20.10.2020

О воспитании исторической памяти подрастающего поколения – доклад протоиерея Евгения Смирнова

19 октября 2020 года в рамках работы педагогической секции руководитель отдела религиозного образования и катехизации Вятской Епархии доклад протоиерея Евгения Смирнова по теме: «Воспитание исторической памяти подрастающего поколения. Сотрудничество Церкви и светских образовательных учреждений».

«Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа». Тема нынешних чтений, связанная с 800-летием со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского не только обращает нас к событиям далёкого XIII века, судьбоносным для нашего Отечества, призывая осмыслить подвиг, святого благоверного князя Александра Невского, спасший Россию в это сложнейшее время, но и духовные истоки этого подвига, и одновременно, обозначает нам проблему воспитания исторической памяти подрастающего поколения.

О князе Александре Невском Россия помнила всегда, помнит и сейчас. Поэтому, прежде чем обозначить проблему воспитания исторической памяти современного подрастающего поколения, полезно проанализировать, что и как помнила Россия о подвиге благоверного князя Александра на протяжении истории. Что именно и почему запомнилось последующим князьям и правителям, простому народу, и какие нравственные уроки они для себя извлекли из подвига святого князя.

Итак, его, прежде всего, уважали современники. Молодой 20-летний новгородский князь Александр, нанесший поражение шведским рыцарям навсегда будет известен и современникам, и потомкам, и в России, и за её пределами, как Александр Невский.

По-разному будут оценивать современники отдельные шаги князя Александра, например его поездки в Орду, которые многим казались унижением, но после описания его кончины и прощания народа с почившим князем, летописец запишет – «Закатилось солнце Земли Русской».

Кого ещё называли солнцем земли Русской? - Не так много политиков и правителей удостоились такой памяти. И эта память не исчезла в столетиях.

Его сын благоверный князь Даниил положил начало возвышению Москвы и объединению русских земель, поскольку умел решать проблемы с соседними княжествами не силой меча и подпкупом ордынских ханов, а путём смирения и преодоления ненависти и кровавой усобицы христианской любовью. По примеру отца, он избегал участия в кровавых княжеских усобицах, но это делало его более сильным, чем победы доставшиеся ценой братского кровопролития.

Князь Димитрий Донской, призывает себе на помощь благоверного князя Александра Невского на помощь в молитве накануне Куликовской битвы. Если сопоставить силы татар и русских, если вспомнить колебания отдельных русских князей, на чьей стороне воевать и помощь татарам со стороны Литвы, мы поймём, в каком положении был святой князь Димитрий. Ситуация очень напоминала и Невскую битву, и Ледовое побоище. «Сии на колесницах, и сии на конех, мы же во имя Господа нашего призовем» (Пс. 19,8) - снова звучали слова псалма, которыми молился святой благоверный князь Александр перед этими судьбоносными битвами. И снова можно было повторить слова князя – «Не в силе Бог, а в правде».

Да, русское воинство было почти уничтожено, а до свержения ига пройдёт ещё более 100 лет, но тогда татарам будет дан достойный ответ, не менее достойный, чем дал Александр Невский западным рыцарям. Теперь Россия, пройдя путь смирения, покаяния и молитвенного делания становилась сильнее и вставала с колен. Начало этому возрождению положил святой князь Александр Невский, который, в отличие от своих современников понимал, что именно губит Русь, и что её может возродить.

Другой путь оказался тупиковым и погибельным. Вспомним, например, его современников галицко-волынских князей, которые в это же время ждали помощи от Запада и готовы были на любые условия, в том числе и предательство веры через заключение унии с Римом. Плоды этой политики на Западной Украине мы пожинаем до сегодняшнего дня. Слишком дорогой стала расплата на протяжении истории за эту «помощь». И это прекрасно понимал благоверный князь Александр, буквально спасший Россию от духовного порабощения.

Почитание князя Александра как святого началось сразу же после его кончины, тогда же была составлена довольно подробная «Повесть о житии Александра Невского». До создания единого русского православного царства и свержения ордынского ига было ещё далеко. И житие, и народное почитание памяти князя Александра Невского стало духовным наставлением и завещанием последующим князьям и правителям. Благоверный князь Александр должен был для них стать нравственным ориентиром в этот сложнейший период нашей истории.

Официальное общецерковное прославление князя как святого произошло в 1547 году при митрополите Макарии в правление Ивана Грозного, когда ордынское иго было уже сброшено, и оставались лишь его остатки в виде Казанского ханства и ему подобных, когда Московское православное царство стало реальностью, когда Россия осознавала себя как III Рим. Сам факт канонизации Александра Невского при первом русском царе уже говорит о том, что его подвиг не забыт, а также этой канонизацией Церковь говорила первому царю, на кого он должен ориентироваться как правитель, политик, военачальник, христианин, человек.

Теперь во всех храмах Русской Православной Церкви молились святому благоверному князю Александру Невскому как заступнику перед Богом за Русскую землю не только правители и полководцы, но и простой народ.

Забвение нравственного идеала князя Александра тем же Иваном Грозным привело к смуте после его смерти, что едва не поставило под угрозу само независимое существование Московского царства. Забыли в Смутное время нравственные принципы князя Александра и бояре, теперь смотревшие на Запад и присягнувшие на верность польскому королевичу Владиславу.

Родина погибала. И не было у неё на этот раз благоверного князя, хотя бы отдалённо напоминавшего Александра Невского. У многих отшибло историческую память в это сложное время, вошедшее в историю как Великая смута.

Когда же после изгнания из России интервентов на Московский престол был избран Михаил Романов, его мать -инокиня Марфа, после долгих уговоров боярского посольства, благословила юного Михаила на царствование Феодоровской иконой Божией Матери. И этот факт заслуживает глубокого осмысления.

События происходили в Костроме, где находился Михаил с матерью-инокиней. Михаилу предстояло в случае согласия с выбором на Московский царский престол, ехать в Москву и там воспринять всю полноту царской власти над страной, которая после нашествия поляков находилась в полном разорении, как после нашествия Батыя, которая в лице бояр недавно предала царя Василия Шуйского и выдала его полякам, в Москву, где недавно хозяйничал в Кремле польский гарнизон, где могли появиться новые самозванцы, претендующие на престол. Как всё это напоминало мятежный и буйный Новгород времён князя Александра Невского! Долго Михаил Романов и его мать согласия не давали послам. Наконец, мать благословила на царство юного сына, скрепя сердце, Феодоровской иконой Божией Матери, которая по преданию считалась домашней семейной святыней князя Александра Невского.

Есть точка зрения, согласно которой, эта икона была дана как благословение юному князю Александру при его вступлении в брак его отцом Ярославом Всеволодовичем, и с тех пор неотлучно была при всех его военных походах и путешествиях в Орду, перед ней же князь Александр и его супруга Александра молились о своих детях. Теперь эта икона стала главной святыней дома Романовых. Это было благословение и духовное завещание – как молиться и верить, как воспитывать детей, как править страной новой династии.

Пример Александра Невского Романовыми был не забыт. Паломничество в Кострому к Феодоровской иконе Божией Матери они совершали регулярно. Помнили они и о святом благоверном князе Александре Невском.

Так именно по приказу императора Петра I в 1724г. в новую столицу Российской Империи Петербург из древнего Владимира были торжественно перенесены мощи святого благоверного князя Александра Невского в новый специально устроенный монастырь – Александро-Невскую лавру, где находятся и поныне. Императору приходилось снова биться со шведами, как бился с ними на той же Неве, где теперь стояла новая столица, Александр Невский. Нужна была духовная помощь и поддержка в этой многовековой брани с давнишним врагом России. Император, «прорубивший окно в Европу», одетый в немецкое платье, теперь склонил свои колени перед мощами князя Александра Невского, давшего не только отпор западным рыцарям, но и послам папы Римского, предлагавшим измену Православию. Пётр также Православию не изменил.

Немецкой платье и европейские увлечения никуда не ушли ни у него самого, ни у его преемников, но никуда не ушла и память об Александре Невском. Его имя охотно давали наследным принцам. У нас в XIX в. было целых три императора Александра. По всей империи и за её пределами строились Александро-Невские храмы. В том числе и в Вятке. Александро –Невский монастырь на Филейке, Александро – Невские храмы в сёлах, наконец Александро-Невский собор, храм – богатырь, ставший архитектурной доминантой Вятки, построенный на народные деньги. Всё это говорило о почитании памяти святого князя.

Интересно и то, что величественные храмы святого Александра Невского были построены во многих Европейских странах. Если в Болгарии это стало благодарностью болгарского народа Российскому Императору Александру II за освобождение от Османского ига, то в Париже, Таллине и Варшаве это было послание от России Европе, о том, как мы будем строить отношения. Россия призывала теперь на помощь благоверного князя для решения международных задач.

С Российской Империей Европа была вынуждена считаться, поэтому никто не возражал, а вот с Советской Россией уже не считались. В Варшаве Александро- Невский собор был уничтожен польским правительством уже в середине 1920-х годов как ненавистный памятник русского присутствия. В других странах Александро-Невские соборы сохранились, несмотря на то, что они рушились без зазрения совести советской властью в самой России.

Эта была попытка стереть и уничтожить историческую память собственного народа. Наша Вятка стала показательной в этом отношении. Собор Александра Невского, любимого народом святого, построенный на народные деньги, был уничтожен решением Кировского обкома в 1937г. Само имя Александра Невского в это время старались не упоминать в советских учебниках истории. Патриотизм в это время воспринимался лишь в русле интернационала.

Приближающаяся II Мировая война заставила сменить приоритеты. Показательна в этом отношении судьба известного фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», который вышел на экраны в 1938г. Через год, после разрушения вятского Александро-Невского собора! Фильм заслужил всенародное признание. Сергей Эйзенштейн был награждён орденом Ленина, получил Сталинскую премию и звание доктора искусствоведения. Но, после подписания пакта Молотова — Риббентропа фильм был изъят из проката. В 1941 году с началом Великой Отечественной войны вернулся на экраны. Так большевики пытались играть с исторической памятью народа.

А вот в годы Великой Отечественной войны уже было не до игр. Советскому руководству стало понятно, что с ленинскими идеями мировой революции и международного интернационала, которыми они разваливали Российскую армия в I Мировую войну, фашистскую Германию не одолеть. Про тогдашние «братания» с немцами было приказано забыть. А в 1942г., в год 700-летия Ледового побоища Советским правительством был вновь учреждён орден Александра Невского, ранее учреждённый в Российской Империи. Война с немцами заставила советское руководство навести порядок в собственной исторической памяти.

Конечно, о её полной реставрации говорить сложно, когда речь идёт о советском периоде истории. В годы войны вернули имя Александра Невского в советские школьные учебники по истории, но до сих пор в Вятке на месте Александро-Невского собора стоит филармония, выстроенная уже в послевоенные годы. Никто храм-памятник, разрушенный в предвоенные годы, в советском Кирове восстанавливать не стал, а напротив уже при Хрущёве в 1962г. уничтожили храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Разорёнными и разрушенными по всей России стояли сотни Александро-Невских храмов. Зато повсюду были поставлены памятники Ленину. В честь его и других вождей революции называли города и улицы.

И даже сейчас, когда мы открыто говорим о необходимости возвращения исторической памяти, поднимаем вопросы о восстановлении исторического названия нашего города Вятки, вместо советского Кирова, и даже возвращении исторических названий отдельных улиц – всё это вызывает аллергическую реакцию у части общественности, которая сразу начинает кричать о мнимой дороговизне переименований, о смене документов, откровенно обманывать народ, заявляя открыто о том, что якобы большинство к этому привыкло... и поэтому не надо ничего менять. Но, извините – привыкло к чему – к советской лжи и историческому беспамятству и невежеству?

Воспитание исторической памяти у подрастающего поколения, чтобы новое поколение воспринимало себя как граждан страны, у которой богатая история, знало и любило национальных героев, чтобы в своей жизни наши дети ориентировались не на мнимых звёзд эстрады и телеэкрана, а на вечные нравственные ценности, носителем которых был святой князь Александр Невский – это общая задача, которая сейчас стоит и перед Церковью, и перед государством, и перед обществом.

Нам её не решить, если мы не осмыслим, на чём основывались нравственные принципы князя Александра Невского, прославленного как святого. Это, прежде всего вера в Бога и искренняя жизнь по этой вере. Это горячая любовь к родной земле, потому что Бог есть Любовь (1 Ин. 4,8). Это самопожертвование, потому что, как говорил Господь –«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». (Ин.15,13) Это несокрушимое мужество, основанное на вере в правду Божию, потому что «Не в силе Бог, а в правде». Это личная решимость всегда идти путём правды Божией, даже если остальные по этому пути не идут. Это смирение собственной гордыни и своего я ради спасения своих близких, потому что христианская любовь «не ищет своего» (1 Кор. 13, 5). Это христианский подвиг молодого князя, который мог поступить иначе, как поступали многие его современники, предававшие и веру, и Отечество, но который шёл только прямым путём, путём святости.

Святых правителей Руси было не так много. Правителей снискавших всенародную любовь, ещё меньше. Любовь русского народа к благоверному князю Александру Невскому не иссякла за столетия. В 2008г. когда вся Россия участвовала в телепроекте «Имя России», бесспорной национальной гордостью был признан князь Александр Невский. В это же время при МГИМО появился домовый храм Александра Невского. Наличие храма в честь святого Александра Невского при Государственном институте международных отношений уже говорит о многом.

Тогда же в школах Российской Федерации началось преподавание Основ православной культуры. Если Александр Невский – это ИМЯ РОССИИ, то и его ценности, должны быть нашими ценностями. Знакомы ли мы с ними? Понимаем ли их духовную основу? Насколько они нам близки? Преподавание ОПК в светской школе подразумевает тесное сотрудничество Церкви и государства. Это сотрудничество может быть многогранным, и определённый положительный опыт этого сотрудничества есть и в нашей Кировской области.

В городе Кирове появился центр духовно-нравстенного и гражданско-патриотического воспитания имени Александра Невского. Вятская Епархия активно участвует в подготовке учителей и методическом сопровождении курса ОПК в рамках предмета ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР, реализуется ряд совместных конкурсных проектов и для учителей, и для учащихся в рамках соглашения о сотрудничестве между Епархиями Вятской Митрополии и министерством образования Кировской области. Это и конкурс «За нравственный подвиг учителя», и олимпиада по Основам православной культуры, которая в этом году также посвящалась подвигу святого князя Александра Невского и многие другие. Все эти проекты, реализуемые как на областном, так и на местном уровне показали, что мы можем вместе работать во благо наших детей, если сами этого захотим. Мы можем вместе решать возникающие проблемы и преодолевать сложности и достигать положительных результатов.

Но актуальной, по-прежнему, остаётся проблема осмысления важности данного курса, как школьной администрацией, так и учителями и родителями. Об этом говорит % выбора модуля ОПК, и в г. Кирове, и в Кировской области. Доминирование светской этики говорит о том, что далеко нам ещё до осмысления нравственных принципов князя Александра Невского. Он был носителем иного мировоззрения, осмыслить которое и призывают нас Основы православной культуры. Выбор, конечно, будет за нами. И этот выбор родителей тоже может стать судьбоносным для детей, а может и историческим.

Выбирал в своё время и Александр Невский. Сейчас исследователи говорят, что выбирал между Западом и Востоком. Западу дал отпор, с Востоком пытался договориться ради спасения Родины. Но учитывая реалии того времени вряд ли можно говорить о едином Западе и едином Востоке в политическом отношении. Единственным фактором объединявшим Западную Европу в те времена было католичество во главе с Римским Папой, считавшим себя наместником Христа на Земле. Католическую веру и пришли огнём и мечом насаждать немецкие рыцари-крестоносцы. Важно было не только поработить Россию материально, но и духовно.

Монголы в отличие от них были язычниками. Их цели были более прозаичны. Грабёжь, дань…Но на веру они не посягали. Поэтому на разных языках с Западом и Востоком говорил князь Александр Невский. По этой причине Г.В. Вернадский и напишет: «Два подвига Александра Невского – подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке –имели одну цель: сохранения православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: восстановление русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром».

Какое будущее мы определим своим детям и своему Отечеству своим выбором зависит от нас. Хотелось бы, чтобы этот выбор был осмысленным, глубоким и правильным, потому что от него многое может зависеть.

Имя святого благоверного князя Александра Невского бессмертно. Бессмертен в памяти народа и его подвиг, спасший Русь. Пусть бессмертными и понятными будут для нас, наших детей и последующих поколений станут его вера, и жизнь, основанная на этой вере, сделавшие этот подвиг возможным.

Фото

Возврат к списку