19.10.2016

Церковь и школа: уроки столетия

На педагогической секции, проходившей 18 октября в Центре повышения квалификации и ресурсного обеспечения муниципальной системы образования» города Кирова, прозвучал доклад руководителя отдела религиозного образования и катехизации Вятской Епархии протоиерея Евгения Смирнова, в котором «уроки столетия» рассматриваются в плоскости «Церковь и школа»:

- Тема нынешних Свято-Трифоновских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия». Обращение к этой теме не случайно, т.к. мы находимся в преддверии столетия событий, определивших жизнь нашей страны на протяжении почти 100-летнего периода и отразившимися на судьбах миллионов людей. Пройденный нашей страной путь за последнее столетие заслуживает глубокого серьёзного осмысления. сто лет – это огромный период жизни нескольких поколений, опыт которых крайне важен для нас. Этот жизненный опыт может предостеречь нас от повторений исторических ошибок, и, в то же время, опираясь на положительный исторический опыт предшественников, мы найдём прочное основание для устроения современной жизни и дальнейшего развития.

Одним из оснований жизни любого человека и любого народа является воспитание, которое вместе с историческим опытом является своеобразным фундаментом, на котором строится дальнейшее здание его жизни. От качества этого фундамента может зависеть прочность всей постройки. Очевидно, что на рыхлом ненадёжном основании невозможно что-либо качественное построить, даже если человек этого захочет и будет ради этого стараться, в то время как здание, построенное на камне, может стоять столетиями. Так или иначе, всё проверяется временем, которое за всё ставит свою справедливую оценку. Приятно получать хорошие оценки, сложнее делать работу над ошибками. Оценки за воспитание ставит сама жизнь. Богатое на судьбоносные события минувшее столетие преподносит нам множество уроков. Временем были проверены все аспекты жизни общества, и сейчас, когда мы анализируем прошедшие за 100 лет изменения в жизни нашей страны, мы чем-то восхищаемся, что-то вызывает разочарование и стыд, от чего-то как вредоносного навсегда отказываемся, что-то готовы положить в основание собственной жизни. Это касается и духовно-нравственного воспитания.

Изучая историю, мы не можем не заметить, как за последние сто лет менялись воспитательные системы. Время всем им вынесло свою оценку. То, что оказалось непригодным, хотя казалось привлекательным в своё время, последующими поколениями было выброшено, по настоящему ценное и вечное вынесло все испытания и осталось для укрепления последующих поколений.

Это вечные истины.

Именно в таком ключе интересно рассмотреть взаимоотношения Церкви и школы за минувшие сто лет.

Служение Церкви – это вечное служение, т.к. в основе его лежит вера в вечную жизнь. Истины, которые проповедует Церковь, также являются вечными, поскольку в основе их лежит вера в непреложную волю вечного Бога. Попытки оспорить их на протяжении истории приводили к самым негативным последствиям, и XX век в этом отношении не стал исключением. Для человека всегда был и остаётся выбор – принимать их или отвергать, идти путём вечной истины и правды, либо свернуть с этого пути. Решение принимает сам человек, но вместе с тем, на него ложится и ответственность за принятые решения. Вера в Бога и следование Его Закону или неверие в Бога и жизнь по иным принципам является выражением свободной воли человека. Но к каким разным результатам может привести следование по тому, и другому пути! Конечно, любой человек может ошибиться. Пресловутый человеческий фактор никогда не исчезнет из истории. Но страшнее его замена истины ложью. Пойти по ложной дороге в начале пути, следование ложным целям на протяжении пути, в конечном итоге человека приведёт только к разочарованию в обманутой надежде, а в худшем случае к печальным, а может и трагическим последствиям. Ложь иного породить не может. Ошибки в духовной жизни не являются исключением. Уклонившись от правильного курса, человек может заблудиться и погибнуть. Заблуждения в духовной жизни также могут обернуться духовной гибелью. Блуждания в лесу малоприятная вещь, заблуждения на жизненном пути тоже вряд ли кого-то обрадуют. Вряд ли какой-либо разумный человек пожелает себе не на шутку, а в серьёз заблудиться в лесу, то же самое касается и реалий духовной жизни. Вряд ли мы пожелаем себе и другим потонуть в болоте пороков и грехов, потерять всякую веру, надежду на спасение, какие-либо духовные ориентиры, либо пойти по ложному следу и в конечном итоге погибнуть.

В таком случае, нам остаётся только одно – идти по проверенной надёжной дороге к верно заданной цели.

100 лет назад для большей части наших соотечественников такой целью был Бог. Человек шёл проверенной предшествующими поколениями дорогой, руководствуясь вечными идеалами истины и добра. На этой проверенной столетиями вере и вечных истинах строилась воспитательная система. Вера в Бога и следование Его Закону передавались из поколения в поколение на уровне семьи молодое поколение перенимало опыт духовной жизни старших, Закон Божий был ключевым предметом и в школьной программе, не менее насыщенной чем сейчас. Заповеди Божии были положены и в основу жизни общества. На вечном Законе Бога строилась и частная, и семейная, и общественная жизнь. Возможные в силу человеческого фактора уклонения с этого пути расценивались как грех и исправлялись покаянием. Никому и в голову не приходило оспаривать основные истины Закона Божия, считавшиеся непреложными.

В рамках такого мировоззрения родилась наша уникальная русская православная культура, поражающая весь мир до сегодняшнего дня своей глубиной и величием, неземной красотой, подлинным духовным богатством. Это и храмовая архитектура и религиозная живопись, это и русская литература и философия с их вечными исканиями правды, это и уклад и традиции православной семьи, испокон веков бывшей многодетной, это и воспитание достойных сынов и дочерей способных на подвиг в годину испытаний, горячо любящих своё Отечество, воспитание подлинных героев духа – святых и праведников, на все времена ставших путеводной звездой для последующих поколений, это и отношение к родной земле, ведению хозяйства, это воспитание уважения к инакомыслящим и исповедующим другую веру и убеждения, это опыт покаяния и исправления своих собственных ошибок. И вплоть до сегодняшнего дня Россия со своей православной традиционной культурой вызывала восхищение и изумление всего мира. Для самих же русских людей это было нормой жизни. Наши предки были носителями этой культуры и бережно передавали её из поколения в поколение.

Церковь, семья и школа вместе работали над духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения при активной поддержке государства, которое полагало духовно-нравственное воспитание, основанное на традиционной культуре залогом стабильности и мира.

Воспитанный таким образом русский дух, который даже в сказках пугал всю нечисть, помогал выносить все невзгоды и испытания, отражать внешние угрозы, которые никогда не прекращались в адрес нашей страны со стороны алчных соседей.

Заимствуя достижения техники, вступая в культурный диалог с другими народами, Россия никогда не теряла своё лицо. Проникавшие иноземные обычаи и соблазны преодолевались воспитанным столетиями иммунитетом. Будучи сильной и духовно, и материально, наша страна оказывала помощь тем, кто в этой помощи нуждался.

Даже в современной русской жизни мы видим вековые черты уникального русского духа, воспитанного православной культурой.

1917 год стал поворотным. Из учебников истории мы знаем, при каких обстоятельствах произошла Октябрьская революция и каким последствиям она привела. Поразительно, но светлые идеалы мира, равенства и братства, идеалы социализма, в чём-то напоминающие Евангелие, на деле привели к беспощадной классовой борьбе, братоубийственной гражданской войне, рекам крови и красному террору. Но страшнее насилия внешнего было насилие над русской душой. Мы знаем, какие оценки давала русской культуре и истории советская идеология, несогласие с которой каралось самыми беспощадными репрессиями, начиная с детского сада, из которого могли выгнать ребёнка за ношение крестика, до расстрела человека, повинного лишь в том, что свято хранил веру.

Вере в Бога была объявлена самая беспощадная идеологическая борьба. Но поскольку порочная идеология не могла одолеть вечной правды и истины – в ход была запущена репрессивная машина государства. Производимые захватившими власть большевиками репрессии не возможно назвать иначе как геноцид собственного народа. Верующих просто истребляли физически. Но даже этому не покорялся пресловутый русский дух. Верующих людей можно было убить, но невозможно было победить их веру.

Но страшнее было другое. «Не бойтесь убивающих тело, а душу не могущих убить, а убойтесь тех, кто убивает душу», - читаем мы слова Христа Спасителя в Евангелии. Желая воспитать нового советского человека, государство своим декретом отделило школу от Церкви. Запрещали не только преподавание Закона Божия, но и по сути, всякое упоминание о Боге в школьных стенах, была переосмыслена русская история и культура. Если бы мы почитали учебники истории 20-х и 30-х годов, то происходящее сейчас на Украине переписывание истории нас бы уже не удивило. Само изучение русской православной культуры было запрещено, даже с культурологических позиций. В школьных программах молчанием обходили всё, что напоминало о религиозной культуре, в музеях, откуда было не убрать произведения русского искусства на религиозную тематику, старались на них не обращать внимания при проведении экскурсий, либо они проводились в духе господствующей идеологии. В таком же ключе велось преподавание литературы. В произведениях русских классиков, которых было невозможно вычеркнуть из школьной программы, пытались найти классовую борьбу и атеизм, даже там, где их и в помине не было. Для свободного доступа школьников был закрыт не только Московский Кремль с его соборами, духовными символами российского государства и вековым достоянием истории, но и храмы и монастыри, которые беспощадно уничтожались. Не могут не шокировать слова, произнесённые одним из участников разрушения храма Христа Спасителя, являющегося памятником героям Отечественной войны 1812г, произнесённые в момент взрыва – задерём подол матушке России.

Страшным было не только уничтожение памятников истории культуры, вместе с которыми пытались уничтожить историческую память. Города и сёла после разрушения храмов не просто потеряли своё лицо, потому что храм это не просто архитектурная доминанта в сельской местности и главная достопримечательность, но и средоточие духовной жизни. Страшной была попытка перевоспитать человека. Достоевский и философы славянофилы в своё время пророчески предупреждали: Русский без православия дрянь дрянью. Теперь это становилось реальностью. Как не вспомнить слова профессора Преображенского, обращённого к одному из чекистов «товарищ Швондер - вы мужчина или женщина?».

С уничтожением православной культуры уходил и вековой уклад русской жизни. Постепенно ушли культура многодетной семьи, заботливое отношение к хозяйству и родной земле, потом стала исчезать супружеская верность. То что было нормой жизни для наших предков, например многодетность, стало сенсацией для нас. Хозяйская забота о родной земле, доставшейся от предков заменились колхозной бесхозяйственностью и халатным отношением к работе. Вместо христианской любви и заботы пришли жажда наживы и потребления. Вместо служения Отечеству безответственность и коррупция.

Конечно, это пришло не сразу. У нашего народа, воспитанного веками на православии и вере в Бога хватило иммунитета на весь советский период. Наш народ не только не деградировал, но и победил в страшнейшей II Мировой войне, смог восстановить свою страну, развить экономику, но не смог уберечь свою душу, отравленную безбожием. От западных соблазнов и разгула безнравственности во многом уберегал «железный занавес», с исчезновением которого в 90-е годы все вышеозначенные пороки процвели в обществе пышным ядовитым цветом. Если советская воспитательная система сдерживала негативные процессы, порождённые безбожием, то в 90-е годы от воспитания в школах отказались вообще. Следует по достоинству оценивать воспитательную систему советской школы, пионерию, гражданско-патриотическое воспитание, тимуровское движение, самоотверженный подвиг комсомола. Всё это было созвучно традиционному христианскому воспитанию, но было отравлено ядом господствующей атеистической идеологии, а потому оказалось без поддержки государства непрочным перед страшнейшим наплывом деградации и бескультурья 90-х годов с их неодержимой свободой, воспринимавшейся как вседозволенность и безответственность.

И до сих пор государство, не смотря на все благие начинания, не может остановить этот губительный процесс. Не достигли мы, даже при поддержке государства традиционной для русской семьи многодетности, да и может ли она появиться в обществе потребления, где вырождается здравое понятие о семье Пьянство и наркомания, потеря смысла жизни, супружеские измены – всё это остаётся. Преступления, связанные с коррупцией ужасают нас своими размерами. Потому что, как говорил Достоевский «Если Бога, нет, то всё можно». Безбожный человек найдёт массу способов обмануть государство при всей его строгости, свою семью и детей, обманет даже самого себя, от чего в конечном итоге и пострадает.

Мы становимся свидетелями положительных изменений во внешней политике нашего государства, но во всей полноте остаются наши внутренние проблемы, основанные не только на экономическом, но прежде всего на духовном кризисе. Болезни следует лечить, но их можно и предотвратить. Возвращение к полноценной духовной жизни может стать лучшей мерой профилатики духовных болезней современного общества, проблемы которого коренятся именно в духовной сфере. Ведь ссоры в семьях и разводы, нежелание рожать и воспитывать детей и даже экономические проблемы происходят не по вине США и Евросоюза. У нас богатейшая страна. Нам Господь дал всё, но любим ля мы её так, как любили наши предки, любим ли мы своих близких, наши семьи, наших детей или только себя?

От духовного выбора человека очень многое может зависеть. Человек с твёрдыми духовными убеждениями, силой воли, верующий в Бога может преодолеть все вызовы времени. Не раз их преодолевали наши предки, преодолевали их верующие люди и в советское время, сумевшие несмотря на все запреты сохранить православную веру и традиционную культуру и передать её своим детям и внукам. Нередко крепкая вера бабушки, молитвы мамы, эти малые семена веры посеянные в чистые души детей и внуков просто спасали их на сложном жизненном пути. Положительный пример верующих родителей даже в советский период во многом определял систему ценностей детей при всей антирелигиозной пропаганде преподававшейся в школе. Сохранив веру в горниле испытаний, многие православные семьи сохранили и традиционную многодетность, и преемствуемые от старших поколений навыки ведения хозяйства. Кстати, это касается не только православных. Для меня не было удивительным услышать сообщение в новостях о том, что в семье главы Чеченской республики родился 12-ый ребёнок. Могут ли этим похвастаться другие главы регионов? А ведь до революции даже семья главы государства Российского была многодетной. 5 детей было у императора Николая II. Насколько я понимаю, это был последний за 100 лет многодетный глава государства, кстати не просто православный но и прославленный Церковью как святой. В каком духе он воспитывал своих детей, тоже прославленных как святые. Стоит только почитать их дневниковые записи, воспоминания приближённых и слуг, и мы поймём какая атмосфера была в этой семье, которая была примером для всех поданных. Можем ли мы что-нибудь подобное сказать о семьях правителей советского периода, современных правителей, олигархов, которые явно не бедствуют и могли бы рожать и воспитывать, ведь у российских императоров это получалось? Вообще современных семьях? А ведь родительский дом - «начало начал». Минувшее столетие преподносит нам в этом отношении очень серьёзные уроки.

Семья воспитывает и помимо школы, как положительно, так и отрицательно. Великое благо, если семья и школа объединяют свои усилия на благо детей и родители выступают не заказчиками образовательных услуг, а школа в роли организации, предоставляющей эти услуги, а в качестве союзников, взаимно помогая друг другу. До революции этот союз скрепляла Церковь. И учителя, и родители, и дети, молились единому Богу и все жили по его Закону. В советское время школу отделили от Церкви. Это разделение у многих до сих пор остаётся в сознании. Но забота о детях и о семье является нашей общей заботой.

Мы видим, как в наши дни снова выстраивается воспитательная система в школе. К счастью, в прошлое уходят времена безбожия, и теперь в условиях светского, но уже не атеистического государства мы снова можем вместе работать на благо наших детей. В современных школах с культурологических позиций могут преподаваться Основы православной культуры. Государство гарантирует свободу вероисповедания и по желанию родителей разрешает обучение детей религии, поддерживает инициативы Церкви, направленные на духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи, доброе сотрудничество Церкви и школы, основанное на взаимном уважении.

Детям, педагогам, родителям, дана возможность соприкоснуться с миром православной культуры, осмыслить его. Через это обогатить свой внутренний мир, переосмыслить своё мировоззрение, духовно подрасти и окрепнуть, избежать ошибок на жизненном пути. И теперь от нас только самих зависит, как усвоим мы эти уроки, учитывая жизненные уроки столетия.

Фото

Возврат к списку