Город Иоанна Кронштадтского
Быстро пролетел месяц май с его праздниками, радостными пасхальными песнопениями, ведь мы продолжали до Вознесения славить воскресшего Христа. И вот уже паломники готовятся к Великорецкому крестному ходу. Скоро снова зазвучат тропарь и акафист святителю Николаю, и нескончаемой вереницей вслед за святой иконой пойдут люди на реку Великую, неся Николаю Чудотворцу свои просьбы и надежды. Любят на Руси этого угодника Божия, освящают в честь него храмы, малые и большие. Мне в эти дни почему-то вспомнился величественный Морской Никольский собор в городе воинской славы Кронштадте, где на рубеже XIX – XX столетий служил праведный Иоанн, где находится база Балтийского флота. Это ещё один духовный и военный форпост нашей Отчизны.
Неприступная крепость
История Кронштадта началась в 1704 году, когда по воле Петра I на острове Котлин был возведён форт Кроншлот, что в переводе с голландского означает «коронный замок». Этот неприступный бастион должен был защитить Санкт-Петербург от шведских захватчиков. Царь лично промерил глубины возле острова Котлин и обнаружил, что южный фарватер, ведущий к Санкт-Петербургу, идеально подходит для строительства форта. Зимой 1703–1704 годов на дне залива были возведены бревенчатые срубы, наполненные камнями, которые служили основанием для будущей крепости. На них установили трёхъярусную башню высотой тридцать семь метров, оснащённую пушками, способными поражать цели на воде и суше. Вокруг форта разместили земляные батареи и полугалеры, готовые отразить любую атаку.
Шведы не смогли преодолеть оборону Кроншлота: летом 1704 года они попытались прорваться к Санкт-Петербургу, но были остановлены огнём форта. Следующей зимой враг вновь предпринял атаку, но заблудился в лабиринте фарватеров. Тогда Пётр I решил не останавливаться на достигнутом, и вокруг острова Котлин были построены новые форты, которые вместе с Кроншлотом образовали мощную оборонительную систему, впоследствии превратившуюся в неприступную крепость Кронштадт. После победы в Полтавской битве царь задумал перенести на остров Котлин порт. Река Нева, несмотря на свою стратегическую важность, была слишком мелкой для больших судов, а Финский залив, напротив, предоставлял идеальные условия для строительства гавани. Так на острове появился новый город, ставший форпостом России на Балтике. В Кронштадт, что означает «коронный город», на постоянное место жительства переселяли дворян, купцов с семьями и многочисленных работных людей. Здесь строились дворцы, дома и церкви, открылся морской госпиталь.
С 1720-х годов Кронштадт являлся основной базой Балтийского военно-морского флота Российской империи. В 1803 году именно отсюда стартовала первая кругосветная экспедиция шлюпов «Надежда» и «Нева», которую возглавлял капитан-лейтенант И.Ф. Крузенштерн. Этот первый поход открыл череду многочисленных дальних плаваний русских моряков. В 1819-м из Кронштадта отправилась первая антарктическая экспедиция на шлюпах «Восток» и «Мирный» под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, которая открыла новый материк — Антарктиду.
Значительная часть сооружений Кронштадта, порта и крепости пострадала в результате катастрофического наводнения 1824 года. Для восстановления города был учреждён специальный Комитет по устройству Кронштадта. В результате были сооружены Гостиный двор, комплекс военно-морского госпиталя, арсенал, немного позднее — Пароходный завод. В 1855 году, во время Крымской войны, соединённая англо-французская эскадра в составе 80 кораблей штурмовала Кронштадт, но после неудачных попыток была вынуждена возвратиться домой. В 1861–1888 годах крепость перестроили по проекту военного инженера Э.И. Тотлебена и перевооружили нарезной артиллерией.
В октябре 1905 года в городе вспыхнуло революционное восстание против самодержавия, в котором принимали участие около трёх тысяч матросов и полторы тысячи солдат, однако отсутствие руководства и дисциплины привело лишь к погромам винных складов, магазинов и жилых домов. Революционно настроенные матросы активно участвовали и в событиях февраля и октября 1917 года. А в 1921-м Кронштадт выступил против политики большевиков, которая привела к экономическому кризису в стране. В годы Великой Отечественной войны город испытывал серьёзные трудности с продовольствием. Зимой 1941 года практически все запасы были переправлены в блокадный Ленинград. Кронштадт играл важную роль в обеспечении города на Неве, являясь частью Малой дороги жизни, а крепость, несмотря на интенсивные бомбардировки и обстрелы, продолжала обороняться.
Морской Никольский собор
Наиболее интересным местом Кронштадта является центральная Якорная площадь, получившая такое название в XVIII веке, когда на ней был организован склад якорей. Площадь уникальна тем, что здесь сохранилась чугунная мостовая, едва ли не единственная в России. Её протяжённость — 200 метров. Она состоит из 15 тысяч чугунных шашек. На Якорной площади стоит памятник «Помни войну». Он был воздвигнут в 1913 году и посвящён вице-адмиралу Степану Осиповичу Макарову, герою Русско-японской войны, океанографу и полярному исследователю, кораблестроителю, пионеру использования ледоколов, разработчику русской семафорной азбуки, который с декабря 1899-го по февраль 1904 года был главным командиром Кронштадтского порта и губернатором города. Также на площади, на берегу Обводного канала, находятся два якоря и часть брони башни орудий главного калибра линкора Балтийского флота «Октябрьская революция». Тут же двухорудийная зенитная установка, командовал которой старшина 1-й статьи Иван Томбасов, ценой своей жизни спасший линкор от взрыва 16 апреля 1943 года. 9 мая 2000 года на площади была открыта Стена славы (24 мемориальные доски) в память о защитниках Кронштадта и Ленинграда, погибших во время Великой Отечественной войны.
Главной же достопримечательностью Якорной площади и всего города является величественный Морской Никольский собор. Решение о его возведении в 1722 году принял Пётр I. Строительство велось несколько лет и было окончено в 1731 году. Деревянный храм находился в восточной части острова, на берегу против Средней гавани, где росли два огромных дуба, в тени которых любил отдыхать царь Пётр. Рядом с вместительной церковью высилась 52-метровая семиярусная деревянная колокольня, которую было видно из любой точки города. Через сто лет численность прихожан превысила 20 тысяч человек, и сильно обветшавший храм, конечно, не мог вместить всех богомольцев, так что в 1841 году церковь разобрали. Вместо неё построили другой деревянный храм.
Начиная с 30-х годов XIX века, постоянно поднимался вопрос о необходимости возведения в Кронштадте вместительного собора для «чинов флота». Дать ход делу смог вице-адмирал Николай Казнаков, в 1896 году направивший в Морское министерство ходатайство, в котором пояснил, что «будущий морской храм должен быть не только местом молитвы, но и памятником, ибо Кронштадт есть колыбель русского флота». Через год было получено высочайшее разрешение открыть подписку добровольных пожертвований на постройку такой церкви. Одним из первых жертвователей, направивших личные сбережения на возведение Морского Никольского собора, стал праведный Иоанн Кронштадтский, служивший в церкви во имя апостола Андрея Первозванного.
Сохранилось обращение батюшки, опубликованное в газете «Котлин»: «Возлюбленные братья-моряки и все православные соотечественники! Живя в Кронштадте 42 года и во всё это время видя малость, скудность и ветхость морского храма, я снедался ревностью о нём и желанием просторного, прочного, благолепного собора и ныне внёс свою лепту на сооружение такового. Благоволите и вы оказать своё посильное усердие к возведению его». Также отец Иоанн направлял письма разным высокопоставленным лицам, в которых напоминал о необходимости скорейшего строительства Морского собора. В 1898 году он обратился к начальнику Главного управления кораблестроения и снабжения контр-адмиралу В.П. Верховскому: «Надо спешить возводить храм, как вы спешите строить военные суда. Церковь — тот же корабль, которым управляет Сам Господь со Отцом и Духом Святым, и лучше всяких военных судов может сохранять не только флот, но и всё воинство и всю Россию».
Возведение храма было решено вести на Якорной площади, представлявшей свободное пространство, позволявшее устроить парк вокруг собора и площадь для крестных ходов. В сентябре 1902 года начались строительные работы, которые предварил молебен, совершённый протоиереем Иоанном Кронштадтским в присутствии вице-адмирала С.О. Макарова. 8 мая 1903 года состоялась торжественная закладка собора в присутствии императора Николая II. По окончании молебна с орудий крепости и кораблей, находившихся на рейдах, был произведён салют в 31 выстрел. В тот же день государь и его окружение посадили в сквере вокруг собора 32 годовалых дуба. Морской Никольский собор, который должен был стать «памятником чинам флота, погибшим при исполнении служебного долга», строили десять лет. В интерьеры храма были вписаны мраморные мемориальные плиты: белые — с именами священников, погибших на военных кораблях, а чёрные — с именами моряков. На освящение собора 10 июня 1913 года вновь приехал Николай II с супругой и детьми.
Проект храма выполнил именитый архитектор В.А. Косяков. На тот момент по его чертежам уже возвели церкви Богоявления Господня и в честь иконы Божией Матери «Милующая» в Петербурге, Никольский морской собор в Лиепае и храм равноапостольного князя Владимира в Астрахани. Кронштадтский Никольский собор в неовизантийском стиле стал самой значимой работой архитектора Василия Косякова. Храм во многом схож с константинопольской Святой Софией. Их объединяет общая византийская концепция: планировка с опорой центрального купола на апсиды, а также боковые колоннады. Огромный Никольский собор всё-таки немного меньше по размерам своего прототипа: если диаметр купола Святой Софии составляет 31 метр, то Морского собора — 26,7 метра; соотношение высот — 56 и 52 метра. При этом Никольский собор является самой высокой постройкой Кронштадта, и его купол на световом барабане с десятками арочных окон виден со всех точек Невского фарватера.
Стены храма выполнены из желтовато-розового кирпича. Фасады богато декорированы мраморными колоннами, резными наличниками и керамическими орнаментами. Окна украшены яркими витражами, а над входами размещены мозаичные иконы. Внутреннее убранство по великолепию ничуть не уступает внешнему. Над мозаиками и росписями трудились лучшие мастера своего времени. Например, на столбах в алтарной части можно увидеть работу К.С. Петрова-Водкина «Благовещение», мозаики и изображения на сводах были выполнены М.М. Васильевым, а иконостас — А.В. Троицким. Декор храма связан с морской тематикой, например, купол украшен золочёным орнаментом с якорями и канатами. На мозаичном полу изображены рыбы, потолочные светильники висят на якорных цепях, а вдоль стен установлены модели военных кораблей.
После революции 1917 года службы в Морском Никольском соборе проводились ещё в течение десяти лет, а в 1929-м Леноблисполком постановил закрыть храм и передать здание под культурно-просветительские цели. В следующем году собор разорили, отломали позолоту, убрали кресты, разобрали иконостас, заштукатурили и замазали краской святые лики и росписи. Из храма увезли мраморные мемориальные доски с именами военных священников, офицеров и моряков. Со звонницы сбросили все колокола, кроме самого большого, весившего без малого пять тонн. Он очень пригодился во время налётов немецкой авиации в годы Великой Отечественной войны: когда сирены по какой-то причине молчали, кронштадтцы узнавали об опасности по гулу соборного колокола.
В 1932 году в Никольском храме открыли кинотеатр имени писателя Максима Горького. Тогда же горожане стали называть здание «Максимкой». В 1939-м здесь находился Матросский клуб, затем Дом офицеров. Во время Великой Отечественной войны в соборе размещался наблюдательный пункт корабельной и береговой артиллерии. Храм не раз попадал под обстрелы и бомбардировки. Одна фашистская бомба, проломив купол, упала на пол, но не разорвалась. В 1956 году в здании церкви разместились клуб Кронштадтской крепости и концертный зал на 1250 мест с театральной сценой в алтаре. В 1974-м в соборе открылся филиал Центрального военно-морского музея. Реставрация Морского Никольского собора началась в XXI столетии и продолжалась до весны 2013 года, когда торжественно отмечалось столетие со дня освящения церкви. Собор получил статус главного храма Военно-морского флота России.
Нужно отметить, что до 1917 года в городе действовали около 30 православных церквей, два лютеранских, один католический и один старообрядческий храмы, а также мечеть и синагога. Некоторые из них сейчас уже восстановлены. Сам же Кронштадт очень уютный и тихий. Здесь живёт около 45 тысяч человек, и нет суеты, свойственной большим городам, тому же Санкт-Петербургу, который находится всего лишь в тридцати километрах отсюда. На улицах можно встретить военных в морской форме. Сильное впечатление производят боевые корабли на рейде: понимаешь, что наша Родина, её северная столица находятся под надёжной защитой. Но есть в этом городе ещё одно удивительное место, куда стремится душа каждого паломника — это музей-квартира праведного Иоанна Кронштадтского.
Музей святого Иоанна
Протоиерей Иоанн Сергиев (1829–1908), Всероссийский батюшка, как называли его в народе, 53 года до самой своей кончины служил в Андреевском соборе Кронштадта. Он также вёл Закон Божий в городских училище и гимназии. Отец Иоанн с матушкой Елизаветой Константиновной жили в квартире в доме № 21 на улице Посадской. К этому дому приходили тысячи богомольцев. Сюда доставлялись многочисленные письма и телеграммы с просьбами страждущих о молитве. В гостях у батюшки бывали известные иерархи Церкви, некоторые из которых ныне прославлены Русской Церковью как новомученики: это митрополиты Кирилл (Смирнов) и Серафим (Чичагов), протоиереи Философ и Иоанн Орнатские.
Квартира была единственным местом, где отец Иоанн мог уединиться для молитвы. Кабинет служил ему одновременно рабочей комнатой, кельей и спальней. Тут священник составлял вдохновенные проповеди, ежедневно вёл духовный дневник, ставший знаменитой книгой «Моя жизнь во Христе». Здесь же батюшка сподобился чудного видения Божией Матери, изрекшей Своему избраннику утешительные слова: «Милейшие вы чада Отца Небесного». В этой же квартире праведный Иоанн Кронштадтский преставился 20 декабря (по старому стилю) 1908 года. После его кончины святость этого места была засвидетельствована устроением в ней храма Божия. Патриарх Тихон, посетивший квартиру в 1918 году, благословил создать в ней церковь Живоначальной Троицы. После закрытия Андреевского собора в 1931 году советская власть передала квартиру Иоанна Кронштадтского, принадлежавшую приходу, под заселение, и она стала рабочей коммуналкой. Вещи отца Иоанна были переданы в отдел коммунального хозяйства города, что-то попало в антикварный магазинчик, иное оказалось в конторе Союза воинствующих безбожников. Письменный прибор из зелёного малахита был передан местному отделу ЗАГСа.
В 1995 году группа почитателей праведного Иоанна Кронштадтского начала работу по устроению в бывшей квартире Всероссийского пастыря музея, что и произошло по благословению Патриарха Алексия II в 1999 году. Денежные средства на это благое дело жертвовали семья Ростроповичей, писатели Валентин Распутин, Валерий Ганичев, наш земляк Владимир Крупин и многие другие известные и неизвестные наши соотечественники. Родственники отца Иоанна передали в музей икону преподобного Иоанна Рыльского, перед которой молился Всероссийский пастырь. Сейчас здесь примерно всё так, как было при жизни отца Иоанна. Мебель того времени, портреты хозяев на стене, занавески и цветы на окнах, кружевные салфетки на обеденном столе и ещё многие другие домашние мелочи создают впечатление, что батюшка с матушкой Елизаветой вышли по делам и непременно вот-вот должны вернуться. Когда видишь, что праведный Иоанн жил в обычной квартире, пил чай за обеденным столом, работал в своём кабинете, начинаешь осознавать, что святой Иоанн был таким же, как и мы, человеком, даже как бы ощущаешь его присутствие. Этого и добивались устроители музея-квартиры, хранителем которого многие годы является протоиерей Геннадий Беловолов.
Отец Геннадий много интересного рассказывает посетителям об этом музее. Можно начать с того, что в советское время Кронштадт был закрытым городом, и попасть в него до 1996 года простым гражданам было практически невозможно. Для этого требовалось либо являться жителем Кронштадта, либо иметь там родственников, либо быть командированным туда. Протоиерей Геннадий Беловолов вспоминал: «Первый раз попал в этот город в 1989 году. Ни под одну из перечисленных категорий я не подходил, и казалось, что ситуация безвыходная. И вот одна жительница Кронштадта предложила мне посетить город в качестве её родственника. Я засомневался: «Во-первых, меня могут не пропустить особые службы, а во-вторых, неловко говорить неправду». Но женщина оказалась «мудрой девой»: «Мы же все братья и сёстры во Христе, и, если я скажу, что Вы мой родной человек, не ошибусь, а батюшка Иоанн помолится». Я положился на её мудрость и на молитвы праведного Иоанна, и мне неожиданно скоро выдали пропуск, который до сих пор храню как исторический артефакт, удостоверяющий первое для меня чудо отца Иоанна в Кронштадте.
Следующее произошло, когда я занялся его квартирой в 1995 году. Как только возникла идея выкупить её у живших там семей и создать музей, понадобилось часто бывать в городе. И вот в начале следующего года неожиданно на самом высоком уровне было принято решение об отмене ограничений на въезд в Кронштадт, что значительно облегчило работу. Квартира отца Иоанна в советское время была разделена на пять жилых помещений. Первой получилось приобрести угловую комнату, так называемую гостиную залу с балконом. Я познакомился с проживающей там больше года Светланой, которая рассказала, что, как ни странно, не чувствует себя хозяйкой квартиты, а по ночам слышит, как будто кто-то ходит по дому. Возможно, сам батюшка Иоанн давал ей понять, кто является здесь настоящим хозяином. Мы нашли вариант для переезда Светланы, и она согласилась.
Когда встал вопрос о регистрации музея, мы обратились с письмом к Патриарху Алексию II и получили письменное благословение, которое, кстати, датировано 14 июня 1999 года. Этот день в церковном календаре отмечен как праздник прославления праведного Иоанна. Случайно или нет Патриарх преподал своё благословение именно 14 июня, я не знаю, но считаю это ещё одним чудом отца Иоанна Кронштадтского. В том же году музей был зарегистрирован и 1 ноября, в день рождения Всероссийского пастыря, торжественно открыт для посетителей.
Хотя отец Иоанн не имел детей (он с матушкой Елизаветой прожил 53 года в девстве), но у него было довольно много родственников, прежде всего по линии двух родных сестёр Анны и Дарьи, а также по линии сестёр матушки Елизаветы Константиновны, которые бережно хранили иконы отца Иоанна, предметы быта, его мебель. В каждой из шести комнат музея-квартиры представлены какие-то мемориальные вещи, а некоторые комнаты, например кабинет и столовая, более чем наполовину наполнены подлинными предметами, связанными с праведным Иоанном Кронштадтским. Наверное, больше всего мемориальных вещей сохранила Светлана Игоревна Шемякина, правнучатая племянница Елизаветы Константиновны. Она дочь того самого мальчика на известной фотографии, которого благословляет отец Иоанн, трогательно возложив на его голову свою правую руку. Эффектный снимок весьма популярен в литературе и используется практически во всех книгах про праведного Иоанна. Более десяти предметов мебели, принадлежавших батюшке, и некоторые его вещи: ширму, кофемолку, походный самовар — Светлана Игоревна передала музею ещё при жизни, а другие завещала отдать после своей кончины. Самым ценным, наверное, является кресло отца Иоанна, в котором он любил отдыхать.
Нужно отметить и секретер бабушки Светланы Игоревны — Руфины Григорьевны Шемякиной, которая была племянницей матушки Елизаветы, помощницей и письмоводителем протоиерея Иоанна. На этом секретере, вероятно, составлялись многие важные письма и деловые бумаги Всероссийского пастыря. А вот знаменитую ручку батюшки, переданную в музей в год столетия со дня преставления святого, сохранила другая внучка Руфины Григорьевны и правнучатая племянница отца Иоанна — Галина Николаевна Шпякина. Эту ручку извлекают из футляра только для известных писателей, поэтов и других пишущих людей, которым важно таким образом получить благословение праведного Иоанна на свои труды. А вот трость батюшки разрешается подержать всем. Архиереям, архимандритам и протоиереям предлагается посидеть в кресле отца Иоанна, переданном в музей ныне покойным митрополитом Владимиром (Котляровым).
Музей-квартиру посетили три Патриарха, и все они посидели в кресле праведного Иоанна Кронштадтского. Считаю, что начало этой традиции положил сам батюшка. Однажды, когда отец Иоанн посетил Успенский Вауловский скит в Ярославской губернии, к нему приехал архиепископ Ярославский Тихон (Беллавин). Когда владыка вошёл в комнату, отец Иоанн встал и предложил ему сесть на его место. Присутствующие увидели в этом какое-то особое благословение и предсказание: отец Иоанн как бы уступал своё место ярославскому архиерею. Так и случилось: праведный Иоанн Кронштадтский в том же году преставился ко Господу, а владыка Тихон спустя десять лет был избран на Всероссийское патриаршество и таким образом сподобился того же титула, что и Всероссийский пастырь.
Есть в музее один экспонат, который можно не только потрогать, но и попробовать… Это «кофе по-кронштадтски». Светлана Игоревна Шемякина, когда ей исполнилось 80 лет, привезла в музей кофемолку праведного Иоанна. Ей пользовалась Елизавета Константиновна, готовившая для батюшки «кофий». Кофе в зёрнах покупали в Гостином дворе Кронштадта и перемалывали в этой кофемолке. Кстати, она оказалась в рабочем состоянии, а напиток, приготовленный с её помощью, удивил всех своим приятным вкусом. Его назвали «кофе по-кронштадтски» и решили в дни памяти отца Иоанна угощать посетителей музея-квартиры кофе, смолотым в этой кофемолке».
«Космическая Богоматерь»
Особый экспонат музея — образ Божией Матери, который написал космонавт Алексей Леонов. Господь наделил этого человека многими талантами, в том числе живописным. С пяти лет он рисовал и не оставил своего увлечения, став знаменитым космонавтом. Побывав в космосе, он открыл новый жанр в живописи — космические пейзажи. Сила его работ в том, что они написаны, можно сказать, с натуры. Выставки Алексея Архиповича с неизменным успехом проходили в России и за рубежом. А.А. Леонов был глубоко верующим человеком, и однажды протоиерей Геннадий Беловолов, знакомый с ним, предложил ему написать икону. Прославленный космонавт стал увлечённо рассказывать, что давно думает об этом, но есть одно препятствие: «Я много пишу, но всё-таки не имею профессионального образования: боюсь, что не смогу правильно написать лики Божьей Матери и Спасителя». Тогда отец Геннадий предложил такой выход: пусть лики напишет иконописец, а всё остальное — Леонов, и Алексей Архипович согласился.
Протоиерею Геннадию хотелось, чтобы первым образом, написанным космонавтом, стала связанная с именем праведного Иоанна Кронштадтского икона Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» (Леушинская), которая была написана в Леушинском монастыре, пользовавшемся духовным покровительством отца Иоанна. В обители батюшка много раз бывал и, по преданию, называл этот образ «Спасительницей России». Интересно, что протоиерей Геннадий Беловолов служил в то время на Леушинском подворье г. Санкт-Петербурга, где трудился замечательный художник и реставратор Валерий Григорьевич Шкода, который и написал лики для будущей иконы, став соавтором космонавта Леонова. Алексей Архипович изобразил Богородицу на фоне космоса закрывающей Собой Землю, причём именно Россию, её европейскую часть, а левая рука Богомладенца касается родины космонавта — Сибири. Более того, Леонов запечатлел в некотором смысле и самого себя, нарисовав в виде креста знаменитую стыковку космических кораблей «Союз» и «Аполлон», участником которой он был.
С лёгкой руки Алексея Архиповича новый образ стали называть «Космической Богоматерью». Изначально предполагалось разместить икону на космодроме Байконур в Казахстане, чтобы она благословляла наших космонавтов, провожала их в полёт и встречала на земле. Но было решено, что образ должен остаться в России, причём обязательно в музее-квартире праведного Иоанна Кронштадтского, а для Байконура, также Плесецка и Восточного будут написана точные копии, благо, при каждом из космодромов есть действующие храмы, где иконы могли бы храниться. Отец Геннадий заказал художнику Валерию Шкоде ещё два холста с ликами Богородицы и Спасителя и отправил их Леонову.
В год своего 80-летия Алексей Архипович написал две копии «Космической Богоматери». В процессе работы у него возникло глубокое внутреннее желание посвятить их памяти Юрия Гагарина. Первый список был передан в храм апостола Андрея Первозванного, который находится в двухстах метрах от места гибели Гагарина. Эта церковь восстанавливалась при участии Леонова: часть росписей внутри храма сделана по его эскизам. А вторую из написанных копий Алексей Архипович пожелал передать на родину первого космонавта — в город Гагарин Смоленской области. Он был готов писать новые списки «Космической Богоматери» для космодромов, однако возраст брал своё: последние годы Алексей Леонов много болел, был ограничен в движении и отошёл в мир иной 11 октября 2019 года.
В заключение надо обязательно рассказать об Иоанновском сестричестве, которое существует при музее-квартире праведного Иоанна Кронштадтского. 20 сестёр бескорыстно и усердно трудятся в этом святом месте. Они несут разные послушания: принимают группы, проводят экскурсии, убирают квартиру, ухаживают за небольшим садиком. Двери же музея открыты для всех: для верующих и атеистов, православных и инославных, взрослых и детей. Здесь рассказывают о праведном Иоанне, его жизни, силе молитвы, духовных и социальных начинаниях, о городе Кронштадте, его истории и героях, и во всём этом слышится живая, но ненавязчивая проповедь о православной вере. И если в храм не каждый может зайти, то в музей приходят все. Именно эта открытость создаёт необходимый миссионерский эффект. Как известно, отец Иоанн при жизни совершал многочисленные поездки по России, которые имели большое миссионерское значение. Это служение Всероссийского пастыря в настоящее время продолжает его музей-квартира, только теперь люди сами едут к батюшке Иоанну. Но даже если вы приехали, а музей по какой-то причине закрыт, не огорчайтесь. Просто присядьте на скамеечку у скульптуры праведного Иоанна Кронштадтского и мысленно поговорите с ним. И вы почувствуете, как и я ощутила, тишину и радость на душе, такую же, как в пасхальные дни, когда мы обращаемся друг ко другу с жизнеутверждающим приветствием «Христос воскресе».
На фото:
– Кронштадт;
– Морской Никольский собор;
– Интерьер Морского Никольского собора;
– Праведный Иоанн Кронштадтский;
– В музее-квартире святого Иоанна Кронштадтского;
– Протоиерей Геннадий Беловолов и А.А. Леонов с образом «Космической Богоматери».