08.11.2021

Богослужения в Димитриевскую родительскую субботу в Троицкой церкви слободы Макарье

В Димитриевскую субботу, 6 ноября 2021 года, богослужения архиерейским чином совершались в Троицкой церкви слободы Макарье.

В 8.00 митрополит Вятский и Слободской Марк возглавил Божественную литургию и затем в сослужении духовенства совершил панихиду.

Димитриевская родительская суббота – поминальная суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского.

За богослужением Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Свято-Успенского Трифонова монастыря игумен Вениамин (Веселов), настоятель Троицкой церкви иерей Владимир Путинцев и клирики храма – протоиерей Иоанн Рублев и протоиерей Димитрий Шишкин.

Сегодняшнее богослужение было украшено песнопениями Архиерейского хора под регентством Анны Русаковой.

После Божественной литургии возле кануна совершилась панихида, возглавляемая митрополитом Марком.

В завершении богослужения митрополит Вятский и Слободской Марк обратился к верующим с архипастырским словом, в котором раскрыл глубокие смыслы духовных понятий:

- Бог Вездесущ. Порой звучат вопросы: расскажи о своем пути к Богу, как ты к Нему идешь? Куда ты собрался к Нему идти, если Он Вездесущ и Всесилен. В Священном Писании сказано: «Се, стою у двери и стучу» (Ин. 14:23). А почему стучишь, а Ты – войди. Ты же Всесилен. Вроде стоит при дверях и в то же время «В злохудожную душу Бог не внидет» (Прем. 1:4). Поэтому причина не в Нем, а в нас. С одной стороны, очень важна молитва, когда один просишь и беседуешь с Богом втайне. Но в то же время Он говорит и о важности соборной молитвы: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Собравшиеся ради Бога. А какой Он? Бог есть любовь. Когда ради Бога с любовью люди собираются воедино, они становятся и едиными во Христе. Значит, среди них Он и пребывает. В храм мы приходим с какой целью? Сказано о храме: «Дом Мой домом молитвы наречется» (Мк 11:17).

А как можно выразить свое устремление к Богу? Мы идем в храм – навстречу с Богом. Мы должны быть в особом устремлении души и к этому подготовиться. Мы пришли помолиться о живых, о усопших, о себе… А как выразить? Есть внешние формы выражения. Но вот беседа с самарянкой у колодца открывает многие вещи. Она спрашивает: а где Богу поклоняться? Наши отцы говорят – вот здесь, ваши говорят – надо в Иерусалиме. Но ведь Бог Вездесущ. Поклоняйся там, где поклоняешься. Он говорит очень кратко, но очень глубоко, Он открывает путь: «Настанет время и настало уже, когда Богу будут поклоняться в духе и истине» (Ин 4:23). И это сказал Христос две тысячи лет назад. И это поклонение «в духе», внутреннее понимание этого выражается во внешней форме. Мы приходим в храм, а там праздник, а в центре икона праздничная, мы к ней ставим свечу. А что такое свеча? Мы ее приобретаем, и средства, на нее потраченные, являются эквивалентом нашего с вами труда, то есть часть своего труда мы посвящаем Богу. Поставили к праздничному образу, который сегодня чтимый, даем целование иконе, тем самым к этому празднику и святому приобщаемся. «Поцелуй» от слова «целостность» – это внешнее выражение стремления быть в единстве с этим святым или с Богом. Когда мы ставим свечи перед иконами или на канун – панихидный стол, мы тем самым приносим свою жертву Богу, выраженную в той или иной форме.

Сегодня совершаем поминовение усопших и что-либо приносим на панихидный столик для поминовения. При этом мы знаем, что Бог ни в чем не нуждается, Он самодостаточен, Он не есть материя и никакие материальные блага Ему не нужны. Нам нужны средства выражения. К примеру, на вине мы совершаем Литургию. Телу и вину во время Литургии сообщается благодать Тела и Крови Господня. Елей используем за богослужением: освящаем масло и освященным маслом помазываемся. Достойно вино и масло приносить? Да. Кутья – символ жизни вечной. Зерно, брошенное в землю, дает всходы, а изюм – сладость плодов. И мы должны принести плоды, достойные покаяния. Хлеб и какие-то съестные вещи приносим. А для чего? Священник за трапезой читает молитву за тех, кто принесли жертву. Это и есть средство выражения. А если у меня нет этих средств – что я не приду в радость богообщения? Приду. Это нужно не Ему, а нам себя выразить. Поэтому хотелось бы, чтобы мы, когда приходим в храм, осознавали, что любое действие, которое там совершаем, было наполнено глубоким смыслом и содержанием. И мы стремимся, чтобы в храме ничто нам не напоминало об обыденной жизни, чтобы ничто из обыденной жизни не отвлекало бы от молитвы.

Сегодня в храме мы поминали усопших. Сказано, что перед Богом всякая душа живится, перед Богом нет ни мертвых, ни живых. Говорят про иного человека – он на том свете. А что это за «тот свет»? Давайте задумаемся. Вот здесь мы живем в тварном материальном мире, здесь солнце светит материальным светом. А «тот свет» - нематериальный. Обратимся вновь к Священному Писанию. Бог открыл о Себе: Бог есть Свет Истины и духа. Временная жизнь закончилась – началась вечная. Почему мы молимся друг за друга? Потому что «несть человека ежели не согрешит» (3 Царств 8:46), нет ни единого. Поэтому мы все нуждаемся в ходатаях о себе, чтобы Господь и по нашим молитвам и по прошениям за нас наших близких и знакомых простил нам наши грехи. Жить будут все вечно, только одни будут жить с Богом, а другие в месте богооставленном. И не Бог их оставил, а они Его оставили. И с чем остаются? Со всеми грехами, которые мучают, которые истязали при жизни человека, - с теми и остался. И ты сам выбираешь, как тебе жить, не кем тебе стать, а каким тебе стать в этой жизни, чтобы пребывать в вечной жизни или с Богом или без Него. Ангела-хранителя!

Пресс-служба Вятской Епархии

Возврат к списку