В Трифоновом монастыре прошел вечер памяти святителя Ионы Вятского
Воскресным вечером 20 октября 2024 года в Свято-Успенском соборе Трифонова монастыря прошел Вечер памяти святителя Ионы Вятского.
Протоиерей Александр Балыбердин рассказал о подвижничестве святителя Ионы, архиепископа Вятского и Великопермского (1635-1699), его трудах и духовном вкладе в развитие Епархии, почитании Владыки Ионы верующими сегодня.
В своем повествовании отец Александр обратил взгляд слушателей к истории города Кирова, или Хлынова, как назывался город в XVII веке:
– Только представьте город XVII века, в котором довелось послужить второму вятскому архиерею. В 1679 году 3 августа, накануне праздника Преображения Господня, в городе случился очередной страшный пожар, в котором сгорели Трифонов монастырь, Преображенский женский монастырь и практически все храмы города. Осталась только одна церковь – Всехсвятская, которая находилась, где сейчас располагается здание правительства области, и тогда она считалась не городской, а пригородной. Остальное все сгорело.
Пожар этот начался в доме семьи Сунцовых, который находился примерно там, где сейчас располагается Приказная изба, в начале улицы Никитской. И от того пожара, как записано в Вятском Временнике «все монастыри, и все церкви, весь посад сгорели без остатка». Осталось всего восемьдесят дворов из восьмиста. Почти весь город превратился в пепелище, среди которого стоял недостроенным каменный Троицкий собор, который к этому времени московские каменщики возвели уже под купола.
И после уже этого пожара Владыка Иона достраивает этот собор, переносит туда Великорецкий образ святителя Николая Чудотворца в Никольский придел. И московские каменщики потом приходят сюда и начинают строить этот храм – Успенский собор Трифонова монастыря, его московские каменщики построили за пять лет. В 1689 году завершено строительство этого храма. Мощи преподобного Трифона переносятся в этот храм. Настенная фреска в Успенском соборе, выполненная палехскими мастерами в конце XIX века, как раз отражает это событие: торжественная процессия, где Владыка Иона с духовенством переносят мощи святого Трифона. Таким образом совершается канонизация первого вятского святого, основателя Трифонова монастыря преподобного Трифона Вятского.
После Успенского каменного собора строится Спасский собор, не тот, который мы сейчас видим, а его прототип, скажем, первый и тоже каменный храм. После него строится церковь в Преображенском женском монастыре. Строится надвратная Никольская церковь в Трифоновом монастыре. И последний храм, который Владыка Иона освящает – это Знаменская церковь, которая строится в 1699 году. Еще он ее успел освятить. Таким образом, здесь, на территории города возникает несколько каменных церквей, некоторые уже построены, некоторые еще только заложены, как Богоявленский и Воскресенский соборы. А всего в епархии при нем было построено двадцать два каменных храма!
Так была осуществлена сложнейшая для того времени задача, уже по той причине, что для того, чтобы построить каменный храм, для начала надо было создать производство кирпича. Надо было построить кирпичный завод, разместить приехавших московских мастеров, обучить своих каменщиков, чтобы они научились стены возводить, связи делать, кровли перекрывать. И еще одна задача осложнялась тем, что на Вятке не было своего железоделательного производства, а для каменного храма необходимо стянуть стены железными связями.
Поэтому первая заслуга Владыки Ионы – начало каменного строительства на Вятке. При нем более двадцати церквей было построено, включая Михайло-Архангеловский храм в Кстинино и Троицкую церковь в Слободском. Уже после него архиереи стали строить каменные церкви, но первопроходцем был именно он – архиепископ Иона.
Вторая его заслуга – прославление преподобного Трифона, который сначала был прославлен как месточтимый святой сначала Трифонова монастыря, затем Вятской Епархии. И хочу обратить ваше внимание, что те времена, о которых мы с вами говорим, Вятская Епархия называлась Вятская и Великопермская, и такой она оставалась до 1799 года, то есть она включала в себя земли современной Вятской губернии и Пермский край. А преподобный Трифон до прихода на Вятку подвизался в Пермской земле, и поэтому Владыка Иона объединил во всей объединенной епархии почитание преподобного Трифона. Это тоже его огромная заслуга.
И третье, что важно отметить: Владыка Иона привел в порядок вятские церковные дела. Перед ним как архиереем стояла задача разобраться, какие местные традиции являются православными, какие неправославными. Он подтвердил православный статус Великорецкого паломничества. Он установил традицию почитания иконы Спаса Нерукотворного, и вообще постарался сделать так, чтобы эта икона стала главной святыней всей Вятской земли.
И хочется привести один небольшой пример. Постарайтесь мысленно, душой воспарить над нашим городом и представьте себе квартал, где сейчас находится Спасский собор. Представьте, что вы находитесь на колокольне Спасского собора. Вы находитесь на колокольне и смотрите на восток в сторону Вечного огня. При Владыке Ионе там был построен Богоявленский каменный собор.
Вы переводите взгляд налево в сторону Преображенского монастыря и видите Преображенскую церковь, которая была построена тоже при Владыке Ионе. Вы далее поворачиваетесь – и видите Центральную гостиницу – новое ее название гостиница Чарушина, а она находится на том месте, где практически находился Воскресенский собор, также заложенный при Владыке Ионе. Вы дальше поворачиваетесь еще налево и видите сейчас Театр на Спасской, а раньше на этом месте находилась деревянная Вознесенская церковь. А теперь обратите внимание на символичность архитектурной задумки, на духовный смысл, вероятно, заложенный Владыкой Ионой. Если условно смотрим с колокольни Спасского собора, то мы видим храмы в каком порядке? В порядке евангельских событий: сначала Богоявления Господня, затем Преображения Господня, потом Воскресения Господня и Вознесения Господня. И именно вот в такой последовательности по всем четырем Господским храмам совершался крестный ход с иконой Спасителя из Спасского собора в знак Богоявления, Преображения, к Воскресению и Вознесению.
Чтобы сложился такой круг из Господских храмов, Владыка Иона благословил перенести эту церковь на два квартала выше в гору, где сейчас располагается гостиница «Чарушин» (Центральная гостиница). А теперь представьте, что вы находитесь в Хлынове в то время, вокруг вас одноэтажная деревянная застройка, над этой деревянной застройкой возвышаются колокольни Господских церквей: в честь Богоявления, Преображения, Воскресения и Вознесения Господня. Вот так же в раю и праведники на все четыре стороны будут видеть и Господа. Также был выстроен и центр Хлынова, чтобы, находясь на главной городской площади, посмотрев на четыре стороны, горожане могли везде видеть над одноэтажной деревянной застройкой Господские храмы.
В 1682 году Владыка Иона за свои труды на Вятской кафедре был удостоен сана архиепископа. Это очень большая редкость для того времени, редко кого так величали, и скончался он в сане архиепископа в 1699 году. И скончался он в день памяти Трифона Вятского. И сразу после его кончины началось его почитание, как месточтимого святого. Он был похоронен в Троицком соборе, который при нем же был построен. Причем его гробница существовала до разрушения этого храма в 1930 годы. Фактически, именно Владыка Иона, протрудившись двадцать пять лет на Вятке, стал фактически создателем Вятской Епархии, чего, конечно, нельзя не оценить.
Владыка Иона – человек удивительный, огромный труженик, настоящий христианин. Лично у меня в его святости никаких сомнений нет, и я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча послужит его прославлению в лике святых.
В завершении вечера памяти в Успенском соборе была совершена Панихида по архиепископу Ионе (Тугаринову) и всем, архипастырям, пастырям, подвижникам Вятской земли.
После панихиды по Владыке Ионе богослужения в Трифоновом монастыре продолжились: совершилось праздничное Всенощное бдение накануне праздника преподобного Трифона Вятского и Собора Вятских святых.