12.02.2021

Всегда радуйтесь!

В 2021 году празднуется 30-летие возрождения Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря. О жизни монастырской братии, о молитвенном делании, о пути христианина в современном мире и многом другом в юбилейный год мы побеседовали с насельником обители игуменом Алипием (Сторожуком).

- Отец Алипий, в преддверии праздника Сретение Господне расскажите о Вашей встрече с Богом. Что привело Вас к ней?

- В этом году у меня двойной праздник. 25 августа будет отмечаться 30-летний юбилей возрождения Свято-Успенского Трифонова монастыря. А совсем скоро – 15 февраля – исполнится тридцатилетие моего священнического служения. 30 лет назад на праздник Сретения Господня была совершена моя священническая хиротония.

Путь к Богу у всех свой. В детстве я много болел, и прабабушка Гликерия покрестила меня. Дома не было икон и духовных книг. Папа был парторгом. Про Бога в семье не говорили. А атеистические книги только удаляли от встречи с Богом. К Богу приводят потрясения и скорби.

Так, автор «Восточной песни» Онегин Гаджикасимов подвергся жесткому прессингу всего лишь за одну букву «л» в песне про любовь (к столетию со Дня рождения Ленина его заподозрили в провокации против вождя революции). И он, азербайджанец, принял православие, ушел в монастырь, стал монахом, а потом схимонахом. Ему посвящен фильм «Храм для Онегина после славы».

Академик из Минска Альберт Вейник изучал аномальные явления – полтергейст, НЛО, экстрасенсорику, пришел к выводу, что все это от лукавого. Потрясенный физик по-новому посмотрел на жизнь. Он, католик, в 72 года перешел в православие (в крещении его нарекли Виктором), каждую субботу ходил на исповедь, а по воскресениям на Причастие.

Потрясения и скорби привели к встрече с Богом и меня. Именно они наводят на размышления о смысле жизни. Скорби, как бульдозер, сносят воздушные замки, разрушают мир фантазий и грез, в которых живет человек. Потрясение выводит человека из состояния наркоза. Перед ним предстает реальная жизнь.

«Для чего мы живем?» – думал я после расставания с любимым человеком. Заглянул в философскую энциклопедию, но только разочаровался в прочитанном: не то!

В то время я учился в художественном училище. Мне нравилась одна студентка. Обратил внимание на ее просветленное лицо. Было интересно, чем человек дышит. Разговор по душам не получался: шел советский период, не все можно было говорить. По поводу оккультной литературы, которая заинтересовала меня, она сказала лишь: «Мне противно!» В бассейне на груди у нее увидел иконочку Казанской Божией Матери и понял, чем она дышит.

Юная шестнадцатилетняя девушка, которая так поразила меня своим одухотворенным видом, говорила без слов: христианин – живое присутствие Господа нашего Иисуса Христа на земле – в этом ПРОПОВЕДЬ. А если во мне не ВИДНО ЕГО, то кто виноват – только я сама и мои грехи. 

«В том-то и дело, что видно», – молча отвечал я. Свет Христов, озаряющий ее, коснулся и моего сердца. Мне захотелось приобщиться к той благодати, которая переполняла ее.

После этого у знакомого студента начал расспрашивать о христианстве. Началось мое воцерковление: впервые побывал на исповеди, а чуть позже причастился Святых Христовых Таин.

- А как отреагировали Ваши близкие?

- Ты нас подводишь, у нас секретная работа, – говорила мама (она работала в НИИ молекулярной электроники). Шел 1985 год. Папа работал старшим инженером в Научно-исследовательском институте физических проблем имени Ф.В. Лукина.

- Пап, как бы я был рад, если бы ты покрестился.

- Погоди, я пока не готов, – ответил он. В 1987 году он выучил Символ Веры и принял Таинство Крещения. Ему было 60 лет.

В 63 года он сказал: «Мать, пошли венчаться». Повенчались они в московском храме в Сокольниках. Вслед за папой покрестились сестра с мужем и тремя детьми, затем брат. Так постепенно вся семья приходила к вере. Родители стали ходить в храм каждую неделю. 30 марта 2015 года мой дорогой папа Николай причастился Святых Христовых Таин и отошел ко Господу, ему было 87 лет. 10 февраля 2019 года на 86-м году жизни причастилась и отошла ко Господу моя милая мама Лидия. Вечная им память.

- Как же Вы оказались на вятской земле?

- Отучившись в Университете рабочих корреспондентов и в Художественном училище 1905 года, получил распределение в художественную школу Зеленограда. Начал преподавать. У меня был четвертый класс. На пленэр ездили в Троице-Сергиеву Лавру, в Андрониковский монастырь, в Коломенское.

В 1985 году в Москве на Немецком кладбище познакомился с иеромонахом Серафимом (Левитских). У нас завязалось общение. В 1987 году батюшке нужна была помощь. И он пригласил меня к себе на приход в Курганскую область в Чимеево. На вятской земле отец Серафим и его помощники оказались в начале 1988 года. Сперва в Беляево и Лальске, потом в Пиксуре. В этом году в апреле у архимандрита Серафима семидесятилетний юбилей. Сил ему и помощи Божией в его нелегком служении.

- Помогая батюшке, Вы уже задумывались, что и сами когда-нибудь станете священником?

- Не думал, что когда-нибудь буду священником, просто помогал батюшке на приходе. Батюшка Николай (Гурьянов), который благословил отца Серафима: «Поезжай в Вятку», во время второго приезда к нему на остров спросил про меня: «А это батюшка»? «Послушник», – ответил отец Серафим. Это был конец 1980-х годов. Батюшке Серафиму пришлось приложить много стараний и любви, чтобы укротить мою гордыню и сделать из меня православного человека. Низкий поклон ему за это!

В 1991 году, договорившись с Владыкой, батюшка сказал: «Поезжай рукополагаться». Приехав в Киров, остановился у протоиерея Алексея Кряжевских. 10 февраля 1991 года у меня была диаконовская хиротония, а 15-го – на Сретение Господне – священническая.

- А как Вы стали монахом?

- Пару лет я служил в Пиксуре. Потом меня перевели в районный центр в Даровской. В 1994 году отец Серафим сказал: «Тебе надо принять монашеский постриг». В ночь с 27 на 28 декабря иерей Алексей стал иеромонахом Алипием. Постриг совершал отец Серафим.

- Почему Вам в монашестве дано имя Алипий?

- Назовем тебя в монашестве Николаем, – предупредил батюшка.

- Хорошо!

- Помню, перед постригом просил: «Господи, да будет воля Твоя!»

Назвали Алипием.

- Отражает ли Ваше имя внутреннее состояние, настрой, с которым Вы встречаете людей?

- Как корабль назовешь – так он и поплывет! Алипий значит «беспечальный». Не надо печалиться! Воля Божия: «всегда радоваться, молиться и за все Бога благодарить» (1 Фес. 5:16–18).

- А как Вы оказались в Трифоновом монастыре?

- 24 года прожил в Даровском районе. Большую часть – в районном центре. С 2006 года служил в Пиксуре, в женском Владимирском монастыре. В 2012 году Владыка Марк приезжал в обитель, а вскоре благословил меня служить в Трифоновом мужском монастыре.

- Монах должен жить в мужском монастыре, а не в женском, – сказал Владыка.

С октября 2012 года – восемь с половиной лет – нахожусь в стенах Свято-Успенского Трифонова монастыря.

- Расскажите о Вашем послушании в обители.

- Основное послушание у нас – совершение богослужений и треб в храме. «У монаха три пути, – говорит старец Павел (Груздев), – в храм, в келью и на кладбище». В кельях монахи совершают свое молитвенное правило, читают, отдыхают. Утром братия собирается на Братский молебен, молебен преподобному Трифону Вятскому, полунощницу и утренние молитвы.

Иногда священники уезжают в город исповедовать, причащать, соборовать больных. Братия в монастыре очень дружная. Всегда подскажут, подхватят, помогут и на место поставят, если надо.

- Отец Алипий, понятно, что жизнь монашествующего батюшки представляется одним сплошным трудом на пути к Богу, служением в храме и молитвами о всем мире, при этом Вас отличает искренность в общении с людьми и жизнелюбие – это дар свыше или также плоды внутреннего самовоспитания?

- Петр Малков в книге «Введение в Литургическое предание» (сс. 205206) отмечает, что «дар Таинства Священства – это как раз тот дар благодати любви, которая «не ищет своего» (1 Кор. 13:5), но вся целиком и без остатка жертвует себя на служение ближнему».

Меня окружали и окружают честны́е отцы и боголюбивые прихожане, в которых столько искренней любви и заботы о ближних, что мне только остается учиться у них.

Для примера вот картинка из жизни в Пиксуре. Осень. Лежит пьяный мужик. Рядом мычит корова. Мимо проходит раба Божия Клавдия (в постриге монахиня Соломония). «Миленький»,  говорит она, накрывая мужика телогрейкой, и идет к корове, кормит и поит ее, потом кормит птичек… Все очень просто. Но в ее словах и делах столько искренней любви к ближним, что думаешь про себя: да, тебе далеко до нее, ты ей в подметки не годишься.

Когда матушка отошла ко Господу, стояла промозглая погода. Дул мокрый и холодный ветер. В день похорон выглянуло солнышко. Было тихо. Только птички своими клювиками стучали в колокола, провожая матушку в последний путь…

Господь ясно говорит: «как хотите, чтобы к вам относились люди, так и вы к ним относитесь» (Мф. 7:12). Чтобы выполнить эти слова, приходится постоянно воевать со своей гордыней, эгоизмом, саможалением, недовольством; каяться в своих грехах и просить помощи у Бога. И тут же Господь посылает проверку.

Вот одна из зарисовок монастырской жизни. Днем в храм пришла пожилая женщина, чтобы первый раз в жизни исповедоваться. Ко мне прибежал охранник. Стучит в дверь и просит подойти к этой женщине. Увидев меня, она запереживала: «Вы, наверное, отдыхали? Простите, что побеспокоила Вас. Давайте я приду в другой раз».

И что я должен был делать? Искренне сказать: «Знаете, я отдыхаю, придите попозже». Или смириться и принять ее на исповедь?

В таких случаях задаешь себе вопрос. А если это я пришел на исповедь, как бы я хотел? Чтобы меня приняли или сказали прийти в другой раз?

Совесть подсказывает человеку правильный путь. Ведь если мы не любим ближних, как мы можем любить Бога? (1 Ин. 4:20). И только пройдя испытания, мы совершенствуемся. И Господь, видя наши смирение и старания, дает Свои Дары.

- Приходилось ли встречаться в Вашей пастырской практике с чудом?

- Конечно, бывает много интересных случаев. Исповедовал одного человека. Его всего трясет. Пришел на монастырский источник, а его назад откидывает, и он падает на сухой деревянный настил. Двое мужчин взяли его под руки и повели к источнику. Еще один водой брызгает, но ни одна капля на него не падает. Подойдя к источнику, помогавшие подставили под струю его голову. Вроде вода, а святая! Она пожигает бесов благодатной энергией.

Архимандрит Серафим из Пиксура в молодости служил в Почаеве и водил людей на Божью Горку, на источник. Там одну из пришедших женщин, занимавшуюся йогой, начало выкручивать. Она извивалась, как змея, и пыталась закопаться в землю так, что кровь у нее шла из-под ногтей. Трое мужчин с трудом погрузили ее в святой источник. Батюшка положил ей на голову крест и, надавив, окунул ее с головой в воду. Из нее вышел черный дым. Это были бесы. Вот такое чудо!

К сожалению, мы часто не замечаем чудес. А они рядом.

«Преподобный Трифоне, – обратился к святому наш алтарник, – помоги машину продать». И через сорок минут нашелся покупатель и купил у него машину. Так вот «работает» молитва. Разве это не чудо? Главное, просить все надо с верой. Сомневающиеся не получают просимого.

Помню, когда служил еще в поселке Даровской, пришел на Литургию. Голова раскалывается, а надо служить. «Господи, – воскликнул я, – ради бабушек исцели мя!» И головная боль прошла ради прихожан, которые пришли в храм. Но самое большое чудо – видеть свои грехи!

- Вам известны случаи, когда молитва защищала человека?

- Да, вот несколько примеров. В Волгодонске в магазин пришла цыганка, юркнула за прилавок к продавцу. И тут вошла заведующая.

- Что это такое? – возмутилась она. Цыганка молча развернулась и пошла на склад. Заведующая с Иисусовой молитвой перекрестила ей спину. «Гостья» вскрикнула: «Ой, боюсь, боюсь!» И вылетела из магазина.

В девяностых годах переписывался с белорусским физиком Виктором Вейником. В одном из писем он описал случай на минском телевидении. Его пригласили на передачу как эксперта по народной медицине. В студии собрались ведущий и тринадцать экстрасенсов. Со ссылками на Библию ученый начал их обличать. И почувствовал на себе воздействие демонических сил. «Начал про себя читать «Богородице Дево, Радуйся…», – пишет он, – воздействие тут же прекратилось!» Так что не будем забывать: тот, кто молится, – «один дух со Господом» (1 Кор. 6:17).

- Недавно после Рождества Христова наступили святые дни, или святки, в которые и в наш просвещенный век некоторые из интереса хотят погадать, заглянуть в будущее. Почему Церковь считает это грехом и предупреждает, что «вызывать духов» и гадать на картах может быть опасным для души человека?

- Спиритизм – это бесообщение! А общение с падшими ангелами и опасно, и греховно. Как-то на святках в одной из наших воинских частей солдаты собрались, чтобы вызвать духов. Во время сеанса к ним зашел электрик.

- Выйди отсюда или крест сними! – зашумели они, – при тебе блюдечко «не работает». Что это за духи, если они креста боятся!? Это падшие духи. 

А теперь про карты. Для гадания используют специальную колоду карт ТАРО. Рисунок знака с аббревиатурой ТАРО есть в книге Сергея Нилуса. Это монограмма. «Не может ли монограмма эта, – пишет Сергей Нилус, – быть прочитана так: Talmudi Adveniens Rex Orbis Terrarum. То есть Грядущий от Талмуда царь Вселенной?» Если это так, то ТАРО – противник Христа (Антихрист)!

Не лучше дело и с игральными картами, на которых тоже гадают. Вот что говорится о них в книге Минакова «Храмы России» (с. 224): «Так называемые “игральные карты”, имеющиеся, к несчастью, во многих домах, в православии считают орудием бесообщения, посредством которого человек входит в контакт с демонами – врагами Бога. Все четыре картежные “масти” подразумевают не что иное, как Крест Христов, вместе с другими равнопочитаемыми у христиан священными предметами: копием, губкой и гвоздями, то есть всем тем, что было орудиями страданий и смерти Божественного Искупителя.

И по невежеству многие люди, перекидываясь в “дурака”, позволяют себе хулить Господа, беря, к примеру, карту с изображением креста “трилистника”, то есть Креста Христова, коему поклоняется полмира, и швыряя ее небрежно со словами (прости, Господи!) “трефы”, что в переводе с идиш означает “скверный” или “нечисть”! Да мало того, эти смельчаки верят в то, что крест этот “бьется” какой-нибудь паршивой “козырной шестеркой”, вовсе не ведая, что “козырь” и “кошер” пишется по-латыни одинаково.

Давно пора было бы прояснить подлинное правило всех картежных игр, при которых “в дураках” остаются все играющие. Они состоят в том, что ритуальные жертвоприношения по-еврейски называемые талмудистами “кошерными”, то есть “чистыми”, якобы имеют силу над Животворящим Крестом.

Если знать о том, что игральные карты невозможно использовать в других целях, кроме осквернения христианских святынь на радость бесам, то станет предельно понятна роль карт и в “гаданиях“ – этих гадких исканиях бесовских откровений».

Получается, что люди пытаются заглянуть в будущее запретными Богом путями: через гадание, астрологию и так далее.

Помню, в 80-х годах в журнале «Рабоче-Крестьянских корреспондентов» (РКК) прочитал предсказание астролога Павла Глобы: СССР никогда не распадется, как и мой брак с Тамарой. Увы, и СССР распался и брак астрологов.

Вы спросите, а где же и как найти истину? Ну уж точно не у отца лжы - сатаны. Для верующего человека истиной является Бог и слово Его. (Иер. 10,10; Ин. 17,17) Поэтому то, что нас ждет, нужно искать в слове Божием - в Священном Писании и творениях святых отцов. О будущем пишет, например, преподобный Лаврентий Черниговский (1950). Старец Паисий Святогорец о знамениях времен говорил совсем недавно, в 1980–90-х годах (см. Слова, том II).

Важно помнить слова апостола: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание… а не имею любви, – то я ничто» (1 Кор. 13:2).

СМИ, телевидение, интернет захлестывает потоками запугивающей информации, и людей просто сносит. Люди забывают о главном: о любви к Богу и ближним, оставляют покаяние и молитву, впадают в уныние и отчаяние. В результате в 2020-м году в России в девять раз увеличилось число самоубийств.

- А что лежит в корне этих состояний – депрессии, уныния, отчаяния?

- Депрессия, уныние, отчаяние связаны с неупованием на промысел Божий и с гордостью: не получается, как я хочу. А почему должно быть, как я хочу? Когда молишься: Господи, пусть будет, как Тебе угодно, все складывается порой лучшим образом. Одному человеку нужно было лететь на самолете, а машина сломалась, он добирался на автобусе, на такси, которое также сломалось. Но он сел на этот самолет. Он преодолел все препятствия. Самолет разбился.

Так что если у нас что-то не получается, не будем заклиниваться на неудаче. Поблагодарим Господа и скажем: «Господи, не как я хочу, но да будет воля Твоя».

- Скоро начнутся подготовительные недели к Великому посту, каждая из которых посвящена тому или иному событию. Воспоминание каких евангельских событий, на Ваш взгляд, особенно для сегодняшнего дня актуально для современного человека?

- Сейчас время, которое приближается к Великому посту. Каждая неделя – воспоминание евангельских событий, призывающих нас к покаянию.

Первая подготовительная неделя – о мытаре и фарисее. О чем это? Суть евангельских событий можно кратко выразить словами: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). Мытарь кается: «Боже, милостив буди ми грешному». А фарисей? Он законник, все вроде выполняет, но его отличает внешнее благочестие, а внутреннего нет. Важно, чтобы мы не осуждали ближних, а смотрели за собой и каялись в своих грехах.

Следующая неделя – о блудном сыне, тоже о покаянии. Здесь мы слышим покаянный вопль: «Отче, я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15:18–19).

Потом воспоминание о Страшном суде: размышление о том, что за всю нашу земную жизнь, все наши помыслы, слова и дела надо будет давать ответ пред Богом. И пока не поздно, Господь ждет от нас покаяния и молитвы.

Далее следует неделя воспоминания изгнания Адама из рая, где вспоминаются последствия непослушания первых людей Богу и их попытка вместо покаяния оправдаться пред Ним, за что они были изгнаны из рая. Нам преподается урок, из которого мы должны сделать выводы: не обвинять в своих грехах других, а обвинять себя и каяться, просить прощения у Бога и ближних.

Как и две тысячи лет назад, когда на земле проповедовал Христос, все эти притчи актуальны и сегодня. Очень важно помнить, что мы несем ответственность не только за себя, но и за своих детей, за их воспитание.

- А что способствует правильному воспитанию и в чем оно, по-Вашему, выражается?

- Должны быть правильные ориентиры. «О каком воспитании молодежи может идти речь, - в 1965 году на съезде молодежи заявил Юрий Гагарин, - когда взорвали храм воинской славы - Храм Христа Спасителя»!

У ребенка должны быть положительные примеры: святые, полководцы, ученые, писатели... и главное – хороший родительский пример. Замечательно, когда родители читают детям хорошие книги. Мне очень нравятся рассказы Бориса Ганаго для детей. Можно совместно с детьми смотреть с рассуждением хорошие мультики, например, «Петр и Петруша», «Солдатская песня», «Волк и теленок», про золотую рыбку... Очень важно, чтобы ребеночек научился слушать и размышлять.

Важно с детства привить ребенку любовь к Богу и ближним - в этом сила русского духа. Посмотрите на наших богатырей: святаго Александра Невского, святаго Феодора Ушакова, Александра Суворова. Все они православные воины, с детства их приучали к труду и послушанию, к дисциплине, к заботе об окружающих. Они любили свою Родину и защищали ее. Они очень ответственно относились к возложенной на них миссии.

В наше время детям говорят об их «свободе» и «правах». Чтож, вот картина маслом из цикла «за что боролись, на то и напоролись».

Мать без отца воспитывала сына. Она души в нем не чаяла, лелеяла и баловала малыша, выполняла его капризы. Женщина старалась все сделать сама, чтобы сыночку было полегче. В результате ребенок вырос избалованным, непривычным к труду.

В восемнадцать лет он украл мотоцикл. На суде юноша сказал, что виновата мать: поленилась устроиться на вторую работу и купить ему мотоцикл. Когда женщина состарилась, она очень надеялась, что теперь сыночек позаботится о ней. Но увы! Она горько заплакала, когда сына отдал ее в дом престарелых. Так слепая привязанность к ребенку испортила его, сделала эгоистом, неприученным заботиться о других.

Но бывает и по-другому. Святитель Николай Сербский рассказывает в «Миссионерских письмах», как усыновили в многодетную семью ребенка, у которого погибли родители. Гоняли его, как Сидорову козу. В результате он стал главой фирмы, в которую пристроил братьев и сестер. И именно он докармливал престарелых приемных родителей.

Видите, ему пошло на пользу то, что его гоняли. Радостно смотреть на человека, который многое умеет делать.И жить такому человеку легче, и депрессии у трудолюбивых людей бывают реже: когда работаешь, некогда о глупостях думать!

- И тогда в завершение беседы Ваш рецепт хорошего настроения?

- Чтобы было хорошее настроение, важно за все благодарить Бога. Есть молитва Оптинских старцев, она дает хороший настрой на день. Надо принимать все как из рук Божиих. Встретили с хлебом-солью: слава Богу, дали под зад: слава Богу – не убили. И сказать себе: по моим грехам мне не так бы надо. Меня бы надо в порошок стереть, а я возмущаюсь.

Господь учит кротости и смирению нас. Именно эти добродетели приводят нас к внутренней радости. Без этого человек не может быть доволен жизнью, какой бы внешне благополучной она ни казалась. Не может быть радости в сердце и без покаяния. Радость и хорошее настроение наполнят только чистую душу. Чтобы радостное было состояние, необходимо молиться. «Когда ты молишься, сам Святой Дух пребывает с тобой, – говорит схиархимандрит Иона из Одессы, – а Дух Святой – это сама радость. Поэтому, находясь в молитве, ты находишься в радости, а радость – в тебе, и другие радуются рядом с тобой».

А батюшка Николай Гурьянов, когда у него попросили наставления, коротко сказал: «Спасайте душу, телом не грешите!» Вот и все наставление. Но мы много всего знаем, исполнять – самое главное. И тогда сердца нашего коснется благодать Божия, и на душе будет мирно, светло и радостно!

Пресс-служба Вятской Епархии

Фото

Возврат к списку