05.04.2022

Ученики преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Андрей Рублев и преподобный Даниил Черный

Мощи преподобного Сергия были обретены 5/18 июля 1422 года при преподобном игумене Никоне Радонежском. 18 июля 2022 года исполнится 600 лет со дня этого знакового события в истории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Русской Православной Церкви.

Представляем Вашему вниманию шестую статью под общей рубрикой: «Школа преподобного Сергия Радонежского».

Лучшие ученики преподобного Сергия Радонежского во всем старались походить на своего учителя. Они стремились к молитвенной и созерцательной жизни, вовсе не желали властвовать, но благодаря своим административным талантам и душевным качествам во все дни своего земного странствия принимали деятельное участие в организации церковной жизни в русском государстве, устраивая ее по заветам своего учителя, врачуя социальные нестроения евангельским духом.

Преподобный Андрей Рублев.

Преподобный Андрей Рублев был послушником у преподобного Никона Радонежского, а затем иноком в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве. Скончался в 1430 года в Андрониковом монастыре. Наиболее крупные работы Андрея Рублева - иконы, а также фрески в соборе Успения во Владимире (1408).

Деисис работы Феофана Грека и Андрея Рублева, равно как и вся златоверхая церковь Благовещения на царском дворе, у царской казны, сгорели во время большого пожара в Москве в 1547. Крупнейшие мастера древнерусской живописи, включая Дионисия, испытали глубокое воздействие его творчества. На Стоглавом соборе (1551) иконопись Рублева была провозглашена образцом для подражания: прямо было ведено «писати живописцем иконы с древних образов, как греческий живописцы писали, и как писал Андрей Рублев и протчии пресловутый живописцы».

Местночтимый святой с XVI века, был канонизирован Русской Православной Церковью в 1988 году. Произведения Андрея Рублева принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства, воплотившего возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека Святой Руси.

Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас», «Апостол Павел» (находится в Русском музее), «Архангел Михаил», все - рубеж XIV-XV веков), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приемам монументальной живописи.

В конце XIV - начале XV века Рублев создал свой шедевр - икону «Троица» (находится в Государственной Третьяковской галерее на сюжет «Гостеприимство Авраама». Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), a ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи «Троицы» - самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни.

В 1405 совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца Андрей Рублев расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 с Даниилом Чёрным и другими мастерами - Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трехъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса.

Из фресок Рублева во Владимирском Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества Божественной справедливости.

Работы Андрея Рублева во Владимире свидетельствуют, что к тому времени он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им Школы живописи.

В 1425 - 1427 годах Рублев совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублева. Колорит поздних икон более сумрачен; в части из них усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Роспись Спасского собора Андроникова монастыря (ок. 1427) предположительно является последней работой Рублева.

Искусство преподобного Андрея Рублева - это прежде всего искусство больших мыслей, глубоких чувств, сжатое рамками лаконичных образов-символов, искусство большого духовного содержания.

Преподобный Даниил Черный

Преподобный Даниил Черный - родился около 1350 года, но дата эта весьма условная. Ничего не известно ни о месте рождения Даниила, ни о его родителях. Неизвестно также, когда Даниил встретился с преподобным Андреем, которому он стал не только учителем в художественном мастерстве, но и духовным единомышленником и другом.

Даниил, как полагают исследователи, принял монашество в московском Спасо-Андрониковом монастыре или в другой митрополичьей обители. Отличался строгостью жизни. Прозвище «Черный» впервые упоминается в тексте «Сказания о святых иконописцах» (конец XVII - начало XVIII вв.), в более ранних источниках Даниил называется только по имени.

Цельность творческого наследия преподобных Андрея и Даниила такова, что современная наука считает проблему разграничения их произведений чрезвычайно сложной. Преподобный Иосиф Волоцкий пишет со слов старца Спиридона, игумена Троицкого монастыря, что преподобные иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный были весьма добродетельны и ревностны в постничестве и монашеском делании и потому сподобились благодати.

Последние свои труды иконописцы совершили в обители преподобного Сергия Радонежского. В ней после обретения его мощей преподобные Даниил и Андрей Рублев по благословению преподобного Никона расписывали Троицкий собор. После окончания работ иконописцы возвратились в Андроников монастырь, где прожили еще некоторое время. В конце жизни оба были старцами монастыря. Между кончиной сподвижников, преставившихся около 1427-1430 года, существовал некоторый временной разрыв - не менее 40 дней. Погребены они в разных могилах, но, несомненно, рядом друг с другом на монастырском кладбище, к юго-западу от Спасского собора. Перестройки в Андрониковом монастыре, проводившиеся в конце XVIII столетия, не пощадили захоронений иконописцев; их могилы сровняли с землей и предали забвению.

***

Школа преподобного Сергия Радонежского

В 2022 году празднуется 600-летие обретения мощей преподобного Сергия Радонежского

Преподобный Сергий Радонежский в русской живописи

Ученики преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Никон

Преподобный Савва

Ученики преподобного Сергия Радонежского. Епифаний Премудрый

По материалам православных источников (patriarchia.ru, pravoslavie.ru, azbyka.ru, stsl.ru и других)

Пресс-служба Вятской Епархии

Фото

Возврат к списку