Духовные маяки Петербурга
Вот уже на смену июню приходит июль. Солнышко только на небольшой промежуток времени прячется за горизонт, так что на Вятской земле даже бывают белые ночи. В этом году Великорецкий крестный ход порадовал паломников тёплой и солнечной погодой, правда, потом наступило настоящее северное лето. Но клубника и земляника всё равно цветут и балуют нас своими сочными ягодами. Летние месяцы — время долгожданных отпусков, когда можно попутешествовать по просторам нашей необъятной Родины. Кто-то едет на юг, а многие — в северную столицу России. Вот и мне не так давно посчастливилось вновь побывать в Санкт-Петербурге и посетить его великолепные храмы. Всем известны Исаакиевский и Казанский соборы, Александро-Невская Лавра, церковь Воскресения Христова (Спас на Крови), но в этой статье мне бы хотелось рассказать о петербургских храмах, которые, как мне кажется, незаслуженно обойдены вниманием паломников.
Кулич и Пасха
Начну с Троицкой церкви, которую в народе из-за её внешнего вида называют «Кулич и Пасха». Храмовый комплекс, состоящий из пирамидальной колокольни (напоминает по форме творожную пасху) и церкви в виде ротонды (словно пасхальный кулич), находится всего в 250 метрах от станции метро Пролетарской, не так далеко от которой располагается здание речного вокзала. Удаление храма от исторического центра Санкт-Петербурга обусловлено тем, что строился он на территории дачной усадьбы. Владельцем этого поместья во второй половине XVIII века был Александр Алексеевич Вяземский (1727–1793), один из доверенных сановников императрицы Екатерины II. Вяземского отличали не только ум, прекрасное образование, преданность государыне, но ещё и неподкупная честность. Поэтому именно его Екатерина II назначила генерал-прокурором Сената, следившим за расходованием казённых средств.
Александр Алексеевич императрицу не подвёл и добросовестно прослужил на этом посту 28 лет, пока в 1792 году, всего за несколько месяцев до своей кончины, не ушёл по болезни в отставку. Вяземский наладил управление работой прокуроров по всей империи. В своих руках он крепко держал и главный инструмент политического сыска того времени — Тайную экспедицию. Генерал-прокурор Сената лично курировал такие резонансные расследования, как дела Пугачёва, Радищева и Новикова. На Александра Алексеевича Екатерина II возложила и обязанности, далёкие от юстиции: он занимался вопросами надзора за продажей соли и вина, формировал финансовую политику государства, решал многие внутриполитические вопросы.
В 1773 году государыня решила вверить его попечению Императорский фарфоровый завод, располагавшийся на берегу Невы. Предприятие требовало к себе особого внимания и регулярных инспекций. Это поставило Вяземского перед необходимостью заняться развитием своего имения «Александровского», которое находилось совсем недалеко от завода, на 12-й версте Шлиссельбургского тракта. Имение он получил в качестве приданого, женившись в 1768 году на княжне Елене Трубецкой. Супруга Вяземского была словно рождена для этого союза, так как её отец в эпоху правления Елизаветы Петровны в течение 20 лет также занимал пост генерал-прокурора. Всего через год после свадьбы Александр Алексеевич существенно расширил свои пригородные владения, приобретя у А.Р. Воронцова соседнюю деревню Мурзинку. Здесь на левом берегу Невы Вяземскому удалось создать живописную резиденцию с роскошным усадебным домом, окружённым садами и парком. А когда в 1783 году императрица пожаловала своему генерал-прокурору за заслуги перед Отечеством 200 тысяч рублей, огромные по тем временам деньги, то часть из них он решил потратить на возведение в своей усадьбе каменной церкви.
В качестве архитектора был приглашён Николай Александрович Львов (1753–1804), которого за его таланты современники именовали «Русским Леонардо». Он занимался историей, химией, геологией, садоводством, поэзией и механикой. Но главным делом его жизни была архитектура. Николай Львов строил дома и храмы, создавал усадебные комплексы. Ко всему прочему он разработал оригинальную землебитную технологию, по которой позже, в эпоху Павла I, в Гатчине им был построен знаменитый Приоратский дворец. И всё же откуда появилась идея построить в деревне церковь в форме ротонды, окружённой 16 колоннами, и колокольню в виде четырёхгранной пирамиды? Это может быть объяснено увлечением Львова классической архитектурой, основанной на античных канонах. Ведь круг — это одна из самых любимых фигур у зодчих древних Греции и Рима. Что же касается пирамидальной колокольни, то на её создание архитектора мог вдохновить античный мавзолей «Пирамида Цестия», возведённый для одного из знатных жителей Рима. В молодости Николай Львов много путешествовал, работая дипломатическим курьером, и видел её своими глазами.
А.А. Вяземский в архитектуре Троицкой церкви видел совсем иное: для генерал-прокурора ротонда означала храм правосудия, а пирамида колокольни — три добродетели: истину, человеколюбие и совесть. Однако народ, разглядев в церкви близкие и понятные любому православному человеку пасхальные символы, дал храму меткое название — «Кулич и Пасха». К сожалению, увлёкшись внешней стороной архитектурного проекта, Н.А. Львов несколько позабыл о нуждах верующих. Его творение в первоначальном виде оказалось не совсем удобно для богослужений: в круглом помещении иконостас отгораживал значительную часть церкви, при этом алтарь имел довольно ограниченные размеры. Поэтому в середине XIX века здание пришлось перестроить, добавив к ротонде ризницу и притвор. Тогда же появилась красивая ограда.
Судьба Троицкого храма в советское время по сравнению с другими церквями, пострадавшими в годы гонений на веру, была не так трагична, и здесь долгое время не прекращались богослужения. В 1931 году здание как памятник архитектуры передали под охрану Главнауки, но от закрытия это храм не спасло. В 1937 году за противодействие изъятию церковных ценностей был приговорён к расстрелу настоятель Троицкой церкви протоиерей Леонид Дьяконов. В марте следующего года храм закрыли, а в его здании разместилась библиотека, действовавшая до начала Великой Отечественной войны. В апреле 1946 года пустовавшую Троицкую церковь возвратили верующим. Вся утварь и святыни храма были утрачены, поэтому всё необходимое для совершения служб передали из других церквей. Иконостас середины XVIII века перенесли сюда из Благовещенского храма на Васильевском острове. На левом клиросе сейчас находится почитаемая икона святителя Николая, которая прежде пребывала в Никольской кладбищенской церкви г. Колпино. В Троицкий храм передали и чудотворную икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками.
Этот образ прежде хранился в Тихвинской часовне деревни Клочки, находившейся недалеко от Петербургского стекольного завода. Почитание иконы началось после того, как 23 июля 1888 года во время сильной грозы молния ударила в часовню, обожгла изнутри её стены, но не коснулась образа Богоматери, несмотря на то, что другие иконы были опалены пламенем. От удара молнии образ «Всех скорбящих Радость» упал на землю, причём лик Богородицы, сильно потемневший от времени и копоти, просветлел и обновился. Двенадцать медных монет из разбитой жертвенной кружки каким-то образом оказались прикреплёнными в разных местах к иконе. Для святыни возвели Скорбященскую церковь, которую в советское время разрушили воинствующие атеисты, а почитаемый образ Божией Матери оказался в храме «Кулич и Пасха».
На этой иконе Пресвятая Богородица в белом плате изображена стоящей на круглом коврике. Позади Неё — вечнозелёные ветви райского сада. Благословляющий Христос Спаситель с Евангелием в левой руке находится над Богородицей на облаках. На иконе имеется надпись: «Нагим одеяние, больным исцеление». Божией Матери предстоят Ангелы, а также люди, ожидающие от Царицы Небесной утешения в своих скорбях. Самое необычное в этом образе — это монетки, чудесно приставшие к иконе. Хотя меня больше поразили глаза Пречистой Девы, которые кажутся живыми…
Смольный собор
Накануне своего сорокалетия императрица Елизавета Петровна решила уйти от суеты и провести остаток своих дней в монастыре. Она дала распоряжение о возведении обители для 120 девиц из благородных семей. Предусматривалось построить для каждой девушки отдельные апартаменты с комнатой для прислуги, кладовкой и кухней. Для себя как будущей настоятельницы государыня велела заложить отдельный дом. Обитель предполагалось возвести на месте Смольного дома, где Елизавета Петровна провела детство. Составление планов и смет было поручено в 1744 году придворному обер-архитектору Бартоломео Франческо Растрелли. В монастырский комплекс должны были войти храм с колокольней, а также институт для девушек из дворянских семей.
Торжественная церемония закладки Воскресения Христова Смольного собора состоялась 30 октября 1748 года. Строительство велось с небывалым размахом: финансирование из казны было щедрым и регулярным. Храм возводили очень быстро, так что уже готовили церковную утварь, в Москве отлили колокола, а Растрелли выполнил проекты иконостасов, однако с началом Семилетней войны с Пруссией из-за недостаточного финансирования работы замедлились. При Елизавете Петровне церковь Воскресения Христова была выполнена безо всякой отделки, а после смерти государыни работы и вовсе остановились. Храм оставался недостроенным почти 70 лет, и его состояние постоянно ухудшалось. Трещины на сводах грозили обрушением, а высокие подвалы были затоплены водой.
В конце 1820-х годов последовало повеление императора Николая I о достройке Смольного собора. В первую очередь были заделаны трещины в стенах и сводах, исправлены повреждения в кровле. Полы выстлали ревельской плитой, мраморные ступени и площадки для алтарей выполнили на екатеринбургских заводах. Из лиственницы изготовили двери и оконные рамы, установили чугунные хоры с решётками. Стены оштукатурили и окрасили в белый цвет, колонны облицевали белым искусственным мрамором. Смольный собор был достроен в 1835 году.
После революции по решению большевиков в 1923 году храм был закрыт и использовался как склад декораций. В 1967-м началась реконструкция собора, после которой здесь разместили экспозицию Музея истории Ленинграда. В 1990 году в Смольном соборе открылся концертно-выставочный зал, где проводились концерты хоровой музыки. С 2010 года в боковом приделе стали совершаться регулярные богослужения, а в 2015-м было принято окончательное решение о передаче Воскресения Христова Смольного собора в ведение Русской Православной Церкви.
Храм высотой в 93 метра построен в стиле пышного елизаветинского барокко, окрашен в светлый голубой цвет, а купола — в серый. Фасад нижней части собора, окружённого корпусами Смольного института, по архитектуре гораздо больше напоминает дворец, нежели церковь. Верхняя часть храма с пятиглавием выглядит лёгкой и устремлённой ввысь. И хотя в полноте не были воплощены в жизнь задумки Растрелли, даже не испытывавшие почтения к стилю барокко зодчие отдавали должное его творению. Говорили, что архитектор Джакомо Кваренги, несмотря на свой непримиримый характер и откровенную враждебность по отношению к творчеству Растрелли, останавливался напротив главного входа в Смольный собор, снимал шляпу и восклицал восторженно и уважительно: «Вот это храм!»
Чесменская церковь
Необычный и удивительный по красоте храм Рождества Иоанна Предтечи возвели в ознаменование победы русского флота над турецким в Чесменской бухте Эгейского моря в 1770 году. Инициатива его строительства недалеко от Путевого дворца принадлежала Екатерине II. Бытует предание, что государыня именно на этом месте получила доброе известие о победе в Чесменском бою. Торжественная закладка церкви состоялась 6 июня 1777 года. На церемонии присутствовали Екатерина Великая, весь двор и шведский король Густав III, дабы напомнить последнему о военном могуществе Российской империи. Храм был построен по проекту архитектора Юрия Фельтена.
Церковь в псевдоготическом стиле имеет компактный центрический план, представляющий собой «четырёхлистник». Основа внутреннего пространства — квадрат, перекрытый куполом, к которому с четырёх сторон примыкают полукруглые помещения. Фасад храма украшен ажурным белокаменным орнаментом, барельефом на фронтоне, стрельчатыми арочками, зубчатым парапетом и остроконечными башенками. Пять барабанов заканчиваются небольшими куполами с укреплёнными на них миниатюрными шпилями с изящными ажурными крестами. Внутреннее убранство отличается строгостью и простотой. В настоящее время Чесменская церковь является памятником архитектуры федерального значения. Вблизи неё расположено воинское кладбище.
Храм лейб-гвардии
Троице-Измайловский собор с красивыми куполами, украшенными золотыми звёздами, является уникальным памятником русского зодчества первой трети XIX века. История этого прихода связана со становлением и боевыми успехами лейб-гвардии Измайловского полка. После наводнения 1824 года архитектору В.П. Стасову было предложено разработать проект нового каменного храма по образцу прежней деревянной церкви. Строительство осуществлялось на казённые деньги и личные средства императора Николая I. Стоимость возведения собора составила три миллиона рублей. Через четыре года здание было вчерне готово, и началась внутренняя отделка. Высокий крестообразный в плане собор Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка в стиле ампир увенчан мощным пятиглавием. Фасады храма оформлены шестиколонными портиками, в нишах которых находятся бронзовые фигуры Ангелов. Интерьер украшен 24 коринфскими колоннами. Полукруглый иконостас, также оформленный колоннами, композиционно образует единое целое с надпрестольной сенью.
На стенах собора висели знамёна лейб-гвардии Измайловского полка и трофейные турецкие знамёна, захваченные в ходе Русско-турецкой войны 1877–1878 годов, а также белые мраморные доски с именами офицеров полка, погибших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородине и Кульме. В витринах хранились ключи от крепостей Карса, Баязета, Лемотика, Никополя, Адрианополя и других городов. В память о Русско-турецкой войне 1877–1878 годов в 1886 году у храма была установлена Колонна славы, созданная из 108 трофейных турецких пушек, составленных в пять ярусов. В 1930 году памятник отправили на переплавку, и лишь в начале 2000-х годов он был восстановлен.
Троице-Измайловский собор закрыли в 1938 году. Предполагался его снос или перестройка в городской крематорий. Здание пострадало во время Великой Отечественной войны. Храм возвратили Русской Православной Церкви в 1990 году. Во время реставрации в августе 2006 года случился сильный пожар, нанёсший собору огромный урон: была полностью уничтожена деревянная конструкция центрального купола, простоявшая более 170 лет. Восстановительные работы пришлось начинать заново. Они успешно завершились в 2017 году.
Гатчинский дворец
В нём после реставрации вновь открыт для посетителей храм Живоначальной Троицы, расположенный в башне Кухонного каре. Эту церковь устроили ещё при первом владельце замка графе Григории Орлове. Впоследствии она многократно перестраивалась. Только Павел I менял интерьер храма дважды. Проектированием тогда занимались Винченцо Бренна и Андреян Захаров. Сюда были доставлены частица Креста Господня, Филермская икона Божией Матери и десница Иоанна Крестителя — святыни Мальтийского ордена, великим магистром которого стал российский самодержец. При Николае I были осуществлены «перестройка и возобновление всего Гатчинского дворца» по проекту Романа Ивановича Кузьмина (1811–1867). Тогда же в духе архитектуры ренессанса переделке подверглась и дворцовая церковь. В ней появился большой зал с шестью высокими окнами, арочные проёмы, декорированные лепниной, колонны из искусственного мрамора и ажурная кованая решётка. Просвет в потолке закрыли витражом «Всевидящее око в окружении Херувимов».
В годы советской власти из почти 700 икон Троицкого храма уцелели лишь четыре образа: это «Спаситель», «Апостол Пётр», «Иоанн Предтеча» и «Апостол Павел» кисти академика Петра Шамшина. Когда в Гатчинском дворце размещались Высшее военно-морское инженерное училище, а затем институт «Электронстандарт», помещение церкви занимали библиотеки этих учреждений. Богослужения возобновились здесь в 2003 году. В ходе реставрационных работ, продолжавшихся почти семь лет, удалось обнаружить под штукатуркой в кессонах купола изображения Херувимов. Выяснилось, что эти живописные работы были укрыты листами плотной бумаги, и уже поверх них положили выравнивающий потолок раствор. Таким образом сохранилось 94 из 120 изначальных «портретов» Херувимов, выполненных в середине XIX века. При вскрытии полов обнаружились плашки старинного паркета, которые помогли восстановить его в виде, максимально приближенном к исконному. Аналогично получилось и с витражами: под дубовой потолочной рамой XIX века нашлись куски стекла, которые помогли воссоздать по старинной технологии наборные изображения в нужной цветовой гамме. Так как Троицкий храм входит в музейный комплекс Гатчинского дворца, службы в церкви совершаются только в большие праздники и воскресные дни.
Если вы решили этим летом во время отпуска посетить северную столицу нашего Отечества, обязательно побывайте в этих уникальных храмах, бесценных архитектурных сокровищах и духовных маяках Санкт-Петербурга. Одно дело — прочитать о них, и совсем другое — увидеть всё собственными глазами, помолиться там, в живую соприкоснуться с историей города на Неве. А паломническая служба «С Вятки» будет рада вам помочь в этом.
На фото:
– Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками;
– Портрет А.А. Вяземского;
– Троицкая церковь «Кулич и Пасха»;
– Смольный собор;
– Чесменская церковь;
– Троице-Измайловский собор;
– Троицкий храм в Гатчинском дворце;

























































