08.04.2022

Бог через людей действует

В дни Великого поста мы побеседовали с благочинным Второго Вятского и Кирово-Чепецкого округов иереем Михаилом Казаковцевым. Отец Михаил рассказал о своем служении благочинного, настоятеля и священника, и о том, как Бог действует через людей.

Отец Михаил, расскажите о служении. Управлять благочинием – это больше административная работа или служение?

Если взять само слово «благочинный», то оно означает «чинить благо», то есть следить за порядком в церковном округе, за тем, как на вверенных приходах совершается служба, насколько в полной мере распоряжения правящего архиерея претворяются в жизнь.

И в Кирово-Чепецком, и во Втором Вятском благочиниях жизнь не стоит на месте. Совершаются богослужения, благоукрашаются храмы, проходят занятия в воскресных школах. В Кирово-Чепецком районе в селе Чуваши сейчас строится новый деревянный храм в честь Архангела Михаила.

Помимо служения благочинного, я несу послушание настоятеля трёх приходов: Церковь Знамения Пресвятой Богородицы села Пасегово, церковь Всемилостивого Спаса села Вяз и храм святых Космы и Дамиана села Трехречье.

Как становятся благочинным?

Бог уготовал нам лучшее. И важно правильно выбрать, найти этот путь, не заблудиться. Так или иначе, Господь действует и через других людей - близких или совершенно незнакомых, через правящего архиерея, священников, мирян. У каждого своя миссия, главное, чтобы человек услышал этот призыв Божий.

У каждого свой путь к Богу. По сути, само служение священника – это тоже путь ко Христу, только путь священнического служения подразумевает больше ответственности.

В детские годы, а это было постсоветское время, я посещал храм и ходил на занятия в воскресной школе при Серафимовском соборе города Кирова. В то время воскресная школа при этом храме была единственной во всей Вятской Епархии, и все силы церковного образования были сосредоточены на ней, нам преподавали священники с огромным опытом духовной жизни.

Я пел в церковном детском хоре, мы даже выступали на концерте, когда в 1994 году Вятскую Епархию посетил Патриарх Алексий II.

Тогда в плане церковной жизни все воспринималось несколько ярче - каждый день являл какое-то событие, был как праздник, все было впервые и вновь – строились храмы, возрождались древние святыни - это были девяностые годы, когда епархию из руин поднимали. В этом безусловно заслуга митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа и простых прихожан.

Сейчас время развития миссионерской деятельности, а тогда было время духовного подъема и возрождения. После запретов и ограничений советского времени люди стали вновь обретать веру, возвращаться в храмы. Вы только представьте, что в девяностые годы в Серафимовском соборе в один день крестились по сто и более человек.

В начале девяностых годов везде возрождались храмы, государство их возвращало Церкви. Но храмов все равное не хватало, чтобы вместить всех верующих.

В 1998 году радением владыки Хрисанфа появилась Вятская православная гимназия, начались первые занятия. Интересно, что здание, где она тогда располагалась, тоже раньше принадлежало церкви. Там по периметру фойе когда-то было написано святоотеческое изречение, в советское время оно было закрашено. И там два слова из этой надписи стали проявляться – «Бог владеет». Сначала мастера, которые делали там ремонт, подумали, что проступают какие-то пятна и их закрасили, потом они снова проявились уже в виде четкой надписи.

В 1996 году я поступил в Вятское Духовное училище. В то время в стране не было достаточного количества духовных учебных заведений и наше Духовное Училище было центром духовного образования не только всего Вятского края, у нас учились воспитанники из Архангельска, Коми, даже из Одессы и Крыма.

Тогда еще только начинал возрождаться Спасский собор. Нижний храм был отведен для богослужений, а на втором этаже, там, где сейчас находится верхний храм – каким-то советским учреждением были сделаны комнаты общежития. Эти комнаты были отведены для жилья регентам, практику они проходили в нижнем храме – молебны с акафистом пели, читали за богослужениями. А мы несли послушание в Успенском соборе.

Так я в Духовном училище оказался, и Владыка Хрисанф призвал меня к служению иподиаконскому. Храмы были в те годы переполнены, невозможно протиснуться сквозь народ. Я видел, как во время встречи архиерея трудно было зайти в храм - прихожане теснили друг друга.

Владыка Хрисанф рукоположил меня в сан диакона в 2004 году, а до этого я 8 лет нёс послушание келейника и личного секретаря Владыки, некоторое время был его референтом, водителем и даже поваром. Учился всему на послушании, пришлось, к слову говоря, и готовить научиться. Как-то незаметно приобрел себе духовный и жизненный опыт.

После я 8 лет служил в сане диакона. Летом 2010 года Владыка мне сообщил, что на праздник Трифона преподобного состоится моя хиротония во священника. Но потом по обстоятельствам было решено хиротонию отложить до Рождества, а после Владыка тяжело заболел. До его кончины я был с ним в больнице. Так хиротония и не состоялась.

А в январе 2012 года Владыка Марк меня вызывает в епархию и спрашивает, готов ли я к священническому служению. Я с радостью ответил, что готов поехать на любой приход и послужить Церкви. И 25 марта хиротония совершилась в Серафимовской церкви, где я служил последние полтора года диаконом. Вскоре, после практики, Владыка назначил меня настоятелем в Знаменскую церковь села Пасегово с окормлением еще двух приходов - в селах Вяз и Трехречье.

Нужно было вникать во всё. Так началось мое священническое служение. Обязанности настоятеля подразумевают, кроме совершения богослужения и треб, ведение хозяйства и делопроизводства на приходе, заботы об организации образовательного процесса в воскресной школе. О прихожанах побеспокоиться, и о благоукрашении храма подумать - это все ложится на настоятеля.

Конечно, с жизнью приходов я был знаком в силу епархиального послушания, потом как диакон, а сейчас нужно всё это на практике было реализовать как настоятелю - принимать управление приходом, ремонтировать сразу три храма, открыть воскресную школу, организовать миссионерскую и просветительскую деятельность.

Начинать всегда очень сложно. Наверное, каждый настоятель с этим сталкивается. Все было вновь, одновременно и интересно и сложно, чувствуешь, что ответственность большая перед народом, перед Церковью.

Но потом, когда уже приобретаешь опыт, видишь как устав приходской претворяется в жизнь, становится легче.

В Знаменской церкви мы сейчас служим в алтаре, где раньше был «холодный храм». В «тёплом» храме в советское время были мастерские колхоза, и они все привели в полную разруху. За те 50 лет, которые они использовали здание храма, даже крышу не ремонтировали – вода так и текла к ним на станки и технику. Своей хозяйственной бездумной деятельностью они храм чуть не уничтожили вовсе.

В Трехречье в Космодамиановской церкви когда-то был клуб и спортзал, а последние годы хранили удобрения. И эта химия уничтожила всё внутреннее убранство храма – красивейшие полы из чешской плитки, приобретённой самим Иваном Чарушиным.

В Вязе храм тоже пострадал – там сельхозтехника прямо в храме стояла, комсомольцы испортили все фрески. Целенаправленно выцарапывали глаза на ликах святых, надписи и ругательства оставляли на стенах.

Слава Богу, сейчас восстанавливается все это, нашлись люди, которые откликнулись на наш призыв, приходят, помогают. Священник сплачивает народ, является совершителем Божественной литургии, Таинства Евхаристии. Вокруг богослужения выстраивается вся жизнь прихода, без молитвы ничего нет и не будет.

Какая главная задача настоятеля храма, священника?

Главная задача – людей привести к Богу, а еще восстановить храм. Когда это понимаешь, то хозяйственные моменты не становятся чем-то таким тяжелым. Как сделать так, чтобы люди наши шли к Богу, все эту работу выстроить: миссионерскую, катехизаторскую? – эти вопросы волновали меня всегда. Забота об образовании, о воскресной школе, о том, как собрать детей – это самое важное и сложное.

У нас большинство населения родилось в советское атеистическое время – нет преемства христианского воспитания. И многие семьи выросли без Бога, без Церкви, без веры, и они такое отношение и дальше прививают детям. Я постарался как можно скорее открыть воскресную школу. Первые занятия прямо в Знаменском храме проходили, потом появилось отдельное здание воскресной школы.

Сразу получилось реализовать все ваши планы?

Господь показал, чего стоят все мои планы… Я начал служить, день и ночь думал, где взять средства на восстановление храмов, на нужды приходов. И понадеялся на свои силы, пришлось учиться на своих ошибках, когда на себя вот так чрезмерно надеешься. А надо все свои надежды, все свои нужды обращать к Богу, и тогда Господь не оставит.

Приход не может жить ни без отопления, ни без электричества, просфоры нужны для богослужения. Мы стали сами выпекать просфоры сначала для Знаменской церкви в Пасегово - нашлись прихожанки, которые приходу помогают тем, что выпекают просфоры. Потом они стали печь просфоры и для храмов в селах Вяз и Трехречье. Господь посылает нам тех людей, которые помогают.

Во многих делах так получается. Например, с бригадой каменщиков необходимо срочно рассчитаться, а средств нет. Начинаешь сам суетиться, думать - ничего и не выходит, а когда понимаешь, что Богу всё известно, что необходимо для храма, и Господь в свое время все посылает. Иногда не знаешь, чем заплатить за работу или стройматериалы, и тут же звонит человек, предлагает свою помощь – не раз я видел как всё Господь мудро устраивает.

Это можно назвать чудом? Вы сталкивались в своей жизни с чудесами?

Это чудо, когда ты понимаешь, что все в жизни от Бога, а когда ты все на себя взвалишь, то Господь показывает: «раз ты сам – делай сам». И когда ты на себя это все взваливаешь, то становится тяжело, и ничего не получается.

Еще нужно помнить, что когда делаешь доброе дело, ему есть и противодействие. Враг рода человеческого не дремлет. Только ты задумал сделать что-то доброе, лукавый противится, делает так, чтобы у тебя ничего не получилось, через кого-то действует, чтобы ничего доброго не было сделано.

А если на Бога все возложишь, то знаешь, что всё устроится - для Бога все возможно. Когда ты принимаешь от Бога, то Господь, действуя через кого-то, все тебе даёт. Чудеса происходят каждый день. Мы проснулись - это уже чудо, что дал Господь еще один день. Мы часто под словом «чудо» подразумеваем то, что идет вразрез с законами естества, законами природы, физическими законами, а то, что становится привычным, как чудо не воспринимаем.

Был такой случай. Престольный праздник в селе Вяз выпал на рабочий день, и наш чтец не смог приехать читать, был на работе. Хороший солнечный день, на улице народ сидит за столиком, пишет записки на поминовение. И хор тоже на улице - разбирают службу, распеваются.

Я начал совершать проскомидию, а поскольку чтеца нет – договорились, что читать будет певчая. И вот подходит время, я говорю певчей, чтобы она начала читать. А она мне говорит – так у вас уже там кто-то читает, я и не пошла. Я ей говорю, что не до шуток, а она отвечает, что это не шутка, и кто-то читает. Я прислушался, правда - кто-то в храме читает, слышно отчётливо.

И все, кто был рядом, тоже говорят, что слышат, как кто-то читает в храме. Мы переглянулись, пошли смотреть, храм пустой, даже на второй этаж послали нашего работника Сашу, думали, может быть, там кто-то читает. Он обошёл весь храм, говорит, что никого нет, а из храма отчетливо голос слышен.

Я знаю, что чудеса бывают. Казалось, что уже безнадежная ситуация в плане здоровья и врачи уже единогласно выносят вердикт, но человек по молитве ко Господу выздоравливает. Такие случаи мне тоже известны.

Еще один важный момент: как человек относится к чуду, к Божией помощи, а то бывает так как в анекдоте – «Господи уже не надо, я сам сделал». То есть, просил у Бога помощи в поиске работы или здоровья, а как работу нашел и болезнь отступила, приписал заслугу в этом только себе.

Надо поблагодарить Господа, сказать: «спасибо, что Ты это чудо сотворил, послал помощь». Надо это ценить, не воспринимать должным, а благодарить Бога. Бога нужно благодарить и за радости, и за скорби. В трудностях мы что-то новое открываем для своей души. Не всегда через радость мы можем объективно посмотреть на свою жизнь. Иногда только через болезнь, через скорбь у человека открываются глаза, и он видит себя со стороны.

Люди в основном приходят к Богу через скорбь?

Кто-то приходит к Богу через радость. Через чудо разглядел действие Божие в своей жизни. Кто-то приходит через болезни и скорби, которые помогают ему оставить всю суету земную, всё ненужное. И благодаря проповеди священника к Богу приходят. Вот человек сходил в Великорецкий крестный ход, и это оказало на него такое действие, что он пересмотрел свое отношение к жизни и уверовал, бывает и так.

Возрождение храма также может на человека оказать влияние, потому что человек прикасается к красоте православной веры через архитектуру храма. Почему в советское время большевики старались разрушить храмы, кресты с них сбросить? Чтобы ничего не говорило о Боге.

Часть моего служения связана с Серафимовским собором города Кирова. И на примере этого храма, который уцелел от разрушения и одно время был единственным открытым в нашем городе можно проследить, как само здание храма служило для людей маяком на пути к вере.

Владыка Хрисанф мне часто рассказывал о жизни епархии в 70-80 годы. Это сейчас кажется каким-то немыслимым, но в советское время уполномоченный по делам религии имел очень большую власть, напрямую вмешивался в дела епархии. Однажды он Владыке дал устное предписание - Серафимовскую церковь надо покрасить в черный цвет, чтобы храм не привлекал своим видом проходящих мимо. Все здания на территории Серафимовского собора в советское время строили под видом гаражей, хозпостоек, поэтому у них такая несколько странная архитектура: нижняя часть здания капитальная, а сверху небольшая надстройка с маленькими окошками. Регламентировалось все, даже размер окон. Когда уполномоченный узнал, что под видом гаражей на территории Архиерейского дома было построено епархиальное управление - закатил скандал. Приказал заложить все окна наполовину, прямым текстом заявил: «советскому человеку много света не нужно – нам партия светит». Были вынуждены заложить по створке окон, но поскольку в ближайшее время ожидали христианскую православную делегацию из-за рубежа, то Владыка обратился к уполномоченному и попросил разрешения открыть заложенные окна, на что получил разрешение.

Был еще такой момент – все здания на территории Серафимовского храма в советское время строили тайком. Вы спросите – как это возможно? Так, нижний храм был вручную вырыт прихожанами, и все работы велись тайком, ночью.

Крайне не хватало места на богослужениях. В храме было столько народу, что свечи уже некуда было ставить, их приклеивали к стеклам икон – и они как «костры» горели всю службу.

Сегодня о вере можно говорить открыто. Конечно, нет ничего лучше живого общения. Во многих храмах разговор о вере не ограничен Литургией и проповедью священника. Прихожане посещают воскресные школы, участвуют в жизни прихода. В то же время есть большое количество православных сайтов и сообществ в сети интернет. У храма Всемилостивого Спаса села Вяз достаточно большое сообщество в социальной сети ВКонтакте – почти тринадцать тысяч подписчиков. Расскажите об этой группе.

Почему группа храма называется Храм моего сердца?

Название группы придумали прихожане. Группу создала и ведет Наталья, жительница села. Она прихожанка нашего храма, была старостой прихода. И свою заботу о храме она проявила через создание такой группы. Сейчас я и Наталья Валентиновна в ней периодически публикуем новости храма, нашего прихода.

Страничка прихода помогает нам донести информацию о службах до прихожан, через неё оповещаем и о сборе средств для нужд прихода. Люди узнают о нашем храме, изъявляют желание помочь, потрудиться во славу Божию.

«Храм моего сердца» – это еще и название фестиваля?

Да, название приходской группы перешло к названию фестиваля. Фестиваль «Храм моего сердца» появился благодаря инициативе и благословению Владыки Марка - провести фестиваль на площадке возле церкви. Митрополиту Марку этот храм очень близок сердцу, нижний храм был восстановлен при активном участии Владыки.

В этом году 22 мая мы приглашаем всех на наш, теперь уже традиционный фестиваль «Храм моего сердца». Уверен, что он обязательно состоится.

Отец Михаил, спасибо за содержательную беседу!

Пресс-служба Вятской Епархии

Беседовал Максим Валентинович

Фото

Возврат к списку