении исторической справедливости – замолчанного в то время подвига нашего земляка – слобожанина Григория Булатова, первым водрузившего Знамя Победы на рейхстаге. Детям нужно знать о гениальности полководцев, о подвиге партизан, женщин, подростков. А также о святых, которые несли свой духовный подвиг в те тяжелые для страны испытания. Например, святая блаженная Матрона Московская. В 1939 Матрона предсказала начало Великой Отечественной войны. Она говорила, что, хотя в войне погибнет много народу, русские одержат победу. О подвиге преподобного Серафима (Вырицкого), подвиге святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого). О духовенстве, исполнявшем свой долг на фронтах в рядах армии.
Воины, отправившиеся на Священную войну, исполнили заповедь Христову: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Погибшие в Священной войне, обрели бессмертие. Не все были крещены, не все были верующими, но все они исполнили правду Божию, и забывать о них мы не имеем права.
Церковь участвовала в сборе средств для защитников Отечества. С первых же дней войны духовенство гонимой властями Русской Православной Церкви организовало сбор средств для защитников Отечества. Жертвенность православных людей России проявлялась весьма разнообразно. Одни жертвовали на оборону страны, другие – на содержание раненых в госпиталях, лазаретах и медсамбатах, на помощь им, третьи – на призрение детей, оставшихся сиротами или просто беспризорными. Всего же за годы войны Русской православной Церковью, духовенством и верующими в созданный Фонд обороны было собрано более 300 миллионов рублей, без учета пожертвованных ценностей и вещей. По тем временам это были огромнные деньги.
Завершая беседу, отец Евгений обратил внимание на знаковые даты подписания актов о капитуляции Германии, которые пришлись на день празднования Георгия Победоносца, святого, поражающего копьем на образах змея – символизирующего дух зла. Окончательный акт о безоговорочной капитуляции Германии, подписанный в ночь с 8 на 9 мая 1945 года, совпадает со встречей Пасхи Христовой в 1945 году. И парад Победы в Москве маршал Георгий Константинович Жуков открывает на белом коне, символично, поскольку на белом коне изображается на образах святой Георгий Победоносец, случайно ли это? Георгий Константинович был верующим человеком.
Отец Евгений обратил внимание, что «Великая Отечественная война закончилась в светлые пасхальные дни. В православном сознании укоренилось однозначное мнение, что иначе и быть не могло: в течение четырех тяжелых лет, 1418 дней не умолкала молитва миллионов матерей, жен, детей за наших воинов. Праздник Победы весной совпадает с пасхальным временем. Церковь празднует победу воскресшего Христа над смертью, а Воскресший Господь призывает нас к подвигу деятельной любви, запечатленной в самоотверженном служении к ближним. Этот подвиг жертвенной любви стал основой Победы нашего народа».
Завершил свое выступление отец Евгений, обратившись к словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Когда подвиг становится содержанием жизни не только отдельного человека, но и всего народа, когда в устремлении к горнему соединяются сердца миллионов людей, готовых защищать свою Родину, отстаивать высокие идеалы и ценности, тогда происходят поистине удивительные, чудесные и порою даже необъяснимые с точки зрения формальной логики вещи. Такой народ обретает огромную духовную силу, побороть которую оказываются неспособными никакие бедствия и враги. Ярким свидетельством правоты этих слов является Победа в Великой Отечественной войне, достигнутая самоотверженным подвигом нашего народа».
Методист Отдела религиозного образования и катехизации Вятской Епархии Надежда Васильевна Демидова, обращаясь к наглядным материалам разработанной презентации, рассказала духовенству и миссионерам, как говорить о войне с детьми разного школьного возраста. Методист обратила внимание на то, что цифры и даты, связанные с военными событиями часто проходят мимо сознания ребят, зато детская душа откликается на конкретные примеры, образы, отражающие переживания, вызывающие эмоцию, сопричастность. Важно обращение к памяти, запечатленной в мемориалах, можно говорить о значении памятника Неизвестного солдата, которое заключается в увековечивании памяти о погибших воинах, имена которых так и остались неизвестными. Однако с представлением детям документальных фотографий, показом некоторых фильмов, отражающих зверства фашизма, нужно быть педагогу аккуратнее, поскольку в школах сейчас много ограничений, поскольку детскую психику нужно щадить. Хотя старшее поколение уже в юном возрасте была знакомо с правдивым сериалом «Освобожление».
Важно говорить о подвиге земляков – маршала Конева, благодаря гениальному плану которого сохранена заминированная при отступлении немцами красивейшая Прага. Им была разработана Пражская наступательная операция, в ходе которой советские войска под командованием маршала Ивана Конева освободили Прагу в 1945 году. Отбивать город пришлось почти врукопашную, так как Прага – исторический город с домами редкой ценности. Конев отдал приказ не применять артиллерию и авиацию, чтобы сохранить город для чехов. За время недельных боев Красная армия потеряла 12 тысяч человек, ранены были 40 тысяч. К девяти часам утра 9 мая столица Чехословакии была свободной. В 1980 году, к 35-летию освобождения города, в Праге по проекту чехословацкого скульптора Зденека Крыбуса был воздвигнут памятник маршалу Коневу.
Нужно помнить о подвиге заводчан, которые, изнемогая от холода и голода, умирали за станками, а на их смену вставали дети. Часовня на Филейском кладбище – памятник 3 000 заводчан, похороненным в братской могиле в годы войны. В 1942 году за ночь с завода увозили до 20 умерших…». Киров выпускал танки, снаряды, «Катюши», минометы, аэросани, снаряды, обувь (в том числе, знаменитые «кирзачи»), полушубки, обувь, гармони, необходимые для поднятия боевого духа, что нашло отражение в поэме «Василий Теркин».
Н.В. Демидова обратила внимание, какие фильмы можно рекомендовать к просмотру детям разного возраста, чтобы тема памяти войны не проходила мимо их сердца.
– Фильм, который я рекомендую для детей начальной школы и уровня 5-6 класса, представлен в рамках проекта «Киноуроки в школах России»: «Лошадка для героя». В фильме показана современная девочка, которая не желает ничего слушать на тему войны, а хороший учитель предлагает ей поработать с дневником мальчишки, который погиб в годы войны. И этот дневник девочка прочитала. И мы видим историю этого мальчика. Замечательный фильм, доступный и по времени (порядка 15 минут), и по содержанию
Фильм, который я бы показывала старшеклассникам – «Shoes» – «туфельки». В этом фильме 2012 года отражена необычная задумка режиссера Константина Фама – история целой жизни человека, его семьи разворачивается на фоне туфель. Сюжет фильма разворачивается в 30–40-х годах XX века и рассказывает об истории пары женских туфелек, которая начинается в витрине магазина и трагически обрывается в братской могиле обуви концлагеря «Освенцим». Герой, находясь в концлагере, вспоминает историю своей любви, своей жизни.
Сюжет рассказывает трогательную историю жизни простой еврейской женщины, которая рассказана через пару красивых женских туфелек. В кадре зритель видит только ноги героев. В картине нет диалогов. На протяжении всего фильма звучит симфоническая музыка. Этот короткометражный фильм стал первой новеллой киноальманаха «Свидетели», посвященного памяти жертв Холокоста.
Завершая свое выступление, Надежда Васильевна обратилась к размышлениям российского актера Василия Ланового о памяти Европы, о свойственном многим европейцам постыдном малодушии: «"В Европе журналисты мне в лицо говорили: "Что вы в России со своей Победой носитесь? Вот мы уже забыли". Я у них спросил: "Сколько дней ваши страны сопротивлялись Гитлеру?" Молчат. Тогда я продолжил: "Польша была завоевана за 28 дней, и за те же 28 дней в Сталинграде немцы смогли захватить всего несколько домов. Дания продержалась ровно день. А вся Европа покорилась за три месяца. И освобождать ее пришлось нашим солдатам. И какой ценой! Миллион жизней советских солдат, отданных за освобождение европейцев от фашизма". Но Европа предпочла об этом забыть!" Вот это надо нашим детям объяснять. И говорить о том, что наш долг – помнить о Священной войне и Победе».
Как отметили организаторы семинара, важно, чтобы в последующих поколениях сохранялась память о Великой Отечественной войне, подвиге нашего народа «ради жизни на земле». Передать подрастающим поколениям историческую генетическую память – это наш долг перед предшествующим поколением, выстрадавшем Победу ценой многих человеческих жизней, и прививка нынешнего молодого поколения от зла нацизма, которое возникает в душах людей, когда память стерта и ценности искорежены. И задача педагогов, священников, миссионеров, родителей – рассказывать детям правду, обращая их сердца к добру, за которое сражались наши деды. «День Победы – это святое. Это Великая победа русского духа над духом зла. Наша задача – научить детей различать добро изло и не впускать дух зла в свое сердце», – отметила Н.В. Демидова.
Пресс-служба Вятской Епархии