28.10.2025

Подвиг и служение учителя в духовно-нравственном воспитании

28 октября 2025 года в рамках XXX Свято-Трифоновских образовательных чтений в Институте развития образования Кировской области прошёл областной педагогический семинар «Подвиг и служение учителя в духовно-нравственном воспитании», участниками которого стали представители Министерства образования Кировской области, Института развития образования Кировской области, руководители муниципальных методических служб, методисты и преподаватели школ, дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного и профессионального образования, преподаватели Основ православной культуры, помощники благочинных и настоятелей по религиозному образованию.

С приветственным словом к участникам семинара обратился митрополит Вятский и Слободской Марк. Владыка поделился с присутствующими размышлениями о нравственном подвиге учителя:

- Труд учителя востребован, он необходим. В Священном Писании есть два понятия: труд и работа. Работа - от слова рабство, по принуждению, а труд - это соработничество, соработничество с Богом. Человек создан по образу Божию и подобию. Подрастающее поколение, которое вы готовите к будущей жизни, все носят в себе этот образ Божий. Это семя не только нужно сохранить, но и чтобы оно было преумножено. 

Каждое слово обозначает свой предмет, у нас богатейший язык. Просвещение - о чем это слов? Про какой свет? Свет есть тварный, материальный, а есть, как в Священном Писании сказано: «Бог есть свет истины», а человек создан по образу Божию и подобию. Сохранить в человеке образ Божий - это половина работы, но, как сказано в Священном Писании, нужно, чтобы человек не просто сохранил себе это семя божественного света, но он его ещё и приумножил. Те знания, которые он получил, приумножил во благо людей. 

Большое внимание митрополит Вятский и Слободской Марк уделил вопросу преподавания «Основ православной культуры», «Основ религиозных культур и светской этики» в школе, пониманию специальной военной операции как противостояния двух миров, пониманию образования как умению воспринимать и обладать знаниями о материальном и о духовном мире:

- Ваш труд, служение очень важен и необходим. В любом государстве два сословия никогда не работали: военные и духовенство - они служили. А до 1917 года даже учителя носили форму. Почему? Потому что сфера образования была формой служения своему государству, народу и Богу.

Умение воспринимать и обладать знаниями о материальном и о духовном мире - целостное образование, если духовное убрать, останется только материальное. Человек образованный - это человек, обладающий знаниями о духовном и о материальном мире. В свое время Столыпин добивался, чтобы на каждом этапе обучения человек получал целостное мировосприятие. В начальных классах, средней школе, в техническом университете получал глубокие знания как о материальном мире, так и о духовном. 

В завершении Владыка поблагодарил педагогов:

- Хочется всех вас поблагодарить не за работу, а за служение в плане воспитания подрастающего поколения, потому что от вас зависит, чем вы их напитаете. И подчас это напитывание молодых людей идёт не через чтение нотации что такое хорошо и что такое плохо, а личным примером. Когда они видят плоды ваших трудов, тогда они и стремятся подражать, а это вопрос закона духовной жизни. 

В материальном мире один закон действует, а в духовном - другой. В материальном мире противоположные заряды притягиваются друг другу, положительные к отрицательному, а в духовном мире одноимённые заряды притягиваются друг к другу. Этот закон изложен ещё в Ветхом Завете псалмопевцем Давидом, который написал «С преподобным преподобен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися (Пс. 17:26,27) и поэтому важно, какие вы. 

В соответствии со своим внутренним устроением вы будете притягивать к себе таких же людей, и очень хорошо один человек сказал, что мы обустраиваем окружающий нас мир в соответствии со своим внутренним устроением. Если мы можем обустроить свой внутренний мир, то мы сможем обустроить окружающую нас среду. Поэтому от вас многое зависит в этой жизни, зависит и будущее этих маленьких детишек, будущее нашего с вами общества, наших людей, нашего государства. Спасибо вам за ваше служение!

По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка во внимание за труды по духовно-нравственному воспитанию славу Святой Церкви епархиальной наградой медалью преподобного Трифона Вятского III степени удостоена ректор Института развития образования Кировской области Наталья Вячеславовна Соколова.

Участников семинара приветствовал заместитель министра образования Кировской области Константин Евгеньевич Ситников. В своем обращении Константин Евгеньевич выразил благодарность Вятской епархии и Институту развития образования Кировской области за поддержку данного мероприятия, и отметил важность обращения внимания к вопросам духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Традиционно в рамках областного семинара «Подвиг и служение учителя в духовно-нравственном воспитании» проходит награждение победителей регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Учредителями конкурса являются Русская Православная Церковь и Министерство просвещения Российской Федерации. Конкурс проводится при поддержке аппарата Президента РФ на региональном, межрегиональном и всероссийском уровнях и направлен не только на выявление и поддержку лучшего педагогического опыта в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения, но и деятельное взаимодействие Церкви и образовательных учреждений всех типов.

В Кировской области конкурс проходит при сотрудничестве Епархий Вятской Митрополии, Министерства образования Кировской области, Института развития образования Кировской области.

Представленные на конкурс работы отличает высокое качество подготовки, что отмечается не только на региональном уровне, но и на уровне Приволжского федерального округа, где вятские педагоги многократно одерживали победу.

В начале работы семинара победители регионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя» были награждены почётными грамотами министерства образования Кировской области. Также им были вручены дипломы, благодарственные письма и памятные подарки от Министерства образования Кировской области и Епархий Вятской Митрополии.

Далее в ходе семинара победители регионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя» представили свои работы, где нашли отражение бесценный опыт работы по духовно-нравственному воспитанию в общеобразовательных школах и детских садах.

На региональный этап конкурса «За нравственный подвиг учителя» в 2025 году поступило 16 работ (24 участника). Из них в номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в образовательной организации» 4 работы, в номинации: «Лучшая дополнительная общеразвивающая программа духовно- нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи» 3 работы, в номинации: «Лучшая методическая разработка в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), «Основы православной веры» (для образовательных организаций с религиозным компонентом)» 5 работ, в номинации «Лучший издательский проект» 4 работы.

Победителями регионального этапа конкурса стали:

  • Гран-при: Гордеева Ирина Петровна, педагог дополнительного образования Вятской православной гимназии. Работа: «Духовно – нравственное воспитание и развитие обучающихся через организацию деятельности школьного театра».
  • В номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в образовательной организации»: Коллективная работа педагогов (Бакулиной Т.В., Коротаевой Е.Н., Кулаковой Е.П.) МБОУ детский сад №4 «Родничок» г. Котельнич. Работа: «Патриотическое воспитание дошкольников на основе культурного и исторического наследия. Опыт работы».
  • В номинации «Лучшая методическая разработка в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики…» - Метелёва И. А., учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Кирова». Работа: Методическая разработка уроков «Защитники Отечества».
  • В номинации «Лучший издательский проект» - Глазырина Т.Г., Смирнова В.В., педагоги КОГПОБУ «Слободской колледж педагогики и социальных отношений». Работа: «Книга – альбом прогулок по городу для детей дошкольного возраста «Ключи от города С». В номинации «Лучший издательский проект» - Полякова И.Б., учитель МАОУ СОШ с УИОП села Шурма Уржумского района. Работа: «Серия школьных перекидных настенных календарей книжного типа».

Победители регионального этапа Всеросиийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» награждены Почётными грамотами Министерства образования Кировской области и Благодарственными письмами Вятской митрополии. Дополнительно Благодарственными письмами были отмечен оргкомитет, эксперты и конкурсная комиссия.

***

Нравственный подвиг учителя как ответ на вызовы времени. Приоритеты конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Протоиерей Евгений Смирнов, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Вятской Епархии.

Ежегодный Всероссийский конкурс в области педагогики, работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» как нельзя лучше вписывается в тему Свято-Трифоновских образовательных чтений. «Просвещение и нравственность. Формирование личности и вызовы времени», т.к. работы педагогов, представленные на данный конкурс являются ответом на те самые вызовы времени, имеют своей целью духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи, показывают ценный опыт формирования личности, через обращение к традиционным нравственным ценностям в системе современного образования.

В 2025г. конкурс прошёл в 20 раз. Анализ работ, представленных на региональный этап, показывает, что конкурс не является лёгким и требует настоящего подвига. Может быть поэтому не так много работ каждый год представляется на конкурс. Мы говорим о духовно- нравственном воспитании детей, а это важнее и сложнее, чем преподавание любого даже самого сложного школьного предмета, целью которого является усвоение определённой суммы знаний. Полученные знания очень скоро могут быть забыты, как только пройдёт экзамен, тем более будет окончена школа. Мы не так много помним из того, что нам преподавали по целому ряду предметов. Что-то нам пригодится в профессиональной деятельности, что-то просто проходит мимо, не оставив даже никакого следа. Остаётся только то, что по настоящему ценно.

Ценным могут быть определённые знания по профильным предметам, необходимым для поступления в вуз или получения профессии. У каждого выпускника здесь будет свой набор. Но актуальными для всех будут нравственные ценности, которые формируют человека как личность. Это то, с чем он будет жить, что станет его ориентиром на всём жизненном пути.

И очень важно, чтобы эти ориентиры были верными. Даже при полученном высшем образовании очень легко в наше время «заблудиться по жизни», очень много в современном информационном пространстве, куда буквально погружены наши дети, того, что сбивает с верного пути.

Нравственные ориентиры может задавать семья. Но нередко бывает так, что и в семье не всё благополучно, когда ребёнок не видит нормального примера со стороны родителей, когда семья сама на грани распада, когда в переходном возрасте ребёнка семья переживает кризис.

Опираясь на многовековой опыт духовно-нравственного воспитания, педагог должен дать детям надёжные нравственные ориентиры. И здесь он не имеет права на ошибку. Если возникают проблемы с навигацией, корабль или самолёт могут сбиться с курса и погибнуть. Если у современных «навигаторов детства» что-то будет не так с духовной навигацией - могут погибнуть детские души, особенно в условиях нынешнего шторма, когда жизнь преподносит нам очень серьёзные нравственные вызовы.

Поэтому очень важно найти подлинную надёжную основу воспитания. Для верующего человека такой основой является вера в Бога. Она проверена многими столетиями и отечественной, и мировой истории.

Работы, помогающие детям найти эту основу, осмыслить, сделать эту систему нравственных ценностей своей - особенно важны, т.к. помогают детям найти вечную правду Божию, которая останется неизменной на все времена, какие бы страшные вызовы не бросало время. Это отличает Заповеди Божии от любых законов человеческих, в которые на разных уровнях вносятся бесконечные поправки. Мы видим как это происходит в странах Западной Европы, которые когда-то считались самыми «просвещёнными».

Говоря о просвещении, важно понять - что такое свет, который лежит в основе просвещения. Господь Иисус Христос нас предупреждает «Если свет, который в тебе тьма, то что же тогда тьма?». Для христиан Бог - является таким светом. В Новом Завете мы читаем такие слова: «Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы».

Говоря об образовании, мы сами должны понять, что является корнем этого слова. О каком образе идёт речь? В христианском прочтении - это образ Божий, который запечатлён в нашей бессмертной душе и проявляется в нашей совести, мудрости, силе воли, ответственности за свои поступки, любви и самопожертвовании.

Когда мы говорим о воспитании, то должны понимать, что питает нашу душу, и души наших детей, а что их отравляет и уродует. Что просвещает ум, а что помрачает, что делает сердце милующим, любящим и чистым, а что чёрствым и бесчуственным, что укрепляет нашу волю, а что её расслабляет и делает человека безвольным.

Работы педагогов, которые дают детям такую основу - по настоящему бесценны. И не важно какому возрасту они адресованы. Это детский сад, школьники или студенты.

Но как говорить о Боге и вере в условиях современных светских образовательных учреждений, учитывая нашу многонациональность и многоконфессиональность, светский характер образования?

В более выгодном положении здесь находятся православные школы и детские сады, где это естественно. Сейчас также есть возможность открытия православных классов и групп в государственных и муниципальных школах, детских садах, учреждениях профессионального образования. Там возможно преподавание профильных вероучительных предметов, например основ православной веры, истории Церкви, православного богослужения, церковно-славянского языка и церковного пения. Православное содержание может быть интегрировано в школьные предметы - литературное чтение и окружающий мир в начальной школе, предметы гуманитарного цикла в основной - историю, литературу, обществознание и др. Воспитательная работа может быть построена на основе православного календаря.

Отдавая ребёнка в такую группу или класс, родители уже понимают, в каком духе будут воспитывать ребёнка. Здесь более важно педагогам самим освоить данные предметы и наработать опыт воспитательной работы.

Сложнее, когда в школе или детском саду нет таких профильных классов и групп и педагог работает в условиях светской школы. Здесь знакомство с нравственными ценностями, в т.ч. основанными на православной вере, может быть опосредованным через изучение Основ православной культуры, обращение к нашей истории и культуре, анализ классических произведений русских писателей и поэтов, краеведение.

Для детей и родителей это может стать первым знакомством с уникальным миром православной культуры, поставить серьёзные и глубокие вопросы о смысле нашей жизни, наших нравственных ценностях. Это может быть интегрировано как в школьные предметы, так и осуществляться через внеурочную деятельность.

К данной тематике через систему мероприятий могут обращаться учреждения дополнительного образования, Юнармия, Движение первых, Орлята России. Воспитанию воли может способствовать волонтёрское движение. Совершая добрые дела, и ребёнок и педагог серьёзно работают над собой.

Актуальной всегда будет тема борьбы с грехами или профилактика вредных привычек - алкоголизма, наркомании, курения, сквернословия, жадности и жестокости. Здесь важно не только изжить порок, если он уже поселился в сердце ребёнка, но поставить этому греху надёжный заслон, когда душа человека будет наполнена иным содержанием.

Сложно это делать в условиях, когда нет поддержки в семье или окружающей действительности. Например сложно современным подросткам хранить целомудрие, сохранить свой язык от сквернословия. Ведь всегда велик соблазн попробовать грех...Особенно в компании. Мы видим какой вред получают наши дети через зависимость от гаджетов. Даже в самом раннем возрасте могут проявляться жадность и жестокость, лень и ложь, грубость и хамство по отношению к старшим. Современная действительность подтверждает горькие слова апостола Иоанна Богослова, что «Мир во зле лежит». Но Господь говорит «в мире скорбны будете, но дерзайте, потому что Я победил мир».

Христианство говорит нам о том, что за нашу душу идёт настоящая битва на протяжении всей нашей жизни, а современная жизнь, а если говорить точнее, её современные вызовы это вновь и вновь подтверждают. И проигрывать эту битву мы не имеем права, потому что слишком высока цена - душа человека.

Настоящим спасением для детских душ здесь может стать подвиг учителя, его жертвенная любовь к детям, его мудрое слово и доброе сердце. Эти качества сложно, а точнее невозможно описать в работе. Но педагоги могут поделиться с коллегами своими открытиями и наработками, методикой и готовыми материалами. Но всё это будет работать лишь в случае, когда сам педагог совершает нравственный подвиг - подвиг любви

Может ли педагог при этом сам «расслабиться», может ли не переживать за ребёнка? Опыт, представленный в работах педагогов говорит о том, что здесь порой забываются и время, и усталость. И замечательно, если пример педагога, если горение его сердца, если благодатная искра Божественного света - света любви и живой веры навсегда останется в сердце ребёнка - малыша, школьника, подростка, студента.

Ещё более сложная задача, дав верные нравственные ориентиры, укрепить волю человека следовать им в повседневной жизни. Это и есть самое настоящее воспитание - воспитание воли человека, когда не будут расходиться слово и дело. Здесь мы выходим далеко за рамки обычной школьной программы.

Понятно, что силы педагога, его временной ресурс весьма ограничены. Поэтому важно в этот краткий промежуток времени, когда дети находятся рядом с нами, сказать о самом главном, сказать так, чтобы это запомнилось на всю жизнь, протянуть руку помощи и направить в правильную сторону на жизненном пути.

Условия, в которых трудится педагог могут быть более чем тяжёлые.Дети могут нас не слушать, особенно если это дети с дивиантным поведением. Может не быть никакой поддержки со стороны семьи и даже коллег. Иногда этот подвиг совершается в одиночестве.

Задачей конкурса «За нравственный подвиг учителя» является поддержка подвига учителя со стороны прихода. Педагог не будет одинок, если между образовательным учреждением и приходом установлено тесное сотрудничество. Сложнее если его пока нет. Но иногда, именно обращение педагога - подвижника в храм, к священнику и полагает начало этому сотрудничеству.

Поддержка может быть оказана в работе с родителями и детьми через проведение встреч и бесед, тематических занятий и экскурсий, проведение праздничных мероприятий, участие в конкурсах и иных формах.

К сожалению, здесь мы пока в начале пути. Многие приходы ничего не знают о той работе, которая ведётся в школе, а школы могут не знать о возможной поддержке прихода. В то же время есть масса положительных примеров такого сотрудничества. Нам важно объединить свои усилия и труды, т.к. перед нами стоят общие вызовы.

Лишь в немногих работах, поступающих на конкурс из образовательных учреждений нашего региона, мы найдём примеры тесного сотрудничества с приходами в сфере духовно-нравственного воспитания. Тем ценнее этот опыт.

Иногда сотрудничество является эпизодическим, но даже в этом случае даётся возможность обратиться и педагогу, и детям к Церкви, осмыслить многовековой опыт духовной жизни, соприкоснуться, хотя бы на мгновение с подвигом веры и неземным светом Божественной благодати. Эта встреча, как правило находит отклик в сердцах как детей, так и родителей. Важно, чтобы такие встречи были чаще. Замечательно, если такое сотрудничество стало постоянным.

Ежегодно на конкурс «За нравственный подвиг учителя» поступает немного работ, но каждая из них - это опыт духовно-нравственного воспитания. На этом конкурсе бывает не так много работ-отписок. Такой подход не уместен в духовно-нравственном воспитании. Иногда работа может не соответствовать целям и задачам конкурса, иметь массу ошибок и в содержании, и в методике, иногда в работах не показаны и непонятны результаты проделанной работы. Это всё то, над чем надо работать. И мы можем говорить, что участие в конкурсе педагогам в этом помогает.

Многих смущает сложность конкурса и его строгие требования, но, наверное, сфера воспитания тем и хороша, что здесь не может быть расслабленности и поблажек. Поэтому, преодолевая страх и неуверенность важно участвовать в этом конкурсе, даже если пока ещё мы далеки от победы. Нравственный подвиг учителя от этого не станет меньше, а настоящую награду педагогу-подвижнику даст Господь и благодарные дети, которых учитель наставил на правильный путь и помог идти по этому пути, несмотря на все вызовы времени.

Пресс-служба Вятской Епархии

Фото

Возврат к списку