13.05.2025

Весточка с того света

Эта история доказывает, что существует неразрывная связь между живыми и мёртвыми.

Однажды кировчанка Татьяна Ивановна Корзунина поведала такой эпизод из жизни своего отца. До Великой Отечественной войны Иван Афанасьевич Корзунин получил специальность шофёра. 22 июня 1941 года выпало на воскресенье, а в понедельник он пошёл в военкомат, где ему сказали, что с первой же командой его отправят на фронт. Тогда Иван Афанасьевич уволился с работы и стал ждать повестку из военкомата. В это время в Кирове стали формироваться части 311-й стрелковой дивизии. Ивана Корзунина зачислили в отдельную автотранспортную роту. Автомобили ставили на железнодорожные платформы для переброски на запад. Водителей рассаживали по двое человек в кабину. Напарником Ивана Афанасьевича стал молодой механик-водитель.

Отправка эшелонов со станции Киров-2 происходила 11–12 августа. Горожане целыми семьями пришли проводить своих родственников. Защитники Родины одаривали детей гостинцами, чтобы они крепче запомнили своих отцов. А Ивану Корзунину не на что было купить сладостей: он же уволился с работы больше месяца назад, и все деньги в семье были давно прожиты. Видя такую ситуацию, напарник Ивана Афанасьевича предложил ему взаймы: дескать, сейчас купи гостинцев на мои, а на фронте вернёшь из денежного довольствия. Так и сделали. Накупил Иван Корзунин конфет, пряников, леденцов детям на прощание. С тем и отправился на фронт.

Всю дорогу он ехал в одной кабине с механиком-водителем. 14 августа эшелон остановился на станции Гряды неподалёку от Малой Вишеры. В небе появились две чёрные точки. Никто не понял, что это немецкие самолёты. Вдруг с неба посыпались бомбы. Началась паника. Иван Афанасьевич выпрыгнул из кабины на одну сторону железнодорожного полотна, а механик-водитель — на другую. Через пару минут налёт прекратился. Иван Корзунин остался жив, а его напарник погиб. Похоронили его прямо у полотна железной дороги.

Такую историю рассказала нам Татьяна Ивановна про своего отца и при этом посетовала, что фамилия погибшего механика-водителя давно стёрлась из памяти. Вот бы узнать, как же звали того человека! И тут нас осенила идея: ведь списки погибших во время Великой Отечественной войны есть в открытом доступе! При желании можно установить фамилию бойца. Поражённая этой догадкой Татьяна Корзунина взялась за поиски. Изучила списки погибших за 14 августа 1941 года в разделе 311-й стрелковой дивизии и выяснила имя, отчество и фамилию механика-водителя: Александр Александрович Десятков!

Это случилось накануне Дня Победы. На шествие Бессмертного полка Татьяна Ивановна отправилась с портретом своего отца и нос к носу столкнулась с пожилым мужчиной, который также нёс в руках портрет своего папы-фронтовика с фамилией Десятков! Свидетелем этой невероятной встречи стал наш товарищ по поиску Георгий Сокерин. По собственной инициативе он изготовил большой транспарант с номером 311-й стрелковой дивизии, и сын погибшего механика-водителя А.А. Десяткова, увидев его, подошёл с вопросом: «У меня отец призывался в 311-ю дивизию, а где и как он погиб, я не знаю». И Татьяна Ивановна Корзунина рассказала ему эту историю про гостинцы и про бомбёжку на станции Гряды.

Для полноты картины надо сказать, что сына механика-водителя Десяткова зовут Геннадий Петрович Коженков. Он носит другие отчество и фамилию, так как в детстве его усыновил вернувшийся с войны фронтовик. Но Геннадий Петрович всегда хотел узнать правду о последних минутах жизни своего родного отца. Вместе с Геннадием Коженковым мы составили письмо в администрацию Маловишерского района с просьбой увековечить фамилию механика-водителя Десяткова на плите воинского мемориала в Малой Вишере.

На фото:

- И.А. Корзунин;

- А.А. Десятков.

Олег Четвериков
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»


Фото

Возврат к списку