30.10.2025

Православная вера как основа формирования личности

29 октября 2025 года в Институте развития образования Кировской области в рамках XXX Свято-Трифоновских чтений проходил Областной педагогический семинар: «Православное воспитание и современное образование: формирование личности и вызовы времени».

Руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Вятской Епархии протоиерей Евгений Смирнов выступил на педагогическом семинаре с докладом по теме «Православная вера как основа формирования личности. Сотрудничество приходов и образовательных организаций в реализации православного компонента»:

– Формирование личности с учётом вызовов времени - главный вопрос нынешних Свято-Трифоновских образовательных чтений. Но важно понять, какую личность мы хотим сформировать, и что для этого должны сделать?

В сложные времена всегда особенно остро встаёт вопрос о роли личности в истории мировой, отечественной, истории города, семьи. Сильные личности, которые повернули историю, чьи решения и дела стали судьбоносными даже для отдельной семьи, всегда внушали уважение. Можно привести множество примеров таких личностей.

В Древнем мире такой личностью считался Александр Македонский, на Руси как «Красное солнышко» почитали святого равноапостольного великого князя Владимира, затем «солнцем земли Русской» называли святого благоверного великого князя Александра Невского. В XIX веке почему-то кумиром и властителем дум стал Наполеон, которому хотели подражать.

Идея стать великим человеком, оставить свой след в истории завлекает молодёжь. Вспомним мучения Раскольникова перед убийством старухи-процентщицы «тварь я дрожащая или право имею?».

В XX веке такой вопрос уже никого не мучил. Вспомним слова интернационала – «Кто был ничем – тот станет всем». Ориентирами стали личности Ленина, Сталина, а партия почиталась как «Ум, честь и совесть нашей эпохи». Конечно, далеко не все решения этой партии были умными и честными, порой и откровенно бесстыдными, но свою роль в истории нашей страны они сыграли. Была поставлена задача – сформировать нового советского человека, новую советскую семью, новое общество. В этом обществе не было места для религии и «пережитков прошлого», а новый человек должен быть только атеистом.

Следствием такого формирования личности и общества является духовная пустота и потеря нравственных ориентиров в современном обществе, кризис семьи и, как следствие, демографический кризис.

Кто-то не согласится и скажет – всё дело в экономике. Но сопоставим демографическую ситуацию в России в начале и в конце XX века, и нам станет понятно, в какое светлое будущее нас привела коммунистическая партия. Про экономику говорить не будем. Сложно про неё говорить, если вымирает народ. Почему это происходит? Куда смотрит государство? – Невольно возникают такие вопросы.

Но брак, семейная жизнь, рождение и воспитание детей, это, наверное, та сфера, где решения принимает сам человек, а не государство. Именно сам человек принимает решение, когда ему семью создавать, сколько иметь детей и как их воспитывать.

Помимо современного демографического кризиса, мы видим ценностный разрыв поколений. Конфликт отцов и детей – это вечная проблема. Но сейчас есть много детей, которые никогда не видели отца, либо имеют о нём самые смутные представления, не говоря уже о более старшем поколении бабушек и дедушек и более далёких предков.

Современные дети живут иными ценностями, нежели их родители и прародители. Мы видим, как они уже не мечтают стать великими полководцами, политиками, учёными. Сейчас для многих, чтобы стать личностью, хотя бы в собственных глазах, не надо совершать героических подвигов, достаточно получить признание в Интернете, набрать лайков, стать популярным блогером, собрать максимальное количество подписчиков. Для этого достаточно просто постоянно чего-то выкладывать, что нравится аудитории, даже если это будет цинизм и пошлость.

Блогеры могут иметь большую популярность, чем врачи, учителя, военнослужащие, родители, потому что дети, молодёжь, да иногда и взрослые, живут в виртуальном пространстве. А вернувшись в реальную жизнь, школьник осознаёт, что он не сделал домашнее задание и провалил контрольную, «великий» студент вместо того чтобы работать по профессии и достигать успеха начинает работать самокатчиком.

Вместе с тем, в наши дни, сурово ставит вопрос – кто является настоящим человеком и героем, передовая на линии фронта. Но даже если человек туда не попадёт, этот вопрос поставит семейная жизнь, и многие, считающие себя личностями не выдерживают этого испытания.

Отсутствие крепкой нравственной основы, чётко сформированных ценностей и ориентиров приводит к тому, что человек долго не может создать семью, многие семьи уже в первые годы начинают переживать глубокий кризис и распадаются. Сложно говорить о многодетности и воспитании детей в таких условиях. Итогом является демографический кризис в масштабах государства.

Говоря о просвещении и нравственности, формировании личности, мы должны найти надёжную основу духовно-нравственного воспитания.

Такой основой для верующих людей является вера в Бога. «Я есть путь, и истина, и жизнь», – говорит Господь Иисус Христос в Евангелии. Эти слова Спасителя являются основой духовной жизни для каждого православного христианина. Т.е. для христианина нет и не может быть истины помимо Бога, равно как и путь не ведущий к Богу, неизбежно будет уводить куда-то в сторону и итог такой ошибки не заставит себя долго ждать и проявится в жизни человека. Нормальной жизни души без Бога быть не может. Мировая и отечественная истории это подтверждают.

Воспитывая детей, важно им помочь найти вечную правду Божию, которая останется неизменной на все времена, какие бы страшные вызовы не бросало время. Это отличает Заповеди Божии от любых законов человеческих, в которые на разных уровнях вносятся бесконечные поправки. Мы видим, как это происходит в странах Западной Европы, которые когда-то считались самыми «просвещёнными».

Говоря о просвещении, важно понять – что такое свет, который лежит в основе просвещения. Господь Иисус Христос нас предупреждает «Если свет, который в тебе тьма, то что же тогда тьма?». Для христиан Бог – является таким светом. В Новом Завете мы читаем такие слова: «Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы».

Говоря об образовании, мы сами должны понять, что является корнем этого слова. О каком образе идёт речь? В христианском прочтении – это образ Божий, который запечатлён в нашей бессмертной душе и проявляется в нашей совести, мудрости, силе воли, ответственности за свои поступки, любви и самопожертвовании.

Когда мы говорим о воспитании, то должны понимать, что питает нашу душу, и души наших детей, а что их отравляет и уродует. Что просвещает ум, а что помрачает, что делает сердце милующим, любящим и чистым, а что чёрствым и бесчувственным, что укрепляет нашу волю, а что её расслабляет и делает человека безвольным.

Обретённую веру надо сделать не только основой воспитания, но и жизни, потому что именно вера в Бога задаёт нам чёткие нравственные ориентиры, без которых всякое просвещение теряет смысл. Вот что об этом говорят русские классики, к наследию которых мы обращаемся на уроках литературы:

Так Пушкин писал: «Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания. В нём находим всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу. Всё, что было великого с самой древности!... Без этого не было бы ни философии, ни поэзии, ни нравственности... Библия всемирна... Вот единственная книга в мире! В ней всё есть!

Достоевский говорил: «Нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа».

Гоголь: «Не будьте мёртвыми душами, но живыми. Есть только одна дверь к жизни. И эта дверь – Иисус Христос».

Ещё более категорично писал К.Д. Ушинский: «…Каковы бы ни были метафизические воззрения и убеждения воспитателя, но, приступая практически к делу воспитания, он должен твердо помнить, что вне христианства нет для человека идеала нравственности, нет нравственных основ, а, следовательно, нет и нравственных стремлений, которыми он должен руководствоваться при воспитании детей»

«Но на что же может опираться нравственное развитие, если не на христианство? Кто не имеет религии и не чувствует ее потребности, тот не должен воспитывать детей…» 

Кто-то скажет – это XIX век. В XX веке отказались от веры как основы воспитания детей. Законодательно было запрещено любое преподавание религии. Это оторвало нас от своих духовных истоков. Непонятными стали произведения русских классиков, полотна художников, сам уклад жизни наших предков, но самое страшное, размытой оказалась система нравственных ценностей. И вот уже Указ Президента №809 от 9.11.2022г. напоминает о необходимости сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Сохранять необходимо то, что можно потерять, а укреплять то, что может быть разрушено. Указ говорит нам и об источнике традиционных российских духовно-нравственных ценностей: «Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия, оказали значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан. Особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию» (п.6).

Вот этот факт, очевидный для верующих людей, а теперь ещё и зафиксированный в Указе Президента многими, к сожалению, не воспринимается. Многие до сих пор задают вопрос – зачем строить храмы и что делает Церковь в сфере образования и воспитания детей и молодёжи? У нас светское общество, где Церковь отделена от государства, а школа от Церкви. Это мышление, порождённое первыми декретами советской власти, изданными уже более 100 лет назад, до сих пор определяет жизненную позицию, которая выражается в отказе от любого сотрудничества с Церковью в сфере воспитания и образования. Хотя государственные документы, регламентирующие деятельность в данных сферах давно говорят о необходимости сотрудничества.

Так п.26д «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» говорит о необходимости «привлечения институтов гражданского общества, в том числе религиозных организаций, к участию в реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей».

Государственная политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей реализуется по ряду направлений в т.ч. «в области образования и воспитания, работы с молодежью» (п.10) и требует «совершенствования форм и методов воспитания и образования детей и молодежи в соответствии с целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей» (п.10д)

В чём именно может проявляться это совершенствование? Как ответ на этот вопрос, хочу привести слова Президента РФ В.В. Путина, сказанные в ноябре 2023 года в Обращении в Всемирному Русскому Народному Собору, международному форуму на тему: «Настоящее и будущее Русского мира»: «Нам нужна целостная система просвещения, в которой гармонично дополняют друг друга семья, система образования, национальная культура, работа детских, молодёжных, спортивных, военно-патриотических организаций, широкое движение наставничества. И добавлю – мудрое слово духовных пастырей. Оно просто необходимо.

...Поэтому вновь подчёркиваю важность участия представителей всех российских традиционных религий в образовании и воспитании нашей молодёжи. И конечно же, в укреплении духовных, нравственных, семейных ценностей».

(Обращение Президента РФ В.В. Путина к Всемирному Русскому Народному Собору «Настоящее и будущее Русского мира» в ноябре 2023 год).

Мы видим как сотрудничество Церкви и образовательных учреждений становится нормой жизни. Это сотрудничество одобряет и поддерживает подавляющее большинство родителей, поскольку в его основе лежит принцип добровольности. Для людей верующих это продолжение семейной традиции, для людей неверующих – уникальная возможность познакомиться с основами православной культуры, без которой сложно представить русскую культуру и историю. Мы с уважением относимся к культуре других традиционных российских религий, а также культуре нерелигиозной части общества. Принцип взаимного уважения исключает конфликтные ситуации.

Показательным в этом отношении является преподавание предмета ОРКСЭ в 4 классах, которое в соответствии с ФГОС ведётся во всех российских школах с 2012 года. Предмет имеет 6 модулей, 5 из которых обращают нас к религиозной культуре. Этому предмету, и продолжающему его предмету ОДНКНР, а с нового учебного года он будет называться ДНК России, по мысли министра просвещения РФ Сергея Сергеевича Кравцова, высказанной во время рабочей встречи со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в сентябре 2023 года, отводится «Ключевая роль в духовно-нравственном воспитании». «Чтобы подготовить детей к их изучению, предлагаем интегрировать темы духовных традиционных ценностей и в другие предметы, начиная с предметов «Окружающий мир», русский язык, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство».

И мы видим, как в настоящее время корректируются учебные и воспитательные программы на федеральном уровне, обращая внимание педагогов, родителей и учащихся к опыту духовно-нравственного воспитания российских традиционных религий, в первую очередь Православия. В программы по истории и литературе уже давно интегрированы темы, связанные с основными вероучительными понятиями, значимыми событиями традиционных религий России и их роли в нашей отечественной истории и культуре.

Это конечно, позитивные изменения, но явно недостаточные, т.к. не дают детям цельной картины, позволяющей в полноте понять мировоззрение верующего человека, иерархию нравственных ценностей, а знакомство с историей и культурой является поверхностным. Очевидно, что если мы говорим о полноценном духовно-нравственном воспитании на основе религиозного опыта – этого явно недостаточно.

Поэтому повсеместно поддержку на региональном уровне получают профильные православные образовательные организации – школы, детские сады, колледжи. Законодательство даёт возможность открытия профильных православных классов и групп в государственных и муниципальных школах, детских садах, учреждениях профессионального образования. Родительское сообщество поддерживает подобного рода инициативы. Родители понимают, что православное образование и воспитание это не только продолжение семейной традиции, но и надёжная основа духовной жизни человека, проверенная столетиями. Можно удивиться масштабам этой работы в Тверской, Нижегородской, Курской области и ряде других регионов, где православные учебные заведения получают ощутимую поддержку на региональном уровне.

Примеров такого сотрудничества образовательных учреждений и приходов достаточно в нашем регионе. В ряде образовательных учреждений оно уже является многолетним и показывает хорошие результаты не только в выборе ОПК, но и в воспитательной работе. Это не только успешное участие в православных конкурсах или мероприятиях, посвящённых Рождеству, Пасхе и др., которые проводятся традиционно. В ряде муниципалитетов эту совместную работу, направленную на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения поддерживает муниципальная администрация. Праздники и конкурсы проводятся на муниципальном уровне, что повышает и их статус, и количество участников. Отдельные мероприятия иногда перерастают в целый годовой план совместной работы.

Мы видим результаты такой работы на региональном этапе Всероссийского конкурса в области педагогики «За нравственный подвиг учителя». Этот опыт получает положительную оценку не только в нашем регионе, но и на уровне Приволжского федерального округа, и на Всероссийском уровне. Работы педагогов, которые ежегодно поступают на конкурс говорят о том, что нам есть что показать, и есть к чему стремиться.

Системное сотрудничество в сфере духовно-нравственного воспитания, порой влияет на саму атмосферу школы или детского сада. Иными становятся нравственные приоритеты ребят, родителей, педагогов, что отражается и на дисциплине, и даже на успеваемости.

Здесь, без сомнения положительным примером является Вятская православная гимназия, без преувеличения одна из лучших школ не только нашего города и региона, но и России. Опыт Вятской православной гимназии охотно перенимают и используют школы за пределами нашего региона. Мы благодарны администрации города Кирова за то, что эта школа является муниципальной. Именно так должно быть в государстве, которое заботится о своих гражданах, независимо от вероисповедания. Вятская православная гимназия прошла непростой путь становления. Высокий рейтинг этой школы на всероссийском уровне говорит о многом. Дело не только в результатах учебной работы, а в отношениях, в дисциплине, в надёжной основе духовно-нравственного воспитания – православной вере. Это прекрасно понимают родители, поэтому в Вятскую православную гимназию уже на протяжении многих лет мы видим настоящий конкурс.

Пока, к сожалению, такая гимназия остаётся единственной в нашем регионе. Мы благодарны, что Губернатором Кировской области была поддержана инициатива открытия профильных православных классов и групп в государственных и муниципальных школах, детских садах и учреждениях профессионального образования. Рабочей группой при министерстве образования Кировской области была разработана Дорожная карта, а затем министром образования Кировской области была утверждена концепция реализации православного компонента в государственных и муниципальных образовательных организациях Кировской области, дающая возможность открытия профильных православных классов и групп по желанию родителей и при условии готовности образовательной организации и поддержке со стороны православных приходов. И мы благодарны и министерству образования, и Институту развития образования Кировской области за поддержку этого доброго начинания.

Школы и детские сады, имеющие многолетний опыт такого сотрудничества имеют возможность стать региональными инновационными площадками в сфере воспитательной работы на основе православной культуры.

В настоящее время образовательными организациями, в первую очередь школами и детскими садами при поддержке приходов, прорабатывается такая возможность. Проводится работа с родителями, создаются кружки по основам православной культуры, как в школах, так и в детских садах, которые в перспективе могут стать православными классами и группами. Родители охотно поддерживают данное направление воспитательной работы.

В настоящее время в этом направлении активно работают детские сады в городе Слободском – «Берёзка», «Золотой петушок», №16. Уже давно открыты православные группы в детском саде «Родничок» г. Котельнича. Ряд детских садов рассматривают такую возможность и проводят подготовительную работу.

Вятская православная гимназия является ориентиром для школ. На данный момент кружок по основам православной культуры работает в школе №7 города Слободского, школах села Шестаково Слободского района и пос. Зенгино Оричевского района. Рассматривают возможность открытия кружков по основам православной культуры, а в перспективе православных классов ряд школ г. Кирова и области, где для этого есть подходящие условия.

Как предмет Основы православной культуры преподаются студентам педагогических специальностей в Слободском колледже педагогики и социальных отношений.

Год назад, когда разрабатывалась дорожная карта по открытию православных классов и групп в государственных и муниципальных школах и детских садах Отделами религиозного образования и катехизации Епархий Вятской Митрополии 52 образовательных организации были предложены в качестве пилотных, т.к. в них есть подходящие условия для открытия таких классов и групп – опыт преподавания ОПК в рамках ОРКСЭ, подготовленные педагоги, поддержка родителей и сотрудничество с приходом. Предложенный список не является закрытым. Главное условие – желание самого образовательного учреждения вести эту работу. И сейчас в ряде школ такая возможность обсуждается и прорабатывается.

Мы понимаем, что необходима серьёзная подготовительная работа и Отделы религиозного образования и катехизации Вятской Епархии готовы через наши приходы поддержать образовательные учреждения в этой работе.

Прежде всего возникает проблема кадров. Мы благодарны ИРО за качественную курсовую подготовку преподавателей Основ православной культуры. Эти курсы дают необходимую базовую подготовку. Дополнением к ним может стать дистанционная подготовка на тематических курсах на площадке Клевер-лаборатории.

Много качественного материала для самостоятельного изучения Священного Писания и православного вероучения представлено на портале «Исследуйте Писания», созданного Синодальным отделом религиозного образования и катехизации в рамках реализации Патриаршей программы изучения Библии.

Мы готовы консультировать педагогов. Полагаю, что со временем в ИРО будет организована и отлажена система методического сопровождения преподавателей в православных классах и группах. На данном этапе здесь подспорьем являются временные творческие коллективы и Ассоциации православных педагогов, которые работают в г. Кирове и г. Слободском.

Следующим важным направлением сотрудничества может быть работа с родителями. Это живые встречи на родительских собраниях. Верующие родители всегда поддерживают это доброе начинание, особенно если видят присутствие и участие местного священника, особенно если он имеет в их глазах заслуженный авторитет. Родители, которые не являются прихожанами местного храма, могут священнику задать все недоуменные вопросы. Любую напряжённость снимает доверительный диалог и добровольность выбора родителями православного класса или группы.

Встречи с родителями могут быть продолжены и в дальнейшем не только в виде тематических родительских собраний, но и при проведении праздников. Приход может организовать экскурсии и поездки по святым и историческим местам для детей и родителей. Это сближает родителей, педагогов, священника.

Определённую поддержку приход может оказать православному классу или группе в виде подарков детям при проведении праздников, при формировании в школе или детском саду православной библиотеки для детей, родителей и педагогов, в оформлении класса или группы.

Начало этой совместной работы полагает договор о сотрудничестве прихода и школы или детского сада. Обязательным приложением к этому договору является план совместной работы, где могут быть обозначены самые разные направления и формы сотрудничества, исходя из местных возможностей.

В основу воспитательной работы может быть положен православный календарь. Уже многие школы и детские сады проводят мероприятия, посвящённые праздникам Рождества Христова и Пасхи, День православной книги и День славянской письменности и культуры, участвуют в конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира». Школы проводят Олимпиаду по ОПК и Литературный конкурс «Лето Господне». Этот список может быть дополнен ежемесячными, а может и еженедельными мероприятиями.

Это будет хорошим началом совместной работы, вполне соответствующей базовому уровню.

На основном уровне, где речь уже идёт о систематическом преподавании Основ православной культуры, мы готовы помогать учебниками и рабочими тетрадями для ребят. Конечно, приходы не всемогущие, но благотворители и родители, активные прихожане поддерживают доброе начинание. Так сейчас через Отдел религиозного образования и катехизации может быть организована помощь учебниками «Православная культура» Л.Л. Шевченко с 1 по 11 класс и методическими пособиями для детского сада.

На повышенном уровне, когда речь может идти о профильных факультативах и спецкурсах, помощь педагогам могут оказать преподаватели Вятского духовного училища. Так в отдельных православных школах в других регионах введено преподавание Основ православной веры, истории Церкви, православного богослужения, церковно-славянского языка для самых разных возрастов. Здесь поддержку могут оказать приходские воскресные школы, где также накоплен опыт преподавания этих предметов. Отделы религиозного образования и катехизации Епархий Вятской Митрополии готовы поделиться учебно-методическими материалами и проконсультировать педагогов.

Серьёзной поддержкой для педагогов может стать на этом этапе дистанционная подготовка на портале Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви НАСТАВНИК-ОНЛАЙН.

В рамках областного семинара, на круглых столах будут представлены презентация материалов, полезных для православных классов и групп, знакомство с первым опытом их работы в нашем регионе, обсуждены практические вопросы сотрудничества, а все возникающие проблемы будем решать с помощью Божией.

Мы на пороге большой совместной работы. Православное образование, в каком бы формате оно не было организовано, помогает человеку найти надёжную основу своей духовной жизни через осмысление православной веры и духовного опыта нашей Церкви, духовного выбора предшествующих поколений и основ православной культуры, без которой немыслима наша страна. Господь да благословит наши добрые начинания!

Протоиерей Евгений Смирнов, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Вятской Епархии

Возврат к списку