30.06.2020

История в контексте Библии

Преподавание истории в школе и вузе должно опираться на науку. Однако в последнее время историческая наука испытывает острый кризис в том, что составляет её методологическую базу. Многие исторические подходы показали свою ограниченность. В то же время история оказалась открытой для восприятия и осмысления новых для себя областей человеческой жизни, в том числе и духовной жизни народа. Наука испытывает огромные трудности в подходе к Священной истории, так как не обладает адекватной предмету методологией. Она нуждается в знакомстве с богатым опытом церковного взгляда на историю, опирающегося на библейское мировоззрение.

Попытку посмотреть на историческую науку под углом библейского мировоззрения предпринимают в Вятской православной гимназии. Не первый год для учителей образовательных организаций областного центра, старшеклассников и других заинтересованных слушателей под руководством духовника гимназии, заместителя директора по научно-методической работе протоиерея Сергия Гомаюнова здесь проводятся методологические семинары по данной проблематике.

Н.Г. Раменская, методист Центра повышения квалификации и ресурсного обеспечения муниципальной системы образования г. Кирова: «Второй год в Вятской православной гимназии проходит семинар «Проблемные вопросы отечественной истории». В прошлом учебном году занятия были посвящены изучению материалов книги протоиерея Сергия Гомаюнова «История России как Закон Божий». Талантливый педагог преподаёт историю, формируя библейское мировоззрение учащихся. На семинаре мы говорили об исторической памяти, о том, что она живёт не только в народе, но и в каждом из нас, в каждом ученике, и задача учителя — пробудить в ребёнке эту память.

Мы говорили и о том, что великие художественные произведения перерастают самих себя. В них заложен глубокий нравственный, духовный смысл, который даёт пищу для размышления, взращивает любовь. Отец Сергий познакомил нас со статьёй Владимира Соловьёва «Русская идея», и мы пришли к пониманию того, что «идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности». На занятиях мы научились рассматривать учебный текст в соотнесении с Библией. Такое проникновение в текст приводит к пониманию его глубинных смыслов.

В этом году отец Сергий рассказал слушателям об идеальном образе русского князя, о роли Церкви в созидании русской государственности, о становлении национально-государственной идеи «Москва — третий Рим». Мы говорили о симфонии властей, о вехах выстраивания взаимоотношений Церкви и государства, о роли Церкви в становлении самодержавной власти Иоанна IV. По-новому прочли «Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха, «Рассказ Мономаха о своей жизни».

В работе семинара приняла участие Елена Витальевна Кустова, доктор исторических наук, профессор кафедры истории и политических наук ВятГУ. Её лекции отличаются глубиной содержания, богатым фактологическим и историческим материалом. Хочется отметить, что на занятиях создана особая доверительная атмосфера добра и радости. Преподаватели, студенты и учащиеся делились своими мыслями, впечатлениями, задавали интересные, волнующие всех вопросы. Семинар — уникальный опыт, который мы будем продолжать, ведь тёплый свет добра, зажжённый отцом Сергием, согревает и нас, слушателей!».

Э.А. Ступак, учитель истории Вятской православной гимназии: «В 2019–2020 учебном году методологический семинар работал над темой «История России глазами Церкви». Поднимались три блока проблем: «Церковь и власть», «Национально-государственные идеи глазами Церкви», «История Церкви глазами Церкви». В работе принимали участие педагоги школ г. Кирова, учащиеся нашей гимназии, преподаватели ВятГУ, методисты Центра повышения квалификации и ресурсного обеспечения муниципальной системы образования г. Кирова. С докладами выступали учителя ВПГ и других школ областного центра, гимназисты. Отрадно, что ребята участвуют в этих занятиях. Старшеклассники благодаря длительному изучению курса истории показали свою начитанность, эрудицию. Семиклассникам было сложнее, но они напитывались новыми знаниями, пробовали вести дискуссии. Они с радостью ходили на занятия и многому научились.

Для преподавателей было важно ещё раз пересмотреть и проанализировать трудные вопросы истории, расставить правильные акценты, посмотреть на историю глазами Церкви, осмыслить некоторые современные события.

Доктор исторических наук, профессор кафедры истории и политехнических наук ВятГУ Е.В. Кустова принимала самое активное участие в работе семинара, провела ряд интереснейших заседаний, посвящённых правлению Владимира Мономаха. Подобные семинары она проводит со студентами в университете. Было интересно и важно узнать, что в вузе «Повесть временных лет» и «Поучение Владимира Мономаха» рассматривают в библейском контексте. Елена Витальевна покоряет своим фундаментальным подходом к теме, тщательностью отбора материала, интересными методическими наработками».

Э.Л Павлова, директор издательства «Буквица»: «Почему семинары в Вятской православной гимназии для меня важны? Ранее изучение истории для меня происходило как знакомство с фактами. На семинарах в ВПГ начинаешь понимать исторические события в контексте библейского мировоззрения. Протоиерей Сергий Гомаюнов как священнослужитель и историк умеет показать связующую нить между давним историческим прошлым и современностью, что учит осмысливать сегодняшние события также в контексте библейского мировоззрения.

Семинары — это встреча с историческими текстами. Происходит подробный разбор каждого эпизода, слова. Для меня как филолога важно, что обращается внимание на слово, его значение, современное и то, которое используется в тексте. Например, во время работы над текстом И.С. Пересветова «Сказание о Магмете-салтане» оказалось, что слова «истина» и «правда» в XX веке «поменялись местами»: правда стала приземлённой, а истина — возвышенной.

Каждый семинар — это возможность учиться ставить задачу, разбирать текст, формулировать мысли и т.д. Не формальная учёба, а настоящая, в процессе которой теория постигается на практике.

подготовила Наталья Смирнова

Фото

Возврат к списку