01.10.2019

Осень жизни

1 октября — Международный день пожилых людей. Предлагаем вниманию читателей размышления о старости митрополита Антония Сурожского (печатается в сокращении).

Когда старость унесёт всё, что составляло наши молодые и зрелые годы, перед нами встанут определённые проблемы. Зачастую пожилые люди отчаянно цепляются за то, что уходит, чего они не могут удержать, как бы ни старались. Как ни напрягай физические силы, в семьдесят уже не удаётся быть таким же, как в тридцать или сорок. Как ни тренируй ум, есть вещи, на которые мы не способны в восемьдесят лет. Что же делать? Большинство людей какое-то время пытаются раздувать угли в надежде вызвать язычок пламени, чтобы хоть на мгновение снова стать такими, какими были раньше. Я думаю, это — ошибка: чем старательнее мы раздуваем угли, тем быстрее они превращаются в пепел. Верное решение, как мне представляется, даётся в дивных строчках стихотворения Виктора Гюго:

«Тот возвращается к первичному истоку,

Кто в вечность устремлён от преходящих дней.

Горит огонь в очах у молодых людей,

Но льётся ровный свет из старческого ока».

Нам необходимо осознать, что есть время пламенеть, а есть время светить. Свет тихий, спокойный, ровный, который во тьме светит, может принести больше пользы людям, чем обжигающее пламя. Поэтому в нас должна произойти чрезвычайно важная перемена: нам нужно научиться принимать, что мы больше не способны гореть жарким пламенем, но можем сиять тихим светом. Для окружающих мы можем служить средоточием внутреннего мира, покоя, примирения. И с этим процессом каждый из нас должен смириться…

Другой трудный момент в старении — многое становится недоступным. В особенности нелегко осознавать, что перестаёшь влиять на события. Но есть два разных состояния — пассивность и созерцательность. Чаще всего пожилой человек со страхом готовится к тому, что, как только он перестанет влиять на события, ему придётся жить пассивно и принимать удары судьбы. Вместо этого он мог бы научиться созерцательности, то есть способности спокойно вглядываться в события со всем жизненным опытом, со всем бесстрастием и только после этого произносить слово, которое зазвучит из глубины покоя или, если хотите, из глубины внутреннего молчания и которое будет словом истины, потому что выразит то, что находится в сердцевине молчания, за пределами слов…

Каждому пожилому человеку нужно подумать: «На что я способен?». Не в смысле кипучей деятельности, потому что, как правило, она представляет собой весьма печальное зрелище, а в смысле пределов моих способностей, моего физического состояния, зрения, слуха, понимания. Порой пожилому человеку можно помочь открыть в себе нечто очень важное — кем он является, даже если он не способен делать то, с чем отлично справлялся в прошлом. Приведу пример. Моя бабушка умерла, когда ей было девяносто пять лет. Задолго до этого возраста она не могла делать то, что ей замечательно удавалась, когда она была моложе. Однажды бабушка настояла на том, чтобы помыть посуду после обеда, и, случайно столкнув её локтём на пол, всю разбила. «Почему Бог позволяет мне жить, когда я уже ни на что не гожусь?» — спросила она меня. Я ей ответил: «С сотворения мира и до того момента, как перед нами распахнётся вечность, никто, кроме тебя, не сумел быть моей бабушкой». Это включает в себя всю полноту ситуации и отношений. Поэтому, если приходится иметь дело с пожилыми людьми, которые считают себя бесполезными, можно сказать: «Нет, есть одна вещь, которую ты можешь делать, как никто другой. Ты — моя мать, моя бабушка, мой друг», — чтобы человек понял: в этом его абсолютная и неизменная, несомненная, вечная ценность, и вы увидите, какой заряд надежды и радости это может принести.

Есть ещё один момент: с возрастом мы всё больше начинаем зависеть от других людей из-за того, что слабеет зрение, отказывает память, оставляют силы, или из-за того, что серьёзно заболеваем. И зачастую пожилые люди говорят: «Почему я никак не умру? Я не хочу быть обузой для окружающих». Такие слова никогда нельзя оставлять без ответа, потому что это ситуация безнадёжности. Если ты уверен, что являешься обузой, для тебя ничего не остаётся, как покончить с собой или постараться приблизить свою кончину. Но ты никогда не будешь обузой, если окружающие любят тебя. Ухаживать ласково, заботливо, вдумчиво за тем, кого люди любили всю свою жизнь, — радость и привилегия, и плата (хотя это слово уродливо) за всё то, что ты для них сделал. Мать годами заботилась о детях, и теперь их привилегия — заботиться о ней.

Если ты стал зависеть от ласки, любви и преданности окружения, твоя задача — сделать ситуацию простой и лёгкой. Нужно научиться принимать с благодарностью то, что тебе даётся, и превратить взаимоотношения с окружающими в праздник, а не в наказание для себя и для них. Научиться принимать великодушно, благодарно, радостно — это искусство, которым не каждый владеет. Даже в периоды короткой болезни люди не всегда на это способны, а когда впереди долгая старость, этому нужно учиться и учиться, не откладывая. Необходимо напоминать себе, что мы тоже можем оказаться объектом заботы, и это может стать опустошающим или, наоборот, чрезвычайно плодотворным опытом. Принимать дар радостно, с открытым сердцем, с сияющими глазами, отвечая лаской на ласку — не только лучший, но и единственный способ сделать так, чтобы давать было легко и возможно. И наоборот, если принимать со стеснённым сердцем, всем видом показывая: ни за что от тебя ничего бы не принял, не будь я жертвой ревматизма, болезни или старости; какое несчастье, как мне жаль тебя, а ещё больше жаль себя — то, разумеется, можно превратить отношения любви в нечто полное горечи. Это наука, которой должны овладеть не только стареющие люди. В любом возрасте нужно учиться принимать с благодарностью, принимать великодушно, принимать так, чтобы для ваших близких давать было бы радостью и новой глубиной отношений.

По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Фото

Возврат к списку